Социальное мифотворчество в контексте глобальных вызовов России
В современных условиях глобального взаимодействия можно выделить ряд факторов, в рамках которых и формируются глобальные вызовы для России, на которые она в ближайшие годы должна дать достойный ответ. К ним следует отнести: - истощение мировых ресурсов, включая те, что находятся на территории РФ и обострение борьбы за них [1]; - новый виток борьбы за мировое господство и лидерство, в связи с постепенной утратой США своих позиций и началом процесса формирования полицентричного мира, который может установить глобальное равновесие, но вряд ли сумеет устранить власть «хозяев денег», рассчитывающих с изменением контуров будущего лишь усилить контроль над миром через глобализацию и информационные технологии [См.: 2; 3]; - затяжной трансформационный кризис [4], связанный с переходом человечества к шестому технологическому укладу, который обычно ассоциируется с т. н. «информационной волной», лидерство в которой будет у тех, кто сумеет эффективнее других распорядиться новыми технологическими преимуществами и даст миру наиболее привлекательный проект. В свете сказанного, основная борьба между глобальным игроками в ближайшем будущем развернётся за качество людей, технологий и идей. При этом мир уже сейчас стал на порядок более конфликтным, создавая проблемы ситуативного порядка требующие быстрого реагирования в условиях полной непредсказуемости последствий. В результате в сфере былого влияния России наблюдается образование недружественных и даже враждебных для неё государств. В опасной близости от РФ возникают новые очаги войны и военные угрозы.
Параллельно с этим наблюдаются системные действия США по созданию «геополитического плюрализма на постсоветском пространстве» (Стивен Манн), что означает последовательный отрыв от России тех стран, которые ранее являлись дружественными для неё. Главная задача системных действий США по отношению к России – максимальное истощение и ослабление её, позволяющее взять под контроль ресурсы и территорию РФ без прямого военного вмешательства [5]. А поскольку Америка в открытое военное столкновение с Россией вступать не собирается, для ослабления и подчинения РФ используются другие средства и методы в контексте таких понятий, как «гуманитарные технологии», «цветные революции», «технологические объятия», «стратегия непрямых действий», «мягкая сила», «гибридная война», «новый образовательный стандарт», которые осуществляются финансовой глобальной элитой извне и олигархической элитой внутри страны [6].
В этой «Большой игре» Россия не может себе позволить ограничиваться лишь сиюминутной реакцией на происходящее, не выстраивая его стратегически в тех областях, за которые идёт борьба, потому что «Большая игра» против РФ ведётся в долгую. А значит России нужна стратегия, которая исходит из причин, цели и характера данной борьбы, учитывает потенциал глобальных «игроков» и возможности РФ в тех областях и сферах, где позиции Запада особенно сильны. Основную цель Запада по отношению к России на данном этапе в своё время лучше и честнее других выразил бывший советник президента США по безопасности Зб. Бжезинский, сказав, что новый мировой порядок под гегемонией США будут строить против России, за счет России и на обломках России1 . Иначе говоря, Западу в лице «хозяев денег» (В.Ю. Катасонов) нужен ресурс РФ, за счёт которой он будет усиливать своё господство в мире, как это делали столетия назад страны «Старого света», выстраивая своё благополучие на материале завоеванных ими колоний [7]. Правда, в отличие от тех лет, чтобы добиться своей цели Западу уже не нужно завоевывать и оккупировать страны, за счёт которых он собирается жить. Для этого существуют т. н. гуманитарные технологии, позволяющие разложить любое общество изнутри, как это было сделано в своё время с СССР, который имел мощную экономику и ракетно-ядерный потенциал, но ничего не смог противопоставить Западу в идущей за умы людей информационно-психологической войне. Тогда, в период «перестройки» гражданам СССР казалось, что, пороча и разваливая свою страну, они смогут сделать её лучше. На деле, Советский Союз стал для Запада законной «добычей» и «пищей» [См.: 8]. Теперь в России многие понимают это. Но понимание причин развала СССР ещё не означает, что его уроки усвоены. И вот тут выясняется, что достойный ответ на стоящие перед Россией вызовы невозможен без понимания роли и значения исторически сложившихся в стране на основе определённой культурной традиции ценностных смыслов, которые позволяют нам сохранить себя социально и личностно в рамках определённой культурной идентичности [См.: 9]. Однако поле ценностных смыслов представляет собой своеобразную мифосферу, где миф есть в образносимволической форме отражённая реальность, которая возникает в человеческом сознании, когда он пропускает информацию сквозь себя, помножив её на свои чувства, страхи, желания и надежды [См.: 10]. Как следствие, мы всегда пребываем в мифе, а миф пребывает в нас, делая нас такими, какие мы есть. Он не зависит от нашего ума и образования, и отражает всё лучшее и худшее в нас, формируясь с нами в процессе социализации [См.: 11].
К сожалению, эту свою живую мифологию, люди, как правило, не распознают, воспринимая её как правду, которая помогает им развиваться и выживать, а мифом считают то, что уже ими отброшено. Легенды, байки, былины, сказания, исторические фейки – словом то, что ими отторгается и воспринимается как очевидная и вредная ложь. Однако настоящий миф – другой. Он не может быть оценен только в рамках понятий лжи и правды, потому что нами осмысливается как реальность, ради которой мы живём [См.: 12]. Так происходит потому, что, взаимодействуя с социальным пространством, мифы создают поле ценностно означенных смыслов, которое выдающийся русский семиолог Г.Д. Гачев называл «космо-психо-логосом» [См.: 13]. И утрата его обходится обществу очень дорого. Пример тому – развал СССР, когда с помощью гуманитарных технологий Запада предавшие свою страну советские элитарии рвали на куски Советский Союз. И он наглядно показывает, что чтобы морально разложить общество и обвалить государство достаточно разрушить воплощённую в определённой мифологии идеологию, которая апеллирует к общим ценностям, канализируя энергию массового энтузиазма в создание и функционирование соответствующих институций. Всё остальное падёт само собой и его не спасут ни армии, ни ракеты, потому что против мифов они бессильны.
Так миф становится фактором национальной безопасности страны, отвечающим за духовные основы общества и его мотивацию. Особую роль в социальном мифотворчестве играет наша историческая память. Память поколений, живших до нас. Память охранительная и отражающая здоровое состояние общества или его болезнь и наступающую горячку. Ведь миф – форма и способ нашего переживания во времени, от которого мы не можем избавиться и без которого не можем жить. Память чувств и переживаний, отложенных в подсознании и хранящих ответ на вечный вопрос: «Кто мы? Откуда? Куда идем?» В свете этого стоит признать, что в мифах кроются те резервы выживания, без которых человек существовать не может, как бы он при этом к мифам ни относился, ибо миф есть смысловое поле культуры. Особым образом организованная информация, хранящая опыт существования и развития социума, происхождение и значение которого нам до конца не известно. К тому же важно, что миф, руководствуясь нашими мотивациями, никогда с нами не спорит и всегда выдаёт нам то, что мы от него хотим, помогая нам созидать и разрушать, вдохновляя на великие дела или развенчивая символы веры, моделируя нормы поведения и обосновывая их смену. Так происходит потому, что миф как зеркало отражает нас такими, какими мы хотим себя видеть, и даёт ответы сообразно с нашими желаниями.
Миф отражает нас, вопрошая; отвечает, утаивая; озадачивает, означивая; позволяя почувствовать, что ответы где-то рядом, полускрыты за тождеством вопроса и ответа – как спрашиваем, так и отвечаем. Поэтому бороться с ним в принципе - бесполезно, т. к. даже отрицанием мифа мы его только множим, в лучшем случае меняя старые мифы на новые. Разумеется, бороться с отдельными мифами нужно. Но лишь с теми, что побуждают нас быть хуже, работают на наше разъединение, настраивают на низкое и разлагают нас изнутри [См.: 16]. Однако, коль социальное мифотворчество играет для общества такую важную роль, но при этом информационно-психологическое воздействие мифа обычно людьми не распознаётся, именно эта сфера становится для социума наиболее значимой и одновременно уязвимой. Ведь если раньше данный процесс протекал преимущественно подсознательно и спонтанно, то, в отличие от былых времён, современное общество может использовать его осознанно и технологически грамотно, рассматривая мифотворчество, как особую метатехнологию. Эта метатехнология позволяет не только защищаться от чужого информационно-психологического воздействия, сохраняя свою социокультурную целостность, но и осуществлять экспансию, вскрывая и осваивая чужие смысловые пространства с пользой для себя [См.: 17]. И вот тут выясняется, что миф уже давно из проблемы превратился в механизм решения проблем, который нужно хорошо знать и грамотно использовать с пользой для страны. Механизм, открывающий новые возможности, включая технологии, позволяющие разрушать и конструировать сложные социальные объекты. О возможности мифа выступать субъектом социального процесса и влиять на него решающим образом говорят хотя бы такие известные высказывания, как «идеи правят миром» или «овладев массами, идеи становятся материальной силой». Ведь понятно, что сами по себе идеи не обладают суггестивным воздействием. Для этого они должны быть мифологизированы, стать мифом, то есть обрести образносимволическую форму, создав ярко и доступно представленный и одновременно осмысленный в определённом ключе образ, близкий и значимый для всех [23]. Понятно, что если миф активно используется как политический инструмент во взаимодействии культур и цивилизаций, то и воспринимать его следует не только как проблему, но и как решение.
В этом смысле важно:
- научиться понимать миф, а через понимание его контролировать и использовать, или по крайней мере знать механизм мифотворчества, исходя из того, что если вы не занимаетесь мифом, то миф займется вами; - заниматься укреплением и развитием того, что составляет основу духовности России, ставя этот вопрос на первое место и рассматривая его в контексте социального мифотворчества. Ведь в современных условиях нарастания глобализации и процесса т. н. «Третьей волны» [См.: 18], когда информационные технологии выдвигаются на первый план и в деле воздействия на других людей приобретают решающее значение, роль мифа становится важна и значима как никогда. В чём же заключается его роль и значение? Чтобы управлять миром в эпоху Третьей волны, совершенно не обязательно покорять его с помощью привычного оружия, сделав ставку на контроль над ценностными смыслами. Ведь кто контролирует смыслы общества, контролирует и само общество. Кто формирует смыслы социума, тот управляет сознанием людей. Кто управляет их сознанием, тот контролирует и их ресурс.
В стратегическом плане системно организованная атака на ценностно означенные смыслы взаимодействующих сообществ уже эффективнее бомб и ракет и представляет одну из основ т. н. нелетального оружия будущего. И это даёт основание считать развёрнутое в рамках конфликта цивилизаций мифотворчество оружием массового поражения «Третьей (информационной) волны», когда под удар ставятся символически означенные ценностные смыслы наций, цивилизаций, вызывая их разложение и крушение. Поэтому государствам, которые хотят сохранить свою независимость, и элитам, которые хотят контролировать свои государства, нужно учитывать роль мифа в обществе и грамотно этим знанием пользоваться [См.: 19]. Благодаря грамотно созданным и используемым мифам, глобальные игроки могут мировоззренчески разоружать государства и народы, получая под свой контроль те ресурсы, для обладания которых они раньше должны были оккупировать страны и даже уничтожать народы. С его помощью можно менять идентичность и ценностносмысловую ориентацию людей, программируя и кодируя их в соответствии с политическими установками. Таким образом, очевидно, что в условиях активизации борьбы за новый мировой порядок человечество ожидают новые войны мифов, войны образов и проектов, войны символов, смыслов и идентичностей. Ведь глобальным «хозяевам денег» могут противостоять только «творцы смыслов». Конкуренция проектов настоящего и будущего потребует сильных мифологий, органично сочетающих динамизм с устойчивостью, а нацеленные на вечность ценностные начала с эффективностью креатива. Как следствие – на первое место выдвигается способность общества конкурировать с другими социумами в пространстве ценностных смыслов.
И с учётом этого, в недалёком будущем новым глобальным лидером станет тот, кто сумеет создать самый привлекательный и эффективный проект, где привлекательность проявляется в новых интерактивных формах архетипических ценностных начал, а технологии будут помножены на великий созидательный миф. Трудно сказать, насколько в руководстве РФ понимают это, с учётом сохранения господства либеральной идеологии, чья задача сводится к усилению культурной зависимости России от Запада, несмотря на ослабление влияния либерализма в мире [См.: 20]. Однако заметно, что в условиях информационнопсихологической войны РФ начинает осознавать, что помимо социальноэкономической, технологической и военной угроз есть ещё вызовы в области отвечающей за пространство ценностных смыслов культуры. А она становится крайне важным силовым направлением, от состояния которого зависит качество людей, идей и технологий, а значит достойное будущее России возможно лишь «при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека» [21]. Исходя из этого, руководство РФ приняло в декабре 2014 г. «Основы государственной культурной политики», где подчёркнуто, что «государственная культурная политика признаётся неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности», а сама культура «возводится в ранг национальных приоритетов». Недаром, по мнению министра культуры РФ В. Р. Мединского, «культура — это духовное и материальное выражение того, что мы сами думаем о себе, о своей стране и своих ценностях, о современности и исторических традициях, а также о будущем. … Культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты». В этом смысле «она действительно имеет стратегическое значение для развития страны» [22].
Но то, что имеет стратегическое значение, должно и реализовываться стратегически. Однако принятие «Основ государственной культурной политики» не означает, что поворот в сторону данных проблем произошёл. Тому подтверждением является недооценка проблемы экспансии мифологии и идеологии украинства. И это лишний раз подтверждает, что зачастую от понимания проблемы до практических действий государства по её решению, нередко проходят долгие годы. Только есть ли они у России сейчас в условиях перехода трансформационного кризиса из латентной в активную стадию, пока не ясно.
Литература 1. Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. Пределы роста. М.: ИКЦ Академкнига, 2007. 342 с. 2. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 416 с. 3. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.: Рефл-Бук, К.: Ваклер, 2002. 480 с. 4. Стариков Н. Кризис: Как это делается? СПб.: Питер, 2010. 304 с.: ил. 5. Бжезинский Зб. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис. М.: Астрель. 2012. 285 с. 6. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с. 7. Уткин А.И. Новый мировой порядок. М.: Алгоритм, Эксмо. 2006. 640 с. 8. Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических реформ». К. : МАУП, 2004. 224 с. 9. Ставицкий А.В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации. Севастополь: Рибэст, 2013. 160 с. 10. Ставицкий А.В. Современный миф и его основные функции. Севастополь: Рибэст, 2012. 238 с. 11. Ставицкий А.В. Онтология современного мифа. Севастополь: Рибэст, 2012. 543 с. 12. Ставицкий А.В. Современная мифологика: опыт постижения Иного. Севастополь: Рибэст, 2012. 192 с. 13. Гачев Г. Национальные образы мира : Курс лекций. М. : Издательский центр Академия, 1998. 432 с. 14. Матвейчев О. Беляков А. Троянский конь западной истории. СПб.: Питер, 2014. 15. Ставицкий А.В. Современный миф: его природа и предназначение. Севастополь: Рибэст, 2013. 148 с. 16. Ставицкий А.В. Национально-исторический миф Украины. Севастополь: Рибест. 2015. 748 с. 17. Ставицкий А.В. Украинская мифоистория в режиме информационной войны. Севастополь: Рибэст, 2014. 176 с. (Серия «Мифы Украины»). 18. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784 с. 19. Ставицкий А.В. Украинская «элита»: идентичность и глобальный выбор. Севастополь: Рибэст, 2013. 208 с. 20. Валлерстайн И. После либерализма: Пер.с англ. / Под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. М.: Едиториал УРСС, 2003. 256 с. 21. Основы государственной культурной политики / / Kremlin.ru - официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет . 24.12.2014. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения: 20.12.2018). 22. Мединский В. «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» // Известия: интернет-сайт. 15.09.2015. URL: http://izvestia.ru/news/587771 (дата обращения: 10.12.2015). 23. Ставицкий А.В. Переяславская рада: опыт мифологической интерпретации. Севастополь: Рибэст, 2014. 124 с.
Ставицкий А.В.
Другие новости и статьи
« Обеспечение военной полицией режима содержания военнослужащих на гауптвахтах
Великий миф о Великом Новгороде »
Запись создана: Четверг, 3 Сентябрь 2020 в 17:39 и находится в рубриках Новости.
метки: миф, мифотворчество
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика