17 Октябрь 2020

Дистанционное обучение: история и перспективы

oboznik.ru - Как прогресс усложняет жизнь
#образование#интеллект#капитал

Аннотация. Рассмотрена история развития дистанционного обучения в России и в ряде зарубежных стран. Приведены позитивные и негативные аспекты дистанционного обучения. Описана интерактивная студия видеозаписи, в которой преподаватель самостоятельно записывает учебные курсы, видео-презентации, проводит вебинары. Представлены тренды дальнейшего развития дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, цифровизация образования, учебное телевидение, искусственный интеллект, шестой технологический уклад Дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению. Сегодня, в век цифровизации, информационных технологий, искусственного интеллекта дистанционному обучению уделяется все больше и больше внимания на всех ступенях образования. Термин «дистанционное обучение» имеет американское происхождение, впервые использовался в каталоге заочных корреспондентских курсов 1892 г. Как же это начиналось? История появления дистанционного образования начинается с 1700-х годов. В 1728 году Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем.

Это послужило началом образования на расстоянии («корреспондентские школы») [1]. Огромный вклад внес в развитие дистанционного образования Исаак Питман. В 1840 году он рассылал по почте всем желающим письма со своими уроками. Следующими были Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт, которые в 1856 году основали институт заочной формы образования в Берлине. Обучение проводилось все также рассылкой писем с учебным материалом, контрольных работ и т.д. В 1873 году были созданы первые заочные школы в США. Полагают что, Анна Элиот Тикнор впервые обосновала общество «Тикнор для женщин», студенты обучались на расстоянии при помощи почтовых пересылок. Годом позже, в 1874 Айзек Питман, предложил создать свою программу обучения посредством почты. Вскоре после этого, в 1892 году, университет Чикаго создал первую дистанционную программу, став тем самым, первым дистанционным учебным заведением США. С 1899 года в Канаде Королевский университет стал обучать студентов на расстоянии. С изобретением радио А.С.Поповым процесс разработки обучения на расстоянии ускорился, стали доступны новые формы работы с обучающимися. Считается, что первый университет, который внедрил радио в обучение, был Государственный Университет Пенсильвании, в 1922.

Вскоре после этого, в 1925 году, государственный университет Айовы начал предлагать кредиты для обучения в течение пяти курсов радиовещания. А в 1934 году этот же университет запустил первый в мире образовательный канал, который работает и по сей день. С развитием телевидения в 1950-х годах появились первые телевизионные курсы. К 1953 году телевизионное вещание курсов стало весьма распространенным явлением среди университетов США и Европы. Университет Висконсиса в 1965 году внедрил масштабную образовательную программу для врачей, используя при этом формат телефонного преподавания. В 1968 году можно было получить аккредитованный диплом на базе дистанционного образования в университете Линкольна, Небраски. В 1960-е годы дистанционное образование получило международное признание и стало активно развиваться при поддержке ЮНЕСКО. В 1969 году в Англии был создан Открытый университет (Open University). На сегодняшний день этот университет пользуется большой популярностью, в нем обучается свыше 220000 студентов из разных стран по различным направлениям. В 1970 году была создана калифорнийская рабочая группа, целью которой была разработка учебных телевизионных курсов. Позднее была создана целая организация Coastline Community College, предлагавшая учебные фильмы университетам, библиотекам и каналам общественного телевидения. В 1976 году был открыт первый «виртуальный колледж», который обучал по программе Coastline. Тем не менее одна технология быстро сменяла другую, и вскоре было предложено преподавать онлайн-курсы через спутниковые станции, тогда была заложена основа интернета. Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом, сертификат и т.п.

Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского университета. Созданный в Швеции, на базе Королевского университета в г. Упсалу, он объединяет более 50 университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991-1992 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона, а в 1993-1994 гг. проблемы развития народов Балтийского региона [9]. В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что они стали прецедентом "распространения высококачественного образования" для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, в Китай [10, с. 95–97].

В 1984 г. эти программы привели к образованию Национального технологического университета (National Technological University, NTU). К 1991 году он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г. Форт-Коллинз, штат Колорадо. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами – работодателями студентов. После шести лет работы в 1991 г. суммарный доход NTU составил 13,5 млн дол., а в 1995 г. NTU предоставил больше инженерных магистерских программ, чем любая другая организация США. Со временем для дистанционного обучения стали использовать компьютеры. Еще в 60-х гг. компания IBM разработала уникальную программу дистанционного обучения Coursewriter. Ее можно было настраивать на различные виды занятий, и она использовалась в университете Альберты с 1968 по 1980-е гг. на 17 различных курсах. С изобретением интернета человечество шагнуло еще на шаг вперед в образовательных технологиях. На протяжении 80-х гг. технологии обучения в режиме реального времени совершенствовались, завоевывали популярность у компаний и образовательных учреждений. В 1981 г. институт стратегии и управления в США начал разрабатывать программу онлайн-курсов. В 1985 г. юговосточный университет предложил аккредитованные дипломы, получаемые через систему онлайнкурсов. В 1989 г. был запущен университет Феникса, обучение проводилось в режиме реального времени. На протяжении 1990-х годов образовательные учреждения использовали различные технологии дистанционного образования как в режиме синхронного, так и асинхронного обучения.

В 1992 году университет штата Мичиган разработал с помощью компьютера индивидуальный подход к онлайн-обучению. В 1994 году университет предложил виртуальную школу обучения (VSS) некоторым своим студентам-психологам. Кроме этого, в 1994 году компания в Нью-Гемпшире, занимающаяся дистанционным образованием, разработала программу CALCampus, предоставляющую возможность обучения, администрирования и пересылки материалов исключительно через интернет. В 1997 году компания Blackboard разработала стандартную платформу для управления и предоставления курсов. В настоящее время компания является мировым лидером в сфере дистанционных технологий, продукты которой используют более 10000 организаций по всему миру. В 2000-х годах дистанционное обучение становится доминирующим. Система интернета совершенствовалась, становилась более доступной, также развивались и технологии дистанционного образования. В результате количество университетов, использующих интернет-технологии, выросло. В России развитие дистанционного формата обучения можно отнести к 1878 г., когда в форме экстерната можно было обучаться на так называемых «Бестужевских курсах» [2].

После революции в СССР была разработана первая модель обучения заочно, название которой звучало так: «образование без визуального контакта». Следует отметить, что богатый опыт заочного образования в СССР активно использовался и используется во многих зарубежных странах. В 60-х годах прошлого века и в СССР активно применялись телевизионные курсы лекций, были открыты специальные учебные программы, строились телевизионные студии в вузах для записи лекций и последующей их трансляции по каналам телевизионного вещания. Постсоветский период в России характеризуется приоритетностью денег, богатства и резким снижением ценности знаний, интеллекта и особенно духовности: можно даже сказать об определенной атрофии познавательных способностей. Изменить такую ментальность можно повышением значимости системы образования: от передачи знаний, причем резко сокращенных в соответствии с современными программами обучения, к становлению и развитию творческого интеллекта и формированию нравственной зрелости личности в условиях непрерывного образования.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», ГОСТ Р 55751-2013 «Информационно коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики». Сегодня более 80% европейских университетов уже имеют необходимые технические решения и надлежащий профессорско-преподавательский состав для ведения дистанционного электронного обучения (e-learning), а для 75% вузов развитие e-learning – важнейший приоритет настоящего времени [3]. В настоящее время дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению и обусловлено современными реалиями жизни [4]–[6]: – во-первых, результатом научно-технического прогресса и расширением технических возможностей совершенствования образовательного процесса; – во-вторых, возникновением определенных потребностей в применении инновационных форм обучения. В 2012 году после разработки Udacity начали свою деятельность еще две компании Coursera и MITx/EDX, которые предлагают свои онлайн-курсы самых престижных университетов Америки и являются их крупнейшими поставщиками. Лидером является проект Coursera, образованный учеными из Стэнфордского университета. На портале расположено более 400 курсов от лучших учебных заведений мира.

Основная часть курсов представлена на английском языке, есть курсы на китайском, испанском, французском, русском, португальском (более десятка), имеется по несколько курсов и на других языках. Однако такая компания как ABBYY Language Services разрабатывает специальную технологическую платформу, которая позволяет волонтерам одновременно переводить субтитры к понравившимся курсам в режиме онлайн. В проекте представлены курсы по различным направлениям, таким как физика, математика, гуманитарные, медицинские, информационные и экономические науки, а также курсы по бизнесу. Продолжительность курсов составляет до десяти недель, проект предлагает полноценные видеолекции, текстовые конспекты, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Значительным отличием существующих онлайн-курсов является то, что это истинное университетское обучение.

Оно начинается и заканчивается в определённый день. Студенты еженедельно смотрят видео и делают тестовые задания, которые нужно сдать в срок и получить за них отметки. К безусловным плюсам электронного дистанционного обучения обычно относят следующие его преимущества [7], [8]:  экономическая выгода для обучающихся за счет экономии затрат на транспортные и иные сопутствующие расходы при поездках на очные курсы;  экономия времени как студентов, так и преподавателей за счет быстрого доступа к образовательным ресурсам;  получение образовательной услуги в любом месте и в любое время через глобальную сеть, т. е. возможность максимально адаптировать учебный процесс к потребностям и возможностям обучающегося;  доступность множества баз данных и образовательных ресурсов, различных методических пособий и учебных материалов;  образование без отрыва от основного места занятости и деятельности;  развитие у студентов умения самостоятельной работы;  возможность обучаться одновременно по нескольким образовательным программам;  возможность использовать наиболее квалифицированных преподавателей в интерактивном учебном процессе;  гибкость электронно-сетевых обучающих технологий обеспечивает возможность максимально использовать приемы индивидуализации и дифференциации в учебном процессе.

Имеются и свои отрицательные моменты [8], [9]:  ключевым недостатком дистанционного образования считается то, что оно не предполагает непосредственного контакта между преподавателем и студентом, что порождает следующие проблемы: отсутствие непосредственного и целостного восприятия материала; снижение возможности общения и совместного размышления; проблема идентификации пользователя, т.е. преподаватель не всегда может проверить, сам ли ученик выполнял задание или контрольную работу и не пользовался ли помощью со стороны (в этих условиях студент, ориентированный на получение диплома, а не на реальное обучение, может рассматривать дистанционное обучение как возможность простой покупки диплома);  к негативным сторонам электронно-дистанционного обучения также обычно относят то, что большую часть учебного материала студент должен освоить самостоятельно, что увеличивает риск неадекватности его усилий и некачественного обучения;  в качестве претензии к дистанционно-электронному образованию предъявляется упрек и в том, что обучающиеся подвергаются риску стать экранно- и интернет-зависимыми;  на настоящий момент основным недостатком системы отечественного электронного образования является дефицит хорошего электронного контента: дело в том, что его создание сопряжено с большими финансовыми и трудовыми затратами, особенно на стартовом этапе, и довольно продолжительным временем окупаемости этих образовательных инвестиций;  отдельный риск связан с проблемой плагиата и соблюдением авторских прав на контентные и методические элементы образовательной среды и инфраструктуры электронного образования. Разработка необходимой законодательной базы для регулирования авторства и отношений в сфере электронного образования должна дополняться созданием действенных организационноинституциональных механизмов ее практической реализации. Следует отметить, что передовые методики электронного обучения и телекоммуникационные технологии постепенно помогают устранять перечисленные негативные стороны дистанционного обучения через институт дистанционного тьюторства, когда за каждым студентом закрепляется персональный преподаватель, с которым ведется обучение в режиме on-line, или за счет организации многосторонних конференц-связей между педагогом и обучающимися.

Это позволяет решать проблему отстраненности студентов от учебного процесса и друг от друга. ЛЭТИ также не остался в стороне от дистанционного обучения. В 1981-82 г.г. в нашем вузе была построена одна из лучших в городе вузовская учебная телевизионная студия, введены в действие 6 телевизионных аудиторий. В конце 80-х, начале 90-х годов ЛЭТИ подключился к дистанционным телевизионным программам Балтийского университета и в течение 3-х лет более 60 студентов нашего вуза получили дипломы об окончании курсов. В 90-х годах в университете была создана локальная сеть с подключением к Интернету и ряд преподавателей уже тогда опробовали возможности дистанционного обучения. Онлайн-обучение в последние годы успешно дополняет традиционное преподавание в вузе, позволяя оптимизировать затраты времени студентов и преподавателей по реализации учебного процесса.

Всё большее число преподавателей вовлекаются в процесс цифровизации обучения, и каждый делает выбор в пользу наиболее подходящего подхода, соответствующего дисциплинарному профилю и педагогическим задачам. Так специалисты инженерных наук по достоинству оценили перспективы использования виртуальных тренажеров, преподаватели Computer Science дополняют свои обучающие онлайн-курсы возможностью решения задач в реальном окружении изучаемого программного обеспечения, а представители гуманитарного блока активно внедряют модель «перевернутого класса» в очные занятия. В каждом семестре студенты СПбГЭТУ «ЛЭТИ» осваивают онлайн-курсы, размещенные на национальной платформе «Открытое образование», российской платформе «Лекториум» и университетской платформе LETIteach, реализованных на открытом программном обеспечении open edX. С 2016 года в университете функционирует Центр новых образовательных технологий и дистанционного обучения, основными направлениями деятельности которого являются сопровождение учебного процесса с использованием электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий и разработка электронных образовательных ресурсов и курсов. Из нескольких десятков электронных образовательных курсов 3 размещены на платформе Coursera. В 2020 году в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» открылась интерактивная студия видеозаписи.

В ней преподаватель самостоятельно записывает учебные курсы, видео-презентации, проводить вебинары. В студии самозаписи съемка осуществляется двумя камерами, возможно использование графических планшетов, информации из Интернета, существует возможность цифрового масштабирования формул и текстов. Развитие дистанционного образования в ближайшем будущем будет связано, по всей вероятности, с дальнейшим совершенствованием технических и технологических средств и форм обучения, а также методико-дидактического контента дистанционного образования [10], [11]. При этом усилия разработчиков в первую очередь будут сосредоточены на увеличении доступности, гибкости, интенсивности и персонификации образовательного процесса за счет телекоммуникационных и виртуально-сетевых технологий, а также на интеграции локально-корпоративных и регионально-национальных систем дистанционного образования в глобальную мегасистему общепланетарного масштаба. Другим трендом в контексте этого периода развития дистанционного образования будет его сращивание с экспертно-аналитическими (рефлексивными) и консультативно-тьюторскими системами. Это приведет к тому, что образование в течение всей жизни дополнится симультанным обучением, т. е. возможностью получения образовательной услуги в любой момент жизни человека по его первому желанию или требованию.

Дальнейшее развитие дистанционного образования будет обуславливаться прогрессом в области разработок искусственного интеллекта (ИИ), роботизированных и виртуально-сетевых систем. Таким образом, развитие современных технологий дистанционного образования в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре для подготовки высококлассных профессионалов будущего потребует не только уже устоявшиеся и хорошо зарекомендовавшие себя формы, как то: off- и online лекции, вебинары, coworking, online тестирование и т. п., но более инновационные и прогрессивные формы, нацеленные на развитие не только совокупности необходимых профильных профессиональных компетенций, но и интегральных компетенций (интеллектуально-познавательных, проектноисследовательских, рефлексивно-креативных, коммуникативно-кооперативных и др.), обусловленных развитием 6-го технологического уклада. Такие качества могут актуализироваться, формироваться и развиваться в специально созданной виртуально-сетевой образовательной среде современного вуза, входящего в глобальную сеть высшего образования в нашей стране и в мире.

Список литературы: 1. Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России [Электронный ресурс] / Е. С. Маслакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). − Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. − С. 29−32. – Электрон. дан. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249. − (дата обращения 08.02.2018). 2. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 3. – С.199–204; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763. 3. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. − 2018. − № 8 − С. 107−113. 4. Главный тренд российского образования − цифровизация [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.ug.ru/article/1029. 5. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. – Электрон. дан. – URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241. 6. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. – Электрон. дан. – URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация. 7. Малинин, Ю. В. Информационные технологии и будущее образования в России / Ю. В. Малинин // Федеральный справочник. «Связь и массовые коммуникации в России». 2010. – Т. 8. − C. 86–94. 8. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://edmarket.digital. 9. Кликунов, Н. Д. Системные риски, порождаемые развитием дистанционного высшего образования в России / Н. Д. Кликунов // Университетское управление: практика и анализ. − 2003. − № 5−6 (28). − С. 78−80. 10. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://neorusedu.ru/about. 11. Степанов С.Ю. Дистанционное обучение как ресурс развития непрерывного образования: риски и возможности. Компьютер пресс 24.11.2018.

В. Н. Шелудько, В. А. Тупик, Н. В. Лысенко

Другие новости и статьи

« Летописи и другие историко-географические источники: современные исторические и географические методы их изучения

Применение беспилотных комплексов в Сирии »

Запись создана: Суббота, 17 Октябрь 2020 в 12:56 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика