ЯГ-6: ярославский тяжеловоз
Пятитонный ЯГ-6 предназначался преимущественно для транспортировки в кузове техники: танкеток, легких танков и артсистем. Грузовик выпускался с 1936 по 1943 год, но сегодня почти неизвестен.
ЯГ-6 ограниченно использовался в РККА и в довоенный период. На 20 июня 1941 года в войсках находилось 1600 таких автомобилей при общем числе армейских машин 272 600. Большинство тяжелых грузовиков было потеряно в первые месяцы.
Отметим ТТХ ЯГ-6: при массе с полной нагрузкой 10,2 тонны он мог развивать максимальную скорость 40 километров в час (средняя техническая – 28 км/ч по шоссе и 15 км/ч по грунту). В кабине помещались три человека, еще 30 – в кузове. Четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 лошадиные силы работал на бензине второго сорта, расходуя 40 литров на 100 километров по шоссе и 60 литров – по грунту при емкости бензобака 177 литров. Запас хода – 440 километров по шоссе и 300 километров по грунтовой дороге. С полной нагрузкой ЯГ-6 преодолевал препятствия с углом подъема до 12 градусов и такой же боковой крен. Не был преградой и брод до 0,65 метра глубиной. Характерно, что на грунте грузоподъёмность часто снижалась с 5 до 3,5 тонн.
В трансмиссии применялись сухое двухдисковое сцепление и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Рабочий тормоз действовал только на задние колеса. Его привод был механическим с вакуумным усилителем.
Последние 30 грузовиков ЯГ-6 собрали в 1943-м, после чего ЯГАЗ переориентировали на производство гусеничных артиллерийских тягачей.
С началом Великой Отечественной начались серьёзные перебои с поставками двигателей ЗИС. Проблему хотели решить разработкой ЯГ-9 с американским двигателем GMC. Но организовать поставки моторов не удалось, и серийный выпуск не пошёл.
В отсутствие импорта тяжелых грузовиков ЯГ-6 не имел альтернативы. Известны модификации ЯГ-6М, оснащённая в ограниченном количестве в 1938 году американским двигателем Hercules-YXC-B, и ЯГ-6А, получившая в 1940-м форсированный ЗИС-16 мощностью 85 лошадиных сил.
Согласно Полевому уставу РККА 1935 года стрелковый батальон следовало перевозить на расстояние не меньше 15–20 километров, полк – от 30–32 километров. Для стрелковой дивизии целесообразный показатель составлял 200–400 километров.
Для перевозки танков и танкеток борта кузова ЯГ-6 снимались. Погрузка осуществлялась по колейным трапам, усиленным шпалами, бревнами или специальными стойками. Для уменьшения нагрузки на рессоры при въезде танка под заднюю часть рамы машины подводились металлические стойки.
Для перевозки лошадей стенки кузова, напротив, наращивались обрешёткой.
Полевой устав РККА определял время погрузки стрелкового батальона в 40–60 минут, артиллерийского дивизиона – в 1–1,5 часа. Ночью сроки увеличивались в среднем на 15 минут.
Другие новости и статьи
« Суздаль
Рацион питания бойцов РККА: полевые кухни и так далее »
Запись создана: Среда, 7 Октябрь 2020 в 17:55 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Новости.
метки: история, Константин Барановский, автомобиль
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика