8 Ноябрь 2020

Тенденции благотворительности в период пандемии коронавируса

oboznik.ru - Передается ли Новый коронавирус от человека к человеку?
#вирус#коронавирус#эпидемия#COVID-19#COVID-2019

Аннотация С декабря 2019 года мир охватила пандемия коронавируса COVID - 19, самым негативным образом повлиявшим в первую очередь на социальную сферу, спровоцировав снижение занятости граждан, доходов, затруднив доступ к общественным благам, лекарственным средствам и т.д. Сфера благотворительной деятельности оказалась перед лицом форс - мажорных обстоятельств: востребованность благотворительной помощи возросла в то время, как поток пожертвований в силу объективных обстоятельств начал снижаться. Таким образом, благотворительные организации вынуждены оперативно реагировать сменой технологических условий функционирования, пересмотром форматов текущей деятельности, поиском антикризисных механизмов и пр.

Ключевые слова Благотворительность, организации, коронавирус, реформирование деятельности Коронавирусная пандемия, стремительно охватившая весь мир в конце 2019 – начале 2020 года, существенным образом повлияла на практически все сферы социально - экономических отношений. Катастрофические потери понесли многие отрасли народного хозяйства, уровень доходов и занятость населения претерпели негативные сдвиги, социальная сфера, будучи финансово зависимой от источников поступлений, ощутила снижение бюджетного финансирования. Подобные последствия распространения коронавирусной инфекции ощутили и благотворительные организации, функционирующие в разных сферах социальной деятельности. Согласно исследованию CAF - UK, проведенному в конце апреля 2020 г., каждая третья британская благотворительная организация (35 % ) сообщила о резком росте спроса на свои услуги из - за кризиса [1]. В конце мая об этом заявляли 26 % благотворительных организаций.

Среди тех благотворительных организаций, которые сообщили об увеличении спроса, шесть из 10 заявили, что он увеличился более чем на четверть, в то время как каждый четвертый сказал, что спрос был на 50 % выше, чем до кризиса. Несмотря на этот рост, более половины благотворительных организаций (53 %) сообщили о снижении объема пожертвований. Менее чем каждый пятый (18 % ) сказал, что пожертвования увеличились. Половина всех опрошенных благотворительных организаций (49 % ) заявили, что они искали или получали ту или иную форму экстренного грантового финансирования, чтобы пережить кризис. Наличные деньги остаются самым распространенным способом пожертвования на благотворительность – 53 % людей, которые пожертвовали на благотворительность в прошлом году, делали это с помощью наличных. Поскольку переход к безналичному обществу, вероятно, ускорится после кризиса с коронавирусом, для благотворительных организации это означает необходимость существенной технологической модернизации.

В то время как большинство благотворительных организаций (63 % ) уже в состоянии принять ту или иную форму цифрового пожертвования, каждый пятый (18 % ) сообщил, что они рассматривают пандемию COVID - 19 как возможность модернизации, а некоторые ускорили свои планы по переводу сбора средств на онлайн - усилия. Тем не менее, каждый пятый (20 % ) благотворительный фонд сказал, что они обеспокоены тем, что люди несут меньше наличных денег и что это будет означать определенные риски для их деятельности, и тем, как они восполнят дефицит (19 % ). Каждый десятый (12 % ) сказал, что они не могут позволить себе купить технологию, которая позволила бы им принимать безналичные пожертвования. Опрос также показал, что многие благотворительные организации уже перешли к цифровым пожертвованиям: 4 из 10 (41 % ) заявили, что могут принимать пожертвования через свой собственный веб - сайт, и столько же заявили, что они настроены принимать пожертвования через другие цифровые средства, такие как онлайн - платформы. Коронавирусный кризис заставил благотворительные организации предпринять ряд ответных мер, позволяющих снизить кризисное воздействие пандемии на текущую деятельность. Семь из 10 опрошенных благотворительных организаций (69 % ) заявили, что они внесли по крайней мере одно изменение в ответ на случившееся. Благотворительные организации демонстрируют устойчивость в своих усилиях продолжать поддерживать бенефициаров. Две из пяти (39 % ) нашли альтернативный или инновационный способ предоставления услуги, а одна из пяти (18 % ) разработал новые формы сотрудничества с другими организациями или группами людей. Четверть (25 % ) нашли новые способы достучаться до бенефициаров.

Как и большая часть страны, многие благотворительные организации работают удаленно (58 % ) в результате кризиса. Помимо адаптации своих текущих услуг, чуть менее четверти (23 % ) переориентировали свою благотворительную деятельность и около 1 из 10 говорят, что они помогли совершенно новым группам людей (11 % ), нашли новые способы сбора средств (8 % ) или нашли новые источники дохода (8 % ). Следует отметить, что несмотря на эпидемию коронавируса, стремление к благотворительности со стороны граждан и корпораций в России продолжает расти.

По данным статистики, уровень интереса населения и бизнеса к пожертвованиям за 10 лет увеличился с 43 % до 65 % . Главный тренд 2020 года заключается в осознании того, что человек – это по своей сути филантроп. И в его силах понять, что благотворительность – это потребность, необходимость творить добро [2]. Как отмечается в публикации РБК, по словам Дмитрия Даушева, директора по фандрайзингу и коммуникациям «Детских деревень — SOS» «частные массовые доноры — хотя их привлечение обходится дороже, а обслуживание более трудоемкое — именно они дают стабильный гарантированный поток денег. У нас их порядка 18 тыс. человек. На 2020 год мы рассчитывали получить от них около 240 млн руб., это больше половины всего бюджета, который мы должны собрать в этом году (413 млн руб.)». По его словам, первое, что в фонде сделали, — стали обращаться к имеющимся донорам, чтобы убедиться, что они не перестанут поддерживать организацию [4]. В той же публикации директор фонда «Созидание» Елена Смирнова отметила, что по данным на 17 апреля фонд собрал около 12 млн руб. и оказал помощь 29 московским и региональным больницам. Средства в фонд жертвуют как частные лица, так и компании — МТС, Сбербанк и другие.

Кроме того, сбор на помощь врачами открыли фонды «Правмир» (20,9 млн руб.), «Живой» (6,2 млн руб.) и «Предание» (958 тысяч руб.), все данные на 20 апреля [там же]. Многие российские компании и их собственники перечислили корпоративные и частные средства для оказания помощи врачам и лечебным учреждениям. Крупнейший российский флаготворительный фонд «Русфонда» 10 апреля начал новый фандрайзинговый проект помощи врачам, работающим в мобилизованных на борьбу с коронавирусом российских клиниках. Первым благополучателем стала приморская Краевая детская клиническая больница № 2, где развернуто 60 дополнительных коек для детей с внебольничной пневмонией. Также на борьбу с коронавирусом выделяют средства крупные компании — холдинг USM Алишера Усманова (2 млрд руб.), «Яндекс» (1,5 млрд руб.), «Норильский никель» (10,5 млрд руб.), «А1» и другие. «Коронавирус изменил планы многих людей. В том числе, пандемия затронула сферу благотворительности. Работа благотворительных фондов видоизменилась. Во - первых, появилась потребность перейти на работу в дистанционном режиме.

Многие НКО в таких рамках не работали, и это создало ряд трудностей. У ¼ НКО инфраструктура априори не позволяла это делать ранее. Во многих благотворительных фондах была зафиксирована нехватка оборудования, случались проблемы с интернетом. Во - вторых, в кризис люди не прекратили заниматься медицинской благотворительностью, в том числе – сдавать кровь. Здесь сработало простое правило: чем больше у НКО оказалось диверсифицированных источников для поступления денег, тем большие шансы выжить в условиях экономического кризиса она получила. В - третьих, стала доступна исполнительная помощь. Почти все благотворительные фонды быстро сориентировались в ситуации, открыли новые или перепрофилировали старые программы в пользу тех, кому помощь сейчас нужна больше. В - четвертых, стал набирать популярность фандрайзинг онлайн. Сейчас это направление считается самым прибыльным среди всех видов сборов средств. Также благотворительные фонды начали «выходить» за рамки своих миссий, целей и задач. В - пятых, сближение благотворительности и бизнеса стало проявляться еще сильнее.

Предприниматели пошли на контакт, есть примеры созданных коллабораций. Этот год открыл новые перспективы в сфере благотворительности. Эксперты считают, что появившиеся тренды не только сохранятся со временем, но и усилят свое значение. В работе благотворительных фондов на первый план выйдет вопрос эффективности, а также обеспечение устойчивого роста на рынке. В свою очередь, это даст перспективы для сотрудничества с волонтерами, донорами, государством, иными местными сообществами» [2]. В январе 2018 года Кэролайн Хартнел, консультант - редактор Philanthropy for Social Justice and Peace (PSJP) подготовила отчёт о благотворительности в России, в котором представила результаты анализа её состояния на текущий момент и прогнозы развития её потенциала на ближайшее будущее. Исследование проводилось при участии журнала Alliance, WINGS и CAF Россия. Выявленные нами 5 трендов опираются на описанный выше доклад Кэролайн Хартнел и мониторинг деятельности ведущих Благотворительных Фондов России и сводятся к следующим направлениям: 1. Стремление к профессиональному обучению. Всё больше благотворительных фондов в России стремятся к внедрению профессиональных инструментов развития своей организации и грамотному выстраиванию процессов внутри неё. Мы верно движемся к тому, что БФ начинают восприниматься как специалисты своего дела, занимающиеся важной работой. Рынок профильных образовательных услуг по - прежнему остается скромным, но, если взять во внимание количество Президентских Грантов, направленных на развитие НКО, в 2018 году каждый Благотворительный Фонд сможет найти курсы и семинары по вкусу. 2. Создание целевых капиталов. Ещё в 2006 году в России вступил в силу Федеральный закон №275 - ФЗ, регулирующий порядок формирования и управления целевыми капиталами в некоммерческих организациях.

Тем не менее, настоящую популярность (особенно в регионах) целевые капиталы только начинают приобретать. Так, например, в Свердловской области, на сегодняшний день, целевой капитал для генерирования средств на собственные программы использует только одна некоммерческая организация. Целевой капитал представляет собой сумму средств не менее 3 млн рублей, переданную в доверительное управление управляющей компании. Помимо того, что средства компании остаются в её собственности (за исключением потерь от инфляции), она получает ежегодный процент, принесенный от самого процесса управления средствами. Учитывая то, что Благотворительный Фонд В. Потанина приступил к реализации программы «Целевые капиталы: стратегия роста», многие Фонды, пройдя обучение обязательно внедрят их в свою деятельность. Хоть сама система целевых капиталов не является новой, но она открывает широкие возможности для самообеспечения некоммерческих организаций. 3. Стремление к борьбе с причинами, а не с последствиями. Данный тренд говорит о том, что благотворительные фонды стремятся сделать собственную деятельность более осознанной. Для достижения миссии своего существования Фонды выбирают борьбу с причинами возникновения социальных проблем. Работа по корректировке существующих последствий продолжает осуществляться, но в тесной взаимосвязи с профилактической работой. Так, например, Фонды, оказывающие поддержку людям с тяжелыми заболеваниями, внедряют методики и разрабатывают оборудование для ранней диагностики таких заболеваний. Фонды по поддержке детей - сирот занимаются укреплением семьи и семейных ценностей, обучением будущих родителей и так далее.

Подобная тенденция позволит многим некоммерческим организациям переосмыслить собственную деятельность и найти для себя новые пути развития. 4. Рост частных пожертвований. По результатам исследования, проведенного Кэролайн Хартнел, в России отмечается рост частных пожертвований. В 2017 году пожертвования в различные благотворительные фонды совершили 56 % россиян. Самым распространенным способом осуществления пожертвования являются СМС - сообщения (40 % пожертвований), на втором месте переводы банковской картой (34 % ), на третьем — пожертвования в денежный ящик наличными (31 % ). Приведенная статистика показывает, что пожертвования наличными становятся всё менее популярными, поэтому тренд на безналичные пожертвования будет только укрепляться. Если у вашего Фонда нет возможности для безналичных переводов — обязательно задумайтесь над этим вопросом. 5. Тенденция к открытости. Как показывает практика, сегодня для привлечения пожертвований уже недостаточно носить звание благотворительного фонда. Всё больше людей, совершая пожертвования, подробно знакомятся с деятельностью фондов: читают информацию на сайте организации, ищут информацию в СМИ, читают соц.сети фонда. Для благотворительных фондов предоставляются особые условия по созданию сайтов, ведению страниц в соц.сетях и т.д. [5].

Всемирная организация здравоохранения классифицировала вспышку коронавируса как глобальную чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения, и правительства во всем мире принимают меры по борьбе с распространением вируса. Болезнь, вызванная вирусом COVID - 19, унесла жизни десятков тысяч людей по всему миру и заболела сотнями тысяч людей в более чем 100 странах, включая Китай, Италию, Испанию и Соединенные Штаты. Ряд высокорейтинговых благотворительных организаций создали фонды для поддержки общин по всему миру, пострадавших от вспышки болезни. Благотворительные организации оказались перед необходимостью диверсификации и модернизации своей деятельности, пересмотра технологий и принципов работы, поиска новых, антикризисных адаптивных мер для обеспечения собственной устойчивости и сохранения эффективности в форс - мажорных кризисных условиях.

Список использованной литературы: 1. COVID - 19: what it means for giving? How charities and donors are reacting to the pandemic // URL:https: // www.cafonline.org / about - us / research / coronavirus - and - charitable - giving (дата обращения 18.08.2020 г.) 2. Благотворительность: тренды 2020 года // URL:https: // chance.su / 203 - blagotvoritelnost - trendy - 2020 - goda.html (дата обращения 18.08.2020 г.) 3. Горский А.А. Частная благотворительность и деятельность благотворительных организаций: некоторые результаты опросов населения. Труд и социальные отношения. 2020. Том 31. № 4.С. 138 - 149. 4. Как меняется благотворительность в эпоху пандемии: семь главных трендов // URL:https: // trends.rbc.ru / trends / social / 5e9ecadc9a794766ee4ec722 (дата обращения 18.08.2020 г.) 5. Шакирова К. 5 трендов благотворительности // URL:https: // fondurala.ru / news / polezny - e - materialy / 5 - trendov - blagotvoritel - nost / (дата обращения 18.08.2020 г.) © Горский, А.А., 2020

А.А.Горский

Другие новости и статьи

« Миф, переживший «холодную войну»

Российская экономика в условиях covid-19 »

Запись создана: Воскресенье, 8 Ноябрь 2020 в 16:16 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика