4 Ноябрь 2020

Пять уроков патриотизма: содержание и методика воспитания любви к Родине

#ценности#духовность#общество

Современное поколение России в который раз проходит, трудную историческую школу. Наша задача – понять свою силу и значимость нашего пространства, нашего единства, нашей мощи и духовного уклада. Я хотела бы выделить ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА г. для современной молодежи: – цивилизационный, – технологический, – исторический, – духовно-ментальный, – урок будущности как устремленность в счастливое будущее, как запрос на радостность бытия.

1-й Урок – цивилизационный и геополитический.

Человеческая история — это история цивилизаций. Существование в современном мире множества цивилизаций, никто не оспаривает. В основе различий цивилизации лежит не формула «кровь и почва», а принцип «язык и культура». Пример, 8 основных мировых цивилизаций: Китайская, Японская, Индуистская, Исламская, Православная, Западная, Латиноамериканская, Африканская. Исходя из первого урока войны, отметим: человеческая цивилизация, над которой, в годы войны возникла угроза исчезновения — сохранилась на едином понимании главных ценностей — защиты жизни и борьбы за свободу от фашизма! После войны были созданы международные организации, (такие как Организаций объединенных наций и др.), которые призваны были поставить систему векторов, как определенных «красных флажков» для всех государств и цивилизаций мира. Второе, Россия утвердилась как государство-цивилизация – систему, собравшая на общей мировоззренческой и социальной матрице большое число культурных и этнических общностей вокруг общего ядра – русского народа и русской культуры». Если представить Россию как корабль, плывущий во времени и в многомерном пространстве бытия, то хотелось бы наделить ее важнейшим индикатором живучести — непотопляемостью судна. Это «способность судна после затопления части помещений оставаться на плаву и сохранять остойчивость». Стоит заметить, что учение о непотопляемости было создано вначале ХХ века С.О. Макаровым и А.Н. Крыловым.

Проблема была настолько важна, что А.Н. Крылов изложил свои представления С. О. Макарову телеграммой 16 февраля 1903 г. Концепция была развита советскими учеными и представляет эвристическую ценность и для нашей проблемы. Так, в своей телеграмме А. Н. Крылов особо подчеркивал значение остойчивости и формулировал принципы ее повышения, прежде всего, расположения переборок, разделяющих трюмы на отсеки. Он писал: «Водоотливная система бессильна в борьбе с пробоинами… Принцип же подразделения должен быть тот, чтобы плавучесть утрачивалась ранее остойчивости — короче, чтобы корабль должен тонуть, не опрокидываясь! Это важная формула. Россия, пройдя многие испытания, показала, выражаясь морским термином (революция 1917 г. и Великая Отечественная война, перестройка Горбачева) свою остойчивость! «Остойчивость судна – способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия».

Урок первый – выжили, сохранили человечество как цивилизацию в целом, и локальные – в частности. Те границы государств, что были определены международными документами, в целом, сохраняются посей день!

2-й Урок — технологический. Сегодня перед Россией, по мнению, участников прогнозной сессии РАН, (академики А. Некипелов, А. Дынкин, А. Макаров, Е. Велихов, Б. Кузык и др.) стоит задача — совершить скачок к так называемому шестому технологическому укладу, базовыми характеристиками которого являются: нанотехнологии, альтернативная энергетика, включая, водородную, глобальные информационные сети, супер-ЭВМ, биотехнологии растений, животных, лекарств.

При этом, по экспертным оценкам, отдельные отечественные предприятия находятся на третьем и четвертом укладах, только часть военнопромышленного комплекса – на пятом. Второй урок ВОВ в том, что в годы войны, наши ученые и специалисты смогли заложить уникальные основы и для технологического прорыва в те годы, а значит и сегодня, обладая мощным внутренним потенциалом, мы найдем в себе силы для развития авиастроения, ядерной энергетики, ракетнокосмических систем и отдельных сегментов рынка нано-индустрии. Научнотехнологический задел у нас еще стой поры!

3-й Урок – исторический. В России потенциал патриотизма всегда был и остается огромен: он накоплен исторически в виде традиций защиты Отечества, достижений культуры, соборного решения жизненно важных проблем страны. Периодизация эволюции российского патриотизма содержит пять основных этапов: Первый этап: X – XV вв: от принятия христианства на Руси до царствования Ивана Грозного. Патриотизм проявляется в любви к своей семье, роду, способности встать на его защиту. Второй этап, укрепление российского централизованного государства во главе с единым центром — Москвой (XVI – XVII в вплоть до реформ Петра I. Концептуальная идея этого периода «Москва-Третий Рим». Третий этап, развитие Российской империи как самодержавномонархического государства. (от реформ Петра I до падения царской власти и революции в 1917 года).

Патриотическое ядро было заключено в триаде С.С. Уварова самодержавие, православие, народность. Четвертый этап: советский период отечественной истории (с конца 1917 г. до начала 90-х гг.) Феномен патриотизма – советский государственный патриотизм (жесткий авторитаризм, усеченный в культурно-историческом и духовном плане, но в годы ВОВ показал чудеса победы и трудового героизма. Атрофия патриотической идеи в80 -е годы. Пятый этап: (1990 годы – первые десятилетия XXI века) Интерес к патриотической проблематике возрос. В условиях борьбы, с одной стороны, между космополитизмом и либеральнорыночной идеологией, с другой — формированием стержня патриотической идеи, в основе которой – Отечество как высшая идея, любовь к Родине – ведущий мотив поведения, готовность к служению в мирное и военное время «по совести и чести».

Третий урок заключается в том, что созданная нашими предками и отшлифованная А.В. Суворовым знаменитая «Наука побеждать» на всех этапах истории подтвердила свою жизнеспособность и актуальна в наши дни. «Я, русский офицер, честь имею и живу ради служения Отечеству…» Сегодняшние ребята из военно-патриотического центра «Вымпел» поют: Честь имею и ее не продаю, Честь имею в мирной жизни и в бою. Честь имею! На века будет наша Россия крепка.

4-й Урок – духовно-ментальный. Ф.М. Достоевский писал в свое время: «Для Европы Россия — одна из загадок Сфинкса. Кое-что, в прочем о нас знают.

Знают, что кроме собак в России есть и люди, очень странные, на всех похожие и в тоже как будто и варвары. Знают, что народ наш довольно смышленый, ноне имеет гения; очень красив, живет в деревянных избах, но не способен к высшему развитию по причине морозов… И что всего любопытнее — некоторые из этих книг написаны людьми, бесспорно, замечательно умными…». Если нашим соседям непонятен уклад, быт, традиции обычных людей, что говорить о качествах российского воинства. Сила российской армии традиционно определялась именно духовными качествами солдат, офицеров и генералов. Если взять только ПОДВИГ Александра Матросова. В годы Великой Отечественной войны 433 человека совершили подвиг самопожертвования. Это люди 24 национальностей, есть среди них женщины и даже дети. Ни в одной стране мира такой подвиг не совершали. Если говорить о героизме, то можно назвать ступени: 1 ступень – стремление к защите Отечества, вторая ступень – готовность к подвигу, третья — сам подвиг, в основе которой «физиологическая способность русского воина к самопожертвованию» Ни одна армия мира этого не знала. Без рук, с гранатой во рту — это моряки Севастополя!

Готовность к защите, патриотизм, гражданственность чувств и поступков. Это наследство – наше самое высокое и драгоценное достояние! Не растерять бы в суровых буднях, не «заболтать» в бесконечных дискуссиях, а бережно растить и укреплять – задача всех патриотических сил России. И здесь искусству, литературе по праву принадлежит исключительная роль. Достаточно вспомнить Ольгу Бергольц, которая в блокадном Ленинграде, в 1941году писала: «Я никогда так сильно не любила, Я никогда такой красивой не была», или Юлию Друнину: «Не знаю, где я нежности училась, об этом не расспрашивай меня, растут в степи солдатские могилы, идет в шинели молодость моя», К. Симонова «Жди меня и я вернусь..», С. Гудзенко «Нас не нужно жалеть ведь и мы б никого не жалели..» и многих выдающихся литераторов, чья поэзия военных лет вдохновляла советских солдат, вела в бой и метко разила врага.

Да возвеличится Россия Да сгинут наши имена! Четвертый урок заключается в том, защита своей Родины – это черта глубинного национального менталитета, это ценность нашей национальной традиции и основа национального самосознания. («Умом Россию не понять…)

5-й Урок – урок будущности как устремленность в счастливое будущее, как вера в идеал и мечту; как созидание будущего; как запрос на радостность бытия. Мы живем в эпоху, которая характеризуется с одной стороны ожиданием неминуемой катастрофы, с другой стороны прорывом в будущее – прорывом в новое качество жизни, Современные дети и молодежь, вписаны, с одной стороны, в человеческий мир – устойчивый, реальный, определенный. С другой стороны, именно дети и молодежь, как субъекты социального движения творят свой социальный мир (национальный, культурный) и себя в нем, т. е. являются его созидателями. И мир этот – принципиально новый и изначально многообразный.

«Образ России, страны, Родины, принадлежит к аксиосфере культуры, составляет ее ядро. Именно наличие этого ядра и образа и есть основание самоопределения личности, обеспечивающая ей, по выражению Д.С. Лихачева, «духовную оседлость, нравственную устойчивость, чувство ответственности перед тем, чему принадлежишь» События прошлого живут в настоящем, передаваясь в формах социальной памяти, дают духовные ориентиры для формирования образа будущего и определяют смыслы настоящего для каждого человека.

Так, в памяти многих поколений людей второй половины ХХ – второго десятилетия ХХI века Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства и противоборство в «холодной войне» являются образами мужества, самоотверженности, стойкости, самоотдачи и заботы о будущем страны. Необходимым условием социального прогресса является подготовка людей, которые получат возможность целенаправленно воздействовать на развитие общества для чего необходимо усилить гуманитарный аспект и разработать «Великую Теорию Воспитания» (А. и Б. Стругацкие) «… Через 100-200 лет действительно наступит время, когда – разработан, а теория воспитания, и с детства человека выращивают добрым и хорошим, а значит, мир постепенно населяют только добрые и хорошие люди, когда наконец будут реализованы вещи, казавшиеся разумными еще тысячелетия назад. Наша задача – помочь и детям, и родителям, и учителям создавать этот новый гуманный мир, находя источник единения, которым сегодня являются знания и понимание особенностей текущего момента и задач государственного строительства России.

Совместное участие в изучении и освоении колоссального ресурса – великой истории России, языка, этнографии, литературы, изучение родиноведения – все может стать спайкой всех граждан нашей страны. Историческое сознание – это способ настраивания чувств на духовность, с самого начала определяющий наше видение и наше восприятие традиции нашей собственной истории и иных миров и культур. Патриотизм является основой государственной идеологии (В. Путин). Действенная государственная идеология – это образ страны, Родины, в котором цели и стратегии совместного движения, ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее. ЦЕЛЬ военно-патриотического воспитания молодежи — воспитание готовности к защите Отечества и адаптации в условиях военной службы. Готовность к защите Отечества мы рассматриваем как сложное личностное качество, которое формируется постепенно, как в общем потоке учебно-воспитательного процесса, так и в процессе военно-патриотического воспитания в школе (Н. М. Конжиев).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ по эффективности воспитательной деятельности в новых условиях и с новыми детьми: – осуществление нравственной, физической, технической и военной подготовки школьников – будущих защитников Родины; – создание военно-патриотических медиа-программ, имеющих целью героизацию образа защитника Отечества; – внедрение в учебный процесс (учебные сборы) современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, мультимедийные тиры); – изучение подвигов чудо-богатырей, которыми восхищалась Европа и гордилось Отечество. А.А. Брусилов писал «… всемирно известные полководцы небыли только мастерами стратегии и тактики. Нет, они знали и дорогу к сердцу своих солдат, своей армии. Такими были, например, Суворов, Кутузов…» И, если сегодня эти УРОКИ будут попираться или будут забыты, то возникают те проблемы, которые мы наблюдаем у своих соседей. Нас сегодня не 146 млн, а намного больше: с нами — русские ближнего и дальнего Зарубежья, снами Православный Мир, с нами наши Святые, Герои, Новомученники российские, «наши Павшие как часовые», с нами наша Земля, а «земля — это наша душа, сапогами не вытоптать душу!»

Завершая свое выступление строками из стихов Николая Гумилева («Молитва мастеров»): Что создадим мы впредь, на это власть Господня, Но что мы создали, то снами и сегодня. Как сказал главный герой фильма «В бой идут одни старики»: «БУДЕМ ЖИТЬ!» я добавлю сегодня: «БУДЕМ РАДОСТНО ЖИТЬ!». «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА»– своеобразная дорожная карта, путеводитель воспитания Человека, ответственного за сохранение, бережение и преобразование Дома, Земли, Родины. Учебник разрабатывается на основе принципа (синтеза) встречного движения наук о человеке — специалистами естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в содружестве ученых и практиков.

Он включает в себя мировозренческие, теоретические и технологические механизмы и программу деятельности возрождения, пробуждения патриотизма – естественного качества (явления, технологии, закона) взаимной помощи и содружества социальных групп, народов, государств, цивилизаций. Научно-методический комплекс построен на строгой научной основе, используя наработки различных научных дисциплин (географии, истории, философии, этнографии, культурологи, религоведческих дисциплин, экономики, филологии и др.) Теоретической основой, замыкающей и объединяющей широкий круг исследований, является общая педагогика (теория воспитания), которая требует динамичности от технологий, равновесия – от содержательных основ воспитания и организованности от государственнообщественных структур.

Основой объединения точек зрения, развиваемых разными дисциплинами и школами л является классическая традиция отечественной педагогической науки, которая начиная от К.Д Ушинского и до наших дней, состояла в стремлении познать явления и процессы, связанные с воспитанием гражданина и «верного сына Отечества» в их сложном взаимодействии и развитии. Эта традиция находит отражение в трудах современных академиков РАН В.А. Садовничего, академиков РАО Ю.П. Зинченко, Г.Н. Филонова, Е.В. Бондаревской, видящих в Человеке-Гражданине активный и могучий фактор и ресурс преобразования страны и мира, а в патриотизме – сложный механизм, благодаря которому осуществляется стремление и готовность к служению Отечеству и Человечеству. Междисциплинарный комплекс «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА», разработанный Научно-методическим центром филиала МГУ в Севастополе, прошел апробацию в 15 школах г.Севастополя, согласование в Российской академии образования (Л.А. Вербицкая, Ю.П. Зинченко. Г.Н. Филонов), поддержку научных школ по гражданско-патриотическому воспитанию г. Волгограда (А.Н. Вырщиков), Санкт-Петербурга (Г.А. Бордовский,

А.Г. Козлова), г. Красноярска, (М.И. Шилова), г. Ростова-на-Дону (Е.В. Бондаревская), г. Москвы (В.П. Борисенков, Е.С. Сенявская). Курс «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА», подготовленный с ориентацией на государственный образовательный стандарт высших учебных заведений, содержит необходимый объем знаний по теории, истории и технологии воспитания патриотизма, и, как показывает наш опыт, удачно встраивается в систему гуманитарных, социально-экономических и общих психолого-педагогических дисциплин.

«ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА» – продолжение курса «Севастополеведение», где главный акцент сделан на воспитание Личностью Личностей – героев, подвижников, созидателей. Методика подчеркивает необходимость возвращения к духовной сущности учительского труда. «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА» – естественная составляющая проекта МГУ им. М.В. Ломоносова «НОЕВ КОВЧЕГ», ибо сохранение духовно-интеллектуального ядра нации – задача цивилизационная. Подготовка Человека, способного сберечь, понять и сохранить = биологическое разнообразие и выстроить с ним взаимоотношения – это объект научного и практического изучения.

Литература: 1. Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе//Искания и размышления. – М.,1983. С. 80 – 83 2. Интервью с Б. Стругацким // Блокнот агитатора. Л., 1987 № 14. Цитата по Стругацким А. и Б. Собр. Соч. в 11 Т. 2007. Т.11. – С. 409-414. 3. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретикометодологические и прикладные основы: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.; Под общ. ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. 4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. 5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. 6. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика: научное издание / Под общ. ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова.- М.: Роспатриотцентр; Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. 7. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

Дубинина Н.Н. кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, старший преподаватель кафедры психологии Филиала МГУ в г. Севастополе, испол. директор Ассоциациии научных школ и исследователей патриотического и гражданского воспитания

Другие новости и статьи

« Востребованность российским обществом военно-патриотического воспитания молодежи

Русская весна - 2014 »

Запись создана: Среда, 4 Ноябрь 2020 в 18:34 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика