26 Сентябрь 2020

Образ женщин в произведениях искусства и литературы

oboznik.ru - Дорогие женщины! Примите самые искренние, сердечные поздравления с наступающим Международным женским днём!

#литература#женщина#женщины

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими факторами. На протяжении истории образ женщины всегда отражал наиболее значимые аспекты культуры, общественных установок и в целом мировоззрения, характерного для различных эпох. Следует отметить, что с течением времени интерес к данной теме только возрастал. Это было связано с постоянно укреплявшимся положением женщины в обществе.

В зарубежной и отечественной литературе и искусстве можно найти отражение основных социальных ролей женщины: воина, матери и труженицы. Некоторые из них появились еще в период древней истории, другие достигли расцвета на современном этапе. В данном контексте образ женщины представляет подлинный интерес для изучения, ведь именно через него можно раскрыть весь комплекс исторических, культурных и даже психологических явлений конкретной эпохи.

Таким образом, данная тема представляет теоретическую и прикладную ценность. В процессе исследования были использованы работы (труды, публикации в научнопериодических изданиях и диссертации) отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению образа женщины в литературе и искусстве. Изучение аспектов женского образа в литературе можно провести на примере таких источников, как «Илиада» Гомера, древнеисландских песен «Старшая Эдда». Необходимо отметить значимость источников изобразительного искусства, в частности, полотен эпохи Возрождения. Образ женщины-воительницы является самым древним в культуре. Одно из первых его упоминаний можно найти уже в античной литературе, в которой воинов-женщин воплощали амазонки.

Этот мифический народ упоминается Гомером в «Илиаде» [1] и Плутархом в «Жизнеописаниях». Их образ был запечатлен и в искусстве, в частности, в античных скульптурах (например, «Раненая амазонка») и изображениях на чашах. В искусстве более позднего времени образ амазонок был отражен в картине эпохи барокко Питера Пауля Рубенса «Битва греков с амазонками» (1618 г.), сюжет которой основывается на древней легенде о выступлении амазонок под началом троянского войска против греков. В литературе XIX века амазонки представлены в пьесе немецкого драматурга и поэта Генриха фон Клейста «Пентесилея». В скандинавской мифологии речь идет о валькириях – дочерях воина, а по некоторым источникам даже верховного бога скандинавов Одина. Они выбирали и сопровождали погибших воинов в Вальхаллу. В основном их представляли скачущими на конях, что символизировало распространенный образ дев-воительниц, иногда самостоятельно решающих исход битвы. Наиболее полно их образ раскрылся в поэтическом древнеисландском сборнике «Старшая Эдда» [5].

Как отмечается в монографии «Женские лики Росии» [3], в древнерусской литературе женщины-воительницы в основном были представлены в былинах «Слово о полку Игореве» (Ярославна), «Бой отца с сыном» (Златыгорка), «Дунай и Непр» (Настасья), «Михайло Потык» (Марья), «Добрыня и Маринка» (Марина Игнатьевна), «Три поездки Ильи Муромца» (безымянная героиня). В древнерусской литературе ученые подразделяют воительниц на несколько типов: первый – эпическая героиня, имеющая богатырские качества (Златыгорка, Настасья); второй – магический персонаж с чертами колдуньи (Марья, Марина Игнатьевна); третий – сказочный (безымянная героиня). При этом в литературе Древней Руси существовала одна особенность: часто главным героем оказывался мужчина, которому воительница помогала преодолевать препятствия.

Самым известным образом в зарубежной литературе Нового времени является образ Жанны д Арк, воспетый в произведениях Шиллера, Шекспира, Вольтера, Шоу и Твена. Образ продолжательницы рода возник еще в искусстве палеолита в так называемых Венерах Палеолита (Венера Виллендорфская, Венера Брассемпуйская). Однако, по мнению исследователей [4], дальнейшее развитие он получил под влиянием христианства: изображение Богородицы играет важную роль и в западной, и в русской традициях. В европейской живописи образ женщины-матери достиг наибольшего расцвета в эпоху Возрождения, выражаясь в изображении матери Христа. Богоматерь с младенцем на руках стала главным символом материнства. Несмотря на это, Мадонна изображалась в виде обычной молодой женщины с младенцем.

Так, на картине фламандского живописца Роберта Кампена «Мадонна с младенцем у камина» мать, сидящая с ребенком возле огня, протянула руки к пламени, как бы защищая его от жара. На полотне итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» можно увидеть девушку, протягивающую цветок ребенку. Она наблюдает за его интересом, что воплощает будничную радость жизни. В произведении «Мадонна с младенцем» молодая женщина кормит ребенка, и в этой повседневной сцене выражается земная радость материнства. Итальянский живописец Рафаэль Санти также известен изображением Мадонн («Мадонна Консстабиле», «Прекрасная садовница»). Однако самая выдающаяся его картина – «Сикстинская Мадонна», на которой Мария сочетает в себе небесное и земное начало. Она как будто отдает своего сына на страдание, неся божественный отпечаток. Несмотря на это, она держит сына как обычная крестьянка. Идеал материнства стал распространенным именно в эпоху Возрождения, когда по своему значению ему не было равных.

Образ женщины-труженицы наиболее ярко представлен в отечественной литературе начала XX века, в частности, в литературно-художественных и общественно-политических журналах. Такие издания как «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» отражали будничную жизнь работниц разных отраслей. Согласно материалам источников [2], советская пресса уделяла большое внимание женщинам-труженицам как носительницам коммунистических идеалов, следующих лозунгу: «Без труда нет наслаждения, без наслаждения нет труда!». Они принимали любой призыв партии, с инициативой выполняя в срок все трудовые планы. В соответствии со взглядами историков [2], для женщины трудовая деятельность должна была приносить истинное моральное удовлетворение, что в советских источниках представлялось настоящим подвигом. Это касалось тружениц и села, и промышленности.

Как утверждается, образ советской женщины-труженицы отличался отсутствием индивидуальности, простотой и скромностью [2]. Итак, традиционно женские образы подразделяются на три основных аспекта: женщина-мать, женщина-воин и женщина-труженица. Из них самым древним считается изображение воительниц, присущее античной, скандинавской и древнерусской традиции, что в дальнейшем оказало влияние на формирование последующих образов женщин-воинов.

Образ женщины как продолжательницы рода был известен еще в эпоху скульптур палеолита, однако наибольшего расцвета достиг в христианстве в изображении матери. Понимание материнства как своего рода идеала дошло до наших дней в различных памятниках литературы и искусства. Образ женщины-труженицы наиболее характерен для отечественного периода XX века и по своему распространению не имеет аналогии ни на Западе, ни в Америке. Таким образом, женские образы являются одним из основных предметов изучения в рамках истории, культуры и искусства.

Литература и источники: 1. Гомер. Иллиада. М., 1949. 2. Днепровская А.А. Образ советской труженицы в первое послевоенное десятилетие // Вестник ОмГУ. 2011. № 1. С. 91-98. 3. Кардапольцева В.Н. Женские лики России. Екатеринбург. 2000. 4. Романова Т.В. Эволюция образа матери в русской и европейской литературе // Молодость. Интеллект. Инициатива. 2016. № 4. С. 221-222. 5. Старшая Эдда. М., 2005.

Цвиркунова А. Ю.

Другие новости и статьи

« У бандита Тито навеки карта бита

Образ женщины в русской культуре »

Запись создана: Суббота, 26 Сентябрь 2020 в 4:38 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика