Рационализаторская работа в военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации
Innovation work in military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Уварова Жанна Арнольдовна,
преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва
e-mail: arnoldowna@gmail.com
Кабланбеков Нурислан Оморбекович,
курсант Финансово-экономического факультета Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва
e-mail: nurislank@gmail.com
Реферат. Рационализаторская работа является одной из важнейших форм творческой научно-технической деятельности личного состава, способствующей повышению уровня и результативности научной работы и образовательного процесса. опыт организации и проведения рационализаторской работы курсантов с участием педагогов, накопленный в Военном университете Министерства обороны России, доказывает ее необходимость и высокую эффективность в учебном процессе высшего военного учебного заведения, имеющего гуманитарную или техническую направленность и целеполагание на применение современной высокотехнологичной военной техники. Достигнутый положительный опыт рационализаторской работы курсантов должен получить дальнейшее развитие и обобщение, а также должен быть учтен при реализации основных профессиональных образовательных программ.
Ключевые слова: рационализаторские предложения, рационализация, изобретательство, информатизация.
Uvarova Zhanna A.,
Lecturer at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: arnoldowna@gmail.com
Kablanbekov Nurislan O.,
Cadet of the Faculty of Finance and Economics of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: nurislank@gmail.com
Report. Innovation work is one of the most important forms of creative scientific and technical activity of the personnel, which contributes to improving the level and effectiveness of scientific work and the educational process. The experience of organizing and conducting rationalization work of cadets with the participation of teachers, accumulated at the Military University of the Ministry of Defense of Russia, proves its necessity and high efficiency in the educational process of a higher military educational institution that has a humanitarian or technical orientation and a goal-setting for the use of modern high-tech military equipment. The achieved positive experience of the cadets ‘ rationalization work should be further developed and generalized, and should also be taken into account when implementing the main professional educational programs.
Keywords: rationalization proposals, rationalization, invention, informatization.
В военных учебных заведениях высшего профессионального образования Министерства обороны России, рационализаторская работа, как одна из основных форм научной работы, рассматривается в качестве комплекса принимаемых мер и проводимых мероприятий, направленных на создание, выявление, правовую охрану и использование в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, программ для ЭВМ и баз данных и других объектов интеллектуальной собственности.
Рационализаторская работа организуется и проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и включает в себя:
- создание правовых, организационных и экономических условий для развития в военном вузе технического творчества и эффективного использования объектов интеллектуальной собственности для решения актуальных задач во всех сферах жизнедеятельности;
- стимулирование рационализаторской работы, соблюдение прав и интересов рационализаторов и лиц, содействующих созданию и использованию изобретений и других ОИС;
- правовое обеспечение заключаемых в военном вузе контрактов (договоров) в части, относящейся к вопросам интеллектуальной собственности;
- патентно-лицензионное обеспечение разработки и производства вооружения и военной техники, в том числе по государственному оборонному заказу;
- выявление и реализацию в лицензионной форме научно-технических достижений, охраняемых и не охраняемых патентами или авторским правом.
В соответствии с должностными обязанностями, определенными Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, руководство рационализаторской работой в военном вузе осуществляет начальник военного вуза.
Непосредственным организатором рационализаторской работы является заместитель начальника военного вуза по учебной и научной работе, который руководит работой комиссии по изобретательству и рационализации военного вуза и должностными лицами, ответственными за эту работу в подчиненных подразделениях и службах.
Организация рационализаторской работы в военном вузе входит в функции научно-исследовательского отдела и осуществляется его подразделением - бюро по изобретательству.
Бюро по изобретательству, являющееся штатным органом военного вуза по изобретательству, функционирует в соответствии с Положением об органах по изобретательству в Вооруженных Силах Российской Федерации (введено приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 340) и в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и другими законодательными актами Российской Федерации, Инструкцией о рационализаторских предложениях в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Министром обороны Российской Федерации 29.11.2004г.), приказами Министра обороны Российской Федерации, указаниями Роспатента, Отдела изобретательства Министерства обороны Российской Федерации и органов по изобретательству Ленинградского военного округа и ГУ ГШ, настоящим Положением.
Для объективного принятия решений по рационализаторским предложениям и заявкам на изобретения, оказания помощи бюро по изобретательству в организации и проведении рационализаторской работы в военном вузе создается комиссия по изобретательству и рационализации. Комиссия по изобретательству и рационализации (далее именуется - комиссия по изобретательству) назначается приказом начальника военного вуза в составе 13-17 человек на один год. В нее включаются представители кафедр, отделов и служб, являющиеся, как правило, рационализаторскими органами соответствующих подразделений.
Председателем комиссии назначается заместитель начальника военного ВУЗа по учебной и научной работе, секретарем комиссии - начальник бюро по изобретательству или инженер по патентной и изобретательской работе.
На комиссию по изобретательству ВУЗа возлагается:
- рассмотрение поступивших в военный ВУЗ заявлений на рационализаторские предложения и принятие по ним решений;
- принятие решений о выплате вознаграждений за рационализаторские
предложения;
- принятие решений о выплате вознаграждений работникам военного вуза, создавшим служебные изобретения, служебные полезные модели или служебные промышленные образцы;
- принятие решений о выплате премий за содействие рационализации;
- обсуждение при необходимости вопросов текущей работы, проектов приказов по изобретательству и рационализации, предложений о поощрении лучших подразделений, творческих коллективов, изобретателей, рационализаторов и организаторов технического творчества.
Решения комиссии по изобретательству оформляются в виде протокола заседания комиссии, утверждаемого начальником военного вуза.
Комиссия по изобретательству в своих постановлениях может давать поручения должностным лицам военного вуза по решению задач, связанных с проведением изобретательской и рационализаторской работы, которые отражаются в протоколе заседания комиссии и подлежат исполнению соответствующими должностными лицами после утверждения протокола начальником (командиром).
Рационализаторскую работу кафедр, входящих в состав факультета, координирует начальник факультета. Рационализаторской работой на кафедрах, в отделах, службах руководят начальники соответствующих кафедр, отделов, служб.
Общие обязанности начальника (командира) по руководству рационализаторской работой определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации: «Командир (начальник) обязан руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой:
- определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;
- направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);
- принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать, обобщать и распространять передовой опыт, организовывать проведение конференций, совещаний, смотров и выставок и участвовать в их работе;
- поощрять военнослужащих, добившихся лучших творческих результатов».
Для организации и проведения рационализаторской работы на кафедрах, в отделах, службах распоряжением соответствующих начальников сроком на один год назначаются организаторы изобретательской и рационализаторской работы. Решения комиссии по изобретательству оформляются в виде протокола заседания комиссии, утверждаемого начальником военного ВУЗа.
Комиссия по изобретательству в своих постановлениях может давать поручения должностным лицам военного вуза: по решению задач, связанных с проведением изобретательской и рационализаторской работы, которые отражаются в протоколе заседания комиссии и подлежат исполнению соответствующими должностными лицами после утверждения протокола начальником (командиром).
Рационализаторская работа является одной из важнейших форм творческой научно-технической деятельности личного состава, способствующей повышению уровня и результативности научной работы и образовательного процесса.
Одним из эффективных направлений развития творчества будущих офицеров является их активное участие в рационализаторской работе. Ценность рационализаторской работы заключается в возможности применения знаний курсанта, формирующих его профессиональные компетенции, в творческой работе. Но при этом творческая работа обучающихся также должна способствовать основной задаче процесса обучения в высшем военном учебном заведении – более глубокому и всестороннему освоению изучаемых дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Рационализаторская работа курсантов является инициативной творческой работой, развивающей самостоятельность и способность к самообучению, однако роль педагога в такой деятельности является определяющей.
Целенаправленная полноценная профессиональная подготовка современного офицера экономической безопасности, изучающего сложную финансовую систему Вооруженных Сил на кафедре «Финансово-Экономическое обеспечение Вооруженных Сил», невозможна без развития рационализаторского мышления курсантов. Кафедра включена в современный тренд военного образования, в котором комплекс средств реализации основной профессиональной образовательной программы педагогической направленности дополнен методами обучения, повышающими мотивацию и интерес к обучению, а также раскрывающими творческую составляющую личности курсанта. Важным направлением, включенным в основную профессиональную образовательную программу, является творческая деятельность в форме рационализаторской работы. Рационализаторская работа на кафедре применяется в качестве дополнительного эффективного средства в достижении поставленной цели – воспитании профессионального компетентного офицера, обладающего высоким творческим потенциалом.
Строгая регламентация военной службы и одновременно возрастающая учебная нагрузка в значительной степени уменьшают возможность самостоятельной деятельности курсанта высшего военного учебного заведения как творческой личности. Сложившиеся объективные условия и решаемые задачи обучения в военных вузах не позволяют в полной мере развивать профессиональное творчество и ограничивают доступность участия в рационализаторской работе для многих курсантов.
Противоречия между требованиями учебного процесса и необходимостью развития творческой активности курсантов могут быть устранены различными путями, в том числе включением обучающихся в рационализаторскую работу. Педагогические пути развития рационализаторского мышления курсантов в ходе рационализаторской работы предполагают возможность создания ситуаций, решение которых должно быть связано с проявлением творческой инициативы и индивидуальным подходом к ним самих курсантов. В силу ограничения возможностей педагога высшего военного учебного заведения в организации творческой деятельности курсантов непосредственно в процессе аудиторной работы большое значение приобретает внеаудиторная деятельность педагога по развитию рационализаторской работы обучающихся. Формирование мотивации у курсантов необходимости участия в рационализаторской работе – одно из важных направлений воспитательной и образовательной внеаудиторной работы военного педагога.
В рационализаторской работе особенную значимость приобретает принятая педагогическая модель процесса развития профессионального творчества. В рамках педагогического подхода процесс развития рационализаторского мышления курсантов в ходе выполнения рационализаторской работы требует от педагога:
– четкой и доступной курсантам формулировки цели и задач;
– корректного выделения объектов и предмета исследования;
– формулирования понятия о субъектах, выполняющих творческую работу.
Педагогический подход должен включать описание важнейших закономерностей изучаемого вопроса; выявление и раскрытие существа противоречий; постановку принципов организации рационализаторской работы; обучение методическим основам выполнения творческой работы [1].
В качестве обязательного этапа постановки рационализаторской работы курсантов педагог должен продемонстрировать курсанту известные приемы и обучить способам их применения для решения конкретных практических задач. Опыт проведения рационализаторской работы показал отсутствие у большинства курсантов опыта творческой работы. Поэтому особое внимание педагоги кафедры уделяют последовательности, форме и средствам выполнения творческой работы, которые доступны курсантам в образовательной среде высшего военного учебного заведения.
Для успешного выполнения рационализаторской работы в высшем военном учебном заведении необходима соответствующая структура педагогической модели рационализаторской работы курсантов. Структурной особенностью педагогической модели развития рационализаторской работы является обязательная тесная взаимосвязь двух ее компонентов: организационного и методического. Обучение курсантов организуется в тесной взаимосвязи образовательного процесса с научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работой, публикационной деятельностью и проводится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 670 (2014 г.), приказом МО РФ № 245 от 4 мая 2008 г., указаниями статс-секретаря – заместителя Министерства обороны Российской Федерации № 173/УВО/3/3858 от 10 февраля 2017 г. и другими нормативными и правовыми документами.
Структура организации рационализаторской работы курсантов заключается в научно-методическом сопровождении педагога рационализаторской работы курсанта в образовательном процессе военного вуза и в первую очередь должно быть направлено на правильную организацию научно-исследовательской работы обучающихся. Накопленный опыт рационализаторской работы курсантов 3–5-го курсов обучения показал, что оптимальная организация рационализаторского мышления курсантов в процессе рационализаторской работы должно пошагово включать следующие этапы:
+ первый этап. «Постановка проблемы»:
– изучение существующей ситуации и выявление в ней «конфликта», противоречия;
– определение проблемной ситуации, обусловливающей возникновение противоречия;
– аргументация актуальности решения проблемной ситуации.
+ второй этап. «Выдвижение гипотез решения проблемы и их анализ»:
– формулирование рабочей гипотезы, анализ возможности и полезности ее реализации;
– раскрытие замысла исследования на основе выбранной гипотезы.
+ третий этап. «Планирование исследовательских, проектных работ и поиск путей их практической реализации».
+ четвертый этап. «Практическая реализация принятых научных и практических замыслов с поэтапным контролем выполнения плана».
+ пятый этап. «Представление результатов рационализаторской работы»:
– предоставление продукта рационализаторской работы;
– сравнение (анализ) полученного результата с выдвинутой рабочей гипотезой и оценка степени достижения ожидаемого результата;
– устранение выявленных недостатков и отклонений от выдвинутой гипотезы;
– предоставление практического результата в окончательной форме;
– проверка практического действия продукта рационализаторской работы;
– представление выполненной работы для защиты в комиссии по рационализаторству и изобретательству.
В связи с отсутствием личного опыта исследовательской деятельности, курсанты допускают ряд ошибок, замедляющих и затрудняющих выполнение рационализаторской работы. Оптимизация творческой деятельности должна включать в себя не только непосредственное руководство работой курсантов, но также помощь педагога в планировании всех этапов, консультирование по широкому спектру вопросов, связанных с разрабатываемым рационализаторским предложением, контроль сроков и качества его выполнения.
В процессе выполнения курсантами рационализаторской работы наряду с материальным поощрением существуют следующие пути их мотивации и стимулирования к занятию научно-исследовательской деятельностью:
- повышение личного интереса к изучаемым дисциплинам основной профессиональной образовательной программы,
- улучшение освоения базовых профессиональных дисциплин, повышение общей успеваемости и личной самоорганизации.
Курсанты, вовлеченные в рационализаторскую работу, как правило, становятся лидерами в учебе и социальной сфере.
Таким образом, анализ накопленного опыта в Военном университете Министерства Обороны Российской Федерации показал, что в процессе выполнения рационализаторской работы наблюдается заметный рост профессиональной и общей компетентности курсантов, который обусловлен:
1. Более глубоким и осмысленным освоением базовых компетенций, определенных основной профессиональной образовательной программой;
2. Освоением ряда компетенций, не включенных в основную профессиональную образовательную программу;
3. Повышением общей и технической грамотности курсантов вследствие изучения и использования на практике дополнительной технической и юридической информации;
4. Освоением знаний в области патентного права, необходимых для оформления и защиты заявки на рационализаторское предложение;
5. Наработкой опыта оформления технической и юридической документации;
6. Выработкой умений и навыков практической работы с современной приборной и элементной базой электроники;
7. Непосредственным участием в планировании, реализации и применении рационализаторского предложения, что позволяет курсантам более глубоко и осмысленно воспринимать учебные материалы изучаемых дисциплин.
Для осуществления полноценной рационализаторской работы курсантов в Военном университете создана структура, состоящая из комиссий филиала и факультетов. В составе комиссий работают наиболее квалифицированные педагоги, имеющие многолетний опыт педагогической, изобретательской и рационализаторской работы. Комиссия ежемесячно рассматривает вопросы рационализаторской работы курсантов 2 раза в месяц. Эффективность работы структуры следующая: из всего количества рационализаторских предложений, рассматриваемых в течение одного месяца (25–40 предложений), половина принимается к реализации в текущей образовательной практике.
Многолетняя практика организации и проведения рационализаторской работы позволила сформулировать основные требования, предъявляемые к рационализаторским предложениям курсантов.
Рационализаторское предложение должно быть:
– связано с учебным процессом, в котором непосредственно участвует курсант;
– полезно для текущего учебного процесса Вооруженных Сил Российской Федерации;
– иметь очевидную перспективу дальнейшего применения в учебном процессе;
– не иметь локальных аналогов;
– представлять собой техническое решение с реальной возможностью достижения практической реализации;
– доступно для реализации силами курсантов;
– экономически оправданным и не иметь серьезного финансового обременения для участников рационализаторской работы.
Подводя итоги анализа, можно отметить, что опыт организации и проведения рационализаторской работы курсантов с участием педагогов, накопленный в Военном университете Министерства обороны России, доказывает ее необходимость и высокую эффективность в учебном процессе высшего военного учебного заведения, имеющего гуманитарную или техническую направленность и целеполагание на применение современной высокотехнологичной военной техники. Достигнутый положительный опыт рационализаторской работы курсантов должен получить дальнейшее развитие и обобщение, а также должен быть учтен при реализации основных профессиональных образовательных программ.
См. также:
1. Сущность рационализаторской работы в Вооруженных Силах
Примечание:
[1] п.п. 74, 84 «Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ» (утверждено приказом МО РФ 2003 г. № 80)
Литература:
1. Приказ министра обороны Российской Федерации от 04 июля 1993 г. №340 «О введении в действие Положения об органах по изобретательству Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. Приказ министра обороны РФ от 30.09.2012 №3080 «О проведении Всеармейского смотра на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
3. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 (в ред. 02.01.2017).
4. Инструкция о рационализаторских предложениях в Вооруженных Силах Российской Федерации. Утверждена министром обороны Российской Федерации от 29 ноября 2004 г.
5. Ловчева М. Моральное стимулирование персонала // «Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008. №12.
6. Бойко Ю.И., Коробкина М.А. Мотивация и стимулирование труда как объективный фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях становления и развития рыночных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 2. С. 241–245. (URL: http://e-koncept. ru/2016/46061.htm).
7. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 (в ред. 02.01.2017).
8. Выписка из «Инструкции о рационализаторских предложениях в ВС РФ» утвержденной Министерством обороны РФ 29 ноября 2004.
Другие новости и статьи
« Сущность рационализаторской работы в Вооруженных Силах
Положение о трофейных органах, частях и учреждениях РККА »
Запись создана: Суббота, 27 Март 2021 в 7:08 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука.
метки: изобретательство, информатизация, рационализация, рационализаторские предложен
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика