Международное право о военных преступниках в период второй мировой войны
Борьба с фашизмом предполагала не только победы солдат на полях сражений. Не менее важным в те годы была задача оформления системы международного права, которая не позволила бы допустить в будущем повторения таких трагических событий в масштабе всего человечества. Одним из краеугольных камней построения новой правовой системы был вопрос выработки совместного подхода по оценке совершенных преступлений и наказанию военных преступников.
Для его решения странами-победительницами был разработан ряд соглашений и внутренних нормативных документов, строго фиксирующих совместные договоренности и применяемые правовые процедуры. «УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА» учрежден Международным Военным Трибуналом в соответствии с Соглашением, заключенным 8 августа 1945 г. между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным правительством Французской Республики для справедливого и быстрого суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Определялось (статья 2), что Трибунал состоит из 4 членов и их заместителей; каждая из Подписавшихся Сторон назначает по одному члену и одному заместителю; предписывалось, что заместители могут присутствовать на всех заседаниях Трибунала, а в случае болезни или по какой-либо другой причине или невозможности для него для него нести свои обязанности, его место занимает его заместитель. Статья 3 устанавливала, что ни Трибунал, ни его члены, ни их заместители не могут быть отведены обвинителем, подсудимыми или защитой; каждая из Подписавшихся Сторон может заменить назначенного ею члена Трибунала или его заместителя по болезни или по другим уважительным причинам.
Во время судебного процесса член Трибунала может быть заменен только его заместителем. В соответствии со статьей 4: а) для наличия кворума необходимо присутствие всех четырех членов Трибунала или заместителей, заменяющих отсутствующих членов Трибунала; б) члены Трибунала до начала судебного процесса договариваются между собой о выборе одного из их числа председателем; председатель выполняет свои обязанности в течение этого судебного процесса или так, как будет решено голосами не менее трех членов Трибунала; устанавливался принцип очередности председательствования на последующих судебных процессах; если же заседание Трибунала происходило на территории одной из четырех Подписавшихся Сторон, то председательствовал представитель этой Стороны в Трибунале; в) за исключением вышеуказанного, решения принимались Трибуналом большинством голосов, а при разделении голосов голос председательствующего являлось решающим; (однако признание виновности и определение наказания выносятся всегда большинством голосов не менее трех членов Трибунала.
Статья 5 гласила, что в случае необходимости и в зависимости от количества требующих рассмотрения дел могут быть учреждены другие трибуналы; порядок учреждения, функции и процедура каждого из трибуналов должны быть тождественны и должны регулироваться настоящим Уставом. Статьей 6 определялось, что Трибунал имеет право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений: а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; б) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны.
К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень. Разрушение не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; в) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. При этом уточнялось, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.
В соответствии со статьей 7 должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания. А тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия (статья 8).
В свою очередь, статьей 9 предусматривалось, что при рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал может (в связи с любым действием, за которое это лицо будет осуждено) признать, что группа или организация, членом которой подсудимый являлся, была преступной организацией. После получения обвинительного акта Трибунал получал право такое объявление, какое он найдет нужным, о том, что обвинение намеревается ходатайствовать перед Трибуналом о вынесении определения о признании организации преступной. Любому члену организации предоставлялось право обратиться в Трибунал за разрешением быть выслушанным Трибуналом по вопросу о преступном характере организации; Трибунал же был вправе удовлетворить или отклонить эту просьбу, а в случае удовлетворения такой просьбы Трибунал мог определить, каким образом эти лица будут представлены и выслушаны.
Предписывалось также (статья 10): если Трибунал признает ту или иную группу или организацию преступной, компетентные национальные власти каждой из Подписавшихся Сторон имеют право привлекать к суду национальных, военных или оккупационных трибуналов за принадлежность к этой группе или организации этих случаях преступный характер группы или организации считается доказанным и не может подвергаться оспариванию. В соответствии со статьей 11 любое лицо, осужденное Международным Военным Трибуналом, могло обвиняться на суде национального, военного или оккупационного трибунала, упомянутого в статье 10 настоящего Устава, в совершении другого преступления, помимо принадлежности к преступной группе или организации; по осуждении такой трибунал может наложить на это лицо новое наказание в дополнение к тому, которое было наложено Международным Военным Трибуналом за участие в преступной деятельности этой группы или организации.
Определялось также (статья 12), что Трибунал вправе рассматривать дела лиц, обвиняемых в преступлениях, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, в отсутствие обвиняемых, если обвиняемый не разыскан, или если Трибунал по любым основаниям признает необходимым в интересах правосудия слушать дело заочно. Статья 13 устанавливала регламент работы Трибунала, который не должен противоречить положениям Устава. Учреждался Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников. В соответствии со статьей 14 каждая из Подписавшихся Сторон назначала главного обвинителя для расследования дел и обвинения главных военных преступников. Устанавливалось, что главные обвинители будут действовать в качестве Комитета для следующих целей: а) согласования плана индивидуальной работы каждого из главных обвинителей и их штата; б) окончательного определения лиц, подлежащих суду Трибунала; в) утверждения обвинительного акта и передаваемых с ним документов; г) передачи обвинительного акта и прилагаемых документов в Трибунал; д) составления и рекомендации Трибуналу для его утверждения проекта регламент его работы, предусмотренного статьей 13 настоящего Устава.
Трибуналу предоставлялось право утвердить с поправками или без поправок или вовсе отвергнуть этот регламент. Во всех вышеуказанных случаях Комитет наделялся правом решения большинством голосов; Комитет выделял из своего состава председателя, как это было удобно и в соответствии с принципом очередности. При разделении же голосов по вопросу об определении лиц, подлежащих суду Трибунала, или преступлений, в которых они будут обвиняться, предусматривалось принятие предложения той стороны, которая предложила предать обвиняемого суду или предъявить ему определенные обвинения. Обязанности главных обвинителей, действующих индивидуально или в сотрудничестве друг с другом, определялись статьей 15, они: а) расследуют, собирают и представляют до или во время судебного процесса все необходимые доказательства; б) подготовляют обвинительный акт для утверждения Комитетом в соответствии с п. «с» ст. 14; в) производят предварительный допрос всех необходимых свидетелей и подсудимых; г) выступают в качестве обвинителей на суде; д) назначают уполномоченных для выполнения таких обязанностей, какие будут им поручены; е) производят другие действия, которые окажутся необходимыми в целях подготовки дела и производства суда. Устанавливалось, что ни один свидетель или подсудимый, содержащийся под стражей какой-либо из Подписавшихся Сторон, не будет взят из-под власти этой Стороны без ее согласия. В соответствии со статьей 16 устанавливались также процессуальные гарантии для подсудимых: а) в обвинительный акт включались все подробности, детально излагающие обвинения против подсудимого; копии обвинительного акта и всех документов, направляемых вместе с обвинительным актом, переведенные на язык, который подсудимый понимает, передавались ему заблаговременно до начала суда, б) при любом предварительном допросе и на суде подсудимый имел право давать любые объяснения по обстоятельствам выдвинутых против него обвинений; в) предварительный допрос подсудимого и судебное заседание должны были вестись или переводиться на язык, который подсудимый понимает; г) подсудимый имел право защищаться на суде лично или при помощи защитника; д) подсудимый имел право лично или через защитника представлять на суде доказательства в свою защиту и подвергать перекрестному допросу любого свидетеля, вызванного обвинением.
В соответствии со статьей 17 Трибунал имел право: а) вызывать свидетелей на суд, требовать их присутствия и показаний и задавать им вопросы; б) допрашивать подсудимого; в) требовать предъявления документов и других материалов, используемых как доказательства; г) назначать должностных лиц для выполнения указанных Трибуналом задач, включая собирание доказательств по полномочию Трибунала. Обязанности Трибунала (статья 18): а) строгое ограничение судебного разбирательства быстрым рассмотрением вопросов, связанных с обвинением; б) принятие строгих мер для предотвращения любых выступлений, которые могут вызвать неоправдываемую задержку процесса, исключать какие бы то ни было не относящиеся к делу вопросы и заявления; в) принятие решительных мер во всех случаях неподчинения требованиям суда и наложить надлежащие взыскания, включая лишение любого подсудимого или его защитника права присутствовать на всех или некоторых заседаниях, однако без ущерба для расследования обвинений. Статья 19 гласила, что Трибунал не должен быть связан формальностями в использовании доказательств.
Он обязан был устанавливать и применять, возможно, более быструю и не осложненную формальностями процедуру и допускать любые доказательства, которые, по его мнению, имеют доказательную силу. Предусматривалось также, что Трибунал может потребовать, чтобы ему сообщили о характере любых доказательств перед тем, как они будут представлены, с тем, чтобы Трибунал мог определить, относятся ли они к делу (статья 20), а также что Трибунал не будет требовать доказательств общеизвестных фактов и будет считать их доказанными и будет принимать без доказательств официальные правительственные документы и доклады Объединенных Наций, включая акты и документы комитетов, созданных в различных союзных странах для расследования военных преступлений, протоколы и приговоры военных или других трибуналов каждой из Объединенных Наций (статья 21). Устанавливалось, что в соответствии со статьей 22 постоянное местонахождение Трибунала – Берлин; первые заседания членов Трибунала и главных обвинителей планировались также в Берлине, в том месте, которое определял Контрольный Совет в Германии; проведение первого процесса Трибунала – в Нюрнберге, а последующие процессы в местах по определению Трибунала.
Статья 23 гласила, что в каждом судебном процессе участвуют один или несколько главных обвинителей; функции главного обвинителя могли выполняться им лично или любым другим лицом, которое могло быть специально уполномочено на это Трибуналом. Порядок судебного заседания (статья 24): а) оглашается обвинительный акт на суде; б) Трибунал опрашивает подсудимых, признают ли они себя виновными; в) обвинитель произносит вступительную речь; г) Трибунал опрашивает обвинителей и защитников, имеются ли у них и какие ходатайства о представлении доказательств, после чего Трибунал выносит определение по этим ходатайствам; д) допрашиваются свидетели обвинения, а затем свидетели защиты, после чего обвинители или защитники представляют такие доказательства в опровержение доказательств, представленных другой стороной, какие Трибунал признает допустимыми; е) Трибунал может в любое время задавать любые вопросы любому из свидетелей и подсудимых; ж) обвинение и защита допрашивают и могут подвергать перекрестному допросу любого свидетеля и любого подсудимого, который дает показания: з) защитник произносит защитительную речь; и) обвинитель произносит обвинительную речь; к) каждый из подсудимых вправе выступить с последним словом; л) Трибунал выносит приговор. Устанавливалось (статья 25), что все официальные документы представляются и все судебные заседания ведутся на русском, английском и французском языках и на языке подсудимого.
На язык той страны, в которой заседает Трибунал, могла быть переведена такая часть протоколов и судебного заседания, какую Трибунал признает желательной в интересах правосудия и общественного мнения. Правовые основания приговора: приговор Трибунала должен содержать мотивы, на основании которых он вынесен; приговор являлся окончательным и не подлежал пересмотру (статья 26); Трибунал имел право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию, которое Трибунал признавал справедливым (статья 27); Трибунал был вправе в дополнение к определенному им наказанию постановить об отобрании у осужденного награбленного имущества и распорядиться о передаче этого имущества Контрольному Совету в Германии (статья 28); в случае осуждения приговор приводился в исполнение согласно приказу Контрольного Совета в Германии; Контрольный Совет мог в любое время смягчить или какимлибо образом изменить приговор, но не мог повысить наказание.
Если после осуждения подсудимого и вынесения приговора Контрольный Совет получит новые доказательства, которые, по его мнению, дают основание для возбуждения нового обвинения против подсудимого, он сообщает об этих доказательствах Комитету, учрежденному в соответствии со статьей 14 настоящего Устава. Комитет должен поступить, как он найдет нужным, в интересах правосудия (статья 29). ЗАКОН № 10 «О НАКАЗАНИИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ МИРА И ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» – официальный документ Контрольного совета странпобедительниц во Второй мировой войне, принятый 20 декабря 1945 г. в Берлине, в целях осуществления Московской Декларации от 30 октября 1943 г. Лондонского Соглашения от 8 августа 1945 г. и Устава Международного Военного Трибунала и в целях установления в Германии единообразных принципов судебного преследования военных и других подобных преступников, за исключением лиц, против которых велось преследование Международным Военным Трибуналом.
Неотъемлемую часть этого закона составили Московская Декларация от 30 октября 1943 г. «Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства» и Лондонское Соглашение от 8 августа 1945 г. «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси». В статье первой Закона предписывалось, что присоединение к постановлению Лондонского Соглашения любой из Объединенных Наций, согласно статье 5 этого Соглашения, не дает права такой нации участвовать или вмешиваться в проведение настоящего закона в пределах сферы, на которую распространяется компетенция Контрольного Совета в Германии.
Закон определил преступными следующие действия: 1. Преступления против мира. Вторжение в другие страны и ведение агрессивных войн в нарушение международных законов и договоров, включая (но не ограничиваясь этим) планирование и подготовку войны, развязывание или ведение агрессивной войны или войны с нарушением международных договоров, соглашений и обязательств, или участие в общем плане или заговоре для выполнения какого-либо из вышеуказанных действий. 2. Военные преступления.
Зверства или враждебные действия против лиц или имущества, представляющие нарушение законов и обычаев войны, включая, в частности (но не ограничиваясь этим), убийство, плохое обращение, увод в рабство или увод для каких-либо других целей гражданского населения с оккупированной территории, или применение рабского труда на самой оккупированной территории, а также убийство или плохое обращение с военнопленными, находящимися в море, убийство заложников, ограбление общественной и частной собственности, умышленное разрушение городов и деревень и опустошение, не оправдываемое военной необходимостью.
3. Преступления против человечности. Зверства и враждебные действия, включая (но не ограничиваясь этим): убийства, истребление, обращение в рабство, высылка, заключение в тюрьмы, пытки, изнасилование или другие бесчеловечные действия, совершаемые против любого гражданского населения, преследование на политической, расовой или религиозной почве, независимо от того, были ли эти преступления совершены в нарушение законов страны или нет.
4. Принадлежность к определенным категориям преступной группы или организации, объявленной преступной Международным Военным Трибуналом. Устанавливалось, что совершившим преступление считается любое лицо, независимо от его национальности и должности, которую оно занимало, в том случае, если оно было: а) основным участником или б) соучастником в совершении какого-либо из этих преступлений, отдавая приказ или подстрекая к преступлению; в) давало согласие на участие в нем; г) участвовало в разработке планов или мероприятий, повлекших за собой совершенные преступления; д) или если занимало высокий политический, гражданский или военный (включая генеральный штаб) пост в Германии или у стран ей союзных, со-воюющих или сателлитов или занимало высокие посты в финансовой, промышленной или экономической жизни в любой из этих стран.
Приговор мог включать одно или несколько следующих наказаний: а) смертная казнь; б) пожизненное заключение или заключение на несколько лет с отбытием каторжных работ или без такового; в) штраф или заключение в тюрьму с отбыванием принудительных работ или без такового; г) конфискация имущества; д) реституция незаконно приобретенного имущества, лишение некоторых или всех гражданских прав. Определено, что официальное положение любого лица независимо от того, было ли оно главой государства или руководящим чиновником в правительственных департаментах, не освобождает его от ответственности за преступления и не дает основания для смягчения ему наказания. Факт же, что какое-либо лицо действовало во исполнение приказов своего правительства или вышестоящего над ним начальника, не освобождающим, а также Международного Военного Трибунала, учрежденного Лондонским Соглашением от 8 августа 1945 г. Определено также, что лица, которые должны судиться Международным Военным Трибуналом, не будут предаваться суду без согласия Комитета главных обвинителей; каждый Главнокомандующий зоны передает таких лиц, находящихся в его зоне, этому Комитету по его просьбе и представляет в распоряжение Комитета свидетелей и доказательства. Установлены правила для тех лиц, которые должны быть преданы суду в другой зоне или вне Германии.
Закон предусматривал: приведение в исполнение смертных приговоров может быть отложено на срок не более одного месяца после вынесения окончательного приговора, если Главнокомандующий зоны имеет основание полагать, что показания лиц, приговоренных к смертной казни, будут представлять ценность прирасследовании и разбирательстве других преступлений, совершенных в его зоне, или вне его зоны. Сформулировано также Положение о том, что каждый Главнокомандующий зоны будет осуществлять решения компетентного суда в отношении имущества, взятого на основании вышеизложенного под его контроль, так, как он сочтет соответствующим интересам правосудия.
Предписывалось, что когда какое-либо лицо в зоне Германии заподозрено в совершении преступления в другой стране, а не в Германии или в другой зоне, правительство другой страны или Главнокомандующий другой зоны, в зависимости от того, как это может иметь место, может просить Главнокомандующего той зоны, где находится данное лицо, об его аресте и выдаче для суда над ним в страну или зону, где совершилось преступление. В законе сказано и о том, что удовлетворение просьбы о выдаче может быть дано Главнокомандующим, получившим ее, за исключением тех случаев, когда он считает, что такое лицо потребуется в качестве подсудимого или свидетеля для Международного Военного Трибунала, или в Германии или в другой стране, нежели той, которая делает запрос, или если Главнокомандующий считает, что такую выдачу производить не следует, причем в каждом из этих случаев он будет иметь право направлять указанный запрос Правовому Директорату Союзной Контрольной власти; такая же процедура предназначалась в отношении свидетелей, вещественных улик и других видов доказательства. Рассмотрение всех запросов Правовым Департаментом и решение по ним должно было осуществляться в соответствии со следующими принципами: а) лицо, подлежащее суду Международного Военного Трибунала, а также вызываемое в качестве свидетеля, не будет предаваться суду или давать показания вне Германии, смотря по обстоятельствам, иначе, как с согласия Комитета главных обвинителей, действующего в соответствии с Соглашением от 8 августа 1945 г.; б) лицом, привлекаемым к суду несколькими властями (кроме Международного Военного Трибунала), надлежит распорядиться в соответствии, прежде всего, со следующим; в) если лицо это требуется для суда в зоне, в которой оно находится, оно не должно быть выдано до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение о его возвращении после суда в другом месте; г) если это лицо требуется для суда в другой зоне, то оно должно быть доставлено в эту зону предпочтительно к выдаче за пределы Германии, если только не имеется договоренности о его возвращении в эту зону после суда в другом месте; д) если это лицо подлежит суду за пределами Германии двумя или более Объединенными Нациями, гражданином одной из которых оно является, эта страна будет иметь приоритет; е) если это лицо подлежит суду за пределами Германии различными странами и не все из них входят в число Объединенных Наций, приоритет предоставляется Объединенным Нациям; ж) если лицо подлежит суду за пределами Германии двумя или более Объединенными Нациями, тогда с учетом пункта 3 параграфа «d» раздела 2, статьи IV приоритет будет иметь страна, предъявляющая наиболее серьезные обвинения против него и которые могут быть подтверждены доказательствами. Устанавливалось, что выдача согласно этому закону лиц для суда должна быть произведена по требованию правительства или командующих зон таким образом, чтобы эта выдача для одной юрисдикции не стала средством нарушения или ненужного откладывания осуществления правосудия в другом месте.
Закон предусматривал также, что если в течение шести месяцев выданное лицо не будет осуждено судом зоны или страны, которая его затребовала, то такое лицо будет возвращено по требованию Командующего той зоны, где это лицо находилось до выдачи. «ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГИТЛЕРОВСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ ЗА ЗЛОДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ИМИ В ОККУПИРОВАННЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ» – официальный документ Советского правительства, оглашенный 14 октября 1942 г. за подписью Народного комиссара иностранных дел СССР В. Молотова после того, как Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр Чехословацкой Республики Г. Фирлингер и представитель Французского национального комитета Г. Гарро передали через Народный комиссариат иностранных дел на имя Председателя Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталина коллективную ноту правительств Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии и Люксембурга и Французского национального комитета, подписавших 13 января с. г. «Декларацию о наказании за преступления, совершенные во время войны». В этой ноте содержалось предложение, чтобы со стороны Советского Союза было сделано предупреждение об ответственности за злодеяния, совершаемые гитлеровцами в оккупированных ими странах. Председатель Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталин, ознакомившись с обращенным к нему призывом представителей стран, временно оккупированных гитлеровской Германией, сделать торжественное предупреждение об ответственности за злодеяния, совершаемые гитлеровцами на захваченных ими территориях, поручил Народному комиссариату иностранных дел довести ответное заявление до сведения правительств Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии и Люксембурга и Французского национального комитета. В документе заявлялось, что Советское правительство и весь советский народ относятся с чувством братской солидарности и с глубокой симпатией к страданиям, к освободительной борьбе народов оккупированных гитлеровской Германией стран Европы.
При этом подчеркивалось, что бедствия, унижения и мучения, причиняемые этим народам гитлеровской тиранией, тем более понятны народам Советского Союза, что гитлеровские захватчики во временно оккупированных ими советских районах совершают в чудовищных масштабах свои злодейские преступления – массовые убийства мирных граждан, разрушение городов и деревень, ограбление и разорение населения, зверские насилия над женщинами, детьми и стариками, увод в рабство сотен тысяч людей. Отмечается, что сообщенные Советскому правительству в полученном им коллективном обращении сведения о зверствах гитлеровских оккупантов и их сообщников снова подтверждают повсеместный и предумышленный характер их кровавых преступлений, свидетельствуя о том, что немецко-фашистское правительство и его сообщники, стремящиеся поработить народы оккупированных стран, разрушить их культуру и унизить национальное достоинство, поставили себе также целью прямое физическое истребление значительной части населения на захваченной территории.
Наряду с этим Советское правительство констатировало, «что германским фашистам не удалось ни методами устрашения и подкупа, ни путем разжигания расовой розни, ни грабежами и голодом, ни кровавыми расправами сломить волю европейских народов к борьбе против оккупантов за освобождение и восстановление независимости своих стран. Не страшась неизбежных жертв, которые несет с собой эта справедливая освободительная борьба, и, не зная ни пощады к врагу, ни компромиссов с ним и его пособниками, патриоты в угнетаемых гитлеровцами странах применяют все доступные средства борьбы с захватчиками, вплоть до развертывания народного партизанского движения.
Мужественные борцы за честь, свободу и независимость народов, угнетаемых гитлеровцами, не останавливаются ни перед чем, чтобы нанести гитлеровским оккупантам и германской военной машине максимально возможный ущерб; они срывают военно-промышленное производство на оккупированных территориях, действуя разными методами, от замедления темпов и ухудшения качества работы до забастовок, массового ухода с производства, порчи машин и продукции, диверсионных актов на заводах, электростанциях, шахтах; они организуют бойкот сельскохозяйственных поставок немецким угнетателям; они срывают мероприятия гитлеровцев по вербовке и увозу в Германию иностранных рабочих, обрекаемых на рабский труд для производства оружия, предназначенного против союзников угнетенных народов Европы; они, борцы против гнета германских разбойничьих империалистов, уничтожают или портят военные и сырьевые запасы оккупантов, они нарушают коммуникации врага, разбирая рельсы, взрывая мосты и пуская поезда под откос, вызывая аварии на торговых судах и военных кораблях, разрывая телеграфную и телефонную связь; они оказывают практическую помощь действиям союзной авиации над оккупированной гитлеровцами территорией; они саботируют мероприятия военных и гражданских оккупационных властей; они наказывают смертью виновников организаторов и исполнителей гитлеровского насилия и террора, так же как и предателей, помогающих оккупантам.
Наиболее ощутимый ущерб нанесен врагу в тех странах, где, наподобие великого движения народных мстителейпартизан, борющихся против оккупантов на временно оккупированных гитлеровцами советских территориях, верные патриоты бесстрашно вступили на тот же путь вооруженной борьбы с захватчиками…».
В документе выражена уверенность, что успешное развитие этой славной освободительной борьбы во всех ее проявлениях станет одним из самых важных условий окончательного разгрома общего врага и приблизит час возмездия, к которому столь справедливо призывают представители оккупированных гитлеровской Германией стран. «СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ И ВРЕМЕННЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СУДЕБНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ И НАКАЗАНИИ ГЛАВНЫХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ОСИ».
Заключено в Лондоне 8 августа 1945 г. Состоит из преамбулы и 7 статей. Соглашение базируется на неоднократно сделанных к этому времени заявлениях Объединенных Наций о необходимости совершить правосудие над военными преступниками, а также на Московской Декларации от 30 декабря 1943 г. об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, в которой было заявлено, что те германские офицеры и солдаты и члены нацистской партии, которые были ответственны за зверства и преступления или добровольно принимали в них участие, будут отосланы в страны, в которых были совершены их отвратительные действия для того, чтобы они могли быть судимы и наказаны в соответствии с законами этих освобожденных стран и свободных правительств, которые будут там созданы.
При этом принималось во внимание, что эта Декларация не затрагивает вопроса о главных преступниках, преступления которых не связаны с определенным географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников. Определялось, что и Подписавшиеся Стороны, т.е. правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временное правительство Французской Республики действуют в интересах всех Объединенных Наций и в лице своих должным образом уполномоченных представителей. В соответствии со статьей 1 учреждался после консультации с Контрольным Советом в Германии Международный Военный Трибунал для суда над военными преступниками, преступления которых не связаны с определенным географическим местом, независимо от того, будут ли они обвиняться индивидуально, или в качестве членов организаций или групп или в том и другом качестве.
В статье 2 указано, что неотъемлемую часть этого Соглашения составляет Устав Международного Военного Трибунала, определяющий организацию, юрисдикцию и функции Международного Военного Трибунала. Статьей 3 предусматривалось, что каждая из Подписавшихся Сторон предпримет необходимые меры, чтобы предоставить для расследования обвинений и суда главных военных преступников, содержащихся у них под стражей и подлежащих суду Международного Военного Трибунала. Подписавшиеся Стороны также обязывались предпринимать максимальные усилия, чтобы предоставить для расследования обвинений и суда Международного Военного Трибунала тех главных военных преступников, которые не находятся на территории какой-либо из Подписавшихся Сторон.
Статьей 4 уточнялось, что ничто в настоящем Соглашении не умаляет установленных Московской Декларацией положений о возвращении военных преступников в страны, где ими были совершены преступления. Предусматривалось также (статья 5), что любое из правительств Объединенных Наций может присоединиться к настоящему Соглашению, оповестив дипломатическим путем правительство Соединенного Королевства, которое в каждом отдельном случае сообщит об этом другим Подписавшимся и Присоединившимся правительством. С другой стороны, статья гласила, что ничто в настоящем Соглашении не умаляет компетенции и не ограничивает прав национальных или оккупационных судов, которые уже созданы или будут созданы на любой союзной территории или в Германии для суда над военными преступниками.
Статья 7 определяла, что настоящее Соглашение вступает в силу в день его подписания и остается в силе в течение года, а затем продолжает действовать при условии, что любая из Подписавшихся Сторон имеет право за месяц сообщить дипломатическим путем о своем намерении прекратить Соглашение. Причем, такое прекращение Соглашения не умаляло значения любых действий, уже совершенных, или любых решений, уже принятых, в соответствии с настоящим Соглашением. Межгосударственные соглашения и внутренние нормативные документы, в которых страны-победительницы зафиксировали совместные договоренности и применяемые правовые процедуры по отношению к оценке преступлений режима Гитлера и наказанию военных преступников, представляют исследовательский интерес и сегодня.
Относиться к ним стоит, как к документам, определившим во многом облик современной системы международного права. А значит, и подвергать серьезному научному анализу.
А.С. Капто, доктор философских наук, руководитель кафедры «ЮНЕСКО» по социальным и гуманитарным наукам ИСПИ ФНИСЦ РАН
Другие новости и статьи
« Основные проблемы, возникшие при переходе в дистанционный формат образования в условиях пандемии
Конституционные гарантии и защита прав ветеранов Великой Отечественной войны »
Запись создана: Воскресенье, 10 Январь 2021 в 15:21 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика