27 Ноябрь 2020

Зарождение советской военной науки

#мысль#военнаямысль#СССР

После победы Октябрьской революции В. И. Ленину, большевистской партии пришлось решать новые теоретические и практические задачи по строительству Красной Армии, по определению способов ведения длительной войны против интервентов и внутренней контрреволюции.

См. также:

Культура военной мысли в СССР (1920–1930-е гг.)

Советкая военная наука в 30-х годах XX века

Поэтому период зарождения советской военной мысли (1917—1920) имеет важное значение. В эти годы создавалась собственно советская военная наука, па основе которой решались сложнейшие проблемы защиты молодой Советской Республики в условиях ожесточенной борьбы с врагами. «Мы брались за дело,— говорил В. И. Ленин па VIII съезде партии в марте 1919 г.,— за которое никто в мире в такой широте еще не брался».

Трудности решения задач вооруженной борьбы состояли еще и в том, что гражданская война, по определению В. И. Ленина, неизмеримо более сложное явление, чем война обычная, из-за неопределенности и неопределимости состава борющихся сторон, так как невозможно провести грань «между числящимися в рядах воюющих и нечислящимися»

Начавшаяся гражданская война выдвинула повые проблемы. Пришлось отказаться, в частности, от создания милиционного войска и вооружения всего народа, как предусматривала дореволюционная программа большевиков, и взяться за другую организацию вооруженных сил. В решениях VIII съезда РКП(б) записано, что требование создания всенародной милиции в условиях гражданской войны становится орудием реакции23. В. И. Лениным были сформулированы политические и организационные принципы построения армии нового типа, а также принципы обучения и воспитания всего ее личного состава. Ленинские теоретические положения нашли свое воплощение в решениях Коммунистической партии, в практике военного строительства. В. И. Ленину принадлежит заслуга в теоретическом обосновании руководящей роли партии в военном строительстве. Задолго до Октябрьской революции в статье «Партизанская война» (1906 г.) он писал, что в эпоху гражданской войны «идеалом партии пролетариата является воюющая партия».

Эта же идея нашла отражение в Постановлении ЦК РКП (б) о политике военного ведомства (декабрь 1918 г.) и выступлении В. И. Ленина на VIII съезде партии, что диктовалось требованием создания хорошо организованной, дисциплинированной, безусловно преданной революции регулярной армии. Важнейшие принципиальные положения строительства вооруженных сил встречали возражения. В. И. Ленину и его ближайшим соратникам пришлось вести упорную борьбу против различных групп внутри партии, выступавших по военным вопросам.

При обсуждении вопроса о строительстве Красной Армии па VIII съезде РКП (б) был дан решительный отпор так называемой военной оппозиции. Она выступала против создания регулярной Красной Армии, защищала пережитки партизанщины в армии, не поддерживала линию партии на использование военспецов, выступала против твердой дисциплины, без которой не может быть настоящей армии. «Военная оппозиция» отражала ошибочные мелкобуржуазные взгляды «левых коммунистов» по коренным вопросам военного строительства. Съезд отверг предложения «военной оппозиции», в то же время потребовал от наркома по военным и морским делам улучшения работы центральных военных учреждений и усиления роли коммунистов в армии. В Программу РКП (б), принятую VIII съездом, и в специальную резолюцию по военному вопросу вошли ленинские положения о строительстве постоянной регулярной централизованной армии, укреплении в ней партийного влияния, назначении командного состава вместо выборности, формировании его из пролетариата и полупролетариата, о широком привлечении к организации армии и ее оперативному руководству военных специалистов, прошедших школу старой армии, при условии политического руководства со стороны рабочего класса 25. Уже тогда подчеркивалось: в Советском государстве армия со временем утратит свой классовый характер. «Она станет общенародной армией в подлинном смысле слова» 2в. Съезд партии утвердил ленинскую линию на завершение строительства регулярной Красной Армии, определил практические меры для укрепления ее боевой мощи.

В ходе гражданской войны происходил процесс зарождения и становления теории советской военной стратегии. Разработка проблем оборопы Республики осуществлялась коллективными усилиями Центрального Комитета партии, крупных штабов и Академией Генерального штаба.

Планы кампаний войпы, определение направлений главных ударов па различных фронтах, создание и использование стратегических резервов и многие другие вопросы всесторонне обсуждались па самом высоком уровне. В. И. Лепин подчеркивал: не было ни разу такого вопроса стратегии, по которому ЦК либо Бюро ЦК не выработали бы своего решения . Важнейшей проблемой, требовавшей быстрого и правильного разрешения, была проблема воеппого единства всех республик и наций. В проекте директивы ЦК РКП (б) о военном единстве, подготовленном Лениным и Сталиным (1919), говорилось: «…необходимым условием успеха этой войны является единое командование всеми отрядами Красной Армии и строжайшая централизация в распоряжении всеми силами и ресурсами социалистических республик, в частности, всем аппаратом военного снабжения, а также железнодорожным транспортом» В. И. Ленин в докладе о работе ВЦИК и Совнаркома (1920) указывал на необходимость тесного военпого сплочения всех народов, борющихся против империализма, и всякое отступлспие от этого единства считал недопустимым ”. Большую ценность для советской военной мысли имеют лепинские указания об обязательном соответствии стратегических планов объективным условиям борьбы. Он учил рациональпо использовать силы и средства для ведения войны и применять различные формы ее ведения.

Приводя в пример армию, пе способную взять крепость штурмом и не перешедшую к новым приемам борьбы, Лепил писал: «…про такую армию сказали бы: тот, кто научился наступать и пе научился при известных тяжелых условиях… отступать, тот войны пе окончит победоносно» 30. На войне приходится не только паступать, но и отступать. Важно перенести самые тяжелые поражения «и, отступая, выигрывать время»31. Однако Ленин был решительным противником исключительно оборонительных действий. Огромное методологическое значение для развития военной теории имело ленинское указание на то, что нужно постоянно изучать все виды оружия, все средства и приемы борьбы, которые есть или могут быть у неприятеля ”. Вопросы военпой стратегии отражены в периодических докладах командования В. И. Ленину о стратегическом положении Республики и предложениях на ту или иную кампанию войны33. Теория стратегии изучалась и разрабатывалась в Академии Генерального штаба 34, обсуждалась на страницах центрального научного журнала «Военное дело» ”. В 1918—1919 гг. в нем публиковалась, например, серия статей В. Е. Борисова «Краткий стратегический очерк войны 1914—1918 гг.». Заметный вклад в разработку вопросов военной стратегии внесла Комиссия по исследованию и использованию опыта первой мировой войны, издававшая исследовательские работы по отдельным вопросам первой мировой войны 38 и «Военно-исторический сборник».

Необходимо отметить, что читать курс военной стратегии в Академии и выступать по этим проблемам в печати поручали военным специалистам старой армии. И если воеппо-технические вопросы они освещали в свете требований подготовки командных кадров, то многие их теоретические высказывания не соответствовали марксистско-ленинским положениям. Большинство старых военных специалистов стояли на буржуазной точке зрения незыблемости принципов стратегии. Молодые советские командные кадры только начинали свой путь в теории. В лекциях М. Н. Тухачевского проводилась обоснованная мысль о некоторых особенностях стратегических форм ведения гражданской войны ”. Однако и в его взглядах имели место идеи старой военной школы.

Он отрицал, например, зависимость ведения войны от политики: «Нет оснований считать, что в гражданской войне, в отличие от войны национальной, политике дозволено вмешиваться в способы достижения поставленной стратегии цели. Высказываемые некоторыми положения о праве вмешиваться политике в стратегию в гражданской войне надо отвергнуть как ничем не доказанное отклонение от общих оснований» ”. В годы гражданской войны было положено начало обсуждению общих теоретических основ военной доктрины. В полемике по этому вопросу, развернувшейся на страницах журнала «Военное дело», участвовали видные военные теоретики старой армий — преподаватели Академии Генерального штаба, военных школ и курсов.

Советская военная мысль рассматриваемого периода сделала первый шаг в теории и практике организации и ведения операций. Применяя крупные силы конницы, Красная Армия наносила глубокие удары, охватывая своими действиями основные силы противника. Не случайно начало разработке важнейших вопросов теории глубокой операции было положено в 20-х годах в нашей стране. В годы гражданской войны предпринимались публикации оперативных документов. В 1918 г. были изданы приказы и распоряжения главнокомандующего Восточным фронтом И. И. Вацетиса.

Отдельные документы других фронтов печатались во фронтовых военных журналах. Делались первые теоретические обобщения опыта организации и проведения операций ‘2. Первые шаги советской военной мысли в области тактики принадлежали известным теоретикам старой военной школы А. И. Верховскому, С. Г. Лукирскому, П. И. Изместьеву и др.43 Вопросы тактики рассматривались с позиций опыта старой армии в первой мировой войне. Принципы революционной тактики, отмечал Н. И. Подвойский, только выковывались в процессе борьбы 44.

Зарождение советской воеппой теории шло в острой борьбе, что объяснялось главным образом тем, что в рядах Красной Армии находились старые специалисты, которые, по выражению Ленина, были насквозь проникнуты буржуазным миросозерцанием Там, где речь шла об опыте отдельных операций и боев, материал первых исследований военных специалистов представлял несомненный интерес и оказался полезным для создания новых уставов. Но старые военные специалисты брались 8а обобщения и выводы крупного масштаба и, не владея марксистско-ленинским методом, часто допускали серьезные ошибки. Например, они высказывали мнение о неизменности принципов ведения войны, «каковы бы ни были усовершенствования в технике» Большевики, приглашая офицеров бывшей царской армии служить в Красной Армии, критически относились к их взглядам, не поступаясь цельностью марксистско-ленинской военной теории. Одной из сложнейших задач, с которой встретились коммунисты-ленинцы, была подготовка военных, в том числе и научных, кадров из рабочих.

Успех социалистической революции, писал В. И. Ленин в 1918 г., «зависит от того, с какой энергией рабочие будут браться за управление государством и за командование армией трудящихся…». В этой области существовали, казалось бы, непреодолимые трудности, обусловленные историческими особенностями развития пролетариата, пришедшего к власти. В Программе Коминтерна, принятой на VI конгрессе в 1929 г., подчеркивалась эта особенность. «Если буржуазная революция против феодализма предполагает, что в недрах самого феодального общества имеется новый класс… то пролетарская революция развивается в других условиях… рабочий класс лишь в переходный период, лишь после завоевания им государственной власти, лишь разрушая буржуазную монополию образования и овладевая всей паукой, лишь па опыте величайшей строительной работы переделывает свою собственную природу» ”. В условиях России эта историческая особенность выражалась в том, что к 1917 г. всего 21 проц, населения страны был грамотным.

Число людей, получивших образование выше начального, составляло лишь 1,4 млн., т. е. менее 1 проц., и то это были представители главным образом эксплуататорских классов ”. В. И. Ленин, выступая на рабочей конференции Пресненского района Москвы 14 декабря 1918 г., отмечал исторически неизбежную сложность обстановки: «Мы знаем, какое это трудное дело, когда рабочий класс столько времени был отстранен пе только от управления, но и от грамоты, мы знаем, как ему тяжело научиться всему сразу» ”. Партия большевиков приняла все меры для организации высшего военного образования. По указанию Лепина реорганизуется старая Академия Генерального штаба ”. Перед ней встала задача подготовки командиров высшего звена по руководству операциями и строительству вооруженных сил Республики на новых социалистических началах. В. И. Ленин проявлял большой интерес к этой Академии: в 1919 г. он дважды приезжал туда, беседовал со слушателями”. В 1917—1920 гг. были реорганизованы Военно-инженерная, Артиллерийская, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная и Военно-морская академии; создан Учительский институт Красной Армии (с 1923 г.—Военно-политическая академия), Институт инженеров Красного военно-воздушного флота (с 1925 г.— Академия ВВС РККА им. Н. Е. Жуковского). В 1918— 1921 гг. военные академии подготовили 4538 командиров и работников штабов ”, из которых в дальнейшем формировались военно-научные кадры — носители марксистско-ленинских идей в военной области.

Из сказанного следует, что еще в дооктябрьский период сформировалась марксистская военная мысль. К. Маркс и Ф. Энгельс совершили переворот во взглядах на войну, армию, военное дело. Они вооружили передовых рабочих пониманием сущности войн, сознанием необходимости овладения военным делом и военным искусством. Деятельность русских марксистов под руководством В. И. Ленина представляет собой новый — ленинский этап в развитии революционной теории рабочего класса, в том числе и в военной области. Ленин не только обобщил все то новое, что было достигнуто международным рабочим движением после смерти Маркса и Энгельса, но и защитил марксистское военное наследие от нападок буржуазии и ревизионистов. В 1917—1920 гг. были заложены основы качественно новой военной науки победившего пролетариата на прочном фундаменте марксистско-ленинского учения о войне и армии. Развитие советской военной мысли осуществлялось коллективными усилиями Центрального Комитета большевистской партии, армейскими и флотскими коммунистами-ленинцами, а также силами военных теоретиков старой школы, привлеченных на службу в Красную Армию.

В последующие годы происходило становление и развитие советской военной науки (разработка новых военных проблем, овладение марксистско-ленинским мировоззрением и методом). Этот процесс занимал более длительное время, чем первоначальное овладение практикой военного дела.

И.А. Коротков

Другие новости и статьи

« Незаконное расходование продовольствия и вещевого имущества

Сталин и религия »

Запись создана: Пятница, 27 Ноябрь 2020 в 18:03 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика