Применение военной полицией некоторых мер государственного принуждения

В целях реализации возложенных на нее функций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины военная полиция наделена правом применения некоторых мер государственного принуждения. В теории права под государственным принуждением понимается основанное на организованной силе и юридических нормах, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства. К видам государственного принуждения относятся меры предупреждения, меры пресечения, меры защиты и юридическая ответственность.
Под государственным принуждением, применяемым военной полицией, следует понимать способ ее воздействия на сознание и поведение военнослужащих и иных лиц, выражающийся в применении мер психического, физического или материального характера в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных к юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Наиболее распространенной формой государственного принуждения, применяемой военной полицией, является задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы военнослужащего или иного лица. Конституция Российской Федерации (ст. 22) гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Данное конституционное положение провозглашает одно из наиболее важных личных прав человека – право на личную неприкосновенность. Задержание, таким образом, представляет собой законодательно предусмотренную возможность ограничения свободы и личной неприкосновенности человека действиями военнослужащих военной полиции.
В соответствии со ст. 265 УВП ВС РФ военная полиция имеет право задерживать военнослужащих: 1) подозреваемых в совершении преступления, а также в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, до передачи их в военные следственные органы; 2) совершивших побег из-под стражи, находящихся в розыске, самовольно оставивших воинские части (места службы), – до передачи их соответствующим должностным лицам воинских частей, учреждений, в военные следственные органы; 3) совершающих или совершивших преступление, административное правонарушение или грубый дисциплинарный проступок; 4) оказавших сопротивление или неповиновение законным требованиям военнослужащего военной полиции; 5) при отсутствии документов, удостоверяющих личность; 6) проходящих военную службу по призыву, при отсутствии документов, подтверждающих законность их нахождения вне пределов воинской части, или прибывших по увольнительным запискам из другого гарнизона.
Срок задержания военнослужащего из числа военнослужащих, указанных в пп. 3 – 6 ст. 265 УВП ВС РФ, исчисляется с момента его доставления в военную комендатуру, а военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, – со времени вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему может быть применен дисциплинарный арест, – 48 часов42. Задержанному военнослужащему разъясняются причины и основания задержания, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Если военнослужащий задержан по подозрению в совершении преступления, то на военную полицию возлагается обязанность обеспечить следующие права подозреваемого, предусмотренные ч. 4 ст. 46 УПК РФ: а) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения; б) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.
При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний; в) пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого; г) представлять доказательства; д) заявлять ходатайства и отводы; е) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; ж) пользоваться помощью переводчика бесплатно; з) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; и) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
к) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя; л) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ. При подозрении в совершении задержанным военнослужащим преступления начальник органа военной полиции незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
Если военнослужащий задержан в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка, то задержавший его орган военной полиции обязан обеспечить следующие права задержанного, предусмотренные п. 1 ст. 28.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: – давать объяснения; – представлять доказательства; – пользоваться юридической помощью защитника с момента задержания; – знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке; – обжаловать действия и решения органа военной полиции, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности; – участвовать в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке. В соответствии со ст. 106 УВП ВС РФ основания для задержания военнослужащего указываются в протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, который подписывается дежурным по военной комендатуре, лицами, задержавшими военнослужащего, и самим задержанным.
О задержании военнослужащих и транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований дежурный по органу военной полиции незамедлительно сообщает командованию соответствующих воинских частей. Задержанный военнослужащий в кратчайший срок, но не позднее чем через три часа с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников, близких лиц или командования воинской части, в которой он проходит военную службу, о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать военнослужащий военной полиции. Военная полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному военнослужащему первой помощи, а также меры по устранению возникшей при его задержании угрозы жизни и здоровью граждан.
Наряду с военнослужащими, военная полиция вправе осуществлять рассматриваемую меру государственного принуждения – задержание – в отношении иных лиц: 1) лиц гражданского персонала, являющихся водителями транспортных средств Вооруженных Сил, скрывшихся с места ДТП и совершивших другие нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств Вооруженных Сил (п. 12 ст. 20 УВП ВС РФ); 2) лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, совершивших преступление на территории воинской части или в отношении военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, имущества Вооруженных Сил, – до передачи их в соответствующие правоохранительные органы (п. 2 ст. 21 УВП ВС РФ); 3) лиц, совершивших преступление на территории воинской части или в отношении военнослужащих, имущества Вооруженных Сил, до передачи их в соответствующие правоохранительные органы (п. 2 ст. 27 УВП ВС РФ); 4) лиц, незаконно проникших или пытавшихся проникнуть на территории воинских частей, охраняемых военной полицией объектов, до передачи их в соответствующие правоохранительные органы, но на срок не более трех часов с момента фактического ограничения свободы передвижения лица (п. 3 ст. 27 УВП ВС РФ). Наряду с задержанием военнослужащих, лиц гражданского персонала и иных лиц, военная полиция вправе задерживать транспортные средства.
В соответствии со ст. 273 УВП ВС РФ военная полиция имеет право применять и такую меру государственного принуждения – проводить оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов на территориях воинских частей, а в районе ответственности – за территориями воинских частей после уведомления соответствующих органов при участии в соответствии с указом Президента Российской Федерации в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций и при оказании содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда.
Как отмечается в специальной литературе, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов – это мероприятия, осуществляемые полицией для перекрытия по определенному рубежу отдельных участков территории и объектов, и действия ее подразделений, нарядов и сотрудников по временному установлению специального порядка пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных в зону оцепления (блокирования). Для осуществления указанных мероприятий используются обычные и специальные наряды полиции – цепочки, патрульные группы, наряды сопровождения, контрольно-пропускные пункты, посты наблюдения, заслоны и др.43 Решение об оцеплении (блокировании) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов принимается начальни ком органа военной полиции в порядке, определяемом совместным актом Минобороны России и МВД России (пока такой правовой акт не принят).
Другие новости и статьи
« Стратегические коммуникации в США и других странах НАТО
Запись создана: Понедельник, 7 Сентябрь 2020 в 17:43 и находится в рубриках Новости.
метки: полиция, военная полиция
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика