3 Сентябрь 2020

Основные виды информационных действий вооруженных сил

oboznik.ru - Биологический подход к анализу войны
#война#инфовойна#общество

На основе анализа военных действий в вооруженных конфликтах последних десятилетий можно сделать вывод о том, что в содержании информационных действий вооруженных сил произошли качественные изменения.

К современным тенденциям информационных действий вооруженных сил, которые будут формировать характер военных действий будущего, следует отнести:

 существенное возрастание роли информационной составляющей вооруженного противоборства.

Это связано с появлением систем вооружения, основанных на широком использовании возможностей информационных технологий (разведывательно-ударных комплексов, высокоточного оружия, быстродействующих систем разведки, связи и управления, эффективных средств РЭБ);

 увеличение удельного веса войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космической сфере.

Происходит трансформация военно-воздушных сил в воздушно-космические, а в перспективе – в воздушно-космические силы на основе опережающего развития их космической составляющей;  изменение пространственных характеристик вооруженной борьбы. Межконтинентальная досягаемость средств поражения, широкое использование космических систем разведки, связи, навигации, перенос главных событий военных действий в воздушно-космическую сферу обусловливают глобальный масштаб войны. Все большее влияние на исход операций и боевых действий на ТВД оказывают силы и средства, базирующиеся вне этих театров;

 изменение временных параметров вооруженной борьбы – проявляется в сокращении времени на подготовку к боевым действиям за счет использования в мирное время боеготовых мобильных сил, а также в повышении быстротечности военных действий, когда сбор и обработка информации о противнике и своих войсках, принятие решения и его реализация осуществляются в реальном или близком к реальному масштабе времени;

 смещение акцента от уничтожения группировок войск противника к первоочередному избирательному поражению объектов системы государственного и военного управления, промышленности, инфраструктуры государства с широким применением для этой цели военно-технических особенностей, с помощью которого решают не только тактические и оперативные, но и стратегические задачи;  применение дальнобойного высокоточного оружия. Это позволяет реализовывать концепцию ―поражение вне зоны поражения‖, когда воздушный или морской носитель, применяя средства поражения, находится вне зоны воздействия средств поражения противника. В вооруженной борьбе делают акцент на достижение решительного перевеса над противником не за счет величины группировок войск, а путем подавляющего военно-технического и организационного превосходства над его системами сбора, обработки и передачи информации, управления, разведки, поражения, навигации, всестороннего обеспечения;  возрастание роли РЭБ.

Из вида обеспечивающего боевые действия она превращается в новый самостоятельный вид боевых действий с присущими формами и способами применения – операции РЭБ, основу которых составляет разведывательно-электронное поражение;  изменение боевого состава и структуры войска под влиянием развития вооруженной борьбы, трансформации способов ведения военных действий. В сухопутных войсках происходит отказ от структуры дивизии как основной так-

тической единицы и переход к высокомобильным формированиям типа бригадной тактической группы, позволяющим более оперативно реагировать на изменения обстановки. Таким образом, реализуется концепция трансформации ―легких‖ и ―тяжелых‖ формирований в средние, оптимально сочетающие качества двух первых - высокую стратегическую мобильность, большую ударную мощь, оперативность управления. Другими важными тенденциями также являются:  развертывание глобальной единой эшелонированной системы ПВО, способной обеспечить перехват воздушно-космических целей всех типов;

 возрастание роли ССО;

 существенное увеличение доли беспилотной авиации в боевом составе ВВС;

 дальнейшее совершенствование, интеграция и унификация систем управления, связи, разведки и РЭБ в интересах достижения превосходства в области информационного противоборства;

 формирование сил для ведения противоборства в киберпространстве и разработка теории его ведения;

 уменьшение численного состава боевых частей и подразделений с сохранением или даже увеличением общего боевого потенциала формирований посредством наращивания уровня их технической оснащенности. Развитие мирового сообщества наглядно демонстрирует, что в настоящее время критически важным государственным ресурсом, обеспечивающим национальную безопасность стран, становится информация.

При этом системы, обеспечивающие управление информационными потоками, являются неотъемлемым компонентом структуры управления государством, экономикой и обороной. Возможность воздействия противостоящей стороны на эти системы, как в явном, так и неявном виде любое государство рассматривает в качестве прямой угрозы своим национальным интересам. Например, военно-политическое руководство США считает мировое информационное пространство сферой своих жизненно важных интересов, контроль над которой позволяет им осуществлять стратегические цели глобального доминирования.

Используя свое преимущество в области разработки, производства и применения вычислительной техники и программного обеспечения, средств телекоммуникации и связи, США стремятся установить контроль над международной информационной инфраструктурой, распространить на нее свою юрисдикцию. Осознавая, что информация и процессы, связанные с ее сбором, обработкой, хранением и распределением, являются основой современных военных действий, а господство в информационном пространстве – залог успеха в реализации перспективных задач вооруженных сил, военно-политическое руководство США поставило перед ними приоритетную на ближайшие 20 лет задачу достижения информационного превосходства над противником.

Растущая зависимость развитых стран от эффективности систем и средств обработки, передачи и использования всех видов информации (политической, экономической, научно-технической, военной и др.) привела к появлению нового понятия – ―информационный потенциал государств‖. Этот термин определяют, как возможность государства обеспечить информатизацию общества, под которой понимают организационный социально-экономический и научнотехнический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Формирование видов информационных действий вооруженных сил осуществляют за счет развития научно-технического и экономического потенциалов в ходе информатизации силовых ведомств государства. При этом взаимное влияние информационных действий вооруженных сил приводит к повышению эффективности влияния каждого из них на процесс наращивания военной мощи государства.

В информационных действиях вооруженных сил можно выделить три основных компонента: инфраструктурный, управленческий и собственно информационный. Инфраструктурный компонент объединяет:

 научно-исследовательские организации и центры анализа информации, вырабатывающие аналитико-прогностическую информацию и сведения для системы подготовки и принятия решений;

 органы научно-технической, экономической, политической и другой информации, обеспечивающие или непосредственно выполняющие информационное оповещение специалистов;  базы данных, осуществляющие сбор, обработку, индексацию, каталогизацию и хранение информации в различных областях знаний;

 информационные и телекоммуникационные системы, осуществляющие сбор, каталогизацию, хранение и циркуляцию всех видов информации собственно в информационной инфраструктуре государства. Управленческий компонент включает специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками в области сбора, переработки, хранения, поиска и распространения информации. К этому компоненту относятся и органы управления, принимающие решения по вопросам информационного обеспечения, а также информационно-поисковые системы и системы управления базами данных, обеспечивающие их эффективное использование. Информационный компонент представляет собой имеющиеся и доступные знания, зафиксированные на материальных носителях и передаваемые по системе телекоммуникаций с целью их восприятия и использования в системах подготовки и принятия решений.

Эти знания образуют информационный ресурс, под которым понимают отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах). Наиболее значимыми составляющими информационного ресурса государства являются информационные ресурсы государственных органов, коммерческих организаций, неправительственных общественных организаций, а также частных лиц. В качестве тенденции развития информационных ресурсов зарубежных государств необходимо отметить ужесточающийся государственный контроль над потоками информации, в том числе и в сети Интернет.

Это обусловлено тем, что задача обеспечения информационной безопасности государства, переходит в разряд приоритетных в первую очередь объектов критически важных национальных информационных инфраструктур, к таким информационным инфраструктурам относятся инфраструктуры основополагающих отраслей национальной экономики и объекты жизнеобеспечения, нарушение функционирования которых может причинить серьезный ущерб экономике или снизить военную мощь страны. Значение обеспечения безопасности критически важных национальных информационных инфраструктур было подчеркнуто президентом США Бушем, который отметил, что революция информационных технологий изменила способы ведения бизнеса, государственного управления и обеспечения национальной обороны, а все три эти функции сейчас зависят от взаимозависимой сети критически важных информационных инфраструктур. Военно-политическое руководство США выделяет четыре типа угроз, характерных для информационной инфраструктуры.

Первый тип – умышленное нарушение нормального функционирования информационных процессов и вывод из строя объектов информационной инфраструктуры. К примерам такой деятельности американские специалисты относят разного рода нарушения сеансов информационного обмена или проведения каких-либо электронных финансовых операций, срыв проведения электронных конференций и переговоров, провоцирование сбоев в работе различных объектов национальной информационной инфраструктуры, в том числе обеспечивающих управление сложными техническими системами, отнесенными к категории критически важных. Второй тип – незаконное получение и использование информации и данных. К этой группе угроз относится разноплановая криминальная деятельность, начиная от незаконного получения паролей доступа до проникновения в федеральные информационные сети и системы. При этом основная сложность в расследовании преступлений такого рода связана с идентификацией источника враждебного информационного воздействия, в качестве которого может выступать как отдельный хакер, так и хорошо организованная команда профессионалов, работающая в интересах государства – вероятного противника.

Третий тип – манипуляция информацией с целью достижения политических, экономических, военных преимуществ или удовлетворения собственных амбиций правонарушителей. Такого рода информационные атаки могут проводиться комбинированно, совместно с атаками, отнесенными к первой и (или) второй группе. Особенность угроз данного типа заключается в том, что нельзя однозначно оценить ущерб от их реализации. Если в некоторых случаях это может быть основанием для какого-либо официального заявления и негативные последствия оперативно устраняют, то иногда ущерб бывает гораздо более значительным, особенно когда такого рода атаки не обнаружены и связаны с манипулированием финансовой, экономической или военной информацией. Примером реализации такого вида угроз являются действия военнополитического руководства западных стран в ходе конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года, когда, используя свое влияние на глобальные СМИ, была предпринята попытка навязать мировому общественному мнению необъективную информацию о событиях в данном регионе. Четвертый тип – разрушение или уничтожение объектов критически важной инфраструктуры государства и его ВС путем воздействия на них через информационно-управляющие сети. Реализация угроз этой группы может иметь значительные негативные последствия, как для экономики страны, так и для ее безопасности.

Это подтверждают результати информационных атак на объекты жизненно важной инфраструктуры в Сербии (1999), целями которых были отдельные системы энергоснабжения и переработки топлива. Другим примером являются действия ВС Израиля в ходе проведения в сентябре 2007 года операции ―Вишневый сад‖ по уничтожению крупного сирийского строительного объекта. Радиолокационные станции средств ПВО также были подавлены в результате проведения компьютерной сетевой атаки. Формирование информационных ресурсов военной составляющей государства происходит путем внедрения в практику военного дела передовых достижений в области информационных технологий, позволяющие в значительной степени повысить оперативность подготовки и принятия решений на всех уровнях управления войсками. Процесс информатизации ВС осуществляется как за счет привлечения национальных информационных ресурсов, обеспечивающих рост потенциала государства, так и за счет информационных ресурсов собственно военного ведомства.

Сложившаяся в настоящее время теория военного потенциала государства объединяет все аспекты деятельности его институтов, направленные на накопление и использование военной мощи страны, призванной обеспечить ее национальные интересы. Изменение уровня военного потенциала происходит в результате изменения его взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: собственно военного, военного научно-технического, военно-экономического и военного информационного потенциалов. Военный информационный потенциал является частью информационного потенциала государства, обеспечивающей повышение качественного уровня видов информационных действий вооруженных сил. Как и в информационном потенциале государства, в военном информационном потенциале можно выделить те же три компонента: инфраструктурный, управленческий и информационный. По составу они в целом повторяют аналогичные компоненты информационного потенциала государства, однако более специализированы на решении задач обеспечения военных операций.

Военный информационный потенциал как набор элементов информационных действий вооруженных сил, например в США, реализуется через информационные ресурсы военного ведомства, функционирующие в рамках создаваемой информационной инфраструктуры, информационные ресурсы министерства энергетики, НАСА, разведывательного сообщества и других органов, обеспечивающих обороноспособность страны, а также через организационные структуры, отвечающие за процесс информатизации в этих учреждениях. Необходимо отметить важную роль, которую американское военно-политическое руководство отводит разведывательному управлению министерства обороны (РУМО). В настоящее время эта организация предназначена не только для обеспечения военного командования соответствующей информацией, но и должна стать полноправным участником коалиции организаций, занимающихся обеспечением национальной безопасности.

Деятельность РУМО направлена на предотвращение нежелательных для США конфликтов за счет сбора информации, в том числе и с использованием правительственных, частных и публичных информационных ресурсов, и принятия соответствующих упреждающих мер. По взглядам американского военного руководства, военная разведка должна уделять особое внимание организации взаимодействия с такими структурами, как интернет-издания, глобальные радио- и телесети, обладающие, с одной стороны, значительными возможностями по сбору информации, а с другой – возможностями по формированию необходимого общественного мнения в нужном месте и в нужное время. Данное положение изложено в ―Единой оперативной концепции‖, ―Операции по сдерживанию‖, версия 2, 2006 года издания. Одной из основных в строительстве единого информационно-коммуникационного пространства является стратегическая программа министерства обороны США по созданию глобальной информационно-управленческой сети, предназначенной для информационного обеспечения всех элементов системы национальной безопасности страны, в том числе и вооруженных сил.

Эта программа объединяет взаимосвязанные распределенные вычислительные системы коллективного пользования, локальные вычислительные сети, системы связи, базы данных, системы компьютерной и сетевой безопасности, средства обучения пользователей, а также другие элементы, предназначенные для централизованного удовлетворения всех информационно-технических потребностей системы управления войсками и органов административного управления. Работы по созданию сети предусматривают реализацию ряда взаимосвязанных программ различных министерств и ведомств США. На эти цели в ближайшие 10 лет планируют израсходовать порядка $200 млрд.

Таким образом, виды информационных действий вооруженных сил на современном этапе являются важнейшим неотъемлемым компонентом военного потенциала государства, и их роль и место со временем будут только возрастать. Новизна, значимость и высокая динамика развития информационных действий вооруженных сил ставят перед исследователями определенные проблемы, требующие порой нетривиальных методов решения. Прежде всего, необходимо разработать концептуальные основы, терминологию, понятийный аппарат, критерии и показатели оценки информационных действий вооруженных сил, определить основные направления научно-технической и экономической политики в этой области, тенденции и перспективы развития процесса информатизации, выявить организационные, технические и технологические компоненты информационных инфраструктур военных ведомств основных зарубежных стран, а также усовершенствовать методический аппарат исследований, разработать программно-аппаратные комплексы доступа к национальным и ведомственным информационным ресурсам.

Информационные действия вооруженных сил играют важную роль в ходе информационного противоборства, которое ведется как в целях обеспечения задач, решаемых на государственном уровне, так и для обеспечения операций вооруженных сил. В целях обеспечения задач, решаемых на государственном уровне, предполагается оказывать целенаправленное, главным образом информационнопсихологическое воздействие как на военно-политическое руководство потенциального противника, так и на руководство союзных стран. При этом применяют следующие способы:  политические, дипломатические и экономические акции; психологические операции (в том числе подрывные);  политическая и экономическая поддержка оппозиционных групп и движений;  проникновение в системы государственного и военного управления;  мероприятия по разрушению и искажению информационных ресурсов, а также по введению в заблуждение противника и защите собственных информационных ресурсов. В США совокупность используемых способов, сил и средств оказания информационно-психологического воздействия при решении задач информационного противоборства на государственном уровне составляет содержание такого нового понятия, как ―стратегическая коммуникация‖.

Стратегические коммуникации США используют следующие основные инструменты: публичную дипломатию – целенаправленное информирование международной общественности, а также установление и поддержание контактов в сфере образования и культуры формирования привлекательного образа страны; связь с общественностью – деятельность служб по связям с общественностью, входящих в организационную структуру Белого дома, Совета национальной безопасности, а также министерств, ведомств и военных командований ВС США, с целью информирования и оказания воздействия на население и СМИ США; международное вещание – деятельность служб, финансируемых правительством США, направленная на распространение новостей сообщений, информации, программ публичной дипломатии, а также развлекательных программ посредством радиовещания, спутникового телевидения и глобальной сети Интернет; психологические операции, проводимые с использованием СМИ – осуществление заранее спланированных мероприятий, предусматривающих доведение специально подготовленной информации и психологических установок объекту воздействия с целью принятия им благоприятных для США решений. В полной мере все инструменты СК США проявились в ходе обеспечения американцами поддержки действий Грузии в ходе конфликта в Южной Осетии (август 2008 года).

В частности, были проведены следующие мероприятия:  дезинформация относительно того, кто является агрессором в данном конфликте;  фальсификация хронологии событий, искажение информации с мест боевых действий, завышение потерь российских ВС;  использование трибуны Совета Безопасности ООН для формирования благоприятного для грузинской стороны мирового общественного мнения;  активное сотрудничество высших должностных лиц Грузии с глобальными СМИ путем дачи интервью на английском языке;  вбрасывание информации, о якобы имеющей место ―гуманитарной катастрофе‖ в Грузии;  прекращение вещания российских телевизионных каналов на территории Грузии;  активное использование возможностей глобальной сети Интернет для распространения специально подготовленной дезинформации, сообщения о ―победах‖ грузинской армии в начале конфликта;  попытки блокирования российских англоязычных Интернет-изданий;  изоляция населения Грузии от информации о реальном состоянии и действиях сторон, участвующих в конфликте;  подготовка и проведение диверсионных акций, провокаций и их тенденциозное освещение в СМИ с целью дискредитации РФ и ее ВС;  демонстрация по телевидению сфальсифицированных фактов жестокого отношения российских солдат к мирному населению;  дезинформация об уничтожении городов Грузии ВВС России. В целях обеспечения операций вооруженных сил при ведении информационного противостояния предусматривается комплексное использование различных сил и средств, а также проведение необходимых мероприятий с применением вооруженных сил во всех звеньях управления вероятного противника в интересах достижения над ним информационного превосходства и обеспечения защиты своих систем управления войсками, боевой техники и оружия от аналогичных действий противника. Основной формой ведения информационного противостояния при обеспечении операций вооруженных сил (любого масштаба, вне зависимости от преследуемых целей) является информационная операция.

Информационная операция (ИО) – совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени информационных воздействий на объект или группу объектов государственного или военного уровня противника, проводимых по единому замыслу и плану в мирное и военное время. Информационные операции подразделяют на наступательные, оборонительные и специальные, проводимые как последовательно, так и одновременно. Зарубежные эксперты выделяют следующие виды (действия) информационных операций: радиоэлектронная борьба; операции в компьютерных сетях, к которым относятся операции по воздействию на компьютерные сети противника с целью дезорганизации, снижения эффективности их работы и невозможности использования или полного уничтожения; операции по защите компьютерных сетей своих ВС от воздействия на них противника, от взаимных помех работающих радиоэлектронных систем своих ВС и обеспечению безопасности и устойчивости работы сетей; операции по использованию компьютерных сетей противника с целью несанкционированного доступа к информационным ресурсам, извлечения из них и использования в своих интересах секретной информации, преднамеренного искажения и подмены контента для дезинформации; операции по оказанию информационного воздействия, включающие психологические операции, военную дезинформацию, обеспечение безопасности действий войск (сил), контрразведывательные операции, операции по противодействию пропаганде противника, связь с общественностью.

Разработка и реализация эффективных способов и приемов информационного противоборства с использованием передовых компьютерных технологий окажут огромное воздействие на характер проведения операций в ближайшем будущем и могут превратить военную кампанию в одну большую ―информационную войну‖. Это обусловлено: во-первых, новые информационные технологии значительно повысят объем, точность и скорость передачи, обработки и анализа данных, в результате чего командные и управленческие структуры всех степеней поднимутся на принципиально новый уровень планирования операций и управления войсками; во-вторых, будущие технологии повлекут за собой изменение структуры управления войсками с учетом того, что передача данных будет осуществляться как традиционно по иерархической вертикали, так и по горизонтали – циркулярно по всем вышестоящим и подчиненным звеньям.

В настоящее время основным документом, в котором изложен порядок ведения информационного противоборства в целях обеспечения операций ВС США, является концепция ―Борьба с системами управления‖. В этой коммуникации определен порядок комплексного использования средств и методов обеспечения безопасности операций, военной дезинформации, ПсО, РЭБ и физического уничтожения, их обеспечения данными разведки для негативного влияния на качество информации противника, вплоть до ее разрушения, уничтожения или воспрепятствования прохождения до органов и систем управления, одновременно с эффективным применением средств и методов защиты собственных органов и систем управления от аналогичных действий противника. Борьбу против систем управления противника предполагается вести во всем оперативном пространстве и на всех уровнях конфликта.

Отличительной чертой данной концепции является комплексное (интегрированное), скоординированное использование всех этих элементов с целью уже в мирное время на этапе подготовки операций (кампаний) оказывать влияние на процесс принятия решений командованием противостоящей группировки в выгодном для американских войск направлении, а с началом военных действий – снизить эффективность или разрушить систему управления противника, завладеть и удерживать информационное господство. Военно-политическое руководство США считает, что реализация новых информационных технологий при проведении информационных операций будет способствовать подходу вплотную к новой революции в военном деле, которая позволит СШA после 2010 года не только кардинально изменить характер военных действий, но и оказывать влияние на военно-политические решения, принимаемые на государственном уровне, обеспечивая гарантированную безопасность и устойчивость национальной информационной инфраструктуры и ее составных элементов, а также достижение и удержание информационного превосходства над противником.

По оценкам военных специалистов США, значение ИВ в современных условиях возрастает по экспоненте в связи с широким внедрением компьютеров и значительным ростом их возможностей, использованием высокоскоростных средств связи и новейших систем сбора информации. Военные аналитики США подчеркивают, что ущерб экономике страны от нарушения функционирования вычислительных систем в структурах государственного управления и финансовых организациях можно сравнить по последствиям только с применением против США ядерного оружия. И хотя, на первый взгляд, такое нападение не сопровождается катастрофическими разрушениями физических объектов и человеческими жертвами, поражение в ИВ навсегда отбрасывает проигравшие страны на обочину мировой истории. Как только США, Япония или другие высокоразвитые страны добьются подавляющего преимущества в информационной области, они смогут с достаточно высокой степенью вероятности моделировать поведение остальных стран, ―заставлять‖ их делать определенные ходы, т. е. они получат почти неограниченные возможности управления побежденными странами.

В ИВ победитель уже никогда не потеряет своего преимущества, так как он может предсказывать и контролировать все действия побежденной стороны. Чтобы не оказаться в обидном положении проигравшей стороны, государство и общество должны признать наличие угрозы боевых информационных действий. Таким образом, информационные действия вооруженных сил становятся одной из форм борьбы между государствами; системой мер, проводимых органами государственного и военного управления по единому замыслу и плану с целью достижения информационного превосходства в сфере управления государством и вооруженными силами путем воздействия на военно-политическое руководство и информационный (в том числе и военный) потенциал иностранных государств и защиты от аналогичных действий с их стороны.

Организация информационных действий вооруженных сил : учебник / [С. А. Микусь, В. А. Войтко, В. А. Кацалап и др.]. – К. : НУОУ им. И. Черняховского, 2019. – 144 с.

Другие новости и статьи

« После кончины Бориса Боярская дума и население столицы принесли присягу на имя наследника Федора Годунова и его матери

Обеспечение военной полицией режима содержания военнослужащих на гауптвахтах »

Запись создана: Четверг, 3 Сентябрь 2020 в 17:03 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика