Как Т-35 задавил конкурентов и сам облажался в боях
Руководство СССР и РККА делало серьёзную ставку на тяжёлый пятибашенный Т-35. Об этом говорит, хотя бы, количество проектов тяжёлых танков, «задушенных» в зародыше ради передачи ресурсов Т-35.
Тяжёлая судьба тяжёлых танков
К середине 20-х годов в РККА в качестве тяжёлых всё ещё использовались трофейные британские Mk времен Первой мировой. Новое название, «Рикардо», не исправляло ситуацию с безнадежно устаревшей машиной. Было принято решение разработать собственную модель. Согласно тогдашней советской военной доктрине, этот класс бронетехники назывался танком прорыва исходя из предназначения – сокрушать вражескую оборону, включая долговременные укрепления.
Пробежимся по кладбищу танковых разработок. Ленинградский завод «Большевик» в 1929–1932 годах разрабатывал тяжелый танк Т-30. Планировалось, что его корпус будет из клёпаной брони 40–60 миллиметров. Основные средства сокрушения вражеской обороны – нарезные пушки: 76,2-мм в главной башне и 37-мм – в малой. Пулемётное вооружение: три 7,62-мм «Максима» в шаровых установках корпуса и главной башни, четыре 7,62-мм ДТ, два из которых планировались спаренными с пушками, а два были запасными и помещались в корпусе танка. Дошло до полноразмерного деревянного макета, после чего разработку закрыли.
Такая же судьба постигла сверхтяжёлый танк прорыва Данченко, разрабатывавшийся в Москве в 1933 году. В этом проекте основное вооружение составляли шесть нарезных пушек: две 107-мм в главной башне, столько же 76,2-мм в носовых и 45-мм в кормовых малых башнях. Плюс 12 пулемётов ДТ калибра 7,62 миллиметра, пять из которых делались спаренными с пушками, остальные располагались в шаровых установках корпуса и главной башни. Как вспомогательные средства поражения в боекомплект входили три танковых огнемёта и миномёт.
И еще одно детище АВО-5 КБ завода «Большевик» – сверхтяжелый танк прорыва Т-42 (ТГ-V), спроектированный под руководством немецкого конструктора Эдварда Гротте. В 1932 году руководству РККА представили масштабную модель, после чего проект закрыт в пользу Т-35. У Т-42 пять башен размещались в три яруса, общей огневой мощью и бронированием он превосходил «тридцать пятый».
Сверхтяжёлому танку прорыва Константина Сиркена, также разработанному на «Большевике», не суждено было пройти дальше проекта. Бронирование планировалось 20–80 миллиметров, основное вооружение – нарезная 107-мм пушка, смонтированная по казематной схеме посередине верхней части лобовой детали корпуса и 76,2-мм нарезная пушка – в кормовой башне.
Т-35: паркетный Геракл
Разработки танка прорыва, напомним, начали несколько конструкторских коллективов, но вперёд вырвались создатели проекта, позже получившего индекс Т-35. Машину создавали в АВО-5 КБ ленинградского завода «Большевик» в 1931–1932 годах. Танк потребовал большого количества НИОКР, в силу того, что подобная разработка была первой в мире, остальные страны, включая Великобританию, не пошли дальше экспериментальных образцов. Немало препятствий пришлось преодолеть и Харьковскому паровозостроительному заводу (ХПЗ), которому поручили производство Т-35 без снижения плана выпуска легких танков семейства БТ. «Тридцать пятый» был принят на вооружение РККА в 1933-м. Всего до 1939 года изготовлено 59 экземпляров.
Стоили они больше 600 тысяч рублей за штуку. Для сравнения: БТ-2 «тянул», например, на 76,1–93,3 тысячи рублей, БТ-5, выпущенный в 1934 году, обходился в 66,8 тысячи. Цены даны для ХПЗ, где выпускали и тяжёлый, и легкие танки.
Т-35 стал зримым воплощением мощи РККА, он часто участвовал в парадах на Красной площади, внушительно смотрелся на плакатах и в кинохронике. Из Т-35 сформировали несколько тяжёлых танковых бригад, частично вошедших в резерв Главного командования. Но фронтовая судьба их печальна: все они были потеряны уже к сентябрю 1941-го, причём только семь в боях, остальные брошены экипажами из-за поломок.
Правда, один Т-35 принимал участие в обороне Берлина, куда попал ещё в начале войны в качестве трофея и стоял в ангаре. Но и тут танк не успел сказать веского слова – его подбили сразу же, как он выкатился на боевую позицию.
Впрочем, некоторые военные историки и эксперты не склонны бездумно хаять Т-35. Они считают, что хотя танк успел устареть к 1941 году, дело в другом. Ведь Т-26, БТ, включая БТ-2, и даже МС-1 проявили себя достаточно успешно, несмотря на более серьезный, чем у «тридцать пятого», возраст. Сухопутный крейсер неправильно применяли. Он был предназначен для взлома обороны, а не для танковых боёв, тем более при отступлении. Непривычный, если не сказать безжалостный режим применения привел к поломкам, в результате чего экипажи покидали танки, даже не пытаясь их эвакуировать.
Другие новости и статьи
« Римские легионеры: невольные вегетарианцы
Женщины в российской армии: история и развитие законодательства »
Запись создана: Воскресенье, 7 Март 2021 в 15:24 и находится в рубриках Межвоенный период, Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика