22 Январь 2021

COVID-19: взрывной рост цифровой трансформации

oboznik.ru - Цифровая экономика - это наше новое все?
#COVID-19#цифра#цифроваяэкономика

COVID-19 полностью изменил привычный мир – от повседневной жизни социума до бизнес-среды и до сферы производства, а также системы государственного управления. Пандемия стала тем спусковым механизмом, который обеспечил взрывное развитие глобальной цифровой трансформации.

Самым главным стало то, что мир осознал важность, необходимость и неизбежность вхождения человека в цифровое общество. В общественное сознание вошло понимание, что в условиях пандемии без использования цифровых технологий жизнь остановится. Обозначилась решающая роль цифровизации как в сокращении распространенности коронавируса, так и в обеспечении управляемости на уровне национальных государств, а также в сфере глобального межцивилизационного общения. Повсеместным стало признание того, что цифровые технологии играют определяющую роль в поддержании устойчивого функционирования общества и государства не только в условиях карантина и вынужденной изоляции в период пандемии, но и в долгосрочной перспективе.

Масштабным стало использование цифровых технологий в организации: • удалённой работы; • дистанционного обучения; • онлайн-торговли; • электронных бесконтактных платежей; • телемедицины с использованием искусственного интеллекта; • онлайн-развлечений; • дистанционного управления в сфере производства. Феноменально новым явлением в условиях пандемии COVID-19 стало реальное использование возможностей управлять с помощью цифровых технологий потоками населения в мегаполисах, отслеживать и корректировать поведение конкретных индивидов. Население многомиллионных городов во всём мире, в период объявления режима так называемой самоизоляции, находилось под постоянным контролем, к нарушителям применялись меры воздействия.

Таких возможностей тотального контроля власти над населением в мировом сообществе никогда не было. Уникальным событием стал саммит мировых лидеров на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в связи с 75-летием со дня её образования, проведенный в сентябре 2020 года в режиме онлайн. Главам государств пришлось заранее записывать свои видео-выступления для находившихся «на удалёнке» участников Ассамблеи. Беспрецедентность данного мероприятия состоит не только во внесении в сферу взаимодействия мировых лидеров новых форм общения, но и в раскрытии бесграничности технологических возможностей, которые открывает цифровизация в решении мировых проблем.

Функционирование производственной сферы в условиях пандемии показало, что цифровая сеть самый нужный ключ к успеху, к сохранению живучести в период карантинных мероприятий. Пандемия выявила существенные различия между менее оцифрованными компаниями и высокотехнологичными компаниями и их возможностями функционировать в условиях экономических трудностей и карантинного режима. Как драйвер мирового общественного развития глобальный процесс цифровизации идёт на смену процессу компьютеризации и использования информационных технологий, обеспечивавших решение ограниченного числа управленческих задач. В широком общетеоретическом плане цифровизация становится основой формирующегося нового технологического уклада.

Пандемия COVID-19 актуализировала не только значимость научных разработок в сфере цифровизации, но и высветила необходимость резкого увеличения расходов на научные исследования. Отражением этого процесса стало решение президента Франции Э. Макрона об увеличении бюджета на научные исследования. Эпидемия COVID-19 лишний раз напомнила нам о важности научной деятельности и необходимости серьёзных инвестиций в долгосрочной перспективе, – писал глава Франции в Twitter. Я решил увеличить на 5 млрд евро финансирование научной среды – беспрецедентный шаг за весь послевоенный период28. Необходимость ускоренного развития информационных технологий, значимость фундаментальных научных исследований в сфере цифровизации особо была отмечена в отчёте главы

правительства РФ М. Мишустина перед Государственной Думой РФ в июле 2020 года. Месяцы жизни и работы в дистанционном режиме показали, надо улучшить цифровой формат взаимодействия между людьми и властью так, чтобы людям было удобно когда государство само, автоматически сообщает гражданину о всех полагающихся ему услугах и предоставляет их в электронном виде. Это и есть проактивный, то есть опережающий формат работы, который мы сегодня создаем.

«На наших глазах происходит стремительная цифровая трансформация всех сфер жизни общества» … И лидерами становятся те, кто может предоставлять комфортные и качественные технологические решения, максимально быстро внедрять их у себя и предлагать другим странам. Остальным, к сожалению, суждено быть лишь потребителями, без собственных цифровых платформ, софта и разработок … Нам необходим новый технологический рывок. Нужно развивать новые направления, в том числе искусственный интеллект … Правительство подготовило комплекс мер по опережающему развитию IT-компаний.» В оценках М. Мишустина обращает на себя внимание не только то, что COVID-19 стал для цифровых технологий периодом серьёзных испытаний, но и обозначил необходимость дальнейшего технологического рывка29. Россия не может позволить себе быть в цифровой сфере в числе догоняющих.

Только авангардное развитие, лидерство способны обеспечить цифровую независимость страны. Этот тезис стал основным лейтмотивом дискуссии в Иннополисе, состоявшейся в июне 2020 года, в которой приняли участие учредители и топ-менеджеры российских компаний, во многом определяющих российское цифровое будущее, а в отдельных аспектах и мировой IT-индустрии. «Россия, – отметил в ходе дискуссии вице-премьер российского правительства Д. Чернышенко, занимает уникальное положение на мировом цифровом рынке. У нас есть свой поисковик, свои социальные сети, свой огромный потенциал, свои возможности, и мы чувствуем, что отрасль на пороге нового скачка – скачка роста». Скачок роста невозможно обеспечить без самостоятельного, независимого от других программного обеспечения и российского технологического суверенитета в цифровой индустрии.

Достижению этих целей служат реализуемые сейчас «Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года», «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года», проект «Искусственный интеллект». В практической плоскости решается задача стратегической значимости перехода российских пользователей в органах госуправления на российское программное обеспечение и российское оборудование. Идёт создание цифровых платформ – агрегаторов, трансформирующих целые отрасли. Обеспечивается процесс прямого взаимодействия потребителя с разработчиками, с производителями, минуя управленческие и посреднические услуги со стороны разного уровня структур. Формируется экономика, позволяющая уходить от ненужных издержек, решать на основе целевых программ с искусственным интеллектом вопросы, без непосредственного общения человека с управленческими органами.

Данный аспект имеет важное социально-политическое значение, убирается личностная основа для коррупции. Контакт человека с представителем бюрократической системы управления заменяется процессом цифрового общения. Особое место в обеспечении «скачка роста» цифровой индустрии занимает решение задачи превращения российской юрисдикции «в самое привлекательное для IT-индустрии место, где рождаются идеи, дающие начало новым технологиям, товарам, услугам и рынкам». Этим целям служит решение об освобождении от налоговых отчислений компаний, специализирующихся на разработке программного и технологического обеспечения IT-индустрии, а также создание и далеко идущие планы по развитию особой социальной среды и сферы жизнедеятельности в Иннополисе – первом российском городе, построенном в Татарстане для специалистов в области цифровых технологий.

Стратегическая значимость решения проблемы взрывного роста процесса цифровизации обозначены в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», включившего в перечень пяти целей национального развития страны «Цифровую трансформацию». В рамках этой цели решается задача достижения «цифровой зрелости», предполагающей переход на российское программное обеспечение и российское оборудование.

Выступая с докладом в Иннополисе, глава правительства М. Мишустин отметил: «Сегодня цифровая трансформация – это для нашей страны шанс выйти на более высокий уровень развития, обеспечить новое качество жизни, больший объём возможностей … К 2030 году мы должны достичь цифровой зрелости. Нужно чтобы 95 % всех социально значимых услуг для граждан были доступны онлайн. Для этого потребуется, чтобы практически всё население страны было обеспечено широкополосным доступом к интернету. 97 % домохозяйств будут к 2030 году подключены к интернету». Провозглашение В.В. Путиным «цифровой трансформации» в качестве цели национального развития обусловило необходимость резкого увеличения вложений на развитие IT-индустрии. Исходя из этого намечено увеличить к 2030 году в четыре раза затраты с тем, чтобы качественно изменить технологический потенциал российской цифровой сферы.

Поставленная в президентском указе задача достижения цифровой зрелости ставит вопрос о содержании самого понятия «цифровая зрелость». Исходя из целей национального развития это не только перевооружение технологической основы процесса цифровизации, но и качественные изменения социальной среды, системы взаимодействия государства и граждан, а также технологические изменения в сфере производства, включение в него искусственного разума.

Цифровая зрелость – это искусственный интеллект в ключевых отраслях экономики и социальной среды, в системе здравоохранения и образования, государственного управления через получение социально-значимых услуг в электронном виде. По существу цифровая зрелость – это образ жизни на новой технологической базе, в основе которого искусственный интеллект. Главным, определяющим аспектом в оценке состояния цифровой зрелости общества выступает не технология, не технологические возможности процесса цифровизации, а изменения социальной сферы, место человека в системе социальных отношений, уровень и качество его жизнедеятельности. Такой подход к оценке цифровой трансформации и цифровой зрелости общественного развития выводит на первый план необходимость рассмотрения целевых установок цифровой трансформации, определение того, насколько качественнее стали условия жизнедеятельности человека по мере углубления процесса цифровизации.

На втором плане по своей значимости в оценке цифровой зрелости остаются коммуникационные возможности, создающие условия для управления социумом, воздействовать на него в «нужном» направлении и в конечном итоге манипулировать им. Цели, направленность цифровой трансформации общества зависят от того, кто её реализует и в чьих интересах она осуществляется. Ресурсами формирования цифрового будущего сегодня располагают два субъекта. Государство, выражающее национальные интересы страны и частный капитал, действующий на основе запросов государства и из устремленности на получение прибыли. Каждый из этих субъектов имеет своё видение цифрового будущего. Отсюда наличие различий в видении целей и сущности цифровизации. Цифровизация, ориентированная на национальные интересы, решает задачу вхождения страны в новый технологический уклад, с упором на первоочередное развитие техносферы в интересах населения.

Другое видение цифровизации, продвигаемое банковскими и другими структурами корпоративного капитала, приоритет отдает цифровизации, обеспечивающей возможность контроля за социумом, воздействия на его поведенческую деятельность в целях обеспечения коммерческих и других интересов бизнеса. Заслуживает внимания в этом плане устремлённость транснационального капитала на патронирование IT-индустрии, создание в этой сфере наднациональных структур. С позиций транснационального капитала цифровизация – это глобальный проект, дающий возможность для паразитирования на технологическом прогрессе для получения сверхприбыли и тотального контроля над цивилизационными процессами.

Внутри общества цифровизация может стать угрозой для превращения человека из субъекта общественных отношений в объект жёсткого электронно-цифрового управления. Не допустить этого способно развитое гражданское общество, получающее в условиях цифровизации невиданные прежде возможности воздействовать на власть, бизнес, превращать общественное мнение в мощный инструмент отстаивания интересов общества. Все это обуславливает необходимость синхронного развития по нарастающей процесса цифровой трансформации и институтов гражданского общества, упрочения их взаимодействия в обеспечении общенациональных интересов страны.

Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году: [Коллективная монография] / Осипов Г.В. и др.; под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, Т.К. Ростовской; отв. ред. В.К. Левашов. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. – 532 с.

Другие новости и статьи

« Пандемия COVID-19 – фактор геополитической неопределённости

Ефим Алексеевич Черепанов (1774—1842 гг.) и Мирон Ефимович Чеоепанов (1803—1849 гг.) »

Запись создана: Пятница, 22 Январь 2021 в 18:55 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика