Рудименты и атавизмы образования
Вплоть до XIX столетия в образовательной технологии высшего образования не происходило коренных изменений – применялась классно-урочная дидактика, описанная еще в XVII веке великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (Комуниусом) в его труде «Великая дидактика».
В свое время эта дидактика была прогрессивной: она позволила перейти от схемы персонального обучения (учитель-ученик) к групповому (учитель-класс), необходимому индустриальному обществу, нуждающемуся во все возрастающем количестве образованных людей. Дидактика классно-урочного обучения выполнила свою задачу, значительно повысив производительность труда учителя, но привела к снижению качества учебного процесса по сравнению с персональным обучением, доминирующим в античные времена.
Конец ХХ века характеризуется развитием информационно-телекоммуникационных технологий, на основе которых начали развиваться дистанционные образовательные технологии. Развитие новых образовательных технологий потребовало новой дидактики. Высокие технологии позволяют вернуться к персональным методам обучения, но для этого надо устранить накопившиеся во время доминирования дидактики группового обучения и ныне устаревшие методы и догмы, оставшиеся в виде рудиментов и атавизмов образования.
Пока еще в большинстве вузов они не устранены, но процесс уже идет, появляются новые образовательные среды и соответствующие им дидактики.
Обозначим рудименты образования, имея ввиду, что рудиментом считается остаточный орган (устройство) в новых условиях ставший ненужным.
1. При реализации электронного обучения, в отличие от кампусного, практически не нужны здания и помещения для теоретического обучения. Нет необходимости в аудиториях, компьютерных классах, электронных досках, т.к. используются облачные вычисления и личные терминалы в виде планшетов или смартфонов.
2. Вузу не требуется иметь собственную образовательную инфраструктуру (общепит, медицина, спортивные сооружения), могут быть использованы муниципальные объекты по месту нахождения обучающихся.
3. Для проведения лабораторных и практических работ при реализации электронного обучения применяются преимущественно симуляционные методы и виртуальные аудитории. Для массового образования не нужны спецкабинеты, лаборатории и бумажные учебные пособия.
4. Информационные и образовательные ресурсы предоставляются обучающимся в электронной библиотеке, поэтому не нужны библиотеки печатных изданий. Если обучающемуся нравится читать тексты на бумаге, можно распечатать электронный текст на принтере.
5. Отпадает необходимость в оформлении бумажных зачетных книжек, экзаменационных ведомостей, другой учебной документации – ведется электронный учет. Рутинная работа преподавателей выполняется роботами, то же можно сказать и об административных работниках, деканатах и др.
Таким образом, рутинные функции администраторов и преподавателей являются рудиментами.
Наряду с рудиментами следует определить образовательные атавизмы – устаревшие и ныне ненужные методы и предписания, такие как:
1. Промежуточные аттестации в виде экзаменов. При электронном обучении фиксируется и проводится мониторинг учебного процесса, позволяющий оценить степень усвоения обучающимся каждой зачетной единицы учебного плана.
2. Электронное обучение ведется персонально, нет необходимости в организации постоянных учебных групп.
3. Становится атавизмом и параллельно-последовательный график изучения учебных дисциплин. Такой график необходим для равномерной в течение года нагрузки преподавателей. В электронном обучении можно применять более эффективный последовательный график (метод «погружения»), выбор за обучающимся.
4. Сезонность учебных графиков. Такой график удобен преподавателям и администраторам, желающим получать отпуск летом, в то время как график должен быть индивидуальным, удобным для обучающихся, а следовательно, всесезонным.
5. В виртуальном пространстве разделение учебной работы на аудиторную и самостоятельную (классную и домашнюю) бессмысленно, т.к. все виды занятий проводятся на личных терминалах.
6. Выработка ручных навыков черчения, письма, математических расчетов. Нужны навыки пользования компьютерными приложениями.
7. Требования к оформлению отчетных работ – могут быть использованы электронные шаблоны.
8. Различные формы обучения (очная, заочная и другие) – в виртуальном пространстве нет разницы между формами.
9. Физическое присутствие обучающегося при аттестации – его идентификация производится удаленно на основании биометрических данных.
10. Не нужна система государственного выездного контроля, т.к. возможен полноценный контроль в виртуальной среде.
11. Лицензионные и аккредитационные требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ – нужны только требования к электронной информационно-образовательной среде.
Российским парадоксом является противоположные мнения законодателей федерального уровня (Федеральный закон об образовании в РФ) и законодателей, принимающих подзаконные акты и образовательные стандарты, которые не имеют права противоречить ни букве, ни духу закона, но противоречат, поскольку многие положения закона носят отсылочный характер.
Федеральный закон прогрессивен, однако подзаконные акты и стандарты, собственно определяющие правоприменительную практику, – архаичны (ограничение в сроках приема, измерение объемов в часах, а не в зет, требование к формированию компетенций обучающихся, не имеющих методов измерений, жесткая регламентация продолжительности обучения и др., ).
Для дальнейшего развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо устранение мешающих прогрессу методов и ограничений, отказ от законодательно закрепленных рудиментов и атавизмов. Если снять законодательное закрепление, то рудименты и атавизмы отомрут сами, т.к. они обременяют учебный процесс, экономически невыгодны.
Эдукология: Монография / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во АЭО, 2020. 457 с.
Другие новости и статьи
« Формирование 28-й, 39-й, 58-й, 59-й, 60-й, 61-й резервных армий
«МЫ – онтология» как онтология русской философии »
Запись создана: Вторник, 5 Январь 2021 в 19:32 и находится в рубриках Новости.
метки: образование, атавизмы, рудименты
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика