26 Март 2021

Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

#финансы#финансирование#расходы#договор#союзники

Features of financial support for the headquarters of the Joint Armed Forces of the Warsaw Pact Member States

Вуколов Юрий Иванович,

преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва,
e-mail: y.vukolov@yandex.ru

Реферат. За время существования Варшавского Договора был накоплен большой научный материал в области организации и функционирования коалиционных военных органов, боевой и мобилизационной готовности, оперативной подготовки союзных войск и штабов, планирования и ведения оперативно-стратегических операций войск коалиционного состава, боевого применения видов вооруженных сил и родов войск. Организации системы управления, тылового, финансового и материально-технического обеспечения боевых действий союзных войск на ТВД. Были подготовлены разделы о порядке финансирования Объединенных вооруженных сил для включения в Положение Объединенных вооруженных сил на военное время. Состояние боевой готовности Объединенных вооруженных сил находилось в прямой зависимости от умения управлять финансами, экономно использовать выделяемые бюджетные средства и осуществлять контроль за их рациональным использованием.
Ключевые слова: финансирование, Варшавский Договор, положение, обеспечение, денежные средства, расходы.

Vukolov Yuri I.,

Lecturer at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia,
e-mail: y.vukolov@yandex.ru.

Report. During the existence of the Warsaw Pact, a great deal of scientific material was accumulated in the field of organization and functioning of coalition military bodies, combat and mobilization readiness, operational training of allied troops and headquarters, planning and conducting operational and strategic operations of coalition troops, combat use of the armed forces and branches of the armed forces. Organization of the management system, logistics, financial and logistical support for the combat operations of the allied forces in the Theater of Operations. Sections on the financing of the Joint Armed Forces were prepared for inclusion in the Wartime Regulations of the Joint Armed Forces. The state of combat readiness of the Joint Armed Forces was directly dependent on the ability to manage finances, use the allocated budget funds economically and monitor their rational use.
Keywords: financing, Warsaw Pact, provision, provision, monetary funds

С подписанием в мае 1955 года Варшавского Договора был создан его военный орган – Главное командование Объединенными Вооруженными Силами. Были назначены Главнокомандующий и начальник Штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора (ОВС).

Первым Главнокомандующим ОВС и начальником штаба стали известные советские военачальники Маршал Советского Союза И.С. Конев и генерал армии А.И. Антонов.

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского ДоговораШтаб ОВС государств-участников Варшавского Договора являлся коалиционным органом управления Главнокомандующего и рабочим органом Комитета министров обороны (КМО). Функционировал в г. Москве. Был укомплектован генералами, адмиралами и офицерами всех союзных армий. Наряду с другими задачами он обеспечивал подготовку, проведение заседаний КМО, Военного совета ОВС, реализацию их решений и др. Работал в тесном взаимодействии с соответствующими генеральными (главными) штабами союзных армий.

Качественное решение всех задач и мероприятий, осуществляемых штабом ОВС, а именно: проведения совместных учений, маневров, командно-штабных игр, а также взаимодействия в области обучения и подготовки войск, стандартизации уставов и инструкций, внедрения новых видов вооружения, тылового обеспечения войск и т.д. требовало в свою очередь достаточного финансового обеспечения.

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

До 1963 года мероприятия по оперативной и боевой подготовке войск и штабов, проводимые по планам Главного Командования Объединенных вооруженных сил стран Варшавского Договора (ГК ОВС), в преобладающей части финансировались за счет средств Министерства обороны СССР.

Учитывая, что в совместных мероприятиях, а также в содержании необходимых материальных запасов одинаково были заинтересованы все страны-участницы Варшавского Договора, Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза (ЦК КПСС) принял решение о долевом участии стран Варшавского Договора в производимых расходах. Этот вопрос был рассмотрен и согласован на совещании Главнокомандующего Объединенными силами и Министров обороны указанных стран-участников Варшавского Договора, состоявшемся в феврале 1962 года в Варшаве.

По итогам совещания 28 февраля 1962 года был подписан Протокол, которым определялись направления и состав расходов проводимых совместных мероприятий.

Для учета поступления и использования денежных средств было разработано Положение о бюджете Объединенного Командования.

Проект бюджета составлялся валютно-финансовым отделом штаба ОВС, согласовывался с финансово-экономическими органами армий союзных стран и утверждался Главкомом.

В нем предусматривались следующие основные статьи расходов для:

- совместных мероприятий, проводимых по планам Объединенного Командования. В эту статью входили затраты на выплату суточных и квартирных денег, оплату проезда личному составу органов управления, использования транспортных самолетов для перевозки личного состава в районы учений и обратно, каналов связи, арендуемых на период проведения учений. В этом же разделе предусматривались денежные средства на проведение протокольных мероприятий;
- оплату расходов на содержание материальных средств, выделенных в резерв Объединенного Командования и хранящихся на территориях союзных государств;
- возмещения расходов Министерству обороны Советского Союза по содержанию зданий и сооружений, выделенных в распоряжение органов управления, а также связи, охраны и обслуживания;
- оплата каналов связи, соединяющих Штаб ОВС с генеральными штабами союзных государств. Строительство и содержание запасных командных пунктов Объединенного Командования на западном и юго-западном направлениях;
- наградного фонда, представительских средств и резерва Главкома ОВС.

В покрытии вышеперечисленных видов расходов устанавливалось долевое участите стран пропорционально численности вооруженных сил, которое представлено следующей таблицей на 1963 год:

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

Фактически Польшей был произведен взнос в размере 13,5 %, на уровне доли ее участия на этот год в Совете Экономической Взаимопомощи.

Для сравнения, странами НАТО на финансирование совместных военных расходов на пятилетие по Соглашению 1961 года планировалось израсходовать 700,0 млн. долларов, т. е. примерно около 140,0 млн. долларов в год.

До 1969 года вопросы планирования и финансирования по бюджету Объединенного командования осуществлялись через Валютно-финансовый отдел 10-го Главного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР (Управление), в штате которого было предусмотрено 45 должностей военнослужащих и 15 должностей служащих Советской Армии. Кроме того, находилось по одному представителю от каждой союзной армии. Возглавлял отдел в то время полковник Б.В. Близниченко.

В части обеспечения деятельности Штаба ОВС Валютно-финансовый отдел осуществлял:

- планирование и финансирование расходов, связанных с проведением совместных мероприятий в соответствии с утвержденной сметой;
- истребование иностранной валюты и финансирование мероприятий, проводимых за границей (кроме групп советских войск);
- денежное обеспечение мероприятий, связанных с пребыванием иностранных военных делегаций в СССР, а также советских военных делегаций, убывающих с официальными визитами за границу;
- контроль за состоянием материальной обеспеченности личного состава, находящегося за границей;
- участие в подборе и расстановке кадров финансовой службы;
- руководство, проверка и оказание практической помощи валютно-финансовым органам на местах и др.

С расширением и углублением сотрудничества союзных стран и появлением новых задач структура органов управления постоянно уточнялась и совершенствовалась.

Для обеспечения деятельности Штаба ОВС был предусмотрен Валютно-финансовый отдел в количестве 9 человек (3 офицера и 6 служащих), подчиняющийся начальнику Штаба ОВС.

Осенью 1969 года отдел уже самостоятельно работал над составлением проекта бюджета Объединенного Командования на 1970 год и отчета о расходовании денежных средств по бюджету за истекший 1968 год.

Первым начальником этого отдела приказом Главкома ОВС в 1969 году был назначен подполковник С.Г. Едыкин, который непосредственно возглавлял его в течение 18 лет.

Штаб и Технический комитет ОВС комплектовались из числа генералов и офицеров всех союзных армий по принципу пропорционального представительства, при этом они освобождались от других обязанностей в своих армиях. В процентном отношении это выглядело так: Болгария – 7%, Венгрия – 6%, ГДР – 6%, Польша – 13,5%, Румыния – 10%, СССР – 44,5%, Чехословакия – 13%.

В государствах – участниках Варшавского Договора содержались старшие представители (представители) Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств – участников Варшавского Договора.

В штате аппаратов Представительств Главкома ОВС предусматривалось по 1-2 работника валютно-финансовой и административно-хозяйственной службы. На должность начальника этой службы назначался офицер, как правило из центрального аппарата Министерства обороны, с высшим образованием, в воинском звании «подполковник», «полковник».

В обязанности начальника валютно-финансовой и административно-хозяйственной службы входило:

- финансовое и хозяйственное обеспечение сотрудников аппарата и членов их семей;
- финансовое и хозяйственное обеспечение военнослужащих, прибывающих из СССР в краткосрочные командировки и на учения, проводимые по планам Командования Объединенными вооруженными силами Варшавского Договора;
- согласование с соответствующими органами министерства обороны страны пребывания вопросов, связанных с выделением, содержанием и оборудованием помещений для офиса и проживания сотрудников Представительства и членов их семей;
- проведение расчетов за выделенные помещения и др.

Работники валютно-финансовой и административно-хозяйственной службы по выполнению специальных заданий подчинялись Валютно-финансовому отделу Главкома ОВС, а в части расходования средств на выплату денежного содержания советским генералам и офицерам, назначенным на должности в Представительство, отчитывались перед финансово-экономической службой 10 Главного управления Генштаба ВС СССР.

Основанием для планирования денежных средств по бюджету Объединенного Командования являлись: планы проведения совместных мероприятий по боевой и оперативной подготовке войск, штатная численность органов управления и обеспечения, охраны и обслуживания, нормы и количество неприкосновенных запасов, хранящихся на территориях государств-участниц, сметы по строительству и содержанию запасных командных пунктов, численность аппаратов представительств Главнокомандующего в странах Варшавского Договора и ряд других.

Проект по бюджету составлялся Валютно-финансовым отделом в сроки, установленные с таким расчетом, что бы его рассмотрение проводилось на осеннем заседании Военного Совета Объединенных вооруженных сил. До заседания проект предварительно направлялся в финансовый орган каждой союзной армии.

С рассмотрением и согласованием проекта бюджета на предстоящий год осуществлялось рассмотрение отчета его исполнения за истекший год.

Для предания более весомого значения рассматриваемым финансовым вопросам руководителем совещания, как правило, назначался заместитель начальника Штаба ОВС от той армии, на территории которой проводился Военный Совет. Так как все документы, рассматриваемые на совещании, разрабатывал Валютно-финансовый отдел, то и основным докладчиком являлся начальник этого отдела. В прениях по докладу выступали со своими замечаниями и предложениями начальники финансово-экономических служб от каждой армии.

В своей книге «Судьба Варшавского Договора» генерал армии А.И. Грибков пишет: «Согласование бюджета всегда проходило с большими потугами. Румынская сторона не участвовала в формировании бюджета на строительство и содержание пунктов управления, содержание материальных запасов, содержание представителей Главкома ОВС при румынской армии (там не желали иметь у себя советских офицеров и генералов)». В связи с этим письменные замечания по обсуждаемым вопросам были, как правило, со стороны румынской делегации.

По завершении совещания согласованные документы подписывались начальниками финансово-экономических служб союзных армий.

Бюджет Объединенного командования на предстоящий год утверждал Комитет министров обороны. Протокол об утверждении бюджета Объединенного Командования всем министрам обороны союзных государств, а также Главкому и начальнику Штаба Объединенных вооруженных сил представлял начальник Валютно-финансового отдела. Эту работу нужно было провести с таким расчетом, чтобы уже в начале следующего года получить необходимые ассигнования для обеспечения служебной деятельности Объединенного Командования.

В тех случаях, когда заседание Комитета министров обороны, по плану Объединенного командования, проводилось в конце текущего года, начальника Валютно-финансовой отдела в обязательном порядке включали в состав делегации Главкома, для того, чтобы в этот период, он в рабочем порядке, имел возможность доложить на подпись указанный Протокол, каждому министру обороны страны-участницы Варшавского Договора.

До 1970 года долевые взносы денежных средств, причитающиеся в бюджет Объединенного Командования, поступали на валютный и рублевый счета в 10 ГУ ГШ, а с 1970 года – непосредственно Штабу Объединенных вооруженных сил в г. Москве на открытые в Центральном банке СССР рублевый счет, а во Внешторгбанке – валютный счет.

Распорядителем денежных средств по бюджету Объединенного командования назначался начальник Штаба ОВС. Ему было предоставлено право первой подписи на всех финансовых и банковских документах, а право второй подписи оставалось за начальником Валютно-финансового отдела.

В бюджете Объединенного командования, кроме расходов для обеспечения совместных мероприятий, предусматривались денежные средства на содержание личного состава аппаратов Представителей Главкома ОВС в армиях государств-участниц Варшавского Договора.

Порядок валютно-финансового и материального обеспечения лиц, направляемых Министерством обороны за границу, организацию финансово-хозяйственной деятельности в группах военных советников и специалистов за границей определялся Инструкцией по валютно-финансовому и материальному обеспечению военнослужащих, рабочих и служащих, направляемых за границу для оказания технической и другой помощи армиям дружественных стран.

Финансирование аппаратов старших военных специалистов за границей осуществлялось по авансовой системе.

Источниками финансирования аппаратов в иностранной валюте являлись средства, выделенные правительством СССР по валютному плану:

- по смете Управления, утверждаемой начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР;
- по технической помощи – за счет ассигнований Государственному комитету СССР по внешним экономическим связям.

Кроме указанных средств могли обращаться внебюджетные средства и переходящие суммы в иностранной валюте.

Основными документами для планирования и расходования аппаратами иностранной валюты и ценностей являлись:

- годовая смета-заявка;
- расчет потребности средств в иностранной валюте;
- донесение об изменении назначений средств;
- требование на денежные средства до конца года;
- заявка на перевод денежных средств на третий месяц квартала;
- смета-расчет на внебюджетные средства;
- заявка на предметы наградного фонда и товары для обеспечения специальных мероприятий.

Финансовый учет в аппаратах велся по классической схеме, предусмотренной для финансового органа воинской части в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота, объявленного приказом МО СССР от 30 марта 1973 г. № 80.

Начальник валютно-финансового органа кроме того вел: справочную тетрадь руководящих документов и указаний по валютно-финансовым вопросам, книгу учета специалистов, состоящих на валютно-финансовом довольствии в аппарате, карточки лицевых счетов специалистов по денежному довольствию (заработной платы).

Денежное содержание в рублях и в иностранной валюте выплачивалось личному составу Представительств за счет сметы Министерства обороны, а обеспечение их служебной деятельности осуществлялось за счет бюджета Объединенного командования.

Специалистам, направляемых на работу за границу на срок до одного года без освобождения от занимаемых ими штатных должностей в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, выплата денежного довольствия и заработной платы в советских рублях производилось воинскими частями по месту их службы (работы) до убытия за границу.

Специалистам, направляемых на работу за границу на один год и более, приказами Министра обороны СССР освобождались от занимаемых ими штатных должностей и зачислялись на денежное довольствие в советских рублях в 10 Главном правлении ГШ ВС.

Основанием для выплаты денежного довольствия и заработной платы в иностранной валюте являлись:

- для старших представителей (представителей) Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами государств – участников Варшавского Договора и личного состава их аппаратов – приказы начальника Штаба Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Варшавского Договора;
- для всех других специалистов – приказы начальника 10 Главного управления ГШ ВС.

Специалистам-военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), которым за период пребывания за границей устанавливались должностные оклады в иностранной валюте, за время получения этих окладов денежное довольствие в советских рублях выплачивалось в размере 60 % суммы, получаемой ими в СССР ко дню направления на работу за границу.

Рабочим и служащим, направляемым на работу за границу в качестве специалистов, выплачивалось:

- специалистам, для которых применялась повременная оплата труда (оклад или ставка, без доплат и надбавок) – в размере 60 % указанного заработка;
- специалистам, находящимся до направления за границу на сдельной, сдельно-премиальной и повременно-премиальной системе оплаты труда – в размере 60 % средней заработной платы, получаемой за последние два календарных месяца по основной работе до направления за границу.

Специалистам, командированным 10 Главным управлением за границу из СССР и принятым на месте из числа членов семей специалистов на должности, предусмотренные штатами, соглашениями или специальными решениями, должностные оклады в иностранной валюте устанавливались по занимаемым за границей должностям в соответствии со схемой штатных должностей и окладов в иностранной валюте, утвержденной Постановлением Правительства СССР.

Должностные оклады с установленными надбавками в иностранной валюте выплачивались специалистам за время фактического пребывания их на иностранной территории.

Специалистам (кроме военнослужащих срочной службы, слушателей и курсантов (студентов) высших учебных заведений), направляемым за границу без членов семей, иностранная валюта выплачивалась в размере 80% должностных окладов с установленными надбавками. Остальные 20% инвалютных окладов выплачивались им в советских рублях, исходя из установленного рублевого выражения инвалютных окладов.

Военнослужащим срочной службы, слушателям и курсантам (студентам) высших учебных заведений, направляемым за границу в качестве специалистов и на языковую практику, установленные им должностные оклады в иностранной валюте выплачивались в полных размерах.

Размеры штатно-должностных окладов, получаемых личным составом Представительства Главного командования Объединенных вооруженных сил и специалистами, например, в Болгарии с 1 января 1959 года были установлены следующие:

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

Бюджетный набор при этом там был установлен в размере 2276 руб.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16 мая 1959 г. № 519-233 «О порядке содержания представительств Главного командования Объединенных вооруженных сил в Албании, Болгарии, Чехословакии и Германской Демократической Республике» устанавливалась численность представителей, технического персонала представительств и главных военных специалистов (советников) в Венгрии и Румынии.

Этим же постановлением с 1 мая 1959 года личному составу представительств, а также специалистам и инструкторам устанавливались должностные оклады в иностранной валюте, которые приведены в таблице:

Размеры должностных окладов старших представителей

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

Размеры должностных окладов представителей, специалистов, инструкторов и технического персонала предусматривались в процентах от оклада старшего представителя, которые приведены на примере Германской Демократической Республики в настоящей таблице:

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

Обеспеченность старших представителей (старших групп специалистов) за границей по состоянию на 1 января 1963 года составляла в среднем 236 % к стоимости бюджетного набора (стоимости жизни), что являлось хорошим показателем, если иметь в виду первоначально утвержденный размер их обеспеченности на уровне 220 %.

По группам стран обеспеченность указанных лиц выглядела так:

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

Валютно-финансовым отделом осуществлялся контроль по данному вопросу и в случае, если установленные оклады денежного содержания не обеспечивали нормальных условий жизни специалистов, разрабатывались предложения в правительственные органы в целях приведения в соответствие уровня валютных окладов с изменившейся стоимостью жизни в данной стране.

На Валютно-финансовый отдел так же было возложено финансирование мероприятий, связанных с обменом санаторными путевками с министерствами обороны социалистических стран, а также приглашением министров обороны и начальников генеральных штабов армий указанных стран с семьями для проведения отдыха в военных санаториях СССР.

Так, за период с 1957 по 1962 год был произведен взаимный обмен следующим количеством санаторных путевок:

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

По взаимной договоренности пребывание отдыхающих в стране было установлено продолжительностью 28 дней, в том числе 25 – в санатории и 3 дня – для ознакомления с достопримечательностями столицы страны.

Советские генералы и офицеры, убывающие на отдых за границу, оплачивали стоимость путевок на общих условиях, установленных для военнослужащих Советской Армии и ВМФ и членов их семей, а не в зависимости от существующей стоимости путевок в той или иной стране. В стоимость санаторных путевок включались также расходы, связанные с пребыванием отдыхающих в столицах социалистических стран в течение трех дней.

Так, например, на 1962 год была установлена следующая стоимость санаторных путевок:

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

Денежные средства, полученные в оплату стоимости санаторных путевок, использовались на расходы, связанные с размещением прибывающих иностранцев в гостиницах и их питание в Москве, организацию отдыха в санаториях и содержание служащих, предназначенных для обеспечения встреч отдыхающих во время нахождения в СССР и их отправки на родину.

Свободный остаток денежных средств перечислялся на восстановление кредитов Центральному Финансовому Управлению Министерства обороны СССР.

Как отмечалось Министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Малиновским Р.Я. в записке ЦК КПСС от 7 февраля 1962 г. № 175208 «Практика взаимного обмена санаторными путевками с армиями стран народной демократии показала, что эти мероприятия способствуют укреплению дружественных связей между личным составом Советской Армии и армиями указанных стран» (из доклада полковника Б.В. Близниченко о результатах деятельности Валютно-финансового отдела за 1962 год).

Размеры денежного содержания иностранных военнослужащих на территории СССР зависели от экономического положения страны, где они проходили постоянную службу. Наиболее высокое финансовое и материальное обеспечение наблюдалось у венгерских, немецких и чехословацких военнослужащих, а самые низкие оклады были у болгарских генералов и офицеров.

На ежегодных совещаниях, кроме согласования бюджета Объединенного командования, проводился обмен опытом работы по специальным финансовым вопросам. Для этого на пятилетие заранее согласовывался перечень тем, по которым необходимо обменяться, существующим опытом в той или иной союзной армии.

За время такого сотрудничества, на совещаниях начальников финансово-экономических служб были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

- структура расходов на оборону по разделам бюджетной классификации;
- система денежного довольствия военнослужащих и их пенсионного обеспечения;
- принципы планирования и финансирования войск;
- порядок автоматизированного финансового учета и отчетности;
- система финансирования капитального строительства в войсках;
- контрольно-ревизионная работа в армии и другие специальные финансовые темы.

Как правило это делалось с практическим показом на каком-либо объекте национальной армии.

Например, с вопросами применения вычислительной техники для начисления денежного довольствия военнослужащим, знакомились в частях Войска Польского и Национальной народной армии Германской Демократической Республики, с применением автоматизации в финансовом учете и пенсионном обеспечении – в Венгерской народной армии.

Такие ежегодные встречи начальников финансово-экономических служб союзных армий, проходили в дружественной обстановке и способствовали тому, чтобы эффективнее применять в практической работе, все положительное, что имеется в каждой союзной армии. Кроме того, начальник финансово-экономической службы союзной армии, на территории которой проходило совещание, организовывал для своих профессиональных коллег культурную программу, с учетом национальных особенностей и традиций своей страны.

При проведении на территориях государств-участников Варшавского Договора по планам Объединенного Командования совместных учений, с привлечением оперативных Штабов и войск, работники финансово-экономических служб непосредственно принимали в них участие. Кроме финансового обеспечения, участвующих в учении войск, в их обязанности входило учет и возмещение ущерба, причиняемого войсками народному хозяйству страны, муниципальным органам и частным лицам. При проведении таких учений, согласно существующему Положению об ОВС, материально-техническое и финансовое обеспечение войск и сил флотов, осуществлялось порядком, установленным в их национальных армиях и за счет своих стран.

В обязанность валютно-финансовой службы Главкома ОВС, в этих случаях, входило в рабочем порядке изучать и фиксировать особенности финансового обеспечения военнослужащих, участвующих в учениях. Это было необходимо для дальнейшего использования данных при разработке Положения, на случай военного времени.

Для осуществления контроля за экономным и рациональным расходованием денежных и материальных средств в органах управления Объединенного командования было разработано «Положение о контроле…», которое после согласования на очередном совещании с начальниками финансово-экономических служб союзных армий, утверждено и введено в действие приказом Главкома ОВС.

Проверку правильности расходования денежных средств по бюджету Объединенного командования производила комиссия, назначаемая приказом Главкома ОВС из числа офицеров союзных армий, проходящих службу в органах управления Объединенного командования. Результаты проверки оформлялись актом, подписанным членами комиссии, с последующим утверждением Главкомом ОВС. Этот акт являлся приложением к отчету о расходовании денежных средств по бюджету Объединенного командования и ежегодно рассматривался на совещании начальников финансово-экономических служб союзных армий.

Документальные ревизии валютно-финансовой и хозяйственной деятельности Аппаратов производились офицерами валютно-финансового отдела 10 Главного Управления, которые, в соответствии с Положением о финансовом контроле в Министерстве обороны и Инструкцией по проведению документальной ревизии валютно-финансовой деятельности аппаратов выполняли обязанности, несли ответственность и пользовались правами штатного инспектора-ревизора.

К участию в ревизии привлекался председатель и члены внутренней проверочной комиссии Аппарата.

oboznik.ru - Особенности финансового обеспечения штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора

Заседание Военного совета ОВС и в это же время совещание начальников финансово-экономических служб союзных армий. Октябрь 1982 г., Варшава.

В общей сложности Варшавский Договор просуществовал около 35 лет.

За время существования Варшавского Договора был накоплен большой научный материал в области организации и функционирования коалиционных военных органов, боевой и мобилизационной готовности, оперативной подготовки союзных войск и штабов, планирования и ведения оперативно-стратегических операций войск коалиционного состава, боевого применения видов вооруженных сил и родов войск. Организации системы управления, тылового, финансового и материально-технического обеспечения боевых действий союзных войск на ТВД.

Были подготовлены разделы о порядке финансирования Объединенных вооруженных сил для включения в Положение Объединенных вооруженных сил на военное время.

Состояние боевой готовности Объединенных вооруженных сил находилось в прямой зависимости от умения управлять финансами, экономно использовать выделяемые бюджетные средства и осуществлять контроль за их рациональным использованием.

Литература:

1. А.И. Грибков «Судьба Варшавского Договора». Москва «Русская книга» 1998 г.
2. С.Г. Едыкин «Записки старого солдата»
3. Постановление Совета Министров СССР от 16 мая 1955 г. № 519-233 «О порядке содержания представительств Главнокомандующего командования Объединенных вооруженных сил в Албании, Болгарии, Чехословакии и Германской Демократической Республике»
4. Доклад начальника Валютно-финансового отдела 10-го Главного Управления Генерального штаба ВС СССР о результатах деятельности отдела за 1962 год
5. Инструкция по валютно-финансовому и материальному обеспечению военнослужащих, рабочих и служащих, направляемых за границу для оказания технической и другой помощи армиям дружественных стран)
6. Инструкция по проведению документальной ревизии валютно-финансовой деятельности аппаратов.

Об авторе: Вуколов Юрий Иванович, полковник в отставке, преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ

Другие новости и статьи

« Начало еще одного потерянного десятилетия

Сущность рационализаторской работы в Вооруженных Силах »

Запись создана: Пятница, 26 Март 2021 в 12:14 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Финансовое.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика