17 Январь 2021

Представители русской педагогики XIX века об играх

oboznik.ru - Физическая культура и спорт в дореволюционной России
#педагогика#игра#физвоспитание

В условиях господствовавшей в России XIX века дворянскомонархической культуры, носившей, как указывал В. И. Ленин, временный, преходящий характер, росла и развивалась другая культура. Эта культура выражала лучшие чаяния народа, возникала на почве крупных общественных движений, обогащалась
оригинальным народным творчеством, отличалась гуманностью и
прогрессивностью.

Представители этой второй культуры в России XIX века В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев явились выразителями передовых идей и в области физического воспитания. В своих высказываниях они давали высокую оценку подвижным играм —одному из действенных средств физического воспитания и считали необходимым широкое использование их в системе обучения и воспитания в России.
Вопросы практического использования игр освещались ими в революционном духе; их взгляды, прямо или косвенно относяіциеся к вопросам использования игр, проникнуты демократическими идеями, верой в силу русского народа. Игры, по мнению русских революционных демократов, должны служить всестороннему воспитанию и укреплению здоровья народных масс.

Белинский считал, что игра помогает развить у детей энергию, волю, дружбу, которая прививается «через стремление к общему… через любовь к истине». Игра, по его мнению, должна помогать приучить детей и юношей участвовать в строительстве жизни. Восставая против убогого общественного воспитания эпохи крепостничества, В. Г. Белинский выдвинул идеал всестороннего воспитания человека. Отводя должное место физическому воспитанию, он высоко оценивал подвижные игры и считал необходимым их изучение. Белинский показал широкое педагогическое значение игры. Он считал, что организация игр является необходимым условием воспитания ребенка, что игры способствуют сохранению его нравственной чистоты. Они должны быть направлены к тому, чтобы укрепить здоровье, развить телесную крепость, гибкость, ловкость. Игры могут с пользой «наполнять время» детей, остающееся от учения.

Будучи сторонником широкого внедрения подвижных игр в режим дня ребенка, Белинский одновременно требовал, чтобы проведение их соответствовало общевоспитательным требованиям и не нарушало правил охраны здоровья детей. «Пусть дети играют, шалят, резвятся, лишь бы во всем этом не было ничего грубого, неприличного и лишь бы они во-время и в меру ели, вовремя ложились спать и в меру спали» ‘. В. Г. Белинский выступал против принижения народной культуры, против принижения национальных народных игр. Н. Г. Чернышевский неоднократно указывал на богатую русскую национальную культуру.

Он широко пропагандировал русские народные игры, доказывая их увлекательность, разнообразие и видя в них большую воспитательную ценность. Выступая за широкое, разумное использование подвижных игр, он расценивал их не только как полезное средство для укрепления здоровья и физического развития, но и как действенный фактор нравственного воспитания, средство подготовки к благотворному труду, а также как один из лучших способов активного отдыха не только детей, но молодежи и взрослых. Организуя игры с детьми и подростками и наблюдая за ними, Чернышевский убеждался в необходимости удовлетворения склонности детей к играм и развлечениям. Однако он предостерегал от чрезмерного увлечения этими занятиями, которое может нанести вред здоровью II. А. Добролюбов выдвигал в качестве одного из педагогических требований идею о соответствии содержания сюжетных игр детей задачам выработки у них «правильных понятий о предметах и простого, естественного взгляда на жизнь».

Игры, как одно из средств физического воспитания, должны быть использованы, по его мнению, для развития и укрепления физических сил и здоровья человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается в жизни. Подчеркивая важность и необходимость всестороннего, гармонического развития человеческой личности, Н. А. Добролюбов высказывался за применение разнообразных средств физического воспитания. Говоря о физическом воспитании, Н. А. Добролюбов требовал, чтобы игры правильно чередовались с занятиями, соответствовали возрасту и силам учеников и занимали должное место в их распорядке дня. Д. И. Писарев считал необходимым использовать игры для того, чтобы вырастить русских людей подготовленными к борьбе за лучшее будущее отечества, которое неизбежно должно наступить. Д. И. Писарев отстаивал идеи демократического, социально направленного содержательного искусства.

В этой связи игры, как одна из форм проявления народного творчества, по воззрениям Писарева, являлись также не бесцельной забавой. Обращая внимание педагогов на то, что игра всегда связана с переживаниями радостных эмоций, Д. И. Писарев отмечал, что это «восторженное ликование» должно быть использовано в воспитательных целях. Игру с ее «восторженным ликованием» нельзя подменить ни одним механически выполняемым упражнением. Игра имеет особенно важное значение в руках педагога, усилия которого направлены к тому, чтобы «будущие русские люди были здоровыми, свежими и сильными людьми». Русские революционные демократы, рассматривая игру как явление общественно-историческое, стояли на материалистических позициях в вопросах толкования игры.

На вопросах материалистического обоснования происхождения игры останавливался В. Г. Плеханов в своих литературнокритических статьях и работах по истории, относящихся к периоду его деятельности 1883—1903 годов. В. Г. Плеханов с позиций исторического материализма убедительно доказал, что «игра —дитя труда, который предшествует ей по времени». Он показал также, что если в историческом развитии общества труд старше игры, то в жизни ребенка игровая деятельность осуществляется раньше труда. Однако В. Г. Плеханов, рассматривая вопрос об игре, допускал и ошибки, Так, например, он не видел коренного различия между зоологическими приспособительно-утилитарными действиями животных и игрой, представляющей исключительное достояние человека.

Большое общественно-практическое и научное значение в разработке вопросов, касающихся применения игр как народного средства физического воспитания, имеют также труды К. Д. Ушинского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта. Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на важность использования в системе воспитания и образования богатой сокровищницы народных игр, доступных детям. Он первым в России подверг критике фребелевские занятия. В частности, К- Д. Ушинский указал на искусственность игр Фребеля, в недопустимой мере ограничивающих живое творчество и активность ребенка. Признавая полезным для здоровья детей и для успешного преподавания сочетание, обучения с игрой, К. Д. Ушинский решительно высказывался против превращения учения в игру, как это было в практике западных филантропин. Детям после учения надо давать возможность свободно поиграть, подвигаться, а затем, когда они отдохнут, вновь приступать с ними к делу.

При этом у ребенка надо развивать чувство долга: он сам должен осознавать необходимость перехода от игр к учению. К- Д. Ушинский, говоря о наглядности в обучении как о средстве, пробуждающем творческую мысль детей, их активность, психологически обосновывает применение сюжетных, образных игр для школьников младшего возраста. В восьмидесятых годах прошлого столетия вышли в свет оригинальные работы талантливого русского ученого, детского врача и педагога Е. А. Покровского. В этих работах, посвященных народным играм, Покровский выступил против попыток искусственно внедрить в практику учебных заведений подвижные игры, заимствованные с Запада. В книге «Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)»

Е. А. Покровский показал богатство народных игр и рекомендовал широко применять их в педагогической практике. Е. А. Покровский убедительно доказал преимущества собранных им народных игр перед многими иностранными, «далеко не интересными», по его справедливому замечанию, играми, описания которых приводились во многих сборниках игр, издававшихся в царской России в то время. Требуя дальнейшего изучения игр народов России, Е. А. Покровский обличал тех современников, которые, как он говорил, «благодаря вечному невниманию к своему и обычной способности знать даже об Африке более, чем о России», недооценивали культуру игр <<с русским оттенком».

Показывая преимущества игр русского, украинского, грузинского, белорусского и других народов перед играми иностранными, Е. А. Покровский утверждал, что русская игра влияла на развитие игр других народов, с которыми русские на протяжении многих веков находились в экономическом и культурном общении. На рубеже XIX и XX веков вышли в свет работы замечательного русского ученого П. Ф. Лесгафта, в которых он рассматривал подвижные игры как один из важнейших «факторов физического воспитания» и обосновывал это.

Правильно организованным, систематическим занятиям подвижными играми П. Ф. Лесгафт придавал большое воспитательно-образовательное значение. В результате таких занятий, указывал Лесгафт, ребенок сперва в семье, а затем в школе приобретает «опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни». Занятия подвижными играми детей дошкольного возраста, по мнению П. Ф. Лесгафта, имеют большое познавательное значение. Подвижные игры детей более старшего возраста должны способствовать развитию самостоятельности действий, творческой инициативы, выработке положительных черт характера и воли, а выполняемые действия — положительно влиять на организм занимающихся. П. Ф. Лесгафт указывал, что игры должны соответствовать поставленным образовательным задачам. Педагогу, по его словам, принадлежит ведущая роль в игре детей.

К методике проведения подвижных игр П. Ф. Лесгафт предъявлял следующие требования, выполнение которых обязательно и в настоящее время: 1) перед каждым занятием следует намечать конкретную его цель, 2) игра должна соответствовать силам и способностям участников, 3) игра должна обеспечивать положительное эмоциональное воздействие на занимающихся, 4) в проведении игр надо соблюдать систематичность и последовательность, 5) игра должна побуждать играющих к проявлению активности, самостоятельности при направляющей роли педагога. Работы П. Ф. Лесгафта раскрывают его передовой взгляд на рациональное использование игр в деле физического воспитания. Восставая против шаблона и односторонности в методике игр, против стремления к внешним эффектам, П. Ф. Лесгафт подверг уничтожающей критике практику применения игр в немецких филантропинах и детских садах.

Подходя к теории и практике подвижных игр с научных позиций, П. Ф. Лесгафт доказал непригодность для детей школьного возраста многих подвижных игр, собранных иностранными авторами. На подлинно научной основе ведется разработка теоретических и методических вопросов подвижных игр в нашей стране. Большой вклад в советскую теорию подвижных игр внесли Н. К. Крупская и А. С. Макаренко. Останавливал свое внимание

на вопросах подвижных игр и А. М. Горький, с любовью относившийся к молодому поколению нашей страны. Н. К- Крупская отмечала, что подвижная игра имеет очень большое значение в жизни и деятельности ребенка. Ее необходимо широко использовать в педагогических целях, в частности в целях разностороннего физического воспитания детей. Указания Н. К- Крупской о применении игр в воспитательных целях проникнуты высокой идейностью. Она советовала так «поставить дело, чтобы игры помогли коммунистическому воспитанию ребят». Н. К. Крупская раскрывала богатые возможности воспитания с помощью игр товарищеской сплоченности, чувства коллективизма, дружбы, сознательной дисциплины. Коллективные игры, указывала она, могут помочь укрепить растущую дружбу детей различных народностей, населяющих нашу страну, и таким образом содействовать укреплению дружбы народов СССР.

К подбору игр, учила Н. К. Крупская, надо подходить строго критически. «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д.» *. Говоря о большом значении игр, проводимых под руководством педагога, для воспитания у детей сознательной дисциплины, Н. К- Крупская отмечала вместе с тем, что дисциплина в играх не может формально устанавливаться руководителями и поддерживаться «сверху» путем введения в игру многочисленных правил, засушивающих ее непринужденный, полный эмоциональности характер.

Правильно организуемые игры, особенно в младшем возрасте, указывала Н. К. Крупская, имеют большое образовательное значение: они знакомят детей с окружающей действительностью, со взаимоотношениями людей, расширяют кругозор детей. Н. К. Крупская пропагандировала широкое внедрение игр в детскую среду, отмечая, что занятия подвижными играми способствуют укреплению здоровья и вместе с тем развивают и совершенствуют у детей многие полезные навыки. Особое значение коллективных подвижных игр Н. К. Крупская видела в том, что благодаря им дети вырастают вожаками-организаторами, умеющими «упорно стремиться к цели, увлекать за собой других». Отмечая, что игра ребенка не представляет просто развлечение или забаву, а является своеобразным детским «трудом», Н. К- Крупская советовала подходить к организации игровой деятельности детей с иной меркой, чем к играм взрослых.

В своих высказываниях она неоднократно подчеркивала, что проведение подвижных игр требует немалого умения и что залогом успешных занятий играми является высокое мастерство руководителя. А. С. Макаренко считал игры одним из действенных средств подготовки детей и юношества к социалистическому труду. Он показал значение игр для воспитания у обучающихся передовых черт характера, сознательной дисциплины, чувства ответственности и долга. В педагогическом опыте А. С. Макаренко игра выступает важнейшим средством воспитания подростков в коллективе при направляющей роли руководителя. Игра, по мнению А. С. Макаренко, необходима детям. Для детей она имеет то- же значение, что и трудовая деятельность для взрослых. С возрастом детей их игры постепенно переходят в работу. Говоря о большом сходстве игры с трудом («хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу»), А. С. Макаренко отмечал и главное их различие. «…Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы»’.

Необходимо поощрять и удовлетворять склонность детей к играм, говорил А. С. Макаренко, так как «в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина». Наиболее полезными в воспитательном отношении А. С. Макаренко считал игры, требующие от детей творческой активности, инициативы, «рабочего усилия». Он осуждал как невмешательство родителей и педагогов в игру детей, так и излишнюю помощь им в играх. Преувеличенная -опека над детьми в играх ведет к развитию у играющих неуверенности в -своих силах, страха перед поражением. Различая три стадии в развитии детской игры, А. С. Макаренко указывал, что на каждой стадии должен осуществляться особый метод руководства. Игры первой стадии — по преимуществу одиночные или для узкого круга товарищей используются детьми в возрасте до 5— 6 лет. Большое значение этих игр заключается в том, что они способствуют развитию физических -сил и умственных способностей ребенка.

Игры второй стадии — групповые, коллективные; они несложны по взаимоотношениям участников и по правилам действий. В них играют дети в возрасте до 11 —12 лет. Игры третьей стадии характеризуются тем, что дети и подростки являются здесь уже членами коллектива не только игрового, но и делового, учебного. В играх осложняются взаимоотношения между участниками, становятся более многочисленными правила, которыми теперь определяется круг обязанностей игроков; требуется в известной мере наличие ряда технических сноровок и умений и т. д. Игра на третьей стадии своего развития, по выражению А. С. Макаренко, «принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной» ‘. На первой стадии детских игр надо добиться того, говорит А. С. Макаренко, чтобы ребенок «действительно играл», не бросался от одной задачи к другой, не решив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца. На второй стадии А. С. Макаренко советует при наблюдении за подвижными играми детей видеть не только своего ребенка, но и всю группу. Это послужит детям примером общественного поведения. На второй и третьей стадиях, когда ребенок принимает участие в коллективных играх, необходимо принимать во внимание, что от него «уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям» .

На третьей стадии надо придавать такое направление играм, чтобы они приучали детей ставить интересы коллектива выше своих, личных, воспитывали скромность, уверенность в своих силах, привычку уважать товарищей по игре, даже если они играют в команде противника; в командах необходимо обеспечить организованность, дисциплину; играющие должны систематически тренироваться. Приведенное несколько условное распределение игр А. С. Макаренко имеет, однако-, свою сильную сторону в том, что подчеркивает важность и необходимость неослабного систематического контроля и руководства играми детей и подростков со стороны родителей и педагогов. Исключительное значение всем мероприятиям, направленным на укрепление здоровья советской молодежи, особенно пионеров и школьников, которые «обещают дать рабоче-крестьянскому государству сотни и тысячи морально здоровых, удивительно талантливых работников», придавал А. М. Горький. В своих педагогических высказываниях Горький подчеркивал важную воспитательную роль детских игр.

Игра — это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Исходя из этой посылки, он отмечал особую ценность совместных подвижных игр детей, направляемых педагогом в целях воспитания активных, сильных и здоровых строителей коммунистического общества. А. М. Горький подчеркивал необходимость учета соответствующих гигиенических условий при проведении игр. Он указывал на то, что надо заботиться «о выработке новых массовых игр на воздухе, игр, которые способствовали бы развитию физического здоровья ребят» ‘.

В основе высказываний А. М. Горького об играх лежат идеи социалистического гуманизма, воспитания нового человека — советского патриота, всесторонне развитого гражданина социалистической Родины. Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и А. М. Горький блестяще выразили идеологическую направленность советской теории подвижных игр, своевременно выдвинули ряд важных вопросов, касающихся методики проведения игр с советской молодежью.

Другие новости и статьи

« Миф и реальность цифровизации образования

Педагогическая характеристика коллективных подвижных игр »

Запись создана: Воскресенье, 17 Январь 2021 в 18:26 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика