Концепция мира и человека в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»

Антон Павлович Чехов (1860–1904) жил и творил на рубеже веков. «Вишневый сад», опубликованный и поставленный на сцене Московского художественного театра в 1904 году, завершил золотой век русской литературы.
Многие исследователи и критики видели в А.П. Чехове не только талантливого писателя, но и оригинального мыслителя. С помощью сравнительно-исторического, сравнительносопоставительного, описательно-аналитического методов исследования достигалась цель работы – определить концепцию мира и человека в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». Точкой отсчёта в определении места Чехова среди русских мыслителей считают лекцию «Чехов как мыслитель», прочитанную С.Н. Булгаковым в 1904 году. Представитель русского символизма А. Белый указал на смешение в творчестве Чехова двух противоположных направлений – реализма и символизма. Философ Л. Шестов назвал Чехова «певцом безнадежности».
Он озвучил так же важнейшую черту всех чеховских произведений: «Наперекор всем литературным принципам, основой действия является не логическое развитие страстей, не неизбежная связь между предыдущим и последующим, а голый, демонстративно ничем не прикрытый случай. <…> Во всем и везде царит самодержавный случай, на этот раз дерзко бросающий вызов всем мировоззрениям» [2]. Все персонажи Чехова, как отмечал Шестов, «безнадежны», никто и ничто не в силах им помочь, их жизни больше походят на смерть, чем на жизнь. Вся энергия героев направлена вовнутрь, а не наружу. Своей внешней пассивностью и бездействием они разрушают все вокруг себя, то есть по сути своей они деструктивны. М. Бахтин увидел в качестве закономерности литературного развития XX века стремление авторов создавать свой собственный и всегда единственный художественный мир. Р.С. Спивак отмечает схожесть доминирующих мотивов, организующих мир Чехова как художественное целое с Сартром и Камю.
Западные критики раньше российских заметили близость Чехова абсурдистским произведениям ХХ века и признали его «первооткрывательство» такого художественного приема, который является средством признания «сверхразумных бессмыслиц». Р. Хингли, профессор Оксфордского университета, так же подходит к Чехову как к мастеру слова, анализировавшему «вечные», «экзистенциальные» вопросы: отчуждение людей друг от друга, отсутствие взаимопонимания между ними, бессмысленность, абсурдность бытия. Чехов уделял много внимания возрасту своих персонажей. Он отмечал, что современные герои не должны быть моложе 30-35 лет. В мире Чехова над всеми людьми стоит Смерть, Время и Любовь, которые воплощают собой сверхсилу, влияющую на жизни людей, и организовывают миропорядок. В пьесе «Вишневый сад» мотив смерти пронизан еще и мотивом прощания с жизнью.
Чехов сочетает трагичность смерти и показывает ее неизбежность, а потому через юмор и абсурдность рисует ее бессмысленность. Движение композиции в чеховских пьесах происходит с весны по осень, от радостных встреч к горькой разлуке. Все персонажи пьесы говорят о том, как быстро бежит время. Тема детства или родителей повторяется неоднократно каждым персонажем, но на разный лад. Направление от настоящего в прошлое открывается на разную глубину. Старые могильные плиты превратились в камни, 100 лет назад был сделан шкаф, лет 40-50 назад помнили различные способы обработки вишни, 6 лет назад умер муж и утонул сын Любови Андреевны, а Фирс уже бормочет 3 года.
Направление от настоящего в будущее можно увидеть тоже на различную глубину для разных действующих лиц. Обе эти перспективы объединены замечанием Лопахина: «Да, время идет». В противовес константе движения Чехов в первом действии пьесы рисует своих персонажей как бы застывшими. При внимательном изучении текста можно заметить повторяющуюся фразу – «все такой(ая) же». Она звучит в адрес каждого действующего лица и является описательной. Например, «А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа»; «Ты все такая же, Варя», «Ты все такой же, Леня»; «А вы, Леонид Андреич, все такой же, как были»; «Опять ты, дядя!»; «Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!» и т.д. Общим для всех персонажей, объединяющим их, является мотив растерянности. Начиная с первого действия персонажи то и дело озвучивают свое непонимание. Например, Раневская задает вопросы: «Для чего смерть? Отчего старимся? Почему все уходит без следа? Почему забывается все, что было? Почему время грузом ошибок и несчастий, как камень, ложится на грудь и плечи?».
Отметим, что иногда критики упускали из виду еще одну константу: желание любви. Не случайно имя главной героини – Любовь. Любовные треугольники – важная движущая сила пьесы. Епиходов влюблен в Дуняшу, Дуняша – в Яшу, Яша любит себя. Варя ждет предложения от Лопахина, Лопахин без ума от Раневской, а Раневская любит француза-любовника. Некоторые исследователи отмечают еще один треугольник: Лопахин – Раневская – Трофимов. В.Б. Катаев назвал персонажей вишневого сада так: «Не меняющиеся (держащиеся каждый за свое) люди на фоне поглощающего все и всех времени, растерянные и не понимающие хода жизни» и отмечал, что от сатиры «Чехов пришел к господствующей в его поздних произведениях экзистенциальной иронии» [1]. А.П. Чехов является представителем зародившегося в конце XIX века нового театрального течения – «новая драма».
Он разработал особый драматургический язык для того, чтобы выразить новое (экзистенциальное) миросозерцание. Философская наполненность творчества Чехова не поддается сомнению, однако ее нельзя свести к строгим философским суждениям или логическим тезисам. Философия Чехова имеет концептуальный характер, выстроенный на основе его художественного мира, через «представления жизни». В пьесе затрагиваются такие темы, как борьба рационализма и иррационализма, скоротечность жизни, зависимость от внешних сил и обстоятельств (время, смерть, любовь), одиночество, растерянность, определение смысла жизни и места в мире.
ЛИТЕРАТУРА 1 Катаев, В.Б. Постигая «Вишневый сад» / В.Б. Катаев // Лев Соболев. Образовательный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobolev.franklang.ru/index.php/konets-xix-veka/72-v-kataev-o-pesevishnevyj-sad. – Дата доступа: 30.01.2020. 2 Шестов, Л. Творчество из ничего / Л. Шестов// Библиотека «Вехи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/ shestov/chehov.html. – Дата доступа: 30.01.2020
В. В. Азаркевич, преп. (БГТУ, г. Минск)
Другие новости и статьи
« Оказание помощи при травмах челюстно-лицевой области
Запись создана: Суббота, 24 Октябрь 2020 в 18:48 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика