15 Октябрь 2020

Развитие финансов, денежного обращения и кредита в период царствования Николая I

oboznik.ru - Николай I и его эпоха
#НиколайI#эпоха#история

В статье рассмотрены процессы преобразования финансовой системы царской России, включая и существенные изменения в денежно-кредитном сегменте в период правления императора Николая I.

Ключевые слова: Николай I, финансовая система, денежное обращение, кредит. Царствование Николая I 1 началось с преобразований государственного устройства и управления, для осуществления которых 6 декабря 1826 г. был учрежден Секретный комитет (его основными функционерами стали председатель Государственного совета (ГС) В.П. Кочубей и действительный член ГС М.М. Сперанский). Отметим, что ГС был создан императором Александром I в 1801 г. как законосовещательное учреждение, призванное к тому, «чтобы поставить силу и блаженство Империи Всероссийской на незыблемом основании закона»2 . Однако он не имел большого влияния до 1810 г., когда благодаря инициативе М.М. Сперанского3 и его проектов (в том числе проекта Уложения государственных законов) было выпущено издание «Образование Государственного совета».

Согласно указанному документу ГС должен был стать единственным местом рассмотрения законопроектов, то есть никакой законопроект не может быть ни утвержден император без обсуждения его в ГС, ни представлен государю мимо ГС. Но данная норма часто нарушалась, в том числе по вине императоров и председателей ГС. В период царствования Николая I председателями ГС были: князь Кочубей (1827–1834 гг.), граф Новосильцев (1834–1838 гг.), князь Васильчиков (1838–1847 гг.), граф Левашев (1847– 1848 гг.), князь Чернышев (1848–1856 гг.). Император Николай I, прежде всего, хотел создать прочную систему законодательства. Архитектором данной системы выступил М.М. Сперанский.

Именно его опыт и талант был использован императором для составления «Свода законов Российской Империи». Именно для этих целей было создано 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое и возглавил М.М. Сперанский. Под его руководством к 1830 г. было составлено «Полное собрание законов Российской Империи» в 45 томах, в которое были включены законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича (1649 г.) до конца царствования Александра І. В 1832 г. был изготовлен «Свод законов», состоящий из 15 томов.

В конце 1837 г. было учреждено министерство государственных имуществ (МГИ). Ранее существенную часть функций МГИ исполнял департамент государственных имуществ министерства финансов. Министерство финансов оказывало влияние на реализацию всей экономической политики государства, оно формировало и исполняло его бюджет, руководило деятельностью местных финансовых органов, ведало делами государственного кредита и денежного обращения, контролировало деятельность казенных кредитных учреждений (КУ) и наблюдало за частными КУ, а также определяло финансовых партнеров Российской Империи и существенно влияло на выработку внешнеполитического курса. В 30-х годах министерством, возглавляемым Е.Ф. Канкрином1 , принимались различные меры по оздоровлению бюджета страны, совершенствованию системы налогообложения и в целом улучшению финансово-экономического состояния Российской Империи.

Причем, в качестве одного из принципов формирования и реализации бюджетной политики Канкрин заявлял принцип сочетания интересов государства и народа. Он стремился улучшить положение казенных и крепостных крестьян, обремененных высокими налогами. Канкрин писал: «Народ ежегодно должен собрать обыкновенными способами о, что потребно на содержание государства; но… потребности сии должны быть умеряемы до такой степени, не служили к излишнему отягощению, а еще менее – к обеднению народа» [1, с. 153]. В самые тяжелые моменты для государственной казны Е.Ф. Канкрин прибегал к выпуску билетов («серий») Государственного казначейства. Они сочетали в себе как черты срочных кредитных обязательств (государственные облигации выпускались на четыре года), так и признаки государственных денежных знаков, принимавшихся по всем платежам, кроме вкладов в кредитные учреждения. Канкрин не злоупотреблял этим инструментом, всего было выпущено государственных облигаций на сумму 10 млн руб.

Далеко не все меры, предложенные Канкриным, были реализованы полностью: мешала чрезмерно бюрократическая система государственного управления, обремененная безнаказанным казнокрадстом, были и другие причины, в основном связанные с активной внешней политикой, войнами и кризисами. Тем не менее, в этих условиях Е.Ф. Канкрину впервые в истории финансов России добиться сбалансированного бюджета. Наиболее действенным способом, обеспечивающим покрытие дефицита бюджета, стали так называемые «позаимствования» из казенных кредитных учреждений. Улучшение состояния государственного бюджета позволило императору Николаю I обратить внимание на социальную сфере, в том числе на развитие высшего образования. В 1827 г. в Санкт-Петербурге был открыт Технологический институт и возобновлена деятельность Главного педагогического института; в 1832 г. учрежден университет в Киеве; в 1840 г. начал работу Горыгорецкий земледельческий институт, а в 1848 г. – ветеринарный институт в Дерпте. В царствование Николая I система государственных кредитных учреждений не подвергалась существенным преобразованиям. Причем, пока во главе министерства финансов стоял граф Канкрин Е.Ф., кредитная политика сводилась к тому, чтобы сжимать размеры кредита, уменьшать обороты банковской деятельности и пресекать всякую частную инициативу в банковском деле. Граф считал, что частные банки вообще вредны.

При этом надо заметить, что при Е.Ф. Канкрине было утверждено достаточно много нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, но они не вносили существенных изменений, а были направлены на ужесточение регламентации деятельности кредитных учреждений – Коммерческого и Заемного банков, Сохранных казен и Приказов Общественного Презрения, которые были учреждены еще в 70–80-е гг. ХVIII в. в первой четверти ХIХ в. Начало значительному росту активных и пассивных операций Заемного банка было положено Е.Ф. Канкрином, который вошел в Государственный совет с предложением о выдаче ссуд под залог населенных имений. Он был убежден, что увеличение объема вкладов, который в условиях стабилизации обращения ассигнаций будет превышать востребования, даст достаточно для этого средств. Он заверил Госсовет, что теоретическое несоответствие пассивных операций активным на практике не таит никакой угрозы. В подтверждение Е.Ф. Канкрин привел в пример Коммерческий банк, на счетах которого скопилось (от вкладных операций) более 30 млн руб., а куда помещать их «для приращения» не знали (по вкладам следовало платить проценты). Прекращение принятия новых вкладов означало невозможность возвращения старых. Именно эта ситуация, по мнению Е.Ф. Канкрина, грозила кризисом. Государственному совету пришлось выбирать между предложением министра финансов и упразднением системы казенных кредитных учреждений, так как средств для выплаты процентов по вкладам действительно взять было неоткуда (разве что из казны, но она тоже, мягко говоря, не была полна). К реформированию системы государственных кредитных установлений ни Госсовет, ни Е.Ф. Канкрин не были готовы.

Поэтому совет принял предложение министра финансов о возврате к выдаче ипотечных ссуд. Таким образом, система государственных кредитных установлений была сохранена и даже временно укреплена, что в целом соответствовало консервативному курсу Николая I. Ввиду того, что по уставу Заемного банка ссуда предоставлялась только под залог «чистого», ранее не заложенного имения, немногие помещики смогли воспользоваться этой банковской услугой. В 1824 г. министерство финансов внесло существенную поправку, разрешив перезакладывать имения без удержания долгов, «принадлежащим другим кредитным установлениям». Изменений условий залога было широко использовано помещиками. И если в 1823 г. Заемный банк выдал ссуд на сумму в 0,7 млн руб., то в 1824 г. – на 7,7 млн, а в 1825 г. уже – 13,1 млн руб. Увеличение объема ссудных операций стало возможным за счет расширения вкладных операций, чему способствовало повышение гарантированной казной ставки по вкладам (до 5 % годовых). В период царствования Николая I самыми значимыми банковскими установлениями были образование в 1828 г. Польского банка и открытие в конце 30-х и начале 40-х гг. вспомогательных и сберегательных касс для малоимущих слоев деревни и города.

В 1837 г. Николай I поднял вопрос о «вспомоществовании низшим классам». Он считал, что обязательными элементами внутренней финансовой политики должны быть различные формы попечительства и «вспомоществования» (в том числе функционирование вспомогательных и сберегательных касс). Е.Ф. Канкрин теоретически признавал пользу сберкасс, но он опасался, что возврат сбережений может стать ощутимым бременем для бюджета. Однако император, чтобы избежать «язв пролетариатства», настоял на том, чтобы министр финансов взял на себя борьбу с обнищанием, а также «поднятием в народе предусмотрительности … и … воспитание духа бережливости» [1, с. 221]. Первый опыт в этом направлении сделало в 1837 г. удельное ведомство министерства государственных имуществ. Оно выделило так называемый «капитал заемный», из которого государственным крестьянам выдавались ссуды от 10 до 500 руб. под 6 % годовых на срок до одного года. В качестве обеспечения требовалось предоставление двух поручителей на каждые 50 руб. ссуды и свидетельства «мирского общества» (т.е. общины) о «добром поведении» заемщика. Следующим шагом стало создание в 1838 г. в соответствии с «Положением о крестьянских сберегательных кассах» сети сберегательных касс по приему вкладов и вспомогательных касс по выдаче ссуд. Цель создания сберкасс – «сохранение и приращение процентами денежных сумм, остающихся у крестьян без употребления». Управление делами сберегательных и вспомогательных касс возлагалось на волостную администрацию. В сберкассах существовало два вида вкладов – срочный и бессрочный. Минимальная сумма вклада составляла 1 руб. Вкладчику выдавалась сберегательная книжка. В 1840 г. в целях приобретения опыта запустили работу сберегательных касс в 3 волостях Петербургской губернии, из казны им было предоставлено 15 тыс. руб. В 1841 г. Николай I подписал «Устав сберегательных касс». «По уважении пользы, какую смогут приносить сберегательные кассы как в хозяйственном, так и в нравственном отношении, – отмечалось в указе, – повелеваем учредить сберегательные кассы… для доставления чрез то недостаточным всякого рода людям средств к сбережению» [2].

В начале сберегательные и вспомогательные кассы открывались при Сохранных казнах. Деятельность касс развивалась достаточно слабо, особенно сберегательных; хуже дело обстояло в провинциях. В столицах сберкассы были более востребованы. В 1842 г. в них насчитывалось около 2,5 тыс. сберкнижек, в 1950 г. их число превысило 36 тыс., а объем вкладов вырос с 44,2 тыс. руб. в 1842 г. до 1,5 млн руб. в 1850 г. К услугам столичных сберкасс прибегали ремесленники (совокупная сумма вкладов – 101 тыс. руб.), крестьяне, занимавшиеся тем или иным городским промыслом (92 тыс. руб.), мещане (76 тыс. руб.), мелкие чиновники (69 тыс. руб.) и др. Социальный состав вкладчиков провинциальных сберкасс отличался от столичного – первое место в них занимали чиновники, затем следовали купцы, мещане, ремесленники и т.д. Открытие частных кредитных учреждений встречало непреодолимые препятствия, такова была кредитная политика министерства финансов, возглавляемого графом Е.Ф. Канкрином. Однако потребность в коммерческом кредите, особенно в провинции, была очевидна. Лишь после выхода в отставку графа Канкрина (в 1844 г.) активизировалось открытие банков. Но вернемся к началу 30-х годов, когда министерство финансов, возглавляемое Е.Ф. Канкрином, добилось существенных результатов в бюджетной политике, но, к сожалению, использовало банки, в том числе главный из них для развития экономики страны – Коммерческий банк для «позаимствований». К этому времени в Коммерческом банке сменилось несколько управляющих, подбор которых говорил о непродуманности банковской кадровой политике. Управляющими Коммерческого банка становились бывшие военные или дипломаты, не имевшие прочных знаний банковского дела.

Из них более всего известен Сергей Семенович Уваров (1786–1855 гг.), назначенный преемником А.И. Рибопьера. Занимая должность управляющего Коммерческим банком, он являлся одновременно директором Департамента мануфактур и внутренней торговли (1822– 1832 гг.) и президентом Академии наук (1818–1855 г.). С.С. Уваров получил известность как министр народного просвещения (1833–1849 гг.), сформулировавший доктрину официальной народности: «Православие, самодержавие, народность». Надо отметить, что Коммерческий банк принял деятельное участие в денежной реформе 1839–1843 гг., проводимой Канкрином Е.Ф. в целях введения новых принципов организации денежной системы, устранения из обращения обесценившихся государственных ассигнований и в целом оздоровления государственных финансов. 1 июля 1839 года вышел манифест «Об устройстве денежной системы», ознаменовавший начало реформы денежной системы Российской Империи. В соответствии с манифестом с 1 января 1840 г. все сделки должны заключаться исключительно на серебро.

Таким образом, главным средством платежа стал серебряный рубль. Одновременно с манифестом, тоже 1 июля, был опубликован указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при государственном Коммерческом банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Указанные билеты были законным платежным средством. Они могли использоваться во всех платежах в казну и из нее, при совершении операций кредитными учреждениями, частными лицами. Казенная банковская система (условно ее можно так назвать, хотя если к понятию «банковская система» подходить с научных позиций, то надо признать, что в те времена банковской системы не было, как, в прочем, и кредитной системы) получила возможность увеличивать свои ресурсы, в том числе в связи с расширением депозитной деятельности, при этом надо отметить, что денежные средства, помещенные в банке, не облагались налогами. Однако эффективно их использовать для кредитования субъектов экономики (предприятий торговли, промышленности и др.) не представлялось возможным (их просто не было). Поэтому кредитовалось большей частью дворянство и правительство.

Промышленность и торговля не были развиты. Несмотря на небольшие объемы кредитования предпринимательства, кредитная политика строилась с учетом интересов предпринимателей: совет директоров лишь наполовину состоял из государственных чиновников, вторая половина была представлена купцами I и II гильдий, которые избирались в совет в установленном порядке. Большая часть ресурсов Коммерческого банка либо «перекочевывала» в Заемный банк, либо пополняла ресурсы Казначейства, либо служила обеспечением государственных бумажных денежных знаков. И только оставшиеся привлеченные средства – в 1830–1840 гг. их доля колебалась от 15 до 50 % – использовались для учетноссудных операций, в том числе осуществляемых по отношению к государственным органам и дворянству (еще раз подчеркнем, кредитование дворян осуществлялось в Заемном банке на ресурсы Коммерческого банка). Тот небольшой объем кредитов, который представлялся купечеству, выдавался в основном в форме учета краткосрочных векселей. Коммерческий банк кредитовал в основном крупных купцов, владельцев торговых домов, нередко связанных с текстильным производством. Он не стремился распространить свои операции на все категории купечества, и менее богатые купцы по-прежнему вынуждены были занимать друг у друга или вести дело на свои средства. Причиной тому была неразвитость филиальной сети банка, не охватывавшей даже существенной части губернских городов России.

Доказательством тому служат воспоминания И.Б. Бабста1 , который писал о дедовских устоях русского купечества: «Через Рыбинск переходит в год хлебным товаром и монетой до 30 млн руб., а форма кредита имеет такой же отпечаток доверенности. Купцы доверяют друг другу значительные суммы по запискам на простом листе бумаги без соблюдения всяких форм, и временная Рыбинская контора Коммерческого банка, куда их предъявляется ежегодно на 100 тыс. руб., не может их принимать» [4]. И.К. Бабст отмечал, что такие порядки были распространены повсеместно. При кредитовании частных лиц приоритет отдавался торговле, которую сторонники фритредерства2 (к их числу принадлежал Д.А. Гурьев) считали главным условием роста благосостояния страны. При этом обращалось внимание и на практическую сторону кредитного дела – в то время ссуды промышленным предприятиям относились к группе неликвидных активов. Деятельность Коммерческого банка не могла быть эффективной еще и в силу «привычных» невозвратов и мздоимства. Доходным местом в банке считались должности маклеров, получавших, помимо высокого куртажа, большие взятки. Образование при Коммерческом банке такого института посредников, обычного для Европы, в условиях России оборачивалось различными злоупотреблениями. Чтобы «задобрить» банковскую администрацию, маклеры ежегодно – обычно на праздник Казанской Божией Матери – устраивали званые обеды, которые посещали и высокие чины из министерства финансов.

Позднее, после создания Государственного банка в 1860 г., такой институт будет ликвидирован (по инициативе Е.И. Ламанского). Как уже отмечалось, с самого начала своей деятельности Коммерческий банк столкнулся с проблемой невозврата кредитов. К 1828 г. это явление приняло угрожающие масштабы. Правление банка было вынуждено прекратить дальнейший учет векселей. Большие размеры вексельных кредитов и ссуд зачастую не соответствовали характеру торговых оборотов, что приводило к увеличению количества должников и убытков банка. Вследствие этого при Правлении Коммерческого банка решили создать Временное отделение для взыскания по протестованным векселям. Оно открылось 17 сентября 1829 года. Его сотрудникам вменялось в обязанность составлять ведомости, в которых указывались векселедатели, обеспечение кредитов, даты протеста, уплата сумм по векселю, долги по векселям и принятые по каждому опротестованному векселю меры. Временное отделение Коммерческого банка просуществовало вплоть до 1860 г. и было ликвидировано вместе с самим банком. С проблемой невозврата кредитов сталкивался не только Коммерческий банк. В 1829 г. Е.Ф. Канкрин направил в специально созданный комитет, занимавшийся проблемой банковских процентов, Записку, в которой излагал причины упадка частного кредита в России, связанные в том числе и с работой Коммерческого банка? [3, с. 8]. В 1831 г. были приняты дополнительные правила, устанавливавшие лимиты кредитования. По этим правилам одно лицо не могло заимствовать в банке более 10 тыс. руб. ассигнациями. В дальнейшем максимальный размер вексельных ссуд устанавливался в зависимости от принадлежности купца к той или иной гильдии. Так, купец третьей гильдии мог занять в банке до 7,5 тыс. руб., купец второй гильдии – до 30 тыс. руб., а купец первой гильдии – до 60 тыс. рублей.

Объем невозвратов постоянно рос и в филиалах Коммерческого банка. Бугров А.В. отмечал, что в 1828 г. сотрудникам Астраханской конторы банка было указано обращать особое внимание на платежеспособность клиентов, а деньги выдавать «с возможной осмотрительностью» [4, с. 388]. Несмотря на это, долг купцов Астраханской конторе рос год от года. При расследовании злоупотреблений чиновников конторы в 1833–1834 гг. выяснилось, что с 1828 по 1832 гг. долг по учету векселей составил 2,7 млн руб., по учету срочных обязательств и по рассроченным вексельным долгам – 0,9 млн руб., по учету товарных обязательств – 0,2 млн руб., не считая других долгов. Среди должников конторы были купцы из Астрахани, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. В результате накопления миллионных долгов, приведших к резкому ухудшению финансового положения Астраханской конторы, было принято решение о ее ликвидации. Преемник Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов граф Ф.П. Вронченко1 в отношении Коммерческого банка продолжал линию, намеченную предшественником.

Поскольку значительная часть ресурсов банка не размещалась в кредиты торговле и промышленности, открытие новых учреждений банка не способствовало существенному росту экономики. Проект 1848 г. об учреждении контор Коммерческого банка в Лондоне и Гамбурге – крупнейших центрах европейской торговли – был отвергнут. В период со средины 20-х до конца 40-х годов XIX столетия в Коммерческом банке (главном банке страны) развивались лишь вкладные операции, в то время как учет векселей и выдача подтоварных ссуд со временем сокращались. По справедливому замечанию историка С.Я. Борового, «соотношение между празднолежащим и функционирующим капиталом свидетельствовало о слабом развитии в России хозяйственной жизни и предпринимательской деятельности» [5, с. 221].

Бывавшие в Петербурге представители финансовых кругов Франции были хорошо осведомлены о «несовершенной» (на их взгляд) работе Коммерческого банка. В 1847 г. вице-директор Банка Франции обратился к руководству Коммерческого банка с предложениями об «улучшении» его работы: расширении круга проводимых операций и ограничении бюрократии, мешающей успешной деятельности банка. Эти предложения были рассмотрены министром финансов Ф.П. Вронченко, однако никакие меры приняты не были. В итоге все последующие годы Коммерческий банк оставался банком для кредитования казны, ее учреждений, а также купеческой элиты, связанной с крупным российским чиновничеством. В 1848 г. из-за нестабильности политической ситуации в Европе Коммерческий банк прекратил покупку иностранных векселей. К 1852 г. неликвидные активы Коммерческого банка составляли, по подсчетам С.Я. Борового, 10 % всех его активов [5, с. 223]. С другой стороны, в 1850 г. более 90 % привлеченных средств Коммерческого банка передавалось в Заемный банк, где они использовались для кредитования дворян. Сложилась ситуация, когда конторы Коммерческого банка становились чем-то вроде сберегательных касс Заемного банка. Таким образом, к середине XIX в. Коммерческий банк практически перестал быть полноценным банком краткосрочного коммерческого кредита. С началом Крымской войны (1853–1856 гг.) проблемы Коммерческого банка обострились. Сумма вкладов частных лиц превышала денежные средства, отданные в ссуды, более чем на 180 тыс. руб. серебром. Процент по частным вкладам понизился до 3 %, а по казенным – до 1,5 %. Быстро увеличивался отток денежных средств: в 1858– 1859 гг. он составил 584 млн рублей.

В 1859 г. Коммерческий банк открыл подписку на государственные 4-х процентные «непрерывно доходные» билеты, а в соответствии с указом от 1 сентября 1859 г. начал обмен этих билетов на 5-ти процентные банковские билеты. Вклады, которые не были изъяты из банка, оставались преимущественно краткосрочными, что не балансировало с объемом долгосрочных средств, расходовавшихся, как многократно подчеркивалось, преимущественно на кредитование дворян через Заемный банк. 31 мая 1860 г. Коммерческий банк был ликвидирован. Его активы и пассивы по передаточному акту были переданы Государственному банку [6]. Анализ деятельности Коммерческого банка позволяет сделать следующие выводы. Учрежденный в рамках экономической программы Д.А. Гурьева, направленной на развитие отечественной торговли и производства, Коммерческий банк с течением времени все больше уклонялся от решения этих задач в сторону финансирования Заемного банка и Казначейства. В деятельности Коммерческого банка можно выделить три основных этапа.

Для первого этапа (с 1818 по 1823 г.), который проходил до царствования Николая I, было характерно использование подавляющей части ресурсов для кредитования российского купечества. Отличительными чертами второго этапа (с 1824 по 1840 г.) стало замедление роста филиальной сети, постепенное сокращение объемов кредитования и рост кредитов, предоставленных Заемному банку (от 35 до 90 % его ресурсов приходилось на эти кредиты). Третий этап (1841–1860 гг.) характеризовался ограниченным развитием учетноссудной операции и использованием на кредитование Заемного банка от 84 до 90 % привлеченных средств. Такова история Коммерческого банка, который должен был (по концепции Гурьева) стать главным банком страны. В период царствования Николая I, но уже после отставки Е.Ф. Канкрина, активизировалось создание частных банков. Они стали возникать в самых разных местностях: в 1844 г. были учреждены Порховский банк Жукова, Томский банк Попова, Кяхтинский и Пензенский банки, в 1845 г. – Александрийский, Тульский и Иркутский при Сиротовоспитательном доме Елизаветы Медведниковой, в 1846 г. – Устюжский, в 1847 г. – Либавский, Зарайский, Ростовский Ярославской губернии, Коломенский, Казанский, Архангельский, в 1849 г. – Ирбитский банк и т.д. Их значительный разброс по территории страны был обусловлен не столько повышением предпринимательской активности в провинциях, сколько развитием ярмарочной торговли.

Список литературы: 1. Разманова Н.А. Финансовая политика Российской империи. XVIII – первая половина XIX века: курс лекций / Н.А. Разманова. – М.: Финакадемия, 2008. – 254 с. 2. Бойко П.А. Сберегательное дело в досоветской России (к 170-летию сберегательного банка России) / П.А. Бойко [Электронный ресурс] // Экономический журнал. – 2011. – № 23. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sberegatelnoe-delov-dosovetskoy-rossii-k-170-letiyu-sberegatelnogo-banka-rossii. 3. Левин И.И. Акционерные коммерческие банки в России: Т. 1. / И.И. Левин, прив.-доц. Петрогр. ун-та. – Петроград: тип. Т-ва Птгр. печ. пр-ва И.Р. Белопольского и К°, 1917. – 301 с. 4. Бугров А. Казённые банки в России. 1754–1860 / А. Бугров. – М.: ЦБ РФ, 2017. – 511 с. 5. Боровой С.Я. Кредит и банки в России / С.Я. Боровой. – М.: Госфиниздат, 1958. – 288 с. 6. Саврадым В.М. Финансовая система государства: генезис научного познания и этапов развития: монография / В.М. Саврадым. – Новосибирск: САФБД, 2018. – 300 с.

Степанов Кирилл Константинович специалист в области банковского аудита ООО «ФИНЭКС» г. Новосибирск, Российская Федерация

Гуляева Ирина Геннадьевна доцент кафедры экономики и управления ЧОУ ВО «Сибирская академия финансов и банковского дела» (САФБД) г. Новосибирск, Российская Федерация

Игнаткин Павел Сергеевич ст. преподаватель кафедры общегуманитарных и естестественно-научных дисциплин ЧОУ ВО «Сибирская академия финансов и банковского дела» (САФБД) г. Новосибирск, Российская Федерация

Другие новости и статьи

« Славянский орнамент на кельтском сапоге

Развитие национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма »

Запись создана: Четверг, 15 Октябрь 2020 в 18:02 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика