7 Декабрь 2020

Регулирование экономики в условиях кризисных ситуаций (нормативно-правовой аспект)

#экономика#общество#Россия

На встрече Совета Безопасности ООН, посвященной 75-й годовщине окончания Второй мировой войны, заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам Розмари Дикарло особо отметила: «Сегодняшняя пандемия – это смертельная угроза нам всем. Но борьба с ней также дает нам возможность объединить усилия, чтобы сначала преодолеть кризис, а затем построить более справедливый и прочный мир».

Угроза, упомянутая представителем одной из крупнейших международных организаций, способствовала возникновению негативных явлений в социальной, экономической, политической сферах, поставив общество и государство перед необходимостью переосмысления, формировавшихся в течение длительного периода времени ценностей, в основе которых декларировались права и свобод человека и гражданина. Последние являлись гарантией защиты его интересов, в процессе осуществления интеллектуального или физического труда, реализации способностей в экономической деятельности, участии в управлении делами государства, способствовали личной, экономической защищенности человека и гражданина, а также его безопасности в национальном и глобальном контексте.

В целях обеспечения соблюдения интересов человека, общества и государства в середине прошлого века был разработан и создан организационно-правовой механизм для решения проблем, возникающих в рамках соответствующих юрисдикций, направленный на недопущение бедствий войны, утверждение веры в основные права и свободы человека, а также содействие социального прогресса и улучшения условий жизни. Названный механизм предполагал функционирование добровольного объединения независимых государств посредством налаживания политического диалога, базирующегося на нормах международного права.

Основой для создания указанного механизма послужила так называемая Атлантическая хартия, принятая 14 августа 1941 г. президентом США Франклином Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном С. Черчилем. Хартия представляла собой общую программу целей и принципов национальных политик обоих стран, основывающих «свои надежды на лучшее будущее для мира»21. В январе 1942 г. к указанным принципам присоединились еще 24 государства, закрепив свои решительные намерения в Декларации Объединенных Наций, послужившей созыву в 1945 г. первой конференции для выработки Устава Организации Объединенных Наций, принимаемого всеми государствами, входящими в состав названной международной организации.

Учреждение и функционирование Организации Объединенных Наций было направлено на становление дружественных отношений и сотрудничества между государствами, улаживанию и разрешению международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира в согласии с принципами справедливости и международного права. Базовые положения применения права в целях поддержания мира и безопасности были конкретизированы Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, согласно которой крупные политические, экономические и социальные перемены, произошедшие в мире со времени принятия Устава, повышают значение этих принципов международного права и необходимость их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она ни осуществлялась.

По истечении 75 лет с момента создания Организации Объединенных Наций и прекращения военных действий, причинивших серьезный ущерб обществу, пожертвовавшему огромным количеством человеческих жизней в борьбе за основные свободы и территориальную независимость, вновь возникла угроза здоровью миллионов людей, их личной, социальной защищенности, экономической стабильности, международному миру и безопасности. При этом Организация Объединенных Наций также выполнила одну из ключевых функций, выраженную в деятельности Всемирной организации здравоохранения24, сформировавшей соответствующие рекомендации и временные правила для ее государств-участников и объявившей 30 января 2020 г. о пандемии в связи со вспышкой нового коронавируса.

Решения Всемирной организации здравоохранения привели к реализуемой многими странами мира политики ограничений, выраженной, также в том, что государства-члены Организации Объединенных Наций в соответствии с ее Уставом и принципами международного права наделены суверенными полномочиями «издавать законы и исполнять законодательство в соответствии со своей политикой в области здравоохранения, даже если это предполагает ограничение передвижения людей»25, а также других прав и свобод человека и гражданина. Свобода передвижения, установленная ч. 1 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека26 обладает особой значимостью и выражается не только в независимости пересечения внутренних или внешних границ, но и сопряжена с возможность установления социальных связей необходимых для личного развития, реализации способностей человека в рамках осуществления различных видов деятельности, в том числе, экономической, т.е. предполагает осуществление других основных прав и свобод личных, социальных, политических, экономических.

Сложная эпидемиологическая ситуация в мире привела к фактическому приостановлению деятельности отдельных отраслей экономики, росту безработицы, беспорядков среди населения, вызванных как уменьшением уровня его материального благополучия и возникновением угрозы жизни и здоровью, порождаемой распространением коронавируса, так и ограничением прав и свобод человека и гражданина [4, С. 2]. Например, по информации, содержащейся в Докладе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по теме «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина» «наиболее пострадавшим от эпидемиологической ситуации можно назвать малый и средний бизнес. По данным мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, проведенного в мае 2020 г., более половины предприятий малого и среднего бизнеса (53%) охарактеризовали свое положение как «катастрофическое». 62,2% опрошенных оценили шанс выживания своей компании в 50% и ниже.

Уверенность в том, что они смогут продолжить работу, выразили 13,4% респондентов. При этом 55,1% отрицательно оценили меры поддержки со стороны федерального правительства. Положительно к мерам властей отнеслись 6,6%, скорее положительно — 21,2%. Среди основных проблем, с которым столкнулся малый и средний бизнес, 52,4% участников исследования назвали невозможность платить зарплату сотрудникам и налоги на оплату труда. На втором месте оказались сложности с оплатой аренды — 42,8%, а о систематических неплатежах со стороны контрагентов сообщили 39,1%.»27. По данным Сценарного прогноза макроэкономической динамики и доходов населения до 2024 г., проведенного в апреле 2020 г. Институтом «Центр развития» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в ближайшие 4 года по «базовому» и «пессимистическому» сценарию доходы населения будут увеличиваться, но окажутся значительно ниже докризисного периода (2019 г.), безработица к 2024 г. останется на достаточно высоком уровне, несмотря на тенденцию к увеличению численности занятых.

В целях минимизации перечисленных негативных последствий пандемии особое значение имеют не только экономические, организационные, но и нормативно-правовые меры, направленные на социальную поддержку граждан, стимулирование экономики и обеспечение ее стабильности. В условиях, возникшей в 2020 г. пандемии, модель регулирования избирало каждое государство самостоятельно, что обусловлено его суверенитетом, но с учетом рекомендаций международных организаций. В России, наравне с другими странами, были приняты беспрецедентные меры по регулированию экономики. Применение указанных мер было направлено не только на обеспечение благополучия человека [5, С. 63], но и безопасность государства, его политической и экономической систем. Как уже было отмечено ранее, несмотря на действия государств в условиях пандемии тяжелых последствий кризиса для экономики избежать не удалось. Меры, введенные в Российской Федерации можно классифицировать на две основные категории: общие и отраслевые.

В контексте общих мероприятий речь идет о предоставлении налоговой отчетности по отдельным видам налогов; приостановления плановых и внеплановых проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (мероприятия публично-правового характера; исполнение; изменение сроков уплаты штрафов и пеней, назначенных за неисполнение гражданско-правовых, налоговых, валютных обязательств и др.

Отраслевые мероприятия, предусматривают поддержку автоперевозчиков31, застройщиков32, организаций общественного питания33, организаций осуществляющих продажу товаров в розницу34 и др. Полный перечень отраслей экономики, пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в отношении которых применяются стимулирующие меры был утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 43435. В области правоприменения, несмотря на невозможность исполнения определенных обязательств, взятых на себя сторонами согласно заключенным гражданско-правовым договорам (например, предполагающим внесение арендной платы, оплату оказанных услуг или выполненных работ) у юридических и физических лиц возникла необходимость подтверждения наличия обстоятельств непреодолимой силы, освобождающих их от уплаты штрафов и пени [6, С. 163]. Но независимо от декларирования на международном уровне возникновения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, процедура признания их обстоятельствами непреодолимой силы оказалась весьма затруднительной и потребовала разъяснения высшей судебной инстанции.

Так, в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ, было особо отмечено, что «признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.)» 36. В период действия пандемии государственное регулирование не только было связано с проведением ряда мероприятий по стимулированию экономки, но и ограничениями, введенными нормативными атками федерального и регионального уровня.

В частности речь идет об Указе Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»37, от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указе Мэра Москвы от 5 марта 2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»38. Названные нормативные акты определяли перечень организаций и индивидуальных предпринимателей доступ в помещения, которых был прекращен, а их функционирование осуществлялось в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий .

Информационно-коммуникационные технологии в условиях принудительной изоляции, введенной многими государствами мира стали фактически основой развития экономик и конкурентным преимуществом. В этой связи стоит заметить, что далеко не все субъекты экономической деятельности продемонстрировали соответствие техническим, и нормативным требованиям [8, С. 64]. Например, порядок использования в деятельности образовательных организаций информационно-коммуникационные технологий в большинстве случаев способствовал не только нарушению прав и свобод педагогов и учащихся, но и созданию рисков и потенциальных убытков самих образовательных организаций, предпринимающих попытки организовать образовательный процесс всеми возможными способами, даже теми, которые нарушают право.

Так федеральное законодательство не предусматривает обязанности участников учебного процесса, даже в условиях пандемии осуществлять обучение по образовательным программ в формате видео, аудио занятий, если это прямо не установлено условиями трудового или гражданско-правового договора с педагогом или обучающимся. Такая обязанность не предусмотрена и в указах Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 39, а в Приказе Минобрнауки России от 14 марта 2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»40, закреплено, что образовательные программы реализуются исключительно в электронной информационно-образовательной среде (далее – ЭИОС).

Указание в названном приказе Минобрнауки России на контактную работу предполагает обеспечение образовательной организацией взаимодействия с обучающимися, которое может осуществляться посредством форумов, чатов или электронной почты в рамках, созданной в образовательной организации ЭИОС. Речь о сторонних производителях программного обеспечения, таких как ZOOM, публичных сайтов никакой нет и быть не может. Обмен информации на сторонних ресурсах может повлечь за собой утечку сведений и данных, которые согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»41 составляют информацию ограниченного доступа, включая персональные данные или образ преподавателя, охраняемый как Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»42, так и ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации43. Образ педагога и обучающегося складывается из уникальных биометрических характеристик, в том числе голоса (ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Соответственно сопровождение презентации голосом, также должно осуществляться в порядке, позволяющем обеспечить сохранность этих данных. Любой не защищенный файл можно изменить, использовать в противоправных целях, поскольку биометрические данные в виде голоса, содержащиеся в аудио файле учебного занятия соответствующего вида можно использовать для доступа к личным данным педагога или обучающегося в различных информационных системах. В связи с этим у педагога или обучающегося, возникают риски посягательств на репутацию, доброе имя, а для организации риски судебных издержек.

В целях минимизации, указанных рисков срок, цель, порядок обработки биометрических данных должен быть определен договором, стороной которого является субъект персональных данных. При этом на основании ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению или обезличиванию по достижению целей обработки, то есть для целей освоения материала учебной дисциплины.

Но федеральное законодательство не предполагает их бессрочное хранение, обработку и использование. Обработка таких данных в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных – педагога или обучающегося. Однако такие согласия у педагога или обучающегося образовательные организации зачастую не получают. Доступ неограниченному кругу лиц к рассматриваемым персональным данным может быть предоставлен исключительно субъектом персональных данных (пп. 10. п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Круг субъектов (работников образовательных организаций, обучающихся и др), которым биометрические персональные данные раскрываются должен быть строго определен договором, заключенным с субъектом персональных данных, а также должны быть предусмотрены отдельные условия о трансграничной их передаче (ст.ст. 12, 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»). В каком государстве или субъекте Российской Федерации находится обучающийся или педагог в момент получения доступа к таким данным?

Доступ и раскрытие биометрических данных работникам образовательной организации может осуществляться только при закреплении локальными нормативными актами перечня соответствующих работников с установлением их прав и обязанностей по защите персональных данных. Кроме того, видео записи соответствующих разделов ученых дисциплин – труд педагога, интеллектуальный творческий, он на основании ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации охраняется как произведение, созданное в аудио или видео форме, а права на него могут передаваться только в порядке главы 70 Гражданского кодекса на основании лицензионных договоров или договора авторского заказа. Но для этого он должен быть заключен. Можно ли квалифицировать такое произведение в качестве служебного?

Возможно, но согласно ст. 1295 Гражданского кодекса о таких видах служебных произведений должна быть либо оговорка в трудовом договоре, заключенном с педагогом, либо права на это произведение будут переходить на основании отдельного гражданско-правового договора. Вышеперечисленные выводы подтверждаются и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»44, предусматривающем не только право педагога на выбор метода обучения в рамках образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (пп.3 п. 3 ст. 47), но и обязанность образовательной организации при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, обеспечивать защиту сведений, охраняемых законом.

Есть и другие нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о творчестве, академических свободах, порядке организации электронного обучения. Ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы в той ситуации, в которой оказались все участники образовательного процессе не представляется возможным, поскольку они не предполагают нарушение прав сторон гражданско-правового или трудового договора.

И тем более признание обстоятельствами непреодолимой силы не всегда предполагает их универсальность для всех правовых отношений. Названные проблемы использования информационнокоммуникационных технологий являются распространенными и не характерны только для сферы образования, хотя и имеют свою специфику. Если информационные технологии являются одним из конкурентных преимуществ на современном этапе развития экономики, то для их применения требуются соответствующие знания и регулирование, тем более в условиях принудительной изоляции общества. Как представляется, экономические отношения должны быть построены на сотношении объема государственного регулирования и саморегулирования, в том числе в условиях кризисных явлений.

При этом саморегулирование и государственное регулирование взаимосвязаны межу собой при соблюдении необходимого баланса дополняют друг друга и предполагают определенную степень делегирования полномочий саморегулируемым организациям. Распределение полномочий между органами государственной власти и саморегулируемыми организациями, созданными по принципу членства и участия в них представителей реального сектора экономики может способствовать надлежащему достижению следующих задач: согласование требований в процессе их установления и соблюдения интересов субъектов различных видов экономической деятельности; контроль и надзор за выполнением, обязательных требований, пресечение противоправных действий, поддержание экономически эффективного рыночного механизма также направленного на недопущение манипулирования ценами, обеспечение конкуренции; информационное обеспечение участников различных видов экономической деятельности; организация эффективного функционирования компенсационных механизмов, включая формирование фондов денежных средств.

Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности: Коллективная монография / под редакцией д. э. н., проф. Е. С. Вылковой. — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. — 274 с.

Другие новости и статьи

« Крав-мага: еврейский рукопашный бой

Медицинское обеспечение войск крымской армии с началом Крымской (Восточной) войны »

Запись создана: Понедельник, 7 Декабрь 2020 в 18:54 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика