Основные проблемы, возникшие при переходе в дистанционный формат обучения
В ситуации пандемии подавляющее большинство российских школ (91%) организовало дистанционное обучение. В очном режиме работало 2,4% (в малонаселенных и удаленных территориях). Однако накопленный задел цифровизации оказался во многом нерелевантным и недостаточным. Прежде всего система оказалась не готова к тому, что обучение будет вестись преимущественно не на базе образовательных организаций.
Задача массовой учебы детей и работы педагогов на дому в системе общего образования ранее не ставилась. Основными ограничениями, с которыми столкнулась система школьного образования, решая задачи организации обучения в период пандемии, стали отсутствие в ряде территорий Интернета и/или его низкая скорость, компьютерной техники (десктопов, ноутбуков, планшетов) у учащихся и педагогов, надежных и универсальных платформ (сервисов) дистанционного обучения, опыта дистанционного образования у всех участников образовательного процесса, нехватка современных образовательных ресурсов.
В июле 2020 г. министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил, что только 25% школ были готовы к качественному дистанционному образованию, остальные нуждаются в поддержке. Ситуация обнаружила также дефицит нормативного регулирования вопросов обучения в дистанционном режиме, в том числе организации педагогического труда.
Массовый вынужденный переход в дистанционный режим наглядно проявил существующую в России проблему цифрового разрыва—комплекса различий между детьми в условиях обучения, связанных с территорией проживания (доступ к Интернету, качество связи), материальным благополучием семьи (наличие компьютера, рабочего места, возможности оплаты Интернета), культурным капиталом и вовлеченностью в образование.
В большей степени пострадали дети из малообеспеченных многодетных семей, доля которых составляет более четверти всех российских школьников. По оценкам Министерства просвещения России, доля школьников, которые к 30 апреля 2020 г. не могли пользоваться персональным компьютером или ноутбуком, составила менее 5%, а по данным социологических опросов родителей, у четверти семей не хватало технических возможностей для организации учебы детей.
В условиях пандемии разнообразие региональных особенностей, инфраструктурных и ресурсных возможностей субъектов Российской Федерации (в том числе дифференциация внутри них) закономерно предопределило различие условий, в которых дети обучались в этот период. Серьезные проблемы возникли в республиках Северного Кавказа, а также в регионах, имеющих труднодоступные удаленные территории (Чукотский АО, Магаданская область, ряд других регионов Сибири и Дальнего Востока).
Для сельской местности наиболее серьезными стали такие проблемы, как нехватка компьютерной техники в домохозяйствах, отсутствие или низкая скорость Интернета. В городах даже при достаточном наличии компьютерной техники и Интернета возникали серьезные проблемы из-за высоких нагрузок на сеть, поскольку удаленно не только учились дети, но и работали взрослые.
Созданные ранее цифровые образовательные платформы, включая Российскую электронную школу (РЭШ), не смогли полноценно обеспечить все возникшие потребности участников образовательного процесса: например, РЭШ не выдерживала одновременного подключения большого количества пользователей. Распределение пользователей между разными образовательными платформами и сервисами позволяло частично решить данную проблему.
В некоторых регионах использовались также механизмы создания зеркальных сайтов, хостинг образовательных ресурсов. Надо отметить, что большинство интернет-провайдеров проявили готовность помочь школам, снизив плату за соответствующие услуги на период дистанционного обучения.
Вместе с тем в ряде случаев произошел переход к заочному обучению, для организации которого были использованы следующие форматы: передача заданий на разных носителях на вахте школ или в магазинах, курьерская доставка (зачастую учитель сам выступал курьером), отправка по почте, отправка заданий и получение фотографий ответов с использованием смартфонов и т. п. Существенным ограничением стала недостаточная компетентность педагогов в использовании платформ дистанционного обучения и электронных сервисов. 31% педагогов не использовали образовательные онлайн-ресурсы до перехода на дистанционное образование.
Только 48% учеников и 36% родителей считают, что учителя оказались достаточно компетентными для организации обучения в дистанционном формате. Кроме того, при использовании учителями различных платформ дистанционного обучения и сервисов занятия нередко прерывались, сложно было обеспечить контроль вовлеченности учащихся. Отсутствие необходимых компетенций стало одним из основных факторов, повлиявших на рост нагрузки на учителей.
В условиях дистанционного обучения больше времени стала занимать подготовка к урокам, заметно увеличился объем коммуникаций с учащимися и родителями. Переход на дистанционное обучение стал серьезным вызовом для родителей. Наконец, в новой ситуации сами дети продемонстрировали дефицит умения самостоятельно учиться: 32% российских учеников основной школы в международном исследовании «Школьный барометр» отметили, что для них самой сложной задачей оказалось планирование собственного дня, 28% указали, что в связи с переходом на дистанционный режим обучения они ощущают себя плохо или очень плохо .
Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. — Москва : 2020. — 744 с.
Другие новости и статьи
« Эдукология - современный раздел педагогической науки
Информационно-кибернетические основания когнитивного моделирования обучения »
Запись создана: Четверг, 7 Январь 2021 в 11:11 и находится в рубриках Новости.
метки: образование, обучение, удаленка
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика