10 Декабрь 2020

Трансформация налоговой системы РФ при выходе из пандемии

#экономика#общество#Россия

Российская налоговая система ожидаемо будет изменяться как в части системы налогов и сборов, так и в части налогового администрирования. I. Взрывной рост во всех странах дефицитности бюджетов и государственных долгов на выходе из пандемии неизбежно потребует роста фискальной значимости и воздействия налогов путем повышения их ставок и увеличения налоговой базы, введения новых налогов и парафискалетов.

Руководитель ФНС РФ Д. Егоров отметил, что общие поступления налогов в России в апреле 2020 года резко упали более чем на 30%, в том числе наибольшее уменьшение произошло по НДПИ – более чем на 50%; по налогу на прибыль организаций – более чем на 40%; по НДС на 26,7%; по НДФЛ – более чем на 14%. Потери бюджета, безусловно, потребуют восполнения в ближайшее время. Поэтому в РФ будет ужесточаться налогообложение.

Следует указать, что в настоящее время уровень развития цифровизации налогового администрирования является как в России, так и в зарубежных странах наиболее высоким в сфере косвенного налогообложения, что подталкивает национальные правительства к увеличению налоговой базы или ставок, прежде всего по НДС и акцизам, являющихся по своей природе нейтральными. О повышении ставки НДС уже заявила Италия. Саудовская Аравия подняла ставку НДС в три раза, хотя, это явилось результатом не только коронокризиса, но и резкого падения цен на нефть. При этом у налога на прибыль есть больший потенциал налогового регулирования. Ряд стран в условиях пандемии и по мере завершения коронавируса снизили ставки налога на прибыль. Например, в Армении снижение базовой ставки произошло с 20% до 18%, до уровня 5% уменьшилась ставка по налогообложению дивидендов.

В Японии отсутствует информация о повышении налогообложения по какому-либо налогу или сфере. В этой связи Правительству РФ необходимо найти оптимальное решение по изысканию оптимального соотношения между увеличением налогового бремени на бизнес и домохозяйства, с одной стороны, и расширением поддержки социально-незащищенных слоев населения и инвестиционных решений, нацеленных на обеспечение экономического роста, с другой стороны. В РФ уже приняты следующие меры налоговой политики по обеспечению выхода из пандемии. Эти меры с определенной долей условности можно признать направленными на восстановление экономики.

Однако вряд ли они способны в силу своего скромного масштаба обеспечить экономический рост, формируя доходы бюджета на должном уровне. Кратко охарактеризуем эти меры. 1. Предусмотрена отменена льготных налоговых ставок при выплате из России дивидендов и процентов. Скорректированы или ведется подготовительная работа с соглашениями об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром, Люксембургом, Мальтой Нидерландами, Швейцарией, Сингапуром, Гонконгом. Данную меру следует считать правильной и смелой, которую может себе позволить столь сильное государство как Россия имеющее возможность бескомпромиссно объявить ультиматум традиционным инвестиционным хабам и инициировать денонсацию соглашений об избежании двойного налогообложения с различными странами.

До настоящего времени только США имели смелость формулировать идеи, которые затрагивали мировую повестку. Теперь же Россия имеет все основания стать инициатором налоговых новаций мирового масштаба. Bulletin of international taxation приводит лишь единичные примеры одностороннего прекращения действия соглашений об избежании двойного налогообложения. Так, в 2008 году Дания отменила соглашения с Францией и Испанией; в 2012 году Монголия инициировала денонсацию соглашений с Нидерландами и еще рядом стран; в 2018 г. Финляндия прекратила действие соглашения с Португалией. Все эти действия осуществлялись для борьбы с возникшими злоупотреблениями со стороны стран-контрагентов. Мера, предпринятая РФ по СИДН, открывает новую страницу в межгосударственном и национальном регулировании налогообложения взаимодействия стран и экономических субъектов с низко налоговыми и оффшорными юрисдикциями.

Следует указать, что введение данной меры сопровождается предложением, которое Путин В.В. озвучил в конце июня 2020 г. по установлению фиксированной налоговой выплаты (на уровне порядка 5 млн. руб.) на доходы контролируемых иностранных компаний (КИК), которыми владеют российские налоговые резиденты. С одной стороны эта новация напоминает вмененный налог для богатых и индульгенцию за небольшие деньги. С другой стороны попытка заблаговременного получения амнистии может стимулировать соответствующие компании все же платить налоги в России, чем менять юрисдикцию на другую страну, как это сделало в 2017 году около 40% бенефициаров КИКов, отказавшись от статуса российского резидента.

2. Поспешность введения обложения НДФЛ доходов от банковских вкладов, превышающих 1 млн. руб. при заявлениях, что это коснется только 1% населения РФ, вызывает крайнее недоумение. Эта мера была введена практически первой. Мало того что деньги от этой новации поступят в бюджетную систему не ранее конца 2022 года, так и собранные в результате этой поправки в НК средства не спасут не только «отца русской демократии», но и никого. 3. 23 июня 2020 года Президент РФ В.В. Путин анонсировал повышение ставки НДФЛ с 2021 года до 15% процентов для налогоплательщиков, зарабатывающих более 5 млн. руб. в год, что пополнит бюджет примерно на 60 млрд. руб. Столь небольшая сумма (согласно данных формы 1-НОМ за 2019 год в бюджетную систему РФ поступило 3,955 трл. руб. НДФЛ) не способна решить фискальные задачи и проблемы восстановления российской экономики. Это скорое всего следует оценивать как достаточно популистскую меру, обусловленную общественным запросом на социальную справедливость. А планируемое направление полученных средств в федеральный бюджет с последующим перенаправлением на лечение детей с тяжелыми заболеваниями и проведение высокотехнологичных операций не укладывается в сложившиеся в настоящее теоретические представления в теории налогообложения, исключающие целевое расходование налоговых средств. Дополнительные 2% НДФЛ, их обособление в учете и специфика их расходования требуют, во-первых, теоретического осмысления.

Необходимо определиться с тем, можно ли и целесообразно ли признать их целевыми налогами, как было уже в истории современной России с налогом на пользователей автомобильных дорог, зачисляемым непосредственно в Дорожный фонд, или же следует их выделить в отдельные социальные взносы или платежи по аналогии со страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональными заболеваниями. Предложение по конкретному использованию 60 млрд. руб. вызывает также вопросы относительно способности государства четко контролировать адресное использование средств как по защищенным, так и по другим статьям бюджета. Вовторых, необходимо осуществление расчетов в части сравнения тех дополнительных доходов которые принесут эти 2% НДФЛ с увеличением затрат на их налоговое администрирование даже в условиях бурно увеличивающейся цифровизации налогообложения как юридических так и физических лиц. Отметим также, что учеными и практиками поднимается вопрос о том, не являются перечисленные меры по НДФЛ прелюдией грядущей реформы подоходного налогообложения в РФ. Пока что принятые в РФ меры по НДФЛ не способны привлечь в бюджетную систему достаточного количества денежных средств для решения накопившихся проблем. Они имеют определенную политическую и популистскую окраску и недостаточное экономическое обоснование.

При этом многие страны, наоборот, увеличивают степень лояльности в налогообложении доходов физических лиц, которые, в конечном счете, больше всего пострадали в результате пандемии: - работая в наиболее пострадавших отраслях, - не получая возврат средств, авансированных в перелеты, переезды, туристические путевки, билеты на концертно-зрелищные мероприятия и многое другое; - будучи вынужденными покупать постоянно дорожающие товары, работы и услуги. Например, Япония ввела ному, что билеты, купленные ее гражданами на планировавшуюся Олимпиаду, могут быть вычтены при исчислении НДФЛ. 4. Владимир Путин 10 июня 2020 года предложил меры, которые можно оценивать как инвестиционно ориентированные в виде снижения ставки страховых взносов для IТ-компаний с 14 до 7,6%; а по налогу на прибыль организаций с 20 до 3%. До последнего времени наиболее льготные условия для IТ-компаний существовали в Индии и Ирландии. В Белоруссии же ситуация противоположная. В условиях пандемии остро стал вопрос о социальной справедливости налоговых

льгот для IТ-компаний, так как в коронокризисной ситуации они не сильно пострадали, наоборот многие из них существенно увеличили свою выручку и нарастили объемы продаж, несмотря на то, что объявили для себя самозакрытие в условиях когда в стране не были введены карантинные мероприятия. Поэтому у белорусских налоговедов есть мнение о целесообразности повышения налогового бремени для IT-компаний в условиях выхода из пандемии, т.к. до последнего времени они не платили НДС, налог на прибыль, земельный и транспортный налог, имели существенно пониженные ставки НДФЛ и страховых взносов. Полагаем, что повышение уровня налогообложения IТ-компаний является обоснованным.

Кроме этого нельзя забывать, что есть разные IТ-компании: создающие игры и т.п. и разрабатывающие прорывные технологии. Поэтому должен быть дифференцированный подход к различным категориям названных экономических субъектов. Также следует при принятии решений об уменьшении тарифов страховых взносов не забывать о солидарной системе расходования аккумулированных в них средств. 5. С 1 июля 2020 года согласно решения Государственной Думы РФ налог на профессиональный доход (специальный налоговый режим для самозанятых), действовавший в порядке эксперимента с 2019 года и планируемый к применению до 31.12.2028 года распространяется на все субъекты РФ по мере принятия ими соответствующих нормативных актов. Отметим, что теоретического осмысления требует предоставление плательщикам данного налога в 2020 году субсидии в размере уплаченной суммы налога за 2019 год, что по своему экономическому содержанием является возвратом налога.

Подобный возврат не предусмотрен ни в главе 12 первой части НК РФ, ни во второй части НК РФ применительно к специфике возврата по конкретным налогам, т.к. законодательно регулируется только возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. Подобный возврат требует также осмысления в теории налоговых льгот, т.к. подобных практик до настоящего момента не было. В РФ следует, прежде всего, максимально оперативно сфокусировать внимание на скорейшем введении и на расширении диапазона инструментов налоговых инструментов, содействующих выходу из кризиса и скорейшему восстановлению темпов экономического роста. Возможные варианты дальнейшей трансформации налогообложения в РФ в ближайшее время:

1. Высока вероятность увеличения налогообложения высокодоходных цифровых компаний и платформ, позиции которых усиливаются в условиях пандемии. 2. Скорее всего, будут введены новые налоги: на искусственный интеллект, роботов и т.д. Летом 2020 года во многих странах Латинской Америки и Азии ввели систему косвенного налогообложения (НДС и налог с продаж) цифровой транснациональной коммерции. Вопросы налогообложения цифровых операций рассматриваются как зарубежными исследователями [5,7,9], так и отечественными авторами [6]. 3. Целесообразно рассмотреть возможности внесения изменений в правила учета убытков для целей налогообложения. Например, в Германии сейчас обсуждается перенос убытков на предыдущий год. В настоящее в большинстве стран практикуется перенос убытков вперед: как на любое количество лет, так и на определенное количество лет от 2 до 10 лет.

Однако есть государства, которые разрешают переносить убытки на предыдущие годы. На Нормандских островах можно переносить убытки на 2 года назад или на предстоящий период; на острове Мэн - на 3 года назад и на неопределенное количество лет вперед; во Франции на 3 предыдущих года и на 5 последующих лет; в Великобритании, Ирландии на любое количество последующих лет и на 1 год назад; в Канаде убытки относятся на 3 года назад и на 7 лет вперед. Полагаем, что количество убыточных предприятий в России, которое за последние 5 лет в условиях стабильности превышало в среднем по стране 30%, а в отдельных отраслях составляло более 50%, по итогам 2020 года существенно увеличится. Поэтому целесообразно ввести хотя бы временно перенос убытков на предыдущие годы в целях налогообложения прибыли организаций на основе имеющегося опыта перечисленных выше стран. 4.

К сожалению, В РФ пока что не приняты меры по выходу из кризиса в части поддержки налоговыми способами и методами инвестиций, инноваций. Без значимой поддержки инвестиций невозможно восстановление экономики и обеспечение экономического роста [8]. В частности, необходимо принятие налоговых мер по поддержке инвестиций. При этом стоит помнить про институциональную ловушку, означающую, что при введении дополнительных преференций неизбежно возникают выпадающие доходы бюджетной системы, требующие возмещения в последующие периоды. Налоговые меры поддержки инвестиций приводя к потерям в налоговых доходах в краткосрочном периоде, уже в среднесрочной перспективе способны привести к росту ВВП и доходной части бюджета. Меры налогового стимулирования инвестиций принятые зарубежными странами в период пандемии COVID-19 можно сгруппировать следующим образом: • 7 государств (Египет, Камбоджа, Кения, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Фиджи) ввели дополнительные налоговые льготы инвестиционного характера; • 5 государств, в том числе ряд наиболее развитые (Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Фиджи), установили дополнительные меры по ускоренной амортизации отдельных видов основных средств; • 5 государств (Маврикий, Малайзия, Сербия, Сингапур, о. Джерси) применили инструменты, которые облегчают для инвесторов доступ к кредитным ресурсам; • 2 государства (Малайзия и Таиланд) ввели меры, которые направлены на поддержку; • Египет принял меру по снижению гербового сбора. В России в силу большой изношенности основных фондов, возможно применение меры по единовременному списанию на расходы, учитываемые для целей налогообложения сумм улучшений по зданиям и сооружениям. Согласно данных Росстата инвестиции в здания и сооружения равнялись в 2017-2019 года соответственно 16,0; 17,8; 19,3 триллионов рублей и составляли порядка 40% всех инвестиций в основной капитал. Данные из формы 1-НОМ, размещенные на сайте ФНС показывают, что сумма амортизации равнялась за указанный период чуть более 4 триллионов рублей ежегодно и не превышала 3% в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения. При этом доля плательщиков налога на прибыль организаций, производивших начисление амортизации методами, предусмотренными в НК РФ, было на уровне 31-35% от прибыльных компаний.

По укрупненным расчетам на основе информации из открытых источников можно сделать вывод, что единовременное списание на расходы, учитываемые для целей налогообложения сумм улучшений по зданиям и сооружениям в случае его применения 2018 году составило бы максимально 525 млрд. руб., в 2019 году - 85 млрд. руб., в 2020 году порядка 228 млрд. руб. при условии сохранения средних темпов прироста основных средств и зданий и сооружений в том числе. Уменьшение поступлений сумм налога на прибыль организаций, соответственно в 2018 году было бы максимальным за трехлетний период и составило бы 105 млрд. руб., а в 2019 году было бы минимальным, равняясь 17 млрд. руб. при условии применения названного единовременного списания для всех налогоплательщиков. В этом вопросе возможен сегментированный подход. Поэтому требуется разработка перечня категорий (групп) налогоплательщиков, которых предлагаемая мера будет касаться. По нашему мнению, возможно ее применение, например, для высокотехнологичных, энергосберегающих компаний и т.п. Точные расчеты в этом случае на основе открытых данных осуществить достаточно проблематично. Это является темой для отдельного исследования 5. Требуется переосмысление принципа справедливости, налоговой демократии и фискального федерализма, который в условиях пандемии по-разному проявился в различных странах и дал неоднозначный эффект в условиях пандемии. В США он скорее отрицательный; в Германии он может быть оценен со знаком плюс. В России есть как положительные, так и отрицательные моменты в действиях регионов во время коронавирусной пандемии и на выходе из кризисной ситуации.

Согласно информации НИФИ при Минфине РФ у условиях пандемии наиболее популярной мерой в субъектах Российской Федерации является установление взимаемых в рамках специальных налоговых режимов: – пониженной ставки при упрощенной системы налогообложения (в 52 регионах), вплоть до нулевой ставки для впервые зарегистрированных предпринимателей и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (Республика Адыгея, КабардиноБалкарская Республика), в области информационных технологий для применяющих УСН (Республика Дагестан); – уменьшения потенциально возможного годового дохода при патентной системе налогообложения (всего 27 регионов). При этом налоговые льготы предоставляли как сильные, так и дотационные регионы, провоцируя еще большую дефицитность своих бюджетов. Все проблемы, перечисленные в первом блоке, являются предметом для изучения в отдельных монографических исследованиях. II. Изменения налогового администрирования: ужесточение и ускоряющаяся цифровизация. Отметим, что из запланированных на 2020 год 9 тысяч выездных проверок по состоянию на 1 апреля было проведено только чуть более 1500, соответственно есть основания полагать, что оставшиеся проверки будут проведены после выхода России из коронокризисной ситуации.

Тем более что в утвержденной ФНС РФ 6 мая 2020 года в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти Публичной декларации целей и задач на 2020 год в качестве первой приоритетной цели указано: повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования. В Публичной декларации также отражены меры поддержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые приняты в условиях COVID-19.

В специальном разделе сайта РФ можно найти информацию об этих мерах: приостановление проверок и мер взыскания, мораторий на возбуждение дел о банкротстве, продление сроков сдачи отчетности, а также уплаты налогов и страховых взносов для субъектов МСП, занятых в пострадавших отраслях экономики. На выходе из коронокризиса следует ожидать: 1. Расширения фукционала и системно-технологические трансформации ФНС РФ и ее территориальных подразделений, ускоренное превращение не только налоговой службы, но и всего Правительства РФ в единую сервисную цифровую платформу [3,4]. В этой связи человеческий фактор, коррупционная составляющая и субъективизм регуляторного налогового механизма будут уменьшаться. 2. Ужесточения цифрового контроля за доходами и расходами граждан; усиления борьбы с уклонением от налогообложения и т.п. 3. Изменения подходов к налоговому контролю, прежде всего: к выездным налоговым проверкам, налоговому мониторингу и т.д. 4. Трансформации общих подходов к гармонизации налогообложения и налогового администрирования в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе переосмысления национальных и международных аспектов налогообложения; расширения многостороннего обмена информацией и административно-правового сотрудничества государств в борьбе с уклонением от налогообложения и агрессивным налоговым планированием с акцентом на все более цифровое и Smart администрирование как на межгосударственном так и национальном уровне. Бесспорно, в рамках одной главы невозможно изложить весь спектр налоговых проблем в условиях пандемии и на выходе из нее. Автором данной главы опубликованы две статьи [1,2], в которых сфокусировано внимание как на отдельных аспектах, рассмотренных выше, так и на других вопросах налогообложения и налогового администрирования в период во время и после коронокризиса.

Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности: Коллективная монография / под редакцией д. э. н., проф. Е. С. Вылковой. — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. — 274 с.

Другие новости и статьи

« Эвакуация военнопленных в тыл

Изменение подходов к ведению вооруженной борьбы но опыту вооруженных конфликтов за пределами России как основа развития военного искусства в обеспечении безопасности страны »

Запись создана: Четверг, 10 Декабрь 2020 в 18:50 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика