15 Октябрь 2020

Жилищная политика второй половины 1940-х гг.: жилье в личную собственность

oboznik.ru - О причинах крушения СССР и фальсификации истории
#СССР#жилье#история

В статье предпринят анализ жилищной политики второй половины 1940-х гг., реализуемой в сфере индивидуального жилищного фонда горожан. Обозначены основные направления ее реализации: покупка горожанами индивидуального жилья у предприятий, индивидуальное жилищное строительство. Выявлено, что приобретение жилья в личную собственность (покупка, строительство) было сопряжено со сложностями кредитования. Правила предоставления кредитов были ужесточены осенью 1948 г.

Практика индивидуального жилищного строительства не стала основной формой решения жилищных проблем горожан в послевоенные годы. К лючевые слова: советская жилищная политика, послевоенный период, 1940-е гг., строительство жилья, покупка жилья. При оценке качества жизни горожан важной составляющей является характеристика их жилищных условий. К рассмотрению жилищных проблем городского населения СССР обращались многие авторы. Приоритетное внимание отечественных исследователей получила проблематика реализации жилищной политики в СССР довоенного периода [Кирюшина; Меерович, 2009, 2014]. Сложности решения жилищных проблем в годы войны рассмотрены в работах Т. П. Хлыниной, А. В. Ярославцева [Хлынина; Ярославцев, 2015]. Проблематика решения жилищных вопросов горожан послевоенного периода рассмотрена в немногочисленных исторических работах, в которых данная тема раскрыта на региональных материалах Дальневосточного региона [Власов; Ярославцев, 2011], Башкирской АССР [Харрасов], Свердловской области [Мамяченков, 2007, 2009], а также в контексте проблематики градостроительства и архитектуры [Усанова]. Жилье, в котором проживало городское население страны, могло иметь различный правовой статус – принадлежать жильцу на правах личного имущества (как правило, это были неблагоустроенные домовладения), либо принадлежать предприятиям, учреждениям и организациям и передаваться жильцам (съемщикам) на правах найма – «социальное жилье» [см.: Коршунов, Кочеткова].

В большинстве работ по жилищной проблематике исследуется уровень обеспечения горожан социальным жильем, его качество и специфика распределения, в то время как тематика индивидуального жилищного строительства (покупки жилья) не получила рассмотрения в историографии. В данной статье предпринят анализ послевоенной жилищной политики, реализуемой в сфере индивидуального жилищного фонда горожан. В послевоенный период жилищная проблема в городах стояла достаточно остро вследствие того, что объемы жилищного фонда значительно сократились (особенно в западных районах страны), были ограничены материальные возможности предприятий и организаций по строительству нового жилья. В то же время решение жилищной проблемы было актуально в контексте реализации задач восстановления страны. Одним из вариантов решения жилищной проблемы было индивидуальное жилье. Рабочим индустрии, желающим остаться на предприятии на длительный срок, предоставлялась ссуда на решение жилищного вопроса – 10–20 тыс. руб. (в зависимости от отрасли предприятия) со сроком погашения 7–10 лет [Клинова, с. 372–377, 387–391]. Данное индивидуальное жилье представляло собой жилой деревянный (реже – каменный) дом без санитарно-технического оборудования. Индивидуальный дом мог быть получен горожанами двумя способами: приобретен у предприятия, либо построен самостоятельно. Перейдем к рассмотрению первого варианта – покупки жилья сотрудниками предприятий.

В послевоенный период были приняты меры, направленные на увеличение объемов и темпов строительства индивидуального жилья промышленными предприятиями. В постановлении Совета министров СССР от 25 августа 1946 г. № 1897 «О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке» утверждалось требование построить в течение второго полугодия 1946 г. и 1947 г. 50 650 индивидуальных жилых домов, которые должны были продаваться в собственность рабочим и служащим данных регионов по следующим ценам: 8 тыс. руб. (деревянный двухкомнатный дом с кухней); 10 тыс. руб. (деревянный трехкомнатный дом с кухней или каменный двухкомнатный дом с кухней); 12 тыс. руб. (каменный трехкомнатный дом с кухней). Для предоставления рабочим и служащим возможности приобретения в собственность жилья Совет министров СССР обязал Центральный коммунальный банк выдавать ссуды в размере от 8 до 12 тыс. руб. [ГА РФ, оп. 1, д. 283, л. 67]. В 1946–1949 гг. были приняты постановления Совета министров СССР от 8 августа 1947 г. № 2804; от 16 ноября 1947 г. № 3443; от 24 апреля 1948 г. № 1377; от 1 февраля 1949 г. № 438 и др., утверждавшие требование построить в 1947 г. 3 тыс. индивидуальных жилых домов для продажи работникам локомотивных бригад; 2 тыс. в 1947 г. и 10,6 тыс. индивидуальных домов в 1948 г. для продажи рабочим, ИТР и служащим лесозаготовительных и сплавных предприятий; по 3,5 тыс. индивидуальных домов ежегодно в 1948–1950 гг. для продажи сотрудникам предприятий тяжелой индустрии; 1,07 тыс. индивидуальных домов в 1949 г. общей площадью 32 тыс. кв. м. для продажи рабочим и ИТР, занятым на строительстве предприятий тяжелой индустрии [ГА РФ, оп., 1, д., 308, л. 17–22; д. 316, л. 284–289; д. 332, л. 149–152; д. 359, л. 52]. Планы выполнялись крайне неудовлетворительно. Низкие темпы и объемы строительства индивидуального жилья были отмечены в постановлении Совета министров СССР № 2736 от 2 августа 1947 г. «О выполнении в 1947 году постановления Совета министров СССР о мероприятиях по улучшению материальных и бытовых условий рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке министерствами: черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности, резиновой промышленности и строительства предприятий тяжелой индустрии»: к 1 июля 1947 г. ввод в действие жилой площади (по индивидуальным жилым домам) составил по министерствам (в % к годовому плану): черной металлургии – 15,3 %; цветной металлургии – 7,4 %; химической промышленности – 5,4 %; резиновой промышленности – 7,4 %; строительства предприятий тяжелой индустрии – 5,5 %. В качестве первостепенного негативного следствия низких темпов строительства индивидуального жилья указывалось на сохранение высокого уровня текучести кадров в индустрии Урала, Сибири и Дальнего Востока [ГА РФ, оп. 1, д. 307, л. 298]. В постановлении Совета министров СССР № 3905 от 20 октября 1948 г. «О строительстве индивидуальных жилых домов для продажи рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим предприятий, строек и учреждений» было отмечено неудовлетворительное выполнение министерствами и ведомствами планов строительства индивидуального жилья. Предприятиями, находящимися на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в 1946–1947 гг. было построено 14,8 тыс. индивидуальных домов (вместо 50,7 тыс. домов, предусмотренных планом).

План строительства индивидуальных домов был выполнен по министерствам: электропромышленности – на 6,1 %; транспортного машиностроения – на 9,4 %; текстильной промышленности – на 10,4 %; электростанций – на 13,6 %; сельскохозяйственного машиностроения – на 17 %; авиационной промышленности – на 20,4 %; автомобильной и тракторной промышленности – на 23,5 % [ГА РФ, оп. 1, д. 348, л. 311]. По всем промышленным министерствам за 9 месяцев 1948 г. годовой план строительства индивидуальных жилых домов для продажи сотрудникам был выполнен всего на 26 %. Неудовлетворительное выполнение плана индивидуального жилищного строительства объяснялось «отсутствием должного внимания к этому важному мероприятию со стороны ряда министерств», «необеспеченностью строек материалами и рабочей силой», а также наличием «значительного разрыва между стоимостью строительства жилых домов и продажной ценой на них»; утверждалось требование ввести в действие в четвертом квартале 1948 г. 10 956 индивидуальных жилых домов общей площадью 302,8 тыс. кв. м [Там же, л. 212]. Важно отметить, что постановлением № 3905 была скорректирована система приобретения гражданами построенного индивидуального жилья. Во-первых, с 1 января 1949 г. министерства и ведомства должны были строить для продажи сотрудникам только 10–15 % индивидуальных домов от общего объема жилищного строительства, установленного для них планом.

Для сравнения, согласно постановлению Совета министров СССР № 1897, принятому 25 августа 1946 г., соотношение индивидуальных и коммунальных жилых домов равнялось 45 % к 55 % (в натуральных величинах: 50,7 тыс. индивидуальных домов и 55 тыс. квартир в коммунальных домах) [ГА РФ, оп. 1, д. 283, л. 67]. Во-вторых, с целью преодоления разрыва между стоимостью жилья и его продажной ценой были существенно повышены цены на индивидуальные дома. С 20 октября 1948 г. двухкомнатный деревянный дом с кухней стоил уже не 8 тыс. руб., а 10,8 тыс. руб., а трехкомнатный деревянный дом – не 10 тыс. руб., а 12,7 тыс. руб. Каменный дом с двумя комнатами подорожал до 13,7 тыс. руб., а с тремя комнатами – до 16,3 тыс. руб. Также постановлением утверждались новые проекты домов, еще более высокой стоимости: деревянный двухквартирный дом с двухкомнатными квартирами (22,2 тыс. руб.) или трехкомнатными квартирами (28 тыс. руб.); каменный двухквартирный дом с двухкомнатными квартирами (28,7 руб.) или трехкомнатными квартирами (34 тыс. руб.); финские дома: одноквартирный двухкомнатный щитовой дом полезной площадью 34,4 кв. м. (13,3 тыс. руб.) и полезной площадью 47,1 кв. м. (17,9 тыс. руб.), трехкомнатный дом с общей площадью 68,1 кв. м. (23,8 тыс. руб.); немецкие дома: одноквартирный трехкомнатный дом с мансардой, имеющий полезную площадь 63,6 кв. м (22,6 тыс. руб.), одноквартирный трехкомнатный дом, имеющий полезную площадь 86,6 кв. м, без санитарно-технического оборудования (29,1 тыс. руб.), одноквартирный трехкомнатный дом (86,6 кв. м полезной площади) с санитарно-техническим оборудованием (39 тыс. руб.) [ГА РФ, оп. 1, д. 348, л. 311]. В-третьих, была ужесточены условия выдачи ссуд, предоставляемых гражданам на покупку жилья. С 1 января 1949 г. продажа индивидуальных жилых домов рабочим, ИТР и служащим должна была производиться «как правило, за наличный расчет». В постановлении оговаривалось, что приобретение возможно «в виде исключения за счет кредита банков», но условия кредитования корректировались. Если в 1946–1948 гг. срок погашения ссуды составлял 7–12 лет, то с января 1949 г. он сокращался до 2–3 лет. Граждане, приобретающие дома, должны были выплатить 20 % от его стоимости наличными деньгами. Выплата ссуды должна была производиться ежемесячно равными долями в течение 2–3 лет с выплатой процентов.

В пункте 15 данного постановления оговаривалось, что «право собственности на дом граждане приобретают после полной оплаты стоимости дома и погашения ссуды. При неуплате двух очередных взносов исполкомы местных Советов депутатов трудящихся и предприятия обязаны передавать в судебные органы иски о расторжении договоров на продажу дома и о возмещении связанных с этим убытков» [Там же.]. Фактически с октября 1948 г. возможность покупки гражданами индивидуального жилья у предприятий была существенным образом ограничена. Изменение условий кредитования населения и повышение цен на приобретаемые индивидуальные дома соответствовали общей тенденции социальной политики, проводимой правительством в 1948 г. С одной стороны, в повышении цен на жилье (как в росте тарифов на социально-бытовые услуги и пр.), отразилась практика проводимой правительством «экономии», направленной на максимальное аккумулирование государством средств за счет любых возможных ресурсов. С другой стороны, преодоление в 1948 г. проблемы кадрового дефицита в ряде отраслей отечественной индустрии стало причиной ослабления интенсивности проводимой политики закрепления кадров, что, в свою очередь, привело к усложнению условий приобретения готового индивидуального жилья сотрудниками промышленных предприятий. Еще одним способом решения жилищной проблемы (с приобретением гарантированного права собственности на жилье) являлось индивидуальное жилищное строительство. Ссуда на индивидуальное жилищное строительство предоставлялась работникам различных предприятий и отраслей отечественной индустрии [ГА РФ, оп. 1, д. 280, л. 518–520; д. 300, л. 320–324; д. 332, л. 149–152]. Ссуда в размере от 10 до 12 тыс. руб. выдавалась на 7–10 лет.

С целью увеличения объемов кредитования граждан было принято постановление Совета министров СССР от 3 ноября 1946 г. № 2414 «О выделении дополнительного кредита в IV квартале 1946 г. на индивидуальное жилищное строительство», согласно которому Цекомбанку разрешалось предоставить советам министров союзных республик в IV квартале 1946 г. дополнительный кредит для выдачи ссуд на индивидуальное жилищное строительство в сумме 250 млн руб. Применительно к РСФСР данная сумма составляла 150 млн руб. [ГА РФ, оп. 1, д. 287, л. 32]. Также 3 ноября 1946 г. было принято постановление Совета министров СССР № 2412 «О выделении дополнительного кредита в IV квартале 1946 г. на капитальный ремонт домов, находящихся в личной собственности граждан». На данные цели в масштабах РСФСР выделялось 11 млн руб. [ГА РФ, оп. 1, д. 287, л. 28]. 26 августа 1948 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Данным указом устанавливалось, что «каждый гражданин и каждая гражданка СССР имеют право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города» [Сборник законов, с. 366–367]. Разрешался отвод гражданам земельных участков в городе и за городом (в бессрочное пользование). В постановлении Совета министров СССР от 26 августа 1948 г. № 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. “О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов”» были конкретизированы размеры участков, предоставляемых гражданам (в городах от 300 до 600 кв. м; вне города – от 700 до 1 200 кв. м), установлены обязательства граждан по уходу и содержанию в надлежащем порядке участка и прилегающих к нему территорий, а также правила, запрещавшие самовольную застройку [ГА РФ, оп. 1, д. 343, л. 320–321]. 1 февраля 1949 г. был принят указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». В письме Министерства юстиции СССР от 5 мая 1952 г. № П-49 указывалось, что жилые дома, построенные гражданами до 26 августа 1948 г. по договорам застройки, независимо от истечения срока действия этих договоров должны быть признаны принадлежащими этим гражданам на праве личной собственности [Библиотека нормативно-правовых актов].

Министерства и ведомства должны были продавать рабочим и служащим своих предприятий и учреждений «комплекты деталей стандартных одно- и двухэтажных жилых домов, … а также отдельные детали, и материалы для строительства индивидуальных жилых домов (двери, оконные рамы, кровельный материал, кирпич, стекло и пр.) [ГА РФ, оп. 1, д. 348, л. 312]. На практике индивидуальное жилищное строительство было сопряжено с многочисленными трудностями. Во-первых, ссуды на строительство жилья в первую очередь выделялись демобилизованным воинам и передовикам производства. Во-вторых, ссуда (при вынесении решения на ее выдачу), выдавалась не полностью, а частями – 10–15 % перед началом строительства, а остальные средства, также частями, в дальнейшем [ЦДООСО, оп. 43, д. 196, л. 43]. В-третьих, процесс получения денег также был непростым. Так, например, застройщику А. Тиганику (г. Великие Луки) в январе 1947 г. решением Горсовета была одобрена ссуда на индивидуальное жилищное строительство в размере 7 тыс. руб. В течение следующих шести месяцев он несколько десятков раз обращался в Госбанк, где не мог получить деньги: либо не было денег, либо лимитов [Великолукская правда, с. 3]. В-четвертых, строительство домов осуществлялось собственными силами трудящихся.

В одной из заметок газеты «Под знаменем Ленина» данный процесс описан следующим образом: «В свободное от работы время рабочие и служащие с топорами, пилами и другим плотничьим инструментом направляются к месту стройки» [Под знаменем Ленина, с. 4]. Предприятия и организации должны были оказывать помощь застройщикам стройматериалами. В 1948 г. работники Алтайского тракторного завода получили 62,7 тыс. куб. м леса, 97 тыс. шт. кирпича, 23 т. цемента. Трест «Кузнецкшахсрой» в 1949 г. выделил для индивидуальных застройщиков 100 тыс. шт. кирпича, 700 куб. м пиломатериалов и другие стройматериалы, что позволило 175 работникам построить индивидуальные дома [Букин, Исаев, с. 136–137]. Но не все организации помогали застройщикам. В результате процесс строительства затягивался на неопределенный срок. Так, например, на Ярославском шинном заводе в 1946 г. 150 кадровых рабочих изъявили желание строить индивидуальные дома. По причине отсутствия поддержки со стороны администрации коллектив застройщиков распался.

Оставшиеся восемь человек решили строить четыре двухквартирных дома. Завезли на участки строительные материалы (щебень, песок), заложили фундаменты. В общей сложности каждый поработал на стройке от двух до трех месяцев, но не получив ни ссуды, ни необходимых строительных материалов, ни квалифицированного технического руководства, застройщики были вынуждены остановить строительные работы [Труд, 1948, с. 2]. Несмотря на сложности индивидуального жилищного строительства, в первое послевоенное десятилетие горожане строили индивидуальное жилье. В 1947 г. 232 индивидуальных застройщика из числа рабочих и служащих Калининской железной дороги переселились в построенные ими дома [Труд, 1947, с. 2]. За период с 1946 по 1955 гг. рабочими и служащими Кузбасса было построено 2 009 тыс. кв. м жилплощади, в Алтайском крае – 778, в Омской области – 541, в Бурятии – 237 [Букин, Исаев, с. 138].

В городах Свердловской области с 1946 по 1953 гг. индивидуальными застройщиками было возведено 669 тыс. кв. м. жилья [Мамяченков, 2009, с. 178]. В целом, приобретение горожанами индивидуального жилья в личную собственность было сопряжено с трудностями кредитования и строительства, хотя отдельные категории советского населения получали жилье в собственность в качестве награды за трудовые заслуги. В письме А. П. Звенягина, К. М. Орлова и А. Н. Комаровского «О домах-особняках и дачах для ученых и инженеров», направленном Л. П. Берии 25 ноября 1949 г., перечисляются объекты недвижимости, которыми предполагалось премировать ученых и инженеров, отличившихся в рамках атомного проекта. Академик И. В. Курчатов премировался домом-особняком и дачей в Крыму с обстановкой (в пометках на полях документа указывалась стоимость дачи – 1 200 тыс. руб. (без стоимости обстановки); член-корреспондент АН СССР Ю. Б. Харитон – домом-особняком и дачей с обстановкой, стоимостью 1 200 тыс. руб. (в пожеланиях указывалась просьба Ю. Б. Харитона заменить дом-особняк восьмикомнатной квартирой в г. Ленинграде); академик В. Г. Хлопин – домом-особняком в г. Ленинграде с семью-восемью комнатами (стоимость 500–700 тыс. руб. без стоимости обстановки); профессор Н. А. Доллежаль – двухэтажной дачей с шестью-семью комнатами (стоимость 500–700 тыс. руб. без стоимости обстановки) и т. п. [Атомный проект, с. 754–757]. Таким образом, жилищная политика, проводимая советским государством в послевоенный период, соответствовала общему вектору социально-экономического регулирования тех лет.

Пропорционально росту квалификации и профессиональной значимости работника, его роли, определяемой системой координат государственных интересов, увеличивались возможности приобретения горожанами жилья в личную собственность. Строительство или покупка индивидуальных домов у предприятий не являлись самыми простыми способами решения жилищной проблемы, но давали право на владение жильем, гарантию от подселений и переселений, которой не было у горожан, арендующих жилье у предприятий и местных Советов. Сложности кредитования и низкий уровень доходов большей части городского социума в послевоенные годы не способствовали интенсификации строительства горожанами индивидуального жилья. Фиксировались низкие темпы ведомственного жилищного строительства. В результате жилищная проблема в городах сохранила свою остроту вплоть до второй половины 1950-х гг.

М. А. Клинова

Другие новости и статьи

« Осуществление переводов денежных средств без согласия клиентов с учетом новаций 2018 г.

Грамота боярину М.Б. Шеину о посылке в полки денег ратным людям »

Запись создана: Четверг, 15 Октябрь 2020 в 18:55 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика