4 Январь 2021

Мифы образования

oboznik.ru - Как прогресс усложняет жизнь
#образование#миф#мифы

Консервативное представление об образовании основано на множестве мифов, которые опровергаются техническим прогрессом и требованиями социума. Мифом является общее представление о том, что, получив высшее образование, человек работает по полученной им специальности и профессиональная составляющая образовательной программы должна доминировать над академической.

Если до промышленной революции одни и те же знания использовались на протяжении многих поколений, а до последних десятилетий XX века в принципе хватало получения одного высшего образования, то сейчас обновление знаний и технологий практически происходит уже каждые 2–3 года, и этот период продолжает сокращаться.

Наше время, для которого характерен высокий темп научных открытий и достижений, ускоряющийся прогресс технологий и их цифровизации, отличается быстрым появлением новых профессий и отмиранием старых, частой сменой профессий работником в течение трудового стажа. В этих условиях особую ценность имеет приобретение обучающимися в период основного формального образования, во-первых, когнитивного потенциала, базирующегося на освоении фундаментальных знаний и законов, и, во-вторых, теряет ценность изучение практики, практико-ориентированные аттестации, квалификационные навыки.

Все это устаревает к моменту завершения обучения. Главное – развить свои способности, усваивая теоретические знания в выбранной для образования области. Это означает, что роль профессиональных знаний, полученных в вузе, постоянно падает – к моменту окончания вуза полученные в нем профессиональные знания устаревают.

Именно по этой причине возникла потребность и во всем мире все большее количество людей обучается непрерывно.

В мире различают две составляющие высшего образования – академическую и профессиональную. Целью академического образования является развитие личности, а целью профессионального – подготовка специалистов. Современная гуманитарная академия (г. Москва) одна из первых провела комплексные исследования соотношения профессионального и академического образования. Эти исследования показали, что полученные в вузе знания во всех областях профессиональной деятельности, кроме гуманитарных, работник использует 8–10 лет, после чего он меняет вид деятельности.

То есть объективной необходимостью становится многократный и непрерывный характер профессионального образования [47]. По данным статистики в настоящее время в России по полученной в вузе специальности работает в среднем только 20% выпускников, а 80% использует высшее образование академически, развивая во время обучения свою личность. Главное, что получили эти люди в вузе – развитие личности и способностей. Миф о примате профессиональной составляющей образования в странах с развитой экономикой давно развеян, общество уже осознало ценность используемого на протяжении всей жизни человека академического образования, которое развивает в человеке способность быстро приспосабливаться к любому виду профессиональной деятельности, как правило, многократно меняющейся человеком на протяжении экономически активной жизни.

Актуализация профессиональных знаний осуществляется в рамках непрерывного образования на рабочих местах.

Мифом является консервативное представление о том, что вуз способен выпускать полностью сформировавшихся профессионалов в некоторой области. В вузе профессионалом стать невозможно, профессионалом можно стать только на работе, получая задания производственного характера и неся определенную ответственность. Более того, практика показывает, что как только профессионал выходит из профессии, он достаточно быстро теряет профессиональные квалификации.

Во многих профессиях, закончив вуз, выпускники становятся интернами, адъюнктами и др. – не допускаются к самостоятельной работе без дополнительного практикоориентированного профессионального обучения. В СССР существовала категория «молодой специалист», которая позволяла выпускнику официально быть под опекой опытного специалиста 3 года.

Еще один миф заключается в представлении, что, поступив в вуз, студенты его заканчивают. По статистике 21% студентов российских университетов «не дотягивает» до получения диплома, прервав обучение. В других странах еще больше: Во Франции – до 40%, в Канаде и США – до 50%, ранее существовало даже понятие «вечный студент». Исследователи выделяют основные факторы, которые могут стать причиной отчисления из вуза: недостаток мотивации, решение сменить специальность, переоценка собственных возможностей, слишком много увлечений, совмещение учебы и работы, неумение «вписаться» в академическую среду, состояние здоровья, жизненные обстоятельства.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии позволяют нивелировать большинство из указанных факторов за счет цифровизации образовательной среды и развития инновационной роботизированной дидактики, позволяющей индивидуализировать учебный процесс.

Существуют еще два мифа консервативного представления образования, которые тесно взаимосвязаны: − в вузы надо принимать только способных людей; − те, кто лучше учится, лучше работает. Вузы, считающиеся ведущими, отбирают наиболее способных, а за счет высокой цены за коммерческое обучение – и способных, и состоятельных студентов. Предполагается, что за счет отбора поступающих качество выпускников в этих вузах будет высокое. Но не установлена научно обоснованная корреляция между способностями к обучению и дальнейшей успешной карьерой в отраслях экономики и в социальной сфере.

К тому же, имея способных обучающихся, ведущие вузы теряют интерес к совершенствованию образовательной среды и дидактике. А, кроме того, такой способ ориентации только на высокие учебные оценки предыдущего образования и олимпиадные результаты практически закрывает доступ в эти вузы большинству населения. Как показали исследования коэффициента интеллекта по всей цепочке от поступления до выхода выпускников вузов в экономику, в составе кадров будущей экономики будет только 10% одаренных, а 90% составят люди обычных (в пределах нормы) способностей. То есть подавляющее большинство тех, кого надо учить, это обычные люди средних способностей. Поиск одаренных, высокие баллы ЕГЭ, олимпиад и тому подобное – это возможные критерии отбора абитуриентов для исследовательских, а не для массовых университетов.

При всей важности для страны подготовки элитных специалистов, “погоду” в производстве и сфере услуг делает основная масса специалистов со средними способностями. Эти люди – становой хребет экономики и социума. Их не готовят в элитных вузах, их следует обучать в вузах, обеспечивающих инновационное массовое высшее образование. Таким образом, высокое качество подготовки специалистов для отраслей экономики и социальной сферы должно достигаться не путем отбора наиболее способных к обучению студентов, а созданием высококачественной образовательной среды в вузе, обеспечивающей эффективное обучение студентов, обладающих не только высокими, но и средними способностями.

Еще один миф – это то, что студенты только учатся. Этот миф пришел из времен СССР, когда студенты получали стипендию, соответствующую прожиточному минимуму. В наши дни, как показало исследование НИУ ВШЭ «Российская молодежь: образование и наука», учебу и трудовую деятельность совмещает 51% студентов вузов. В среднем они уделяют работе 27 часов в неделю, или 70% стандартной 40-часовой рабочей недели. Более половины (54%) работающих студентов трудятся для удовлетворения своих финансовых нужд. И только 28% – для получения опыта, который впоследствии оценит работодатель.

При этом 60% студентов устроились не по специальности. Практикой доказано, профессионалом можно стать только на работе, поэтому для работодателя опыт работы выпускника становится важнее, чем полученный в вузе диплом. показало то же исследование. В исследовании НИУ ВШЭ приведены следующие данные: при найме молодого специалиста компании оценивают наличие профильного опыта в 4,2 балла из 5. Второе место по значимости разделили такие критерии, как наличие любого диплома о высшем образовании (3,3 балла) и любого опыта работы у выпускника (3,1 балла).

Получение диплома о высшем образовании в престижном вузе было оценено в 2,4 балла, а «красный» диплом – всего в 2 балла.

Мифом является также представление о том, что, поступая в аккредитованный вуз, человек по его окончании получит диплом государственного образца. За годы обучения аккредитация вуза может закончиться по истечении срока ее действия (6 лет), и чиновники от образования могут отказать вузу в ее продлении. За последние годы более тысячи российских вузов и их филиалов были лишены государственных аккредитаций, а, следовательно, их студенты – возможности получить диплом государственного образца в выбранном вузе. Стремление властей к ограничению высшего образования, к дефициту мест получения формального образования должно привести к появлению новых форм, более полно использующих возможности современных технологий, а также открывает дорогу для освоения российского образовательного рынка зарубежными университетами. Наивно думать, что, натолкнувшись на дефицит, абитуриенты пойдут работать рабочими, а не будут искать новые возможности получить высшее образование, осуществить свои планы.

Распространенным мифом является миф о невозможности передать знания новому поколению без посредничества педагогов. Употребляются термины «контактный метод», «глаза в глаза», «педагогическое мастерство» и другие клише. Проводятся аналогии с медициной, которая невозможна без врачей. Однако учтем, что между врачами и педагогами имеется существенная разница: врач несет ответственность за свои ошибки, вплоть до уголовной, а к ошибкам педагога общество относится снисходительно. Не было ни одного случая, чтобы за педагогический брак (например, если в классе вырос бандит или коррупционер) педагоги понесли наказание. В массовом вузе роль и функции преподавателя кардинально изменяются. Классическая роль преподавателя, как центра обучения – носителя и транслятора информации, знаний уходит в прошлое. Новые информационно-телекоммуникационные технологии могут взять на себя многие рутинные функции, издавна исполняемые педагогами. Однако многие педагоги противятся прогрессу, справедливо опасаясь сокращения рынка педагогических услуг. В массовом распределенном вузе, при опосредованном взаимодействии преподавательского состава с обучающимся, преподаватели должны стать учеными и их главная функция – разработка образовательных программ и высококачественного образовательного контента.

Эдукология: Монография / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во АЭО, 2020. 457 с.

Другие новости и статьи

« Об улучшении жилищных условий генералов и офицеров Красной Армии

Война застала меня в Ульяновском танковом училище, в котором к тому времени я уже проучился полтора года »

Запись создана: Понедельник, 4 Январь 2021 в 16:22 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика