Великий миф о Великом Новгороде
В отечественной историографии сложилось весьма устойчивое представление о Новгородской республике как процветающем средневековом государстве, находившимся на одном уровне с Западной Европой и остановленном в своем поступательном развитии присоединением к Москве. [1, с. 479–493]. Однако при детальном исследовании вопроса выясняется, что мы имеем дело с мифом, точнее сразу с несколькими. Укажем наиболее важные из них. Миф 1: новгородцы − первооткрыватели новых земель на востоке.
Считается, что новгородцы были прирожденными путешественниками и первооткрывателями, которые освоили огромные территории Северо-Восточной Европы вплоть до Урала. В связи с этим возникает закономерный вопрос, какими силами они осуществили это? Ведь на данных землях уже проживало финно-угорское население, занимавшееся в основном охотой и рыболовством. Его надо было подчинить и принудить платить дань пушниной. Для сбора дани требовались профессиональные дружины, способные регулярно совершать тяжелейшие многомесячные переходы и отражать нападения тех, кто не желал платить. Но в Новгороде не было профессиональных воинов, во всяком случае, до XIII в., поскольку отсутствовало регулярное войско. На случай боевых действий здесь собиралось народное ополчение обычно во главе с тысяцким.
Профессиональных воинов представляла дружина князя, которого приглашали в Новгород на основе договора из других земель Руси, обычно из Владимиро-Суздальского княжества. Именно дружина во главе с князем участвовала в боевых действиях, отражая нападения неприятеля, а также совершала недалекие походы с целью сбора дани с территории, которую ей отводили для кормления [2, с. 20–24]. Земли, завоеванные княжеской дружиной, князь считал своей собственностью. Это пытались опротестовать новгородцы. В результате завязывались многолетние тяжбы. Так было, например, с Терским полуостровом, на который претендовали как князья, так и новгородцы [3, с. 81–84]. В дальние и длительные походы к Уралу и в Зауралье дружина князя не ходила. Эта миссия была возложена на ладожан − жителей Юго-Восточного Приладожья, территории, именуемой археологами приладожской курганной языческой культурой. Время ее существования − конец IX – начало XIII вв. [4, с. 132–157]. Ладожане, жившие подобно скандинавам отдельными усадьбами на обширной территории, представляли собой сообщество, основным занятием которого был сбор дани мехами с финноугорского охотничьего населения. В 1019 г. князь Ярослав «Мудрый» передал их земли в качестве свадебного выкупа за шведскую принцессу скандинавам. Последние создали здесь Ладожское ярлство, просуществовавшее до 1105 г. [5, с. 196].
После изгнания скандинавов из Ладоги ладожане совместно с псковичами и новгородцами участвовали в 1136 г. в создании Новгородской республики. XII век был временем расцвета Ладоги. В городе жили купцы-ладожане, принявшие крещение. На вырученные от пушнины деньги они построили здесь пять каменных храмов (чего не могли позволить себе новгородцы), а также церковь на шведском острове Готланд. Попытка князя Ярослава Всеволодовича в 1220-е гг. насильно крестить карелов и сельских ладожан привела к тому, что последние бежали из Юго-Восточного Приладожья. Тогда же здесь исчезает курганная культура [6, с. 333–341]. В 1230 г. при заключении очередного договора (ряда) с новгородцами земли бывшей «Ладожской автономии» были переданы князю Ярославу в кормление. Так появился Обонежский ряд [7, с. 161]. Миф 2: Новгород − развитый торгово-ремесленный город Европы. Отечественные историки нередко представляют Новгород развитым городом, равным по своей экономической мощи европейским городам.
Посмотрим, чем в реалии торговали новгородцы и что они производили. Основным экспортным товаром Новгорода была пушнина, которую до 1230 г. добывали ладожане. Они же в XII в. составляли основную массу торговцев Новгородской республики, связанных с Европой. Какая-то часть их жила в Новгороде. Здесь купцами-ладожанами был возведен каменный храм Бориса и Глеба, в котором на протяжении столетий бережно хранились атрибуты язычества ладожан, так называемые палицы Перуна, уничтоженные в 1652 г. по требованию новгородского митрополита (позднее патриарха) Никона [8, с. 91]. Всего этого не могли позволить себе новгородцы, которые явно завидовали ладожанам. Определенную роль в торговле играла перепродажа воска, закупаемого в основном во Владимиро-Суздальском княжестве. Практиковалась продажа рабынь, предназначенных для иностранцев. Правда, порой случались международные скандалы: новгородцы пытались подсунуть иноземцам бракованный товар: беременных женщин. В свою очередь из стран Европы в Новгородскую землю регулярно ввозились сукна, кожи, соль (везли из Любека, хотя она имелась у себя под боком − в Старой Руссе), вина, пиво, рыба, лошади, металлы и даже керамика.
Новгород сам практически ничего не производил на экспорт. Свое кожевенное производство зародилось здесь во второй трети XV в. В XVI в. в Новгороде начали изготавливать сукно: до этого его полностью импортировали из Фландрии. Скорняжное производство находилось на таком низком уровне, что на качество мехов постоянно жаловались ганзейские купцы. Новгородцы не смогли удержать в своих руках торговлю, которая досталась им от ладожан, и по существу отдали ее на откуп ганзейским немцам, диктовавшим кабальные для Новгорода условия. Торговля являлась, как правило, меновой, без использования монет. В Новгороде постоянно проживало 200-250 иностранных купцов, старательно изучавших русский язык, тогда как сами новгородцы не проявляли к иностранным языкам никакого интереса, поскольку не планировали бывать в Европе. Новгород не имел своего порта.
Поэтому товары из Европы два раза в год доставлялись иностранными купцами на кораблях до Финского залива. Там их перегружали на речные суда, которые с большим трудом достигали Новгорода. Реже купцы попадали в Новгород сухопутным путем, следуя из Прибалтики. Новгород не был для ганзейской Европы равноправным партнером, а был интересен лишь как поставщик ценной пушнины, на которой можно было хорошо заработать, перепродавая ее. По своей сути Новгород являлся сырьевым придатком Западной Европы [9, c. 29-180]. Миф 3: новгородская демократия. Реальная демократия в Новгородской республике была около 100 лет, начиная с 1136 г. до 1230 г., когда существовал триумвират новгородцев, ладожан и псковичей, имевших равные права. Тогда была эпоха толерантности, христиане терпимо относились к местным язычникам [10, с. 91–95]. Ладожане-язычники исчезли, а Псков из равного партнера превратился в младшего брата Новгорода. В конечном итоге демократия выродилась в господство церковно-торговой верхушки и усиление роли наемного князя. Наблюдалось постоянное противостояние между бедными и богатыми горожанами: оно выливалось в кулачные бои. Сами же новгородцы оказались неспособными постоять за себя перед внешней угрозой, и были принуждены с помощью княжеской дружины платить дань монголам [11, с. 58–61]. Совокупность данных мифов создает великий миф о Великом Новгороде.
Литература 1. Менжинская Н.К. Новгородская и Венецианская ремесленно-торговые республики XII-XV вв. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Т. 190. 2010. 2. Быков А.В. Новгородское войско XI-XV веков: автореферат дис. …кандидата исторических наук. Великий Новгород, 2006. 3. Шумилов Е.Н. О времени обложения терских лопарей новгородской данью // Скандинавские чтения: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 2014. 4. Богуславский О.И. Южное Приладожье в системе трансевразийских связей IX-XII вв. // Древности Северо-Запада России. СПб., 1993. 5. Славяне и скандинавы. М., 1986. 6. Пашков А.М. Весь (по археологическим материалам) // Прибалтийскофинские народы России. М., 2003. 7. Куза А.В. Новгородская земля // Древнерусские княжества в X-XIII вв. М., 1975. 8. Янин В.Л. Церковь Бориса и Глеба в Новгородском детинце: (О новгородском источнике жития Александра Невского) // Культура средневековой Руси. Л., 1974. 9. Рыбина Е.А. Новгород и Ганза. М., Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 10. Шумилов Е.Н. О религиозной толерантности новгородцев до первой трети XIII в. // Новгородика–2018. Повседневная жизнь новгородцев: история и современность: Материалы VI Международной научной конференции 26–27 сентября 2018. В 2-х тт. Т. 2. Великий Новгород, 2018. 11. Селезнёв Ю.В. Новгородская земля в системе ордынской государственности // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 63.
Шумилов Е.Н.
Другие новости и статьи
« Социальное мифотворчество в контексте глобальных вызовов России
Средства связи: история и современность »
Запись создана: Четверг, 3 Сентябрь 2020 в 18:28 и находится в рубриках Новости.
метки: миф, великийновгород
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика