19 Сентябрь 2020

Жизнь после пандемии: как не допустить рецессии

oboznik.ru - Этиология и патогенез коронавируса

#карантин#экономика#эпидемия

В статье рассматриваются основные социально-экономические пос ледствия пандемии для мировой и российской экономики. Анализируется текущая макроэкономическая ситуация и перспективы ее изменения. Выявляются наиболее важные каналы влияния пандемии на экономические процессы, в том числе глобализацию, развитие мировой торговли, переформатирование мирохозяйственных связей, инвестиции и состояние платежеспособного спроса. Оцениваются возможные пос ледствия для российской экономики совместного действия таких факторов, как временное прекращение работы предприятий, снижение цен на энергоносители и сокращение доходов населения.

Предлагаются меры поддержки российской экономики, способные противодействовать кризисным явлениям — стимулирование платежеспособного спроса населения, поддержка малого и среднего бизнеса, увеличение объема государственных и стимулирование частных инвестиций, долгосрочная промышленная политика государства. Обосновывается необходимость более активного использования средств Фонда национального благосостояния для поддержки российской экономики.

Пандемия коронавируса серьезным образом повлияла на текущие социальноэкономические процессы как в глобальном, так и в национальных масштабах и, несомненно, окажет сильное влияние на их развитие в будущем. Глобальность и неопределенность ситуации, динамика развития процессов, отсутствие прецедентов и социального опыта по ее разрешению осложняют возможности давать прогнозы на будущее. Однако действия органов власти, скорость их реагирования на ситуацию, адекватность принимаемых мер во многом зависят от способности предвидеть возможные сценарии развития процессов в социально-экономической сфере. Следует отметить, что еще до начала развертывания пандемии, в течение по следних лет, имело место замедление темпов роста мировой экономики. В 2019 г. мировые темпы экономического роста снизились до показателей экономического кризиса 2008 г., составив по итогам года 2,3%1 . Замедление темпов роста затронуло большинство ключевых экономик мира — США (2,3% в 2019 г. по сравнению с 2,9% в 2018 г.2 ); страны еврозоны (1,2% в 2019 г. по сравнению с 1,9% в 2018 г.3 ); Китай (6,1% в 2019 г. по сравнению с 6,6% в 2018 г.4 ). Экономика России выросла в 2019 г. на 1,3%.

Негативное влияние на темпы экономического роста оказывали, по нашему мнению, следующие факторы:

■ инновационная пауза, присущая смене технологических укладов, исчерпание потенциала старых технологий в условиях запаздывания масштабирования новых технологий широкого применения [1];

■ инициированные США торговые войны с Китаем, Европейским союзом и нашей страной;

■ решоринг — переформатирование мирового разделения труда и сокращение масштабов мировой торговли [2];

■ замедление роста одной из крупнейших экономик мира (Китай) вследствие попадания в «ловушку среднего дохода»;

■ наращивание размеров долга в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Совокупный объем долга в этих странах вырос со 115% ВВП в 2010 г. до почти 170% ВВП в 2018 г.5

На перечисленные выше негативные тенденции в этом году наложилось и противостояние стран — производителей нефти, что привело к еще большему снижению цен на углеводороды. Текущая макроэкономическая ситуация В настоящее время ситуация очень сильно осложнилась в связи с пандемией, влияние которой на экономику будет происходить по следующим направлениям. 1. Активизация процессов возвращения в развитые страны производств, ранее перенесенных в страны с более низкими издержками производства. Эти процессы начались раньше, когда миру стала очевидна все большая зависимость развитых стран от их аутсорсеров [3]. Но сейчас, когда закрытие на некоторое время торговли с Китаем остановило многие производственные процессы (в том числе в нашей стране), стало ясно, что идеология распределения производства промежуточной продукции по всему миру связана с очень высокими рисками.

По оценкам Всемирной торговой организации, общее падение объема мировой торговли из-за пандемии может составить от 13 до 32% в 2020 г.6 Важно понимать, что процесс переформатирования существующих цепочек со - здания ценности требует значительного времени, что неизбежно скажется на объемах выпуска. Иными словами, произойдет рост цен на продукцию при снижении объемов продаж. 2. Разорение многих компаний малого и среднего бизнеса в результате временной остановки производства и разрыва сложившихся производственных связей.

По оценкам ТПП РФ, под угрозой закрытия из-за экономических последствий коронавируса уже на начальном этапе карантинных мер оказались 3 млн предпринимателей7 . О сложности ситуации свидетельствуют и результаты всероссийского опроса 1508 индивидуальных предпринимателей и собственников малого и среднего бизнеса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в конце марта 2020 года8 . Большинство предпринимателей сходятся во мнении, что влияние пандемии коронавируса на российскую экономику будет максимально негативным. В первую очередь пострадают такие сферы, как пассажирский транспорт дальнего следования, общественное питание и туризм, на втором месте — сферы торговли и услуг. Также значительные убытки понесет рынок развлечений. Каждый пятый предприниматель считает, что пострадают все без исключения отрасли экономики. По данным Федеральной налоговой службы, количество индивидуальных предпринимателей сократилось за март 2020 г. на 66,8 тыс. Это на 77,2% больше, чем в марте 2019 г9 . По официальным оценкам, в секторе МСБ задействовано около 8,6 млн человек10. 3. Снижение платежеспособного спроса вследствие падения реальных располагаемых доходов населения и роста безработицы.

Пандемия не может не привести к существенным изменениям в занятости населения и ситуации на рынке труда. Предварительные оценки Международной организации труда прогнозируют рост глобальной безработицы от 5 млн чел. («низкий» сценарий) до 25 млн («высокий» сценарий). Специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считают, что пострадать или потерять работу могут около 5 млн россиян11. С учетом сегодняшних 3,5 млн безработных это будет уже 8,5 млн чел. По оценке «Деловой России», приостановка деятельности компаний только в Москве на фоне пандемии коронавируса может привести к потере рабочих мест от 500 тыс. до 1 млн проживающих в столице12.

Очевидно, что изменится и структура занятости. Существующая ситуация продемонстрировала, что представители некоторых профессий и специальностей могут эффективно работать дистанционно. При этом бизнес и государственные организации смогут сэкономить значительную часть постоянных издержек — арендная плата, офисные помещения, обеспечение рабочего места, транспортные издержки и т.п. Кроме того, отправка части работников в вынужденные отпуска показала, что без некоторых сотрудников можно обойтись. Денежные доходы населения будут сокращаться вместе с замедлением экономической активности. Динамика этого сокращения будет зависеть от длительности периода ограничений и интенсивности процессов оживления экономики после их снятия.

Согласно данным Центра стратегических разработок, половина российских компаний с момента объявления нерабочих дней в связи с распространением коронавируса прибегли к тем или иным мерам оптимизации бизнеса, прежде всего сокращению зарплаты сотрудников13. Общая сумма номинальных денежных доходов в 2020 г. ожидается на уровне 58 трлн руб. В номинале это сокращение примерно на 6,4% (против 62 трлн руб. в 2019 г.). В реальном выражении, с поправкой на предполагаемую инфляцию, сокращение денежных доходов может достигнуть 10–12%. 4. Уменьшение объема производственных инвестиций. Очевидно, что сокращение доходов российских компаний, обусловленное временной приостановкой работы, разрывом производственных связей и падением платежеспособного спроса населения, неминуемо скажется на их инвестиционной активности. Без помощи государства большинство компаний не смогут осуществлять значимые инвестиционные проекты. Если говорить об иностранных инвестициях, то результаты первого квартала текущего года таковы: 17 млрд долл. уже ушло (это 75% от всего прошлогоднего оттока капитала). Объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику сократился в первом квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 50 (!) раз — упав с 10,3 млрд долл. в первом квартале 2019 г. до 0,2 млрд долл. в первом квартале 2020 г.14

В достаточно сложном положении и государственный бюджет. Еще в прошлом году экспорт российской экономики сократился на 6%. В связи с последней сделкой ОПЕК+ и относительно низкими ценами на углеводороды можно прогнозировать существенное сокращение доходов нашей страны от экспорта нефти. С учетом падения мировой экономики по основным статьям экспорта — нефть, газ, металл, продукты нефтехимии — экспортные доходы могут снизиться на 30–40%. И это в условиях, когда расходная часть бюджета неизбежно увеличится в связи непредвиденными затратами на борьбу с пандемией и ее последствиями. 5. Ухудшение состояния банковского сектора. Здесь будут накладываться друг на друга два процесса. Падение доходов банковского сектора вследствие предоставления кредитных каникул и расширения программ реструктуризации задолженности, с одной стороны, и сокращение спроса на кредиты со стороны населения — с другой. На 15 апреля заемщики подали в банки более 585 тыс. обращений о реструктуризации задолженности.

За неделю рост составил 478 тыс. обращений. Согласно данным Национального бюро кредитных историй, в первую декаду апреля число заявок на потребительские кредиты снизилось на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на автокредиты — на 90%, на ипотеку — на 44%, на микрокредиты — на 44%. Выдача новых кредитов наличными с 30 марта по 3 апреля сократилась примерно в 3,3 раза по сравнению аналогичным периодом марта текущего года15. По прогнозам экспертов, а они очень различны, возвращение мировой экономики к нормальным условиям функционирования может начаться с июля-августа и продлится как минимум до конца текущего года, а может быть, захватит и будущий год. При этом мировой ВВП может уменьшиться на 3–5%. По мнению академика В.М. Полтеровича, нашей стране, упустившей возможность диверсификации производства в начале XXI века, предстоят тяжелые испытания. Доля нефтегазовой составляющей в доходах федерального бюджета в последние годы росла и составила в 2018 году 46%. Согласно исследованию, проведенному в 2017 году, 92% российских промышленных предприятий критически зависимы от импорта сырья и материалов. Спад мирового производства и резкое снижение сырьевых цен нанесут серьезный удар по экономике России16.

Иными словами, наряду с общими негативными тенденциями, против нашей экономики будет играть ее сильная зависимость от внешней торговли, как в плане экспорта энергоносителей, так и в плане импорта конечной и промежуточной продукции. Очевидно, что в условиях экономического спада цены на энергоресурсы в лучшем случае не будут расти, а в худшем — будут снижаться. Снижение ВВП России в негативном варианте можно ожидать от 2 до 10%. Инвестиции в основной капитал могут сократиться на 5–8%, а снижение расходов населения на конечное потребление составит 4–5%. Расчеты показывают, что дефицит консолидированного бюджета при этом может достигать 3,5% ВВП

Что можно и нужно делать

Нам важно не забивать себе голову антиинфляционным догматизмом, макроэкономическими и биржевыми индексами [4]. Нам не нужны бесконечные споры об очередных реформах и большой доле государственной собственности. Сейчас как никогда нашей стране необходимо сильное государство, проводящее активную социальноэкономическую политику. Нам нужны конкретные, хорошо просчитанные проекты и меры, аналогичные тем, которые провели в 1998 г. Примаков Е.М. и Маслюков Ю.Д. Основные направления восстановления экономики связаны с оживлением внутреннего рынка и увеличением внутренних инвестиций. В настоящее время в Фонде национального благосостояния скопилось около 12,86 трлн руб.

Эти деньги нужно тратить на поддержание экономики на основе тонкого сочетания трех векторов — поддержки населения, поддержки бизнеса и инвестирования в хорошо просчитанные широкомасштабные проекты. Стимулирование платежеспособного спроса Поскольку платежеспособный спрос является одним из основных драйверов экономического роста, для всех очевидна необходимость принятия специальных мер для его поддержания и стимулирования.

Существуют несколько основных путей государственной поддержки платежеспособного спроса населения:

■ непосредственная раздача денег населению посредством прямых выплат Решение о прямых выплатах гражданам приняли, в частности, США, Япония и многие страны Евросоюза. Основным преимуществом данного способа поддержки является прямое стимулирование платежеспособного спроса как непосредственного драйвера экономического развития. Основная проблема — злоупотребление доверием и получение части помощи отнюдь не нуждающимися реципиентами.

■ субсидирование (на безвозвратной основе) расходов простаивающих предприятий на выплату заработной платы, арендные платежи, проценты по кредитам Это мера уже частично реализуется, но пока в урезанном объеме. Вместе с тем очевидно, что сохранение рабочих мест должно являться одним из основных приоритетов правительства. При этом можно поддержать предложение не отсрочить, а списать предприятиям задолженность по налоговым платежам, образовавшуюся в пе рио д кризиса, при условии сохранения занятости в компании.

Еще одно предложение — поставить данные меры поддержки в зависимость не только от сохранения численности персонала (количества полных ставок), но и от снижения расходов самих компаний на оплату труда высшего менеджмента, а также представительских расходов.

■ предоставление нуждающемуся населению в натуральной форме на безвозмездной основе товаров первой необходимости, в том числе лекарственных препаратов Производство соответствующей продукции может осуществляться в рамках государственного заказа.

■ субсидирование расходов населения на оплату услуг ЖКХ Речь идет не обо всех расходах, а о целевом минимуме, позволяющем компенсировать расходы на оплату скромных условий проживания.

■ временное снижение бремени расходов компаний и населения — налоговой нагрузки и выплат в социальные фонды

Эта мера частично уже реализуется, но только для отдельных компаний.

■ стимулирование производства через серьезное увеличение объема государственного заказа, прежде всего, в области инфраструктурных проектов Как только существующие в настоящее время ограничения будут сняты, запуск мультипликатора станет жизненно необходимым. При этом необходимо жестко проводить политику преимуществ в приеме на работу граждан России.

■ повышение уровня заработной платы Вполне обоснованными представляются решения по увеличению заработной платы бюджетникам, ее начислению во время карантина. Для увеличения потребительского спроса и улучшения работы здравоохранения, науки, образования надо и сегодня увеличивать финансирование этих отраслей. Еще одна проблема — относительно низкий размер минимальной заработной платы. В не самой богатой Греции она равна 600 евро. К увеличению минимальной зарплаты до уровня 70% от медианной (18 тыс. руб.) нас призывает и ОЭСР. При этом мы одновременно укрепляем внутренний рынок и повышаем производительность труда.

■ упрощение порядка получения пособий по безработице Мера уже реализуется, но пока не везде эффективно.

■ стимулирование позитивных ожиданий населения Это жизненно необходимая мера, которую надо начинать реализовывать уже сейчас. Население и компании должны верить в поддержку государства и его ра зумную экономическую политику. Рост внутренних инвестиций Считаю, что сегодня государство в состоянии компенсировать недофинансирование инвестиций и более активно включиться в возведение и модернизацию инфраструктурных и социальных проектов. О том, что мы умеем делать это быстро и качественно, свидетельствуют выстроенные в пос ледние месяцы больничные корпуса. Россию много упрекали в том, что у нас в экономике большая доля государственной собственности. Но именно благодаря этому у нас сейчас есть реальная возможность прямой помощи крупным компаниям, на которых занята значительная часть населения.

Необходимо срочно разработать программу конкретных мер поддержки инвестиционной деятельности таких предприятий, что позволит создать заделы для будущего развития. Еще одно важное направление — увеличение расходов на нацпроекты. Конечно, ресурсы государства нужно тратить очень бережно, выбирая самые эффективные проекты. Но нельзя и дальше только копить на черный день. Финансисты кивают на отсутствие проектов, на разворовывание средств. Но те проекты, которые мы уже сделали — это Сочи, Крымский Мост, Университет и мосты в Приморье, Чемпионат по футболу — убедительно свидетельствуют о наших возможностях. Практика показала, что политика опережающего накопления резервов не позволила решить ни одну из важнейших задач социально-экономического развития. ВВП страны растет в 2 раза медленнее мирового, реальные доходы населения сокращаются, зависимость государства от ТЭК увеличивается. Наша страна выделила сегодня на поддержку экономики и социальной сферы около 2 трлн руб., что составляет около 2% ВВП. США выделили 2 трлн долл. (около 10% ВВП), ЕС и Япония — от 7 до 8% ВВП.

При этом мы имеем золотовалютные резервы, из которых в марте было израсходовано около 6 млрд долл. На 10.04.2020 осталось 565 млрд долл. (из которых золото составляет 110 млрд долл.). Это приблизительно 45 трлн руб. Располагаем примерно 12,86 трлн руб. в Фонде национального благосостояния, а также активами банковской системы — около 80 трлн руб. Хотелось бы напомнить, что эта сфера в прошлом году получила прибыль 2 трлн руб., увеличив ее по сравнению с 2018 г. в 2 раза. Следует также учитывать, что у нашего государства очень маленький внешний долг. Сальдо внешней торговли составляло 180 млрд долл. (12,5 трлн руб.). Даже если в текущем году мы будем иметь в 2 раза меньше, то потеряем чуть более 6 трлн руб. в консолидированном бюджете из 39. Усредненное значение необходимых резервов, которое обеспечивает парирование рисков к внутреннему долгу и финансирование критического импорта, составляет около 200 млрд долл. Больше не нужно. Поэтому мы спокойно можем профинансировать самые важные направления. Заключение Наша страна имеет достаточные ресурсы, чтобы профинансировать указанные выше направления — увеличение инвестиционной активности и внутреннего спроса.

Мы копили соответствующие резервы на черный день. Этот день настал, и сегодня у нас есть возможность выйти из него успешнее, чем многие другие страны. Российскую экономику в целом с высокой вероятностью ждет рецессия, соответствующая по длительности продолжительности спада мировой экономики. Но вот масштабы спада и особенно его социальные пос ледствия могут быть существенно снижены для России. Формирование специального антикризисного фонда для поддержки отраслей экономики и граждан на фоне ситуации с коронавирусом должно на всех уровнях власти вести к принятию конструктивных управленческих решений и эффективному использованию каждого рубля. Только тогда можно выполнить в полном объеме меры поддержки экономики и социальной поддержки населения

ГРИШИН Виктор Иванович

 

Другие новости и статьи

« Мир и Россия в поисках новой модели экономического развития

Новые реальности глобальной экономики и их влияние на Россию »

Запись создана: Суббота, 19 Сентябрь 2020 в 20:39 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика