17 Март 2021

10 лет воинские части Минобороны России без финансовой службы

oboznik.ru - 10 лет воинские части Минобороны России без финансовой службы

#довольствие#выплаты#служба#финансирование#финансы#наука

10 years military units of the Russian Defense Ministry without financial service

Вуколов Юрий Иванович,

преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва,
e-mail: y.vukolov@yandex.ru

Реферат. Одним из мероприятия по реформированию системы финансового обеспечения Вооруженных Сил явилось расформирование с 1 января 2011 года финансово-экономических органов объединений, соединений, воинских частей и учреждений Армии и Флота в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2010 г. «Об организационных мероприятиях, направленных на совершенствование деятельности Министерства обороны Российской Федерации». В результате реформирования (расформирования) финансовых органов командиры воинских частей остались без «кошельков» (финансовых служб, и, соответственно, денежных средств).
Ключевые слова: финансовая служба, финансы, денежное довольствие, выплаты, ЕРЦ.

Vukolov Yuri I.,

Lecturer at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia,
e-mail: y.vukolov@yandex.ru.

Report. One of the measures to reform the financial support system of the Armed Forces was the disbanding of the financial and economic bodies of associations, formations, military units and institutions of the Army and Navy from January 1, 2011, in accordance with the directive of the Minister of Defense of the Russian Federation of June 10, 2010 “On organizational measures aimed at improving the activities of the Ministry of Defense of the Russian Federation”. As a result of the reform (disbandment) of the financial bodies, the commanders of military units were left without “wallets” (financial services, and, accordingly, money).
Keywords: financial service, finance, monetary allowance, payments, ERC.

Вот уже 10 лет, как воинские части Минобороны России осуществляют свою деятельность без финансовых служб, которые с легкостью и бездумно были ликвидированы в ходе проведенных бывшим министром обороны Российской Федерации А. Сердюковым и его командой реформ.

В ходе реализации мероприятий по переходу к новому облику Вооруженных Сил в Минобороны России проведены и мероприятия по реформированию системы финансового обеспечения Вооруженных Сил.

Одним из основных таких мероприятий явилось расформирование с 1 января 2011 года финансово-экономических органов объединений, соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2010 г. «Об организационных мероприятиях, направленных на совершенствование деятельности Министерства обороны Российской Федерации».

До этих реформ финансовой службой воинской части, если таковая была предусмотрена штатом воинской части, руководил помощник командира части по финансово-экономической работе - начальник службы (главный бухгалтер) в воинском звании капитан – подполковник. Как правило, это были выпускники Ярославского высшего военного финансового ордена Красной Звезды училища имени генерала армии А.В. Хрулева, (с 2017 года – выпускники финансово-экономического факультета Военного университета Министерства Обороны Российской Федерации).

В зависимости от организационно-штатной структуры части, ее численности и возложенных на нее задач, в составе финансово-экономической службы, кроме начальника, штатом могло предусматриваться еще несколько должностей финансовых работников, которые комплектовались или военнослужащими, или гражданским персоналом, для решения ряда других задач, возложенных на финансовую службу, связанных с финансовым обеспечением части.

Одной из главных обязанностей помощника командира части по финансово-экономической работе - начальника службы, предусмотренной статьей 118 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ), является «своевременно производить начисление и выплату личному составу денежного довольствия, заработной платы и других установленных выплат». Статьями 75, 82, 93, 94 УВС ВС РФ предусмотрено, что командир отвечает за финансовое обеспечение части, он так же обязан руководить финансовой и хозяйственной деятельностью полка (корабля), обеспечивая законное и экономное расходование материальных и денежных средств.

Эту обязанность военные финансисты добросовестно, с достоинством и честью исполняли (и продолжают исполнять там, где они остались) на протяжении многих десятилетий, включая годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, других военных конфликтов.

И так, в воинской части, ответственными за своевременное и полное удовлетворение личного состава всеми видами денежного довольствия, заработной платой гражданского персонала, другими компенсационными выплатами и выплатами социального характера, были (до реформы), в первую очередь, помощник командира части по финансово-экономической работе - начальник службы (главный бухгалтер) и командир части, который являлся единоначальником, и в мирное и военное время отвечал за все вопросы жизнедеятельности полка, а так же за успешное выполнение полком (кораблем) боевых задач.

Однако в ходе реализации мероприятий по переходу к новому облику Вооруженных Сил в Минобороны России были проведены и мероприятия по реформированию системы финансового обеспечения Вооруженных Сил.

В результате реформирования (расформирования) финансовых органов командиры воинских частей остались без «кошельков» (финансовых служб, и, соответственно, денежных средств).

Как они выполняли (и продолжают выполнять) задачи, по поддержанию боевой готовности, состоянием, содержанием и сохранностью вооружения, военной техники и другого военного имущества, хозяйственных и культурно-бытовых нужд, которые связаны с расходованием денежных средств – вопрос отдельный.

Как же стали обеспечиваться денежным довольствием военнослужащие воинских частей Минобороны России?

Для обеспечения денежным довольствием военнослужащих по контракту, а в дальнейшем (с 1 сентября 2012 года и по призыву), согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от
3 октября 2011 г. № 1771 «О переименовании федерального казенного учреждения «войсковая часть 13240», находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации», было создано федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»).

ФКУ «ЕРЦ МО РФ» было создано для централизации выплаты денежного довольствия военнослужащим.

В целях реализации мероприятий по созданию Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации в Минобороны России был разработан Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчетов денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации (далее – Временный порядок), утвержденный министром обороны Российской Федерации А.Э. Сердюковым 27 июля 2011 года.

В соответствии с Временным порядком определены границы ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ»:

- выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы;
- администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления);
- взаимодействие с органами федерального казначейства, налоговыми органами и государственными внебюджетными фондами;
- выполнение работ по выгрузке и загрузке данных в личный кабинет офицера из базы данных;
- проведение консультаций по вопросам начисления денежного довольствия и заработной платы.

С переходом на расчеты с военнослужащими через ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в каждой воинской части назначались должностные лица (не менее 2-х человек), уполномоченные за ведение работы с персональными данными личного состава, подготовку проектов приказов (предложений в проекты приказов) по денежному довольствию военнослужащих и за их передачу в вышестоящий штаб (кадровый орган) для внесения в базу данных СПО «Алушта».

Как правило, в первую очередь, это были сотрудники кадровых органов, военнослужащие и гражданский персонал, занимающиеся учетом личного состава и комплектованием, то есть вопросы начисления денежного довольствия были возложены на лиц, не имеющих ни специальных знаний, ни опыта работы в данной области деятельности.

Телеграммой руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» от 27 марта 2012 г. № 1/972 командующим военными округами, видами и родами войск доведено, что рассмотрение информации по военнослужащим, получившим денежное довольствие не в полном размере (отсутствие или неправильное установление каких-либо видов выплат) в компетенцию ЕРЦ МО РФ не входит, и в соответствии с Временным порядком находится в границах ответственности ГУК МО РФ, т.е. вопросы, связанные с начислением денежного довольствия (установление должностных окладов, ежемесячных и единовременных дополнительных выплат стимулирующего характера, дополнительных выплат за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных и т.д.) были возложены на ГУК МО РФ и кадровые органы ОСК ВО, видов и родов ВС РФ, отдельных воинских частей. Конкретных должностных лиц, ответственных за начисление, своевременное и полное удовлетворение военнослужащих всеми положенными видами денежного довольствия и социальных выплат в частях не стало.

Результаты не заставили себя долго ждать, во все инстанции посыпались многочисленные жалобы и заявления о несвоевременном и неполном перечислении на банковские карты военнослужащих положенных сумм денежного довольствия. Только на «горячую линию» ФКУ «ЕРЦ МО РФ» (которая была в срочном порядке создана) за 2012 - 2014 годы поступило свыше 600 тысяч обращений.

Кроме того, проверками были выявлены многочисленные переплаты, незаконные выплаты денежного довольствия военнослужащим.

В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (абзац 3 п.7 приказа МО РФ от 30 декабря 2011, в н.в. приказ МО РФ от 6 декабря 2019 г. № 727) в случае если денежное довольствие военнослужащему выплачено в большем, чем следовало, размере, при выплате денежного довольствия за очередной месяц производится его перерасчет, но не более чем за три года, предшествовавшие перерасчету.

Однако Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № АПЛ14-17 абзац третий п. 7 Порядка, признан недействующим.

Для возмещения причиненного ущерба обращения руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» направлялись в ГУК МО РФ, в центральные органы военного управления по принадлежности для исполнения.

При согласии военнослужащего вернуть неположенную выплату (переплату) в адрес руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» направлялся его письменный рапорт, на основании которого и производилось удержание из его денежного довольствия.

Переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия военнослужащим, которые были уволены до их выявления, как правило не возмещались.

Министерством обороны предпринимались определенные меры по улучшению финансового обеспечения. Так, в 2013 году головные управления финансового обеспечения округов подчинены командующим войсками, в 2015 году введены должности помощников командующих видами Вооруженных Сил, а также заместителей командующих войсками военных округов, флотов и Каспийской флотилии по финансово-экономической работе, комплектуемые военнослужащими.

В качестве структурных подразделений территориальных финансовых органов с 2015 года в соединениях и отдаленных воинских частях развернута сеть финансовых расчетных пунктов (ФРП) (по плану до 500), основной задачей которой является взаимодействие с командирами воинских частей по вопросам согласования и визирования проектов приказов (по строевой части) по обеспечению военнослужащих денежным довольствием, отдельными выплатами, пособиями и компенсациями, проверки документов, являющихся основанием для возмещения командировочных расходов, ведения учета имущества и обязательств войсковой части, проведения разъяснительной работы и т.д. (раньше все это выполняла финансовая служба воинской части). Сеть финансовых расчетных пунктов позволяет приблизить финансово-экономические органы к обслуживаемым воинским частям для оперативного взаимодействия с кадровыми органами и командирами частей.

Но невольно напрашивается вопрос, зачем было уничтожать финансовые органы воинских частей, чтобы затем создавать ФРП, с целью приблизить их к обслуживаемым воинским частям для оперативного взаимодействия с кадровыми органами и командирами частей? И почему все выплаты (и денежное довольствие, и заработная плата, и все другие социальные выплаты) не могут выплачиваться через УФО?

Решение о создании ФРП способствовало некоторому снижению переплат денежного довольствия, уменьшению сроков задержек с оплатой командировочных расходов, улучшению качества подготовки проектов приказов командиров на единовременные выплаты.

Системный характер недоплат и переплат денежного довольствия не остановлен. Из-за этого ущерб государству и непринятые решения по его возмещению исчисляются в войсках и силах сотнями миллионов рублей.

Сегодня военнослужащие могут месяцами не получать предусмотренные законом различные выплаты, чем явно ущемляются их законные интересы.

О каком ускорении сроков доведения денежных средств до получателей можно вести речь, если требуется время на подготовку проекта приказа, представление его для проверки и визирования в ФРП (УФО), приказ доставить до автоматизированных рабочих мест, через которое осуществляется ввод информации в единую базу данных СПО «Алушта» и только потом ФКУ «ЕРЦ МО РФ» перечисляет причитающиеся денежные средства военнослужащим на банковские карты.

Так, например, для получения подъемного пособия, которое выплачивается военнослужащим после окончания военно-учебного заведения по прибытии в часть или с прежнего места службы в качестве перевода, потребуется до 30 суток. При наличии финансового органа в части для этого потребуется не более 3-х дней со дня вступления военнослужащего в должность (при наличии приказа вышестоящего органа о назначении).

В некоторых воинских частях и учреждениях командиры и начальники «спрятали» военных финансистов, назначив их на вакантные должности командиров, кадровиков, инженеров и т.д., с той целью, чтобы работой, связанной с начислением денежного довольствия, занимались профессионалы. И это было вынужденной, но оправданной мерой, хотя и являлось (что продолжается и сегодня), нарушением штатной дисциплины.

В настоящее время порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат», которым установлено, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке федеральным казенным учреждением “Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации” или иными финансово-экономическими органами Министерства обороны Российской Федерации (далее - финансово-экономические органы).

В соответствии с Порядком обеспечение личного состава Вооруженных Сил денежным довольствием, денежным содержанием, заработной платой и другими выплатами производится через ЕРЦ МО, УФО, организации и федеральные бюджетные (автономные) учреждения Министерства обороны (ФБ(А)У), т.е. денежным довольствием военнослужащие воинских частей (в подавляющем большинстве) обеспечиваются через ЕРЦ МО, заработной платой гражданский персонал этих же воинских частей, другими отдельными выплатами военнослужащие – через УФО, и, наконец, все военнослужащие и гражданский персонал военно-учебных заведений, военно-медицинских учреждений, отдельных воинских частей и учреждений обеспечиваются всеми видами денежного довольствия и заработной платы финансовыми органами этих организаций.

Зачисление воинских частей, организаций, а также отдельных должностных лиц на финансовое обеспечение осуществляется на основании решений Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил).

ЕРЦ МО, УФО, организации и ФБ(А)У обеспечивают начисление и выплату денежного довольствия, отдельных и иных выплат военнослужащим, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны (далее - денежное довольствие), денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, установленного Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны (далее - заработная плата).

По отдельным решениям заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил), социальные выплаты, пособия и компенсации личному составу Вооруженных Сил производятся через ЕРЦ МО.

УФО согласовывают проекты приказов командиров воинских частей в части, касающейся обеспечения военнослужащих денежным довольствием, социальными выплатами, пособиями и компенсациями.

Формирование базы данных программного продукта для начисления денежного довольствия, денежного содержания и заработной платы производится отдельно по утвержденным штатам обслуживаемых воинских частей.

Созданная система финансового обеспечения, в части выплаты денежного довольствия военнослужащим, других социальных выплат, создала немало проблем и вопросов:

- почему заработная плата гражданскому персоналу и другие выплаты производятся через УФО? (через ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обеспечиваются только воинские части, дислоцирующиеся в г. Москве и Московской области);
- почему сохранены финансовые органы в военно-учебных заведениях и военно-лечебных учреждениях;
- почему военнослужащие Военной прокуратуры получают денежное довольствие через УФО, а не как все военнослужащие МО РФ через ФКУ «ЕРЦ МО РФ»;
- почему в ряде силовых министерств, в том числе Федеральной службе войск Национальной гвардии, второй по численности после Минобороны, в воинских частях сохранены финансовые службы и военные финансисты, и там нет проблем с полнотой и своевременностью выплаты денежного довольствия;
- зачем Министерству обороны два финансовых органа (УФО и ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), через которые осуществляется финансовое обеспечение военнослужащих и гражданского персонала Минобороны России;
- почему во многих финансовых структурах силовых министерств и ведомств показатели финансового обеспечения, как правило, гораздо выше, чем в Министерстве обороны, и яркий тому пример – качество работы финансовой службы Черноморского флота, укомплектованной военными финансистами по всем направлениям финансового обеспечения, начиная от боевой готовности, жизни и деятельности сил ЧФ и заканчивая социальной защитой личного состава, намного выше и просто несравнимы ни с одним военным округом.

В настоящее время изучается и прорабатывается вопрос как реорганизовать ТОФы (территориальные органы финансового обеспечения) и восстановить финансовые службы начиная от войск и соединений и заканчивая отдельными воинскими частями включительно, где финансовую службу ликвидировали при министре А. Сердюкове.

При использовании колоссальных бюджетных средств в Министерстве обороны необходимы высококвалифицированные военные финансисты, в том числе непосредственно в воинских частях, обеспечивая своевременное и полное удовлетворение личного состава всеми видами денежного довольствия, заработной платой гражданского персонала, другими компенсационными выплатами и выплатами социального характера.

Об авторе: Вуколов Юрий Иванович, полковник в отставке, преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ

Другие новости и статьи

« Порядок тылового обеспечения наступательного боя мотострелкового батальона в горно-пустынной местности

Какую пользу извлёк СССР из гражданской войны в Испании »

Запись создана: Среда, 17 Март 2021 в 15:00 и находится в рубриках Новости, Современность, Управление тылом, Финансовое.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика