Операции и отдельные мероприятия в масс-медиа
Одной из форм реализации СК является проецирование государством в массовое сознание определенных стратегических ценностей, интересов и целей путем адекватной синхронизации разносторонней деятельности во всех областях общественной жизни через масс-медийные мероприятия. Одним из основных вызовов XXI века для Соединенных Штатов, в том числе для министерства обороны, стала необходимость эффективной адаптации к стремительно меняющейся международной ситуации, основной характеристикой которой была трансформация баланса сил, появление новых субъектов мировой политики и нетрадиционных моделей конфликтов.
Размывание привычных границ между внутренней и внешней политикой, государственными и негосударственными субъектами, состоянием войны и мира является одним из признаков вышеуказанных изменений и приводит к пересечению сфер деятельности американских гражданских и военных ведомств за рубежом. Повышение роли негосударственных актеров и их транснациональной активности, в первую очередь в рамках террористических и экстремистских сетей, а также быстрое развитие глобальных информационных систем заставляет Пентагон искать новые подходы к решению задач национальной обороны и безопасности. Одним из таких подходов, дополняющих традиционные военно-силовые инструменты, стало участие американского военного ведомства и вооруженных сил в разработке и осуществлении курса публичной дипломатии. Военные и информационные инструменты, используемые министерством обороны, являются одним из основных элементов более широкой коммуникационной стратегии, разработанной правительством США.
Указанные инструменты можно условно разделить на три группы: информационные операции, психологические операции и связи с общественностью. К ним также зачастую относят обеспечение поддержки гражданского компонента публичной дипломатии, осуществляемого силами Государственного департамента. Мероприятия, реализуемые министерством обороны США в рамках публичной дипломатии, объединены общей концепцией под названием ―стратегическая коммуникация (strategic communication). За реализацию этой концепции совместную ответственность несут заместитель министра обороны по военнополитическим вопросам и помощник министра обороны по связям с общественностью.
В официальных документах операции в масс-медиа определяют как ―целенаправленные усилия правительства США по пониманию и привлечению ключевых зарубежных аудиторий для создания, упрочения или поддержания условий, благоприятных для продвижения американских государственных интересов, политики и целей посредством реализации программ и планов, продвижения идей, взглядов и материальных благ, согласованных с применением прочих инструментов национальной мощи и повышающих эффективность последних‖. Основными характеристиками этой концепции являются: трактовка СК как процесса (в противоположность ее трактовке как набору ресурсов, институтов и мероприятий); интеграция различных направлений деятельности (связи с общественностью, ИО, перемещения войск и т. д.); стратегическая значимость (содействие реализации национальных целей); двусторонность (познание ЦА не менее важно, чем воздействие на нее); неограниченность информационной сферой (понятие ―физическая коммуникация подразумевает, что действия также несут определенную идейную нагрузку).
Непосредственными задачами в масс-медийных операциях являются: повышение доверия к США и легитимности их действий; ослабление доверия к противнику и легитимности его действий; убеждение избранной аудитории предпринять конкретные действия в поддержку целей США или международного сообщества; принуждение конкурента или противника совершить или воздержаться от конкретных действий. Мероприятия в масс-медиа требуют координации усилий как по горизонтали (между министерством обороны, Государственным департаментом, другими федеральными ведомствами и там, где это целесообразно, – с зарубежными партнерами), так и по вертикали (на всех уровнях структуры командования).
В течение последних десяти лет операции в масс-медиа разрабатывают военные чиновники, такие как генерал Дэвид Петреус, который признал, что глобальная война с терроризмом не может быть выиграна только оружием. Массмедийная составляющая является процессом, направленным на то, чтобы ипользовать отношения, обучение и другие факторы, способствующие установлению эффективной связи с ЦА. Интересно, что этот вид военной деятельности используется не только в зонах конфликта, но также может быть применен для предотвращения конфликтов в мирных регионах. С военной точки зрения, полковник Стивен Перкинс утверждает, что военные связи с зарубежной аудиторией могут служить ―некинетическим мультипликатором силы, который мог бы помочь смягчить или даже решить возникающие проблемы. Операции в масс-медиа определяют как ―комплексное использование в военных операциях сил и средств информационной сферы во взаимодействии с другими силами и средствами для оказания влияния, блокирования, искажения или получения контроля над процессом принятия решений реального либо потенциального противника, одновременно обеспечивая оборону собственного‖.
В 2010 году тогдашний министр обороны США Роберт Гейтс приказал провести предварительную оценку эффективности концепции стратегической коммуникации и информационных операций, включающей анализ роли, характера, определения, организации, ресурсов, профессиональной подготовки и образовательных программ в рамках этих двух программ. Операции в масс-медиа – спланированные операции по доведению избранной информации и данных до иностранных ЦА для оказания воздействия на их эмоции, мотивы поведения и объективное мышление с тем, чтобы в конечном итоге повлиять на действия зарубежных правительств, организаций, групп граждан и индивидов в благоприятном для инициатора такого влияния направлении. Операция в масс-медиа является составной частью ИО, наиболее тесно связанной с общественной дипломатией.
Отдельные мероприятия в масс-медиа преследуют следующие цели: предоставление информации высшему руководству для того, чтобы не допустить поведения, которое вредит национальным интересам США; направленность на определенную иностранную ЦА для ее отделения от государственного руководства противника и создания внутренней напряженности. На первый взгляд, отдельные мероприятия в масс-медиа и общественной дипломатии можно рассматривать как в значительной степени дублирующие друг друга. Оба вида деятельности используют средства печати и другие СМИ для воздействия на иностранную ЦА. На практике же между ними существуют несколько ключевых различий: 1. Некоторые мероприятия в масс-медиа направленные на создание общественного мнения, способствующего продвижению интересов США. Публичная дипломатия, напротив, сосредоточена на более широких целях, таких как диалог, культурный обмен и взаимное понимание, она направлена на просвещение и информирование, а не влияние на общественное мнение в определенном направлении.
2. Операции в масс-медиа нацелены на определенный район или аудиторию, имеющие решающее значение для успеха миссии, в то время как публичная дипломатия занимается, как правило, целой страной или регионом. 3. Операции в масс-медиа включают распространение информации по конкретным вопросам, влияющие на успех военной миссии. Общественная дипломатия затрагивает широкий круг вопросов, относящихся к политике США, таких как торговая политика, здравоохранение, внешняя политика и образование. Секретный характер операции в масс-медиа не согласуется с открытостью проведения курса общественной дипломатии. Некоторые мероприятия в масс-медиа непосредственно связаны с общественностью, могут направляться как на внешнюю, так и внутреннюю ЦА, взаимодействующие с министерством обороны.
Определяющей характеристикой связей с общественностью является необходимость поддержания доверия, а также способность максимально ясно транслировать свои идеи, одновременно оказывая противодействие попыткам дезинформации и навязывания ложных представлений о политике США. Полковник Айерс отметил, что эффективность этого направления публичной дипломатии зависит от ее масштаба и последовательности проведения, в чем особенно сильны военные. Основными проблемами в области связей с общественностью в военной сфере являются дефицит тренировочных программ и отсутствие профессиональных перспектив для специалистов. В 2006 году бывший министр обороны США Д. Рамсфелд отметил, что в некоторых случаях военным чиновникам, занятым в сфере связей с общественностью, не хватало опыта работы с цифровыми и трансляционными СМИ.
Он также обратил внимание на то, что должность специалиста по связям с общественностью военные не рассматривают как карьерное повышение в связи с тем, что работа с неблагоприятным восприятием предоставленных материалов СМИ может навредить имиджу индивида. В результате наблюдается тенденция к превращению этого вида деятельности в рамках военного ведомства в статическое поле, где нет места для инноваций и риска. Профессиональная подготовка является неотъемлемой частью эффективной работы по связям с общественностью. Даже непреднамеренные ошибки могут стать разрушительными для национального имиджа. Например, бывший сотрудник Информационного агентства США (U.S. Information Agency) подверг критике выплату министерством обороны более $300 млн иракским журналистам за размещение в местных СМИ новостей, выставляющих политику США в выгодном свете. Он отметил, что никогда не следует платить за размещение материалов в иностранных СМИ, потому что это ставит под угрозу доверительные отношения с местной аудиторией. Такое поведение, пусть и невольно, нарушает границу между рекламной (или даже пропагандистской) деятельностью и связями с общественностью.
Бывший министр обороны США Р. Гейтс отметил, что дискредитация экстремистской идеологии и разгром экстремистских движений требует последовательного достижения малых успехов в течение длительного периода времени. Признание того, что эти успехи будут достигнуты с использованием комбинации ―мягкой и ―жесткой силы, является ключевым, так как практика публичной дипломатии – это один из основных инструментов ―мягкой силы: она выступает в качестве дополнения к традиционной дипломатии и представляет собой специализированную область деятельности, которой должны заниматься тщательно подготовленные специалисты. Американское законодательство предусматривает, что курс общественной дипломатии проводится Государственным департаментом в соответствии с 22-м разделом Кодекса законов США, в то время как военный бюджет и проведение военных операций регулируют в соответствии с 10 разделом. Так как министерство обороны и Государственный департамент отчитываются перед разными бюджетно-контрольными органами, финансирование их мероприятий в рамках курса общественной дипломатии определяется отдельно, даже если сами мероприятия частично перекрывают цели друг друга на практике. Раздел 22 предписывает государственному секретарю США обеспечить условия для того, чтобы публичная дипломатия стала неотъемлемой частью национальной внешней политики, совместно с советом управляющих вещанием (Broadcasting Board of Governors) разрабатывать всеобъемлющую стратегию для использования ресурсов общественной дипломатии, а также определять долгосрочные цели проводимого курса.
В частности, в 22 разделе определено, что общественная дипломатия, нацеленная на развитые и развивающиеся страны, а также на ограниченную и широкую аудитории, должна использовать соответствующие СМИ, чтобы правильно разъяснять внешнюю политику США правительствам и населению этих стран для поддержки американской политики. Другие определения, например, определение Информационного агентства США 1997 года, выходят за рамки целей внешней политики США и включают национальные интересы и развитие долгосрочных отношений с зарубежными актерами. Для эффективной коммуникации необходимо знание особенностей культуры других стран. Знание языка, региональной политики и текущей ситуации требует долгосрочных инвестиций и участия экспертов и ученых. Марк Дэвидсон, специалист по связям с общественностью Государственного департамента США в Пакистане, заявил, что деятельность специалистов в этой области является таким же важным современным оружием, каким сегодня владеет министерство обороны. Общественная дипломатия, которой ранее занималось Информационное агентство США, а теперь Государственный департамент, имеет несколько важных особенностей:
способность строить долгосрочные отношения, работающие, в отличных от военных миссий временных координатах; одновременно с психологическими операциями министерства обороны общественная дипломатия Государственного департамента также фокусируется на культурном обмене и языковых программах, не входящие в компетенцию Пентагона. Общественная дипломатия реализует такой подход в работе со СМИ, информационным вещанием и распространением американских ценностей и культуры, специально разработанный для развития диалога и разъяснения различных вопросов широкой аудитории. В отличие от публичной дипломатии, проводимой министерством обороны, Государственный департамент не связан обязательной для военного ведомства стратегией завершения операции. Курс гражданской публичной дипломатии может быть рассчитан на конкретный период или неопределенное время. Кроме того, Государственный департамент поддерживает весь спектр американской внешней политики за рубежом – отношения бизнеса, экономическое развитие, права человека. Способность к комплексности и глубине просто не может быть интегрирована в ориентированные на конкретную цель военные решения.
Так, культурные центры, ―американские уголки и программы обмена, (например, как программа Фулбрайта) – это эффективные инструменты общественной дипломатии, не являющиеся компетенциями военных миссий министерства обороны, имеют долгосрочный характер с целью построения отношений, не гарантирующие успех миссии (в отличие от психологических операций, призванных оказывать влияние на местную аудиторию). Образовательными и культурными программами занимаются Государственный департамент и Агентство США по международному развитию. Американские центры (укомплектованные американскими сотрудниками) и ―американские уголки предназначены для обеспечения образовательных, культурных и языковых материалов для зарубежной аудитории. Марк Дэвидсон высказал сомнение в том, что военное ведомство может эффективно спонсировать культурные центры.
Он указал на конфуцианские центры, созданные в США при финансовой поддержке русского отделения Международного языкового совета для содействия изучению русского языка, культуры и ценностей. Какими были бы последствия, если бы спонсором этих центров выступили вооруженные силы РФ? Иностранная публика, вероятно, рассматривала бы эти центры в совершенно ином качестве. Американские ведомства, занимающиеся публичной дипломатией за рубежом, часто обращаются к иностранной аудитории через местные СМИ. Все тексты публичных выступлений, заявлений, статей должны пройти через отдел по связям с общественностью, чтобы получить разрешение на обнародование. Тесные взаимоотношения с местными репортерами и журналистами являются выгодными для обеих сторон.
Предоставление точной и правдивой информации местным источникам новостей способствует установлению доверительных отношений между журналистами и сотрудниками американских служб. Кроме того, вопросы, задаваемые журналистами, могут быть весьма полезны в плане изучения общественного мнения в стране. Американские эксперты утверждают, что укрепление коммуникационных связей на местах и привлечение иностранных СМИ для освещения политики США должно стать приоритетом для общественной дипломатии. Одна из проблем в работе с иностранными СМИ – представление сбалансированной точки зрения. Например, незадолго до начала иракской операции в 2003 году министерство обороны США начало разработку плана по созданию свободных СМИ в Ираке после вторжения. Роберт Райли, бывший директор радиокорпорации ―Голос Америки‖, был нанят для исполнения обязанностей директора проекта иракской медиасети (Iraqi Media Network – IMN). С одной стороны, проект столкнулся с проблемой доверия со стороны аудитории, так как новостной сети было поручено транслировать официальную информацию Временного коалиционного правительства при практически полном отсутствии возможности производить собственный независимый контент. С другой стороны, у американского Конгресса возникли проблемы с размежеванием целей IMN и программы Совета управляющих вещанием стоимостью 100 млн долларов в год по трансляции на Ближний Восток через радио Sawa и телеканал al-Hurra, которые уже общались с иностранной аудиторией под руководством Совета управляющих вещанием и специалистов общественной дипломатии. Безусловно, есть и успешные примеры информационно-пропагандистской деятельности министерства обороны США. Например, когда сторонники Муктады ас-Садра объявили, что организуют ―марш миллионов‖ в поддержку своего лидера, американские военные засняли происходящее на видео и отправили в местные новостные издания. Запись наглядно продемонстрировала, что собравшихся на демонстрацию насчитывалось не более 10 тыс., причем большинство из них несли не фотографии ас-Садра, а национальный иракский флаг.
Таким образом, военные не проводят непосредственно публичную дипломатию. Министерство обороны поддерживает усилия США по публичной дипломатии и военные миссии. Этот процесс предусматривает совместную работу и определяется задачами американского посольства в данном регионе и военно-стратегическими целями США. Военная поддержка, безусловно, необходима в зонах конфликтов, где осуществление нормальной деятельности небезопасно для гражданских лиц. Столь же неудачным оказался проект-предшественник – Управление стратегического влияния (Office of Strategic Influence), которое было создано после террористических атак 11 сентября 2001 года и закрыто в 2002 году в ответ на слухи о том, что оно предназначено для дезинформации иностранных СМИ, пропаганды и оказания воздействия на те зарубежные медиа, транслирующие информацию ―в неверном ракурсе. Конечно, существуют объективные препятствия на пути создания новых институтов, занимающихся публичной дипломатией. После окончания ―холодной войны‖ правительство США опиралось, прежде всего, на свои вооруженные силы, ставшие лицом американского присутствия за рубежом. Государственный департамент со сравнительно небольшим бюджетом после закрытия информационного агентства США в 1999 году начал выполнять задачи в области публичной дипломатии. При этом, ―глобальная война с терроризмом‖ расширила сферу мероприятий, которые в соответствии с 10 разделом Кодекса законов США можно было рассматривать в рамках бюджетных полномочий министерства обороны.
Это привело к огромному дисбалансу между финансированием деятельности Пентагона и Государственного департамента. Таким образом, вышеперечисленные механизмы используют для достижения разных целей. Одним из примеров, ярко иллюстрирующим механизм отдельных мероприятий в масс-медиа, являются так называемые цветные революции, произошедшие на территории некоторых бывших советских республик в начале XXI века. Под ―цветной революцией‖ принято понимать смену правящего режима под давлением массовых уличных акций протеста или при поддержке финансируемых из-за рубежа неправительственных общественных организаций. В 1968 г. всемирно известный геополитик и военный стратег Э. Н. Люттвак в книге ―Государственный переворот: практическое пособие‖ детально описал технологии государственных переворотов, не изменившихся до сих пор: государственный переворот можно осуществить ―извне‖, и он может происходить вне правительства, но внутри государственной машины, которую образует постоянная и профессиональная государственная служба, вооруженные силы и оппозиция‖. Однако переворот в виде ―цветной революции‖ – это высокотехнологичный продукт эпохи глобализации, а также достижения человечеством определенного уровня развития во всех сферах, являющийся комплексом процессов, имитирующих социально-политическую революцию.
Организация информационных действий вооруженных сил : учебник / [С. А. Микусь, В. А. Войтко, В. А. Кацалап и др.]. – К. : НУОУ им. И. Черняховского, 2019. – 144 с.
Другие новости и статьи
« Порядок медицинского освидетельствования задержанных военнослужащих и иных лиц
Излишне выплаченное денежное довольствие придется вернуть »
Запись создана: Среда, 9 Сентябрь 2020 в 18:28 и находится в рубриках Новости.
метки: масс-медиа
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика