Тридцатые годы: мания танкетки
Когда современник смотрит фото или видео, на котором изображена смешная коробулька с пулемётом и экипажем из двух человек, ничего, кроме насмешки над такой техникой, у него родиться не может. И зря! Для своего времени танкетки были довольно-таки грозным оружием, хотя их эпоха прошла довольно быстро.
Броня, гусеницы и натиск
Танки и бронеавтомобили могли выполнять далеко не все функции, необходимые в сухопутной войне. Кроме того, они стоили довольно дорого и требовали квалифицированной рабочей силы и качественных материалов.
Танкетка могла заполнить собой все имеющиеся ниши, была довольно проста в изготовлении и дешевле даже лёгкого танка в 2-3 раза. А в плане сопровождения пехоты, охранения и разведки ей практически не было равных.
Тон, как и положено, задавали англичане. Именно в Великобритании в конце 1928 года создали танкетку Carden-Loyd Мk VI, которой предстояло стать основоположницей целого класса бронированной техники. На базе этой танкетки создали польские танкетки TK-3 и TKS, итальянские CV29 и CV3/33, советскую Т-27, японскую «Тип 92» и французскую Renault UE (можно встретить обозначение Renault 31R).
В большинстве стран танкетки рассматривались как дешёвая альтернатива лёгким танкам и броневикам, а с учётом отсутствия противотанковой артиллерии даже броня в 6-10 мм вполне защищала экипаж от осколков и пуль. На пехоту и кавалерию убедительно воздействовал укреплённый на танкетке пулемёт, бывало, что и два! Позже появились варианты с установленными 20-37-45 мм пушками. Есть даже упоминание об оснащении танкетки 76-мм орудием.
Гремя огнём, сверкая блеском стали…
К слову, в умелых руках танкетка превращалась в грозное оружие. Например, польский танкист Роман Эдмунд Орлик во время вторжения Германии в Польшу за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с орудием 20 mm wz. 38 model A подбил 13 немецких танков. Неплохо выступили советские Т-27 при обороне Москвы (не говоря уже про участие в подавлении басмачества в Средней Азии). Были приданы танкетки и дивизиям народного ополчения, сыграв свою положительную роль.
В СССР ещё в 1926 году принимается танковая трёхлетняя программа с общим фондом 5 млн рублей. Танкетка могла стоить до 6 тысяч, танк – до 18 тысяч. Но самостоятельные разработки были неудачными, пока в Великобритании не закупили Carden-Loyd Мk VI и основательно её не переработали.
Кстати, большим фанатом танкеток был маршал Тухачевский, но идеи применения этой техники у него были явно завиральные. В частности, Тухачевский полагал, что на танкетки необходимо пересадить весь личный состав пехоты РККА, что позволит заменить конницу и не потребует серьёзной поддержки атакующей пехоты танками. Выпустить Тухачевский предлагал порядка 100 тысяч танкеток, не взирая на реальные возможности советской промышленности. Всего же в строй встали чуть более 2500 Т-27, выпущенных в 1931 – 1941 годах.
А вот кто любил беззаветно танкетки, так это дуче Муссолини. Есть немало фотографий, где он выступает перед военными, используя танкетку в качестве пьедестала. Италия была небогата деньгами и производственными мощностями, но её переполняли амбиции. И небольшие, но бронированные гусеничные машины вполне тешили самолюбие вождя итальянцев.
Да и сражаться итальянской армии вплоть до второй половины тридцатых годов приходилось в Африке, против вооружённых холодным оружием и щитами эфиопов, так что танкетки были там более, чем уместны. Танкетки стали основой бронетанковых сил Италии. Дуче пошёл на хитрость, называя танкетки малыми танками – так солиднее. Правда, это не спасло итальянские танкетки от полного уничтожения что в боях в Испании – пушками Т-26 и БТ, что позже в действиях против британцев всё в той же Африке (британцы колотили итальянские танкетки почём зря).
Тем не менее, практически все страны предвоенной Европы, хоть что-то из себя представлявшие (плюс Япония) наклепали сотни и тысячи танкеток. Те же немцы охотно использовали трофейные польские и французские танкетки для охранения и патрулирования, как передвижные наблюдательные пункты и пункты управления, кабелеукладчики, самоходные реактивные системы залпового огня, для связи, разведки, как артиллерийские тягачи, сапёрные машины, снегоуборщики на аэродромах и даже как фальш-танки при обучении пехоты и артиллеристов. Боролись танкетки против греческих и югославских партизан (случаи применения против советских партизан неизвестны).
Есть примеры использования танкеток в авиадесантных соединениях самых разных стран.
К слову, довольно широко применялись танкетки как «учебные парты» на начальных этапах подготовки танкистов. В СССР – даже в организациях Осоавиахима.
Словом, бронированная коробулька в определённых условиях при правильном использовании была более, чем небесполезна, хотя и быстро сошла с исторической арены как самостоятельный вид вооружения.
Другие новости и статьи
Исковый порядок удержания алиментов »
Запись создана: Воскресенье, 7 Февраль 2021 в 12:36 и находится в рубриках Межвоенный период, Транспорт.
метки: Константин Барановский, броня, Транспорт, танк, танкетка, техника
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика