6 Январь 2021

Эдукология - современный раздел педагогической науки

oboznik.ru - Как прогресс усложняет жизнь
#образование#эдукология#педагогика

Эдукология – современная наука, возникающая на основе ряда прогрессирующих наук и технологий, но истоки ее появления связаны с эволюцией человеческой культуры и образования, то есть именно тех достижений человеческого вида, которые выделили его из всех живых существ нашей планеты и позволили создать современную развивающуюся глобальную технологическую цивилизацию.

В самом общем смысле человеческую культуру можно определить, как кумулятивный (постоянно пополняемый и растущий) резервуар объединенных знаний и навыков людей. Ведущей доминантой культуры является язык. Быстро эволюционируя, усложняясь и совершенствуясь, язык резко расширил возможности социального обучения, позволил создать уникально богатый, разнообразный и динамичный культурный мир.

Ветвь культуры – наука, по существу, оперирует концептами (понятиями) и определенными закономерностями связей между концептами. Грамматика, представляющая морфологию и синтаксис, то есть изучение слов и правил их сочетания, является метафорой всего научного знания. Можно утверждать, что задачей образовательных структур, помогающих студентам овладеть некоторой отраслью научного знания, является требование к ним, чтобы они овладели «грамматикой» этой отрасли, т.е. свободно владели профессиональным языком и правилами его применения.

Глобализация человеческой культуры, включая науку, гуманитарные институты, экономику требует преодоления языковых барьеров посредством создания высококачественных автоматических переводчиков деловой и научной речи и текстов.

В целом, эдукологию можно представить, как современный раздел педагогической науки, изучающий и разрабатывающий методы оптимизации, во-первых, дидактики, как технологии проведения учебных занятий, и во-вторых, администрирования учебного процесса в условиях цифровой экономики с применением современных электронных сред и достижений нейронаук.

Практическая необходимость в становлении эдукологии как специфической области знаний диктуется новыми тенденциями в педагогической и управленческой деятельности в сфере образования: меняются цели и приоритеты образовательной политики, особенно в условиях развития дидактик и технологического оснащения образовательной отрасли. Эдукологию и педагогику следует рассматривать как составные части педагогической науки.

Проделавшее сложный путь эволюции российское образование сейчас можно назвать гибридным, так как оно представляет собой симбиоз советского и западного образования. От паттерна советского образования взято самое худшее – централизация, подавляющая инициативу исполнителей, и бюрократизация, отвергающая инновации, а от паттерна западного образования – тоже самое худшее – юридизация, заменяющая разум ограничениями и отчетностью, в паттерне российского образования генерируемыми бюрократией.

Вплоть до XIX в. в соответствии с неизменной парадигмой обучения не происходило никаких изменений и в образовательной технологии высшего образования – все те же, что и во времена становления университетов контактные занятия – лекции, семинары, диспуты и пр. Однако попытки расширения доступности образования, связанные с постепенной демократизацией общества, развитием экономики и соответствующим ростом потребности в образованных гражданах, привели к поиску новых подходов к обучению, в частности – развитию дистанционного образования.

Трендом высшего образования стало его продвижение от элитарного и эпизодического к всеобщему и непрерывному. Эту задачу должны решить массовые вузы, обеспечивая высокое качество подготовки выпускников за счет совершенствования образовательной среды.

Эволюция современных образовательных систем вызывает дивергенцию, при которой университеты разделяются на два типа:

– исследовательские, миссия которых готовить профессиональных ученых и развивать науку;

– массовые, миссия которых готовить кадры для отраслей экономики и культуры. Мировые тенденции развития информационных систем в направлении распределенных структур подсказывают, что наиболее эффективным явится построение вуза новой формации – массового распределенного вуза, соответствующего структуре, идеологии и тенденциям развития современных информационных технологий.

Меняется основной принцип организации предоставления образовательных услуг: от принципа доставки обучающихся к знаниям – к принципу доставки знаний к обучающемуся. В связи с этим перед эдукологией и педагогической наукой в целом возникает задача теоретического осмысления и практической разработки дидактик, воплощающих персонифицированное дистанционное обучение с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Образование с давних пор относится к значимой сфере человеческой деятельности, обеспечивающей экономический и социальный прогресс общества. Знание становится не только одним из ведущих сегментов производства, накопления и товарного обмена, но и ведущим «производственным инструментом», причем не только при продуцировании нового знания, но и при создании любого товара. Образование превратилось из иждивенческой отрасли в отрасль производительную.

Современная экономическая наука позволяет не только констатировать очевидную важность академического и профессионального образования как фактора развития экономики и социума, но и с высокой достоверностью количественно измерять уровень этого вклада.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий приводит к тому, что на смену национальным системам образования должны прийти транснациональные, или глобальные системы в виде научно – производственных коллабораций, разрабатывающих информационно – образовательные ресурсы на всех языках, по всем направлениям подготовки и на всех образовательных уровнях.

Они должны развивать исследования когнитивной сферы, разрабатывать дидактику, использовать новейшие технологические достижения. Анализ эволюции сферы образования показывает, что будущее за международными коллаборациями вузов, а не за национальными университетами.

Эдукология, как научная дисциплина, не может развиваться обособленно от других наук. В изучении столь глобального и многоаспектного явления, каким является образование, участвуют многие научные дисциплины. Но сколько бы их ни участвовало в таких исследованиях, их результаты, в конечном счете, пополняют содержание педагогической науки, составной частью которой является эдукология.

В реальной исследовательской практике педагогической науки существуют также и внутринаучные связи, то есть связи между педагогическими дисциплинами. Весь педагогический процесс можно условно представить в виде двух частей, или этапов. Первая составляющая – обучение как деятельность по подготовке обучающихся к жизни, вторая – воспитание как социализация – непосредственное включение тех, кого мы обучаем и воспитываем, в жизнь. Главная задача педагогической науки – национальное воспитание новых поколений граждан, а внутри этой задачи – задача эдукологии – дидактика и администрирование учебного процесса. В реальности педагогика и эдукология составляют единый процесс целенаправленной социализации, обеспечивающий прогрессирующую эволюцию цивилизационных процессов.

Консервативное представление об образовании основано на множестве мифов, которые опровергаются техническим прогрессом и законами развития социума.

Высокие технологии позволяют вернуться к персональным методам обучения, но для этого надо устранить накопившиеся во время доминирования дидактики группового обучения и ныне устаревшие методы и догмы, оставшиеся в виде рудиментов и атавизмов образования. Пока еще в большинстве вузов они не устранены, но процесс уже идет, появляются новые образовательные среды и соответствующие им дидактики. Для дальнейшего развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифрового образования необходимо устранение мешающих прогрессу методов и ограничений, отказ от законодательно закрепленных рудиментов и атавизмов.

Если снять законодательное закрепление, то рудименты и атавизмы отомрут сами, т.к. они обременяют учебный процесс и экономически невыгодны.

Значимость развития эдукологии обусловлена, прежде всего тем, что образование – важнейший интегральный фактор, непосредственно влияющий на качество жизни. Образование повышает производительность труда, производство ВВП страны, увеличивает массу собираемых налогов и не только определяет уровень материального положения индивидуума, т.е. способствует повышению уровня его дохода и снижению риска безработицы, но и обеспечивает лучшее физическое и психическое здоровье, увеличивает продолжительность жизни человека. От уровня образования зависит социальный статус личности – уровень общения, профессия, характер труда. Эдукология становится инструментом для становления когнитивной сферы людей – экономической категорией.

Эдукология: Монография / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во АЭО, 2020. 457 с.

Другие новости и статьи

« Готовность общеобразовательной школы к дистанционному формату

Основные проблемы, возникшие при переходе в дистанционный формат обучения »

Запись создана: Среда, 6 Январь 2021 в 17:47 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика