17 Сентябрь 2020

Особенности политической пропаганды в интернет-среде

#интернет#культура#преподаватель

Общепринято и вполне справедливо мнение о возрастании роли социальных сетей в политике. Ничего удивительного в этом нет. Ведь 21 век – век технологий и всеобщей информатизации, а уже и роботизации. Однако, можно перечислить три основополагающие причины или обстоятельства, спровоцировавших данное явление. Первая – вполне обоснованное проникновение Интернета и социальных сетей во все сферы жизнедеятельности общества. Вторая – скептическое отношение граждан к традиционным СМИ и усилением влияния цифровых платформ. По опросам «Левада-центра» на 2018 год уровень доверия россиян к новостям на телевидении за девять лет снизился на 30% (с 79% до 49%) [1]. Как отмечает директор «Левада-центра» Лев Гудков: «Дело не в технике и не в модернизации, которая происходит на телевидении, дело в подаче информации, в большей рефлексивности и критичности». Третья – социополитическая активизация поколений, выросших и сформировавшихся в ином информационно-коммуникативном пространстве.

«Пропаганда» как термин впервые появилась в 1622 году при папе Григории XV. Священная конгрегация распространения веры отвечала за содействие распространению католицизма и регулирование католических церковных дел в некатолических странах. Организация была позже переименована Папой Иоанном Павлом II в 1982 году, так как слово «пропаганда» приобрело в основном негативные коннотации, как следствие работы Иосифа Геббельса во время Второй мировой войны. Пропаганда – это сообщение, которое пытается изменить общественное восприятие и / или побудить к действию. Она служит какой-то конкретной повестке дня. Пропаганда может проявляться в любой форме или в любом виде и может быть или не быть очевидной как пропаганда. Согласно Лассвеллу: «Пропаганда связана с управлением мнениями и установками путем прямого манипулирования социальным внушением, а не путем изменения других условий в окружающей среде или в организме» [3, 112].

Не меньший интерес представляет описание функции политической пропаганды А. Гитлера: «Вся пропаганда должна быть популярной, и ее интеллектуальный уровень должен быть приспособлен к самому ограниченному интеллекту среди тех, кому она адресована. Следовательно, чем больше масса, к которой он стремится, тем ниже должен быть его чисто интеллектуальный уровень». В 21 же веке, с возрастанием влияния интернета инструментарий пропаганды возрос от единственного использования плакатов и текста до включения веб-сайтов и социальных сетей, и не только. В 21 веке мировая пропаганда повсюду. Попытки как-то повлиять на нас встречаются ежедневно. Исследователи Арсон и Пратканис подчеркивают, что пропаганда не исключительное достояние «тоталитарных» или «недемократических режимов», а универсальное явление [4, 28]. Характерным явлением для пропаганды является стремление «массового человека» или, как писал Хосе Ортега-и-Гассет, человека, «закупорившего свою душу», к социальному консенсусу. Такой человек полагает, что правда всегда на стороне подавляющего большинства, не задумываясь о технологиях «размножения» данного большинства. Но, если же разобраться в этих механизмах, то можно увидеть работающие с невероятной точностью инструменты пропаганды. Итак, идеальной платформой для создания того, что Ноам Хомски называет «производством согласия» (manufacturing consent) является Twitter, формат которого позволяет публиковать короткие месседжи и создавать иллюзию онлайн-преобладания с помощью ботов.

Примером использования этой технологии могут быть выборы Президента США, Дональда Трампа. Таким образом мы можем говорить о возрастании роли социальных сетей в политической пропаганде. Однако это не все. Автоматизация пропаганды в совокупности с использованием Big Data (больших массивов обработанной и систематизированной информации о пользователях) резко повысила адресность и, соответственно, эффективность политических посланий. В политических кампаниях используются файлы избирателей и демографические данные для составления сложных профилей избирательных округов. Хотя нет ничего технологически нового в отслеживании и профилировании интернет-пользователей для таргетинга рекламы, эти практики, тем не менее, приобретают другую значимость, когда интеллект, полученный из мониторинга поведения, используется не для продажи продуктов, а для манипулирования и обмана избирателей. Но как же собираются эти данные? Существует три категории технологий, широко используемых сегодня, которые позволяют идентифицировать и профилировать. Начнем с отслеживания веб-страниц. Когда пользователь интернета переходит к статье в новостях, например, www.bbcnews.com – сотни цифровых транзакций происходят за кулисами.

Когда веб-браузер извлекает и загружает страницу, он предоставляет гораздо больше, чем просто основное содержимое. Наиболее очевидно, что он загружает третью часть, в нашем случае, политической рекламы, за появление которой на странице заплатили. Но что более важно страница загружает любые встроенные технологии веб-отслеживания, невидимые для глаз пользователя. Самой базовой технологией отслеживания является стандартный веб-файл куки (cookie). Этот тип поведенческого отслеживания, как правило, делается для того, чтобы веб-сайт или его филиалы, а также партнеры могли со временем выводить такие вещи, как предпочтения, интересы и убеждения пользователя. Эта информация затем может быть использована, среди прочего, для конкретной политической рекламы – скажем, заходя на веб-страницу, вы помимо интересующей вас информации, обратите внимание на рекламную колонку с новостью, которая подается вам в зависимости от вашего поискового поведения, в прошлом и в режиме реального времени. Поведенческие данные хранятся в больших базах данных, которые записывают активность пользователей с течением времени. Эти данные могут быть связаны с IP-адресом, то есть уникальным идентификатором, назначенным конкретному компьютеру или мобильному устройству. Тем не менее, многие люди часто добровольно делятся личной информацией, сделав покупку кредитной картой, предоставив адрес электронной почты для входа на сайт, таким образом, связывая свои поведенческие данные с их индивидуальным профилем более тесно.

Другим инструментом отслеживания наших действий в интернете является веб-Маяк. Маяки, это запрограммированные объекты, вставляемые на веб-страницу, как правило, сторонним партнером, оплатившим привилегию. Главное преимущество веб-маяков заключается в том, что они обычно невидимы или труднодоступны для пользователя, потому что их цель-не обслуживать контент, а скорее знать, что пользователь посетил страницу. В зависимости от того, что содержит эта страница, третья сторона может начать делать выводы о предпочтениях пользователя. Рекламный обмен, который установил веб-маяк через сеть веб-сайтов, может обладать исключительной силой, поскольку он накапливает множество информации при отслеживании онлайн-передвижений посетителей этих страниц. Современные смартфоны - это технологические чудеса. Они также являются чрезвычайно эффективными устройствами слежения. Каждый телефон содержит спутниковую технологию, глобальную систему позиционирования. Технология GPS включает в себя сеть из более чем 30 спутников на орбите вокруг Земли. Местоположение GPS – это не единственный тип данных о местоположении, которые собирают производители телефонов и системные операторы. В частности, в городских районах, где сигналы GPS могут быть заблокированы зданиями, эти данные часто сочетаются с триангуляцией сотовой сети, Wi-Fi и подключением Bluetooth для определения физического местоположения пользователя.

Производитель смартфонов или разработчик мобильной операционной системы может с большой уверенностью предсказать, где живет человек, где он работает, как он добирается до работы, с кем он проводит время, какие заведения он посещает. Эта информация о рутинной деятельности дает важные сигналы о том, как доставить целевые цифровые объявления, оптимизированные для его личных интересов. Важной тактикой дезинформационных и пропагандистских кампаний является стратегическое манипулирование страницами результатов поисковой системы (SERP). Основная цель тех, кто пытается сформировать общественное мнение с помощью поисковых систем, - переместить их содержимое в верхнюю часть страницы результатов поиска. Исследования показывают, что около трети интернет-серферов нажимают на первую веб-страницу в результатах поиска. Пять лучших результатов поиска составляют около 75% трафика. Первая страница ссылок (топ-10) получает 95 процентов. Следовательно, есть огромный стимул быть на вершине, продаете вы новый гаджет или публикуете политические новости. Служба управления социальными медиа (SMMS) предлагает рекламодателям полностью интегрированное решение, которое предварительно настраивает кампании с несколькими сообщениями для разных целевых аудиторий как в стандартных сообщениях в социальных сетях, так и в платном контенте.

Этот полный набор рекламных технологий имеет потрясающий эффект в контексте политических коммуникаций. Политические рекламодатели-пропагандисты привлекают определенную аудиторию в интернете убедительным сообщением о том, почему политический кандидат является или не является оптимальным для отдельных избирателей. Чтобы определить, какие группы людей лучше всего ориентируются в интернете, они собирают личные и поведенческие данные от них—которые могут быть куплены у политических организаций и брокеров или собраны в интернете с помощью альтернативных средств. Благодаря использованию платформ SMMS и других услуг политические коммуникаторы сегментируют различные аудитории по демографическому фону, геолокации и другим принципам. Однако пропаганда в социальных сетях под силу любому энтузиасту или группе энтузиастов, не только государству каким-либо организациям. Масштабы такой «частной» пропаганды в ходе избирательной кампании в США в 2016 г. были впечатляющими.

Это уже были не программы (боты), а живые пользователи — персонифицированные или анонимные — социальных сетей. Их важное преимущественное отличие от ботов — в способности вести гибкую и дифференцированную дискуссию. Помимо пользователей — политических и гражданских активистов — в ряде стран, прежде всего в России и в Китае, выделяется обширная категория платных пользователей. Очень часто их называют «платными троллями», а их деятельность — «троллингом». Смысл троллинга в том, чтобы нарушить коммуникацию и сформировать негативное предубеждение в отношении личности (личностей), по отношению к которым троллинг используется. Эффект троллинга основан на следующем важном психологическом наблюдении. Экспериментально установлено и эмпирически подтверждено, что враждебные высказывания, грубая и оскорбительная критика психологически подталкивают людей покинуть дискуссию и/или вызывают у них негативные чувства в адрес человека, в аккаунте которого эта критика (точнее, нецензурная брань) появляется. Однако платные пользователи заняты не только разрушением коммуникации, т. е. подрывом влияния политических оппонентов, но и сами пытаются влиять, выступая важным инструментом политической пропаганды в Сети.

Если троллинг посредством намеренных оскорблений, грубых и бессмысленных реплик, нецензурной брани пытается подорвать коммуникацию вообще, то вытеснение, использующее содержательную критику и предлагающее альтернативу нежелательной точке зрения, выстраивает альтернативную коммуникацию с целью оторвать колеблющихся и сомневающихся от оппозиции. В России эта тактика особенно хорошо заметна на видеохостинге YouTube. Оппозиционер Алексей Навальный использует YouTube для подачи своей «правды» о политической обстановке в стране. Однако, то самое государство практикует на нем, упоминавшийся выше, троллинг, а также создает собственную бригаду блогеров. Использование «троллей» основано на когнитивной ловушке, характерной именно для пользователей Интернета и социальных сетей. Люди в большинстве своем считают информацию из сети Интернет более достоверной, чем ту, что им подают традиционные СМИ.

В итоге, складывается мнение, что неважно сколько десятилетий прошло, сколько сменилось режимов, цель политической пропаганды всегда одна – повлиять на общественное мнение. Меняются всего лишь каналы и техники трансфера данных или информации.

Литература: 1. Каналы информации // Левада Центр: аналитический центр Юрия Левады URL: https://www.levada.ru/2018/09/13/kanaly-informatsii/ (дата обращения: 29.09.2019). 2. Атасунцев А. Счастливая цифра Трампа: Как Трамп стал президентом с помощью интернет-рекламы // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/ politics/2016/11/20_a_10350779.shtml (дата обращения: 25.09.2019). 3. Лассвел, Г. Техника пропаганды в мировой войне. Изд. Москва: Государственное издательство, 1929. С. 112. 4. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Изд. перераб. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 28. 5. Woolley S. S., Guilbeault D. R. Computational Propaganda in the United States of America: Manufacturing Consensus Online. Working Paper 2017. 28 p.

Аристава Орнелла Валиковна

Другие новости и статьи

« Первая русская революция

Народ всегда прав, даже когда он не прав »

Запись создана: Четверг, 17 Сентябрь 2020 в 17:11 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика