23 Январь 2021

Дополнительное образование детей в условиях пандемии

#цифровоймир#цифровоеобщество#образование

Для системы дополнительного образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение наиболее острой можно признать техническую проблему, суть которой заключается в отсутствии достаточной скорости Интернета у обучающихся дома, а также нехватку в семье технических средств для организации дистанционных занятий (отсутствие компьютера или наличие единственного компьютера, которым пользуются все члены домохозяйства). Особенно это касается сельской местности, малых городов и поселков городского типа, а также удаленных территорий. Вторая проблема — организационно-техническая, связанная с выбором и использованием образовательных платформ.

Третья по значимости проблема — социальная, которая в значительной мере обусловлена сопротивлением со стороны родителей и детей, их неготовностью к получению дополнительного образования дистанционно наряду с обязательными школьными занятиями. Четвертая проблема—это низкий уровень цифровизации, в том числе дефицит специализированных цифровых платформ и сервисов, а также слабый уровень компетентности педагогов и руководителей дополнительного образования в использовании ИКТ в отличие от школьных учителей и директоров школ.

Часть факторов, обусловливающих остроту негативных реакций родителей на дополнительные занятия, были вызваны общей загруженностью детей в период пандемии. Многих родителей смутило большое количество времени, которое приходилось проводить детям перед экраном компьютера в течение дня для занятий по общеобразовательным программам. Дополнительные занятия по общеразвивающим программам еще больше усугубляли эту ситуацию, а суммарное время, которое ребенок должен был тратить на дистанционные занятия, превышало установленное санитарными нормами. Приоритет родителей в большинстве случаев был закреплен за общим образованием, что поставило дополнительное образование в невыгодное положение, поскольку родители часто исключали общеразвивающие программы из ежедневного графика занятий своих детей.

Осенью 2019 г. «Открытым образованием» было проведено исследование, охватившее более 300 тыс. родителей и 60 тыс. детей по всей стране. Среди обеих групп респондентов формат дистанционных образовательных программ в дополнительном образовании был признан приемлемым только 9% детей и 12% родителей, что очень ярко проявилось во время режима самоизоляции. Таким образом, общая установка на то, что дополнительное образование обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей детей и должно все больше учитываться школой, в условиях пандемии была, по сути, поставлена под вопрос. Тем не менее большую часть программ дополнительного образования детей все-таки удалось перевести в дистанционный формат.

По опросу родителей, 73% детей занимались дистанционно. Многие организации смогли проводить онлайн-конкурсы и соревнования. Ситуация пандемии изменила ландшафт дополнительного образования. Если практики, аналогичные школьным предметам, хорошо переводятся в онлайн-формат, то практико-ориентированные занятия и занятия, связанные с физической активностью, трудно перевести в дистанционный формат с сохранением качества и мотивирующего воздействия.

Однако образовательные программы, которые раньше вообще не предполагали дистанционной реализации (прежде всего программы художественной и спортивной направленности), в экстремальных условиях все же попытались перевести на такой формат. Частный сектор дополнительного образования довольно серьезно пострадал в острый период пандемии, хотя и продемонстрировал выживаемость и начал предлагать новые решения: поставки оборудования семьям во временное пользование (как, например, в робототехнике), переход на изучение сопутствующих предметных областей, которые легче трансформируются в онлайн-курсы (например, предметная подготовка по физике, информатике или программированию), предложение наборов для самостоятельных опытов, конструирования и т. д. Появившиеся гибридные программы могут оказаться наиболее конкурентоспособными и после выхода из пандемии.

В период пандемии открылись широкие возможности для профессиональной мобильности педагогов дополнительного образования: стали более интенсивно формироваться разнообразные навигаторы дополнительных образовательных услуг , а некоторые организации начали уделять больше внимания продвижению и маркетингу своих программ, что может позитивно сказаться на развитии рынка дополнительного образования в будущем, в том числе повысить его доступность в любом месте страны, а также для детей с ограничениями здоровья. Ситуация пандемии расширила участие родителей в дополнительном образовании их детей.

При дистанционном обучении исчезли критерии территориальной доступности образовательных услуг и родители начали осуществлять выбор на других основаниях, ориентируясь на содержание образовательных программ, возможность индивидуализации и доступности при подаче материала педагогами. Они смогли в режиме реального времени наблюдать за занятиями детей и даже вовлекаться в них. Вместе с тем большая вовлеченность родителей привела к росту неравенства участия детей в дополнительном образовании.

Оно стало в еще большей степени зависеть от уровня образования и достатка семей, проявился риск превращения дополнительного образования из механизма социального выравнивания и развития таланта независимо от места проживания и социального происхождения в механизм социальной и образовательной стратификации. В то же время образовательная самостоятельность открыла дополнительные возможности для организации самообразования с использованием различных ресурсов дополнительного, неформального и информального (спонтанного, альтернативного) образования.

Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. — Москва : 2020. — 744  с.

Другие новости и статьи

« Коронавирус: пандемия в сфере предпринимательства

Дошкольное образование в условиях пандемии »

Запись создана: Суббота, 23 Январь 2021 в 15:23 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика