29 Сентябрь 2020

Дистанционное обучение: достоинства и недостатки

oboznik.ru - Как прогресс усложняет жизнь
#образование#интеллект#капитал

В данной статье исследуются вопросы дистанционного обучения в системе высшего образования в Приднестровской Молдавской Республике. Автором отмечаются достоинства дистанционной формы обучения, позволившие применять ее в условиях введения режима чрезвычайного положение и обеспечить непрерывность образовательного процесса, но отмечаются и выявленные недостатки данной формы обучения. Ключевые слова: дистанционное обучение, проблемы использования дистанционной формы обучения, участники образовательного процесса.

В нашей действительности все больше укрепляются информационные и коммуникационные технологии. Умение работать с компьютером, искать нужную информацию в интернете являются приоритетными направлениями XXI века. Образовательные технологии проникают и в образовательный процесс, оказывая влияние на образовательную сферу. В современной педагогической литературе имеется множество работ, анализирующих проблемы управления, развития, содержания и результативности данной формы образования. Так, например, Л.Я Аверьянов, отмечает положительные стороны дистанционного обучения, настаивая, что его посредством уравниваются возможности получения образования для разных категорий обучающихся, поскольку оно уравнивает возможности всех [1]. Исследовал вопросы дистанционного образования В.Г. Домрачеев, определяя его в качестве новой ступени заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники [2]. Е.С. Полат, М.В. Моисеева исходят из того, что дистанционное обучение представляет собой организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс. Он выражается в активном обмене информацией между обучающимися и преподавателем, а также между самими обучающимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий - аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций [6].

Л.Б. Осипова и О.М. Горева исследовали вопросы качества дистанционной формы обучения и дистанционного образования, отмечая, что дистанционное обучение является средством и методом получения дистанционного образования. [5]. В.П. Тихомиров определяет дистанционное обучение как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе [7].

Для Российской Федерации временем формирования официального статуса дистанционного обучения является 1995 год, когда была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» [4]. Регламентация вопросов дистанционного высшего образования осуществляется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.. [8]. Учитывая ориентированность приднестровской образовательной системы на образовательные уровни Российской Федерации, перед приднестровской системой высшего образования стоят такие же вызовы и задачи.

В Приднестровской Молдавской Республике в 2013 году Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» был дополнен статьей 9- 1, закрепившей возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Данная статья закрепила возможность применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей, соответствующих технических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается нормативно-правовым актом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся [3].

Таким образом, законодательная составляющая дистанционного обучения в Приднестровской Молдавской Республике давно создана. Анализируя мнения различных исследователей и сложившуюся практику, необходимо выделить достоинства данной формы обучения. Во-первых, возможность получения образования не посещая высшее учебное заведение. В обычных условиях - дистанционное обучение интересно для тех, кто хочет получить образование, не отрываясь от трудовой деятельности. Если же говорить о настоящих условиях, то в условиях режима чрезвычайного положения в Республике, использование данной формы обучения позволило продолжить учебный процесс. Во-вторых, дистанционная форма обучения способствует сокращению финансовых затрат, связанных с процессом обучения. Активному и заинтересованному студенту, будучи дома можно получать образование, не выезжая в учебное заведение.

Также расширяются возможности в получении образования в зарубежных или более престижных вузах. В-третьих, для лиц с ограниченными возможностями расширяются перспективы посредством дистанционного обучения получить высшее образование. В-четвертых, высшие учебные заведения посредством дистанционного обучения могут увеличивать целевую аудиторию, посредством охвата большего количества студентов. В-пятых, данный формат обучения связан с формированием осознанного отношения к учебе у студентов, что выражается в способности и необходимости рационального распределения собственного временного ресурса и сил.

Студент сам предопределяет особенности своего обучения, стимулом выступает чувство ответственности за конечный результат. Еще раз подчеркну, что данные характеристики, безусловно, можно отнести к положительным аспектам, позволившим насколько это возможно эффективно применить в условиях режима чрезвычайного положения дистанционную форму обучения. Вместе с тем, соглашаясь с исследователями необходимо акцентировать внимание и на недостатках данной формы обучения, которые обобщенно выражены в следующем: Во-первых, данная форма обучения связана с отсутствием социального взаимодействия преподавателя и студента. Отсутствует возможность личного общения между студентом и преподавателем, а также между самими студентами. У обучающегося отпадает необходимость возможности учиться выстраивать отношения с коллективом, с преподавателями, сокурсниками, администрацией учебного заведения.

Студентами утрачивается возможность обращения лично к профессорскопреподавательскому составу для консультаций. Не формируются навыки публичного выступления перед аудиторией. Изучая материал самостоятельно, студент не может сравнить результаты своей подготовки с остальными, отсутствует возможность подискутировать, полученный материал лишен эмоциональной окраски, что зачастую предопределяет степень его восприятия в сторону снижения. С другой стороны, преподаватель также не получает обратной связи, которая есть при личном общении, что дает возможность по реакции студентов скорректировать течение учебного процесса. Например, дать дополнительные разъяснения на сложно воспринятые вопросы, привести дополнительные уточняющие примеры, изменить темп подачи материала и др. Во-вторых, есть ограничения в обучении по некоторым специальностям, которые невозможно освоить дистанционно. В-третьих, если студент не мотивирован на самостоятельную работу, то это приводит к его неспособности влиться в образовательный процесс.

Мы сталкиваемся с проблемой, когда отсутствие полноценного контроля со стороны преподавателя, имеющего место при обычной форме обучения, служит расслабляющим фактором для студента, особенно на младших курсах. Преподаватель в рамках дистанционного обучения не имеет возможности проконтролировать уровень подготовки как при традиционном обучении. С этим же недостатком связано то, что студент при такой форме обучения получает больше возможностей для несамостоятельной работы, что снижает качество его подготовки как будущего специалиста. В-четвертых, высшее учебное заведение должно обеспечить и подготовить техническое оснащение, программно-технические средства, осуществить подготовку специальных кадров и многие другие составляющие, что невозможно решить одномоментно, поскольку связано с существенными материальными затратами.

Таким образом, обозначив достоинства и недостатки дистанционной формы обучения, хочется отметить следующее. На сегодняшний день в Приднестровье объективно сложилась ситуация, когда разговоры и дискуссии о необходимости дистанционного образования решились в пользу последнего. Ввиду ограничения возможности осуществлять традиционный учебный процесс, приднестровские высшие учебные заведения перешли на дистанционную форму обучения. Несмотря на явную неподготовленность к полному переходу на дистанционное обучение, руководством университета и преподавательским составом были предприняты все меры, для недопущения срыва образовательного процесса, что позволило основной части студентов продолжить обучение в период введения чрезвычайного положения.

Сложности возникли у обучающихся, которые не были обеспечены интернетресурсами. Профессорско-преподавательский состав также столкнулся с указанной проблемой, поскольку из-за перегруженности интернета качество интернет-связи существенно снизилось, препятствуя осуществлению нормальной деятельности. Опыт дистанционного обучения показал, что и студенты и преподаватели столкнулись с большей загруженностью, чем при традиционном обучении.

Однако, учитывая сложившуюся объективную ситуацию, повлекшую переход на дистанционную форму, полагаю положительным аспектом использование всех возможностей дистанционного обучения для обеспечения непрерывного образовательного процесса. Вместе с тем, представляется, что полный переход на дистанционное обучение в будущем лишит участников образовательных отношений права выбора формы получения образовательных услуг. Учитывая все отмеченные недостатки, это может существенно повлиять в сторону снижения качества подготовки специалиста, но увеличения их количества. Полагаю, для современного высшего учебного заведения наиболее оптимальной формой обучения должна остаться традиционная форма обучения с использованием элементов дистанционного обучения. Лишь в симбиозе применения обеих форм видится возможность качественной подготовки будущего специалиста.

Список литературы

1. Аверьянов Л.Я. Образование для всех - реальность уже сегодня/ Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного Интернет университета (РГИУ)www.i-u.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.i-u.ru/biblio. 2. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы [Текст] / В.Г. Домрачеев // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 10. 3. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании»//Собрание актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики. 2003. № 26. 4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. - М.: НИИВО, 1995. - 24 с. 5. Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии./Л.Б. Осипова, О.М. Горева// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; // www.science-education.ru/119-14612. 6. Полат Е.С., Моисеева М.В, Петров А.Е., Бухаркина М.Ю., Аксенов Ю.В., Горбунькова Т.Ф. Дистанционное обучение. - М., 1998. - 192 с. 7. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О.Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (часть 1), [Электронный ресурс] // Научно-практический журнал «Открытое 180 образование». Режим доступа - http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/ st158.html. 8. Федеральный закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. думой 21 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi ?req=doc;base=LAW;n=158429.

Мытник Елена Валентиновна

Другие новости и статьи

« Астраханский кремль

Уроки, извлеченные из covid-19 »

Запись создана: Вторник, 29 Сентябрь 2020 в 16:59 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика