Метакомпетенция образованности и объем учебной работы

Одним из важнейших результатов образования является изменение качества человека, которое невозможно свести к простой сумме полученных знаний, умений и навыков. Этот общий интеллектуальный потенциал, является результатом обучения и может быть назван старым русским словом образованность, не используемым, к сожалению, в нормативных документах и редко встречающимся в научных публикациях. В английском языке сходное понятие обозначается словами education, erudition, learning, scholarship.
В немецком языке – bildung, bildungsgrad, kultiviertheit. В русском языке понятие образованность означает наличие образования, разносторонних знаний. Важно, что образованность отражает степень или уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения. Еще один аспект понимания образованности связан с оценкой просвещенности, культуры человека. Семантическое поле этого понятия выражено и в перечне наиболее часто отмечаемых синонимов образованности: интеллигентность, культурность, начитанность, просвещенность, развитость, ученость, цивилизованность.
Поскольку образованность не является фиксированным результатом накопления знаний, продуктивно рассматривать образованность как уровень когнитивного развития, как отношение к окружающему миру и себе самому и как способность решать встречающиеся задачи на новом уровне. Таким образом, по сути, образованность является метакомпетенцией – образованные люди действуют в окружающем мире иначе, чем необразованные (владеют большим словарным запасом, заинтересованно относятся к неизвестным словам, дольше сохраняют внимание, мощность ответа третичных ассоциативных зон коры головного мозга выше (т.е. у них понимание многомерное, мышление сложнее) и т.п.
Интересно, что в отличие от педагогической теории, на практике образованность давно признана метакомпетенцией. Так в публикуемых вакансиях работодатель часто указывает такое требование к соискателям как наличие определенного уровня образования, не уточняя при этом конкретное направление обучения или специальность. Недифференцированное требование к уровню образования часто включается и в нормативные документы.
Говоря об образованности, следует принять несколько ключевых утверждений. Во-первых, образованность появляется в ходе продолжительной учебной работы. Отвлекаясь от вопросов влияния индивидуальных способностей, можно утверждать, что больший уровень образованности требует более объемной учебной работы. В-вторых, за равное количество времени у разных людей образуется разное количество образованности.
Это зависит как от индивидуальных особенностей (в частности, когнитивных способностей и мотивации), так и от качества образовательной среды. В-третьих, образованность проявляется в изменении когнитивных способностей, она является своего рода метаспособностью. Вчетвертых, поскольку когнитивная работа влияет на морфологию и функционирование мозга, мы можем различить образованного человека от необразованного по характеру мозговой деятельности.
В Российской Федерации установлены уровни высшего образования, каждому из которых в соответствующих Федеральных государственных стандартах определены нормативные сроки: для получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года, «специалист» – не менее пяти лет; «магистр» – плюс два года. Подобные нормативные сроки для уровней образования существуют и в других странах, а в раде стран Европы общее число лет обучения играет весьма существенную роль для определения уровня образования. Это отчасти обуславливает и трудности с признанием эквивалентности уровней образования: российский кандидат наук, обучавшийся 18 лет (10 лет школьного обучения, 5 лет обучения в вузе и 3 года аспирантуры), иногда соотносится с уровнем магистра в Европейских странах, учившегося столько же (12 лет школы, 4 года бакалавриат, 2 года магистратура – всего 18 лет). Итак, образовательная практика удовлетворяется тем, что определяет уровень полученного образования объемом выполненной учебной работы, измеренным в единицах затраченного на работу времени. Что же происходит с обучающимся, если независимо от содержания получаемых знаний, вуза, методик преподавания и т.д., объем учебной работы приводит к изменениям в уровне образования?
Если профессиональные знания определяет направление обучения (юрист, экономист, лингвист и т.д.), то что конкретно определяет уровень образования? Чем магистр отличается от специалиста (неважно какой специальности)? Очевидный ответ – уровень образования определяется функциональным развитием мозга и усвоенными стратегиями эффективной обработки информации. Если определять цель и результата образования с позиций предложенного подхода, то возникает необходимость пересмотреть перечни компетенций, критерии уровня и качества образования.
Подход, опирающийся на использование понятия образованности, полемизирует с подходами, определяющими успешность человеческой деятельности в зависимости от способностей. Действительно, в ряде исследований показано, что высокий IQ, не является необходимым для того, чтобы достигнуть высоких уровней в какой-либо сфере, даже связанной с мышлением, например, в науке.
IQ сам по себе не предсказывает более высокие уровни достижения. Соотношение образованности и интеллекта можно представить в виде сложной двумерной зависимости. Интеллект способствует лучшему усвоению знаний, лучшей обучаемости, но влияние это не является определяющем для результатов учебы. Очень много здесь зависит от других внутренних и внешних факторов: мотивации к обучению, условий и вида обучения, социальных ожиданий семьи и т.д. Таким образом, более высокий интеллект дает обучаемому определенные преимущества, которые, однако, могут быть легко нивелированы другими факторами, в результате который ученик с меньшим IQ занимающийся интенсивнее своего более интеллектуального сверстника, может обогнать последнего по уровню и качеству образования. С другой стороны, образованность предполагает развитие интеллектуальных функций, и, как это показано ранее, становится очевидным большое значение средового фактора, а именно фактора образования, который определяет базовую закономерность: кто больше учится, у того и более высокое IQ.
Приобретение любого долгосрочного знания обязательно сопровождается морфологической и функциональной перестройкой мозга. Результаты патологоанатомических и прижизненных исследований свидетельствуют о том, что обучение повышает количество нейронных связей. Мысль о том, что мозг подобно мышцам может расти и укрепляться благодаря тренировкам, т.е. образованию, перестает быть метафорой. Так, в монографии известного ученого Нормана Дойджа «Пластичность мозга» показано, как обучение увеличивает общий объем коры головного мозга.
Тренированные нейроны формируют на 25% больше нейронных ветвей, а также увеличивается количество связей каждого нейрона и кровоснабжение мозга. В результате роста числа связей происходит раздвижение нейронов, вызывающее повышение объема и плотности мозга. Образованность можно рассматривать и как результат учебной работы, проявляющийся в функциональной тренировке головного мозга. Такая тренировка заключается формировании баланса активационных систем мозга, соответствующим оптимальным стратегиям обработки информации. Главный результат обучения – образованность характеризуется функциональным развитием мозга: более экономной и адекватной обработкой информации.
С точки зрения когнитивной науки, образованность индивида представляет собой континуум, на одном конце которого неэффективность работы с новой информацией (гипотез мало или они медленно проверяются), а на другом – компетентность – гипотез много, и они обрабатываются максимально быстро. Можно сказать, что образованность на нейрофизиологическом уровне проявляется как умение мозга обучаться с большей эффективностью.
Образованность, таким образом, предстает не как субъективное оценочное суждение, а как объективное явление и может быть измерено. Основой разработки объективной шкалы образованности послужили функциональные параметры активационной системы мозга – показатели альфаритма электрической активности головного мозга человека при обработке информации из внешней среды. Этими значимыми показателями являются депрессия (снижение амплитуды) альфа-ритма и моноритмизация альфа-ритма в ответ на вызванные звуковые индифферентные стимулы.
Поскольку альфа-ритм является важным показателем неспецифической активации мозга, то баланс активационных систем как раз и отражает уровень образованности. Очевидно, индивиды с более высоким уровнем образования способны более оптимально сочетать процессы восприятия и обработки информации, тогда как у индивидов с меньшим образовательным опытом баланс когнитивных процессов сдвинут в сторону восприятия информации. Полученная в ходе исследований Института когнитивной нейрологии объективная психофизиологическая шкала образованности мозга человека основана на анализе параметров альфа-ритма, учитывает распределение усилий мозга по восприятию и переработки поступающей информации и отражает степень эффективности мозговой деятельности.
Проведенные расчеты на основе данных пилотного эксперимента показали, что, индекс функциональной образованности (ИФО) соответствует принятым традиционным системам оценки уровня образования. Можно сказать, что с ростом образованности у индивида меняется способ мыслительной работы, и маркером этих изменений является балансе активационных систем мозга, соответствующим оптимальным стратегиям обработки информации. У лиц невысоким уровнем образования наблюдается более высокая сосредоточенность обработки информации при относительно меньшей доле времени на эту обработку.
У лиц с высоким уровнем образованности степень когнитивного сосредоточения носит более равномерный характер, а распределение периодов сосредоточенности на восприятии и на обработке информации является более сбалансированным. Исследование психофизиологии обучающегося мозга позволяет перейти к созданию объективной шкалы образованности.
Мысль о том, что достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема учебной работы, – не раз высказывалась в исследованиях. Было предложено даже условное число, ведущее к мастерству: 10 000 часов занятий.
Даниель Левитин, когнитивный психолог, основавший Лабораторию восприятия, познания и компетентности в области музыки в университете Макгилла в Монреале, пишет: «Проводимые исследования дают картину, того, что десять тысяч часов практики необходимы для достижения уровня мастерства в чем либо, соотносимого с мировым уровнем».
В исследованиях жизни выдающихся композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, концертирующих пианистов, шахматистов, матерых преступников и так далее, число 10 000 часов встречается снова и снова. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю и это на протяжении более десяти лет.
В обширном анализе, проведенном А. Эриксоном показаны несколько тенденций формирования образованности:
• во-первых, возраст, в котором люди достигают пика производительности в своей карьере, для спорта может быть определен как 25-30 лет, а для искусств, музыки и шахмат – 30- 50 лет;
• во-вторых, обязательным для достижения высокого профессионального уровня наличие не менее 10 лет интенсивной практической работы;
• невозможность значительных увеличений эффективности без дополнительной интенсивной практики. Не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Однако, нельзя утверждать, что большое количество практики обязательно ведет к мастерству.
Ряд исследований показали, что высококвалифицированные люди не всегда выступают на превосходящем уровне по сравнению с теми, у кого меньше опыта, и что продолжительность профессионального опыта после конца формального обучения опыта даже может совпадать с ухудшением качества деятельности. Формирование образованности требует выполнение учебной работы особого рода. Речь идет о целенаправленной учебной работы – именно такое обучение важно для достижения успеха в деятельности, как это хорошо продемонстрировал в своих исследованиях А. Эриксон [158].
Целенаправленное обучение – весьма специфичная форма деятельности, которая отличается от простого опыта.
Оно не сводится к лишь к оперированию ранее созданными нейронными ансамблями, а ведет к выращиванию новых синапсов и редактированию нейронных сетей. Вместо простого выполнения или повторения уже достигнутых навыков, это предполагает попытки достигнуть уровня, боле высокого, чем текущий. Чтобы прогрессировать к более высоким уровням, практика исполнителей должна сосредоточиться на еще не достигнутых решениях задач, которые определяют желаемый уровень подготовки. Сегодня этот подход составляет основу проектирования содержания и форм учебного взаимодействия в наиболее прогрессивных образовательных системах (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Рубцов и др.).
Подводя итог сказанному, можно дать операциональное определение образованности как результата целенаправленной учебной работы по освоению новых понятий, умений и навыков на трудном для исполнения, потенциально достижимым, но еще не достигнутом уровне, причем работа эта длительная и требующая специально организованных условий (в частности, специально организованной образовательной среды).
Понимание сущности образованности, позволяет перейти к проблеме объективной оценки ее уровней на основе выполненного объема учебной работы. Прежде всего, интересным представляется вопрос, а сколько всего времени затрачивает на обучение человек в течении всей своей жизни и как этот объем соотносится с уровнями образования.
Эдукология: Монография / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во АЭО, 2020. 457 с.
Другие новости и статьи
« Концепция бережливого производства в системе онлайн-образования
Спортивную тренировку необходимо строить по периодам »
Запись создана: Пятница, 8 Январь 2021 в 17:14 и находится в рубриках Новости.
метки: образование, эдукология, учеба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика