Идея создания женских авиационных полков
Женщины 46 авиационного полка на страже Отечества
Летный состав полка
The idea of creating women’s aviation regiments
Титов Богдан Ашматулаевич,
курсант финансово экономического факультета Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва;
e-mail.ru: bon333@list.ru
Хижняк Александр Витальевич, кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии им. Г.К. Жукова,
доцент Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва;
e-mail.ru: izdatelstvo-fa@yandex.ru
Зарубецкий Александр Михайлович, кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии им. Г.К. Жукова, доцент,
заведующий кафедрой Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва;
e-mail.ru: avganistan1986@yandex.ru
Булыгин Алексей Владиленович, кандидат экономических наук, доцент,
независимый автор;
e-mail.ru: pilot58@mail.ru
Реферат. Все меньше остается участников войны и переживших ее гражданских лиц. Пропаганда в интернете и средствах массовой информации очерняющая защитников Родины и действия СССР в период войны требует от нас более глубоких исследований, раскрывающих величие народного подвига в Великой Отечественной войне и их публикацию. Изучение исторического опыта участия военнослужащих-женщин 46 авиационного полка ночных бомбардировщиков в борьбе с фашистскими захватчиками - задача публикации. В статье раскрыта необходимость участия женщин в войне, исследован опыт и история создания 46 авиационного полка ночных бомбардировщиков, а также показан вклад в победу в Великой Отечественной войне женщин 46 авиационного полка.
Ключевые слова: авиация, женщины, летчицы, авиационный полк, война, история.
Titov Bogdan A.,
Cadet of the Faculty of Finance and Economics of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia;
e-mail.ru: bon333@list.ru
Khizhnyak Alexander V., Candidate of Economic Sciences, laureate of the State Prize named after G. K. Zhukov,
Associate Professor of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia;
e-mail.ru: izdatelstvo-fa@yandex.ru
Zarubetsky Alexander M., Candidate of Economic Sciences, laureate of the State Prize named after G. K. Zhukov, Associate Professor,
Head of the Department of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia;
e-mail.ru: avganistan1986@yandex.ru
Bulygin Aleksey V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
independent author;
e-mail.ru: pilot58@mail.ru
Report. There are fewer and fewer war participants and civilian survivors. Propaganda on the Internet and in the mass media that denigrates the defenders of the Motherland and the actions of the USSR during the war requires us to do more in-depth research that reveals the greatness of the national feat in the Great Patriotic War and their publication. The study of the historical experience of the participation of female servicemen of the 46th aviation regiment of night bombers in the fight against the fascist invaders is the task of the publication. The article reveals the need for women to participate in the war, examines the experience and history of the creation of the 46th aviation regiment of night bombers, and also shows the contribution of women of the 46th Aviation Regiment to the victory in the Great Patriotic War.
Keywords: aviation, women, pilots, aviation regiment, war, history.
У войны не женское лицо… Но почему главной эмблемой Великой Отечественной войны стал плакат Родина-мать зовет, а ярчайшим символом победы – памятник на Мамаевом кургане? Участие женщин в войне противоестественно. Они в муках дают человеку жизнь. А отнимать ее - исконно мужское занятие. Выход женщин на поле боя означает, что само существование нашего народа находилось в смертельной опасности. В годы войны на фронтах служило около 800 тысяч женщин.
Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино. В представленной работе пойдет речь об авиационном полку, который был сформирован для борьбы с фашистским захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги этот полк. Все его воины — от летчиков и штурманов до техников — были женщины.
В октябре 1941 года немцы подходили к Москве. Москва словно замерла, с маскировочными рисунками на площадях, с противовоздушными «сосисками» в небе. Во многих ВУЗах страны начали работать различные курсы: медицинских сестер и лыжников, пулеметчиков и радистов. Казалось невозможным в такое время учить историю, физику или математику. Нужно было быть в окопах на передовой.
Марина Раскова — основательница
женского авиаполка
В это время в правительстве страны скопилось большое количество писем от девушек - летчиц аэроклубов, летных школ, транспортной авиации. Все они настойчиво просили направить их на фронт, чтобы воевать наравне с мужчинами.
В первые же дни войны попросилась на фронт и известный штурман, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. Ей категорически отказали. Тогда Раскова высказала «дерзкую» мысль: «надо приступить к формированию специальных женских полков». Ее выслушали, обещали подумать. Однако у «дерзкой» мысли нашлись противники - подобных формирований практика мировой авиации еще не знала. А письма шли и шли. Не сидела сложа руки и Марина Михайловна. Она добилась личного приема у И. В. Сталина. Решение, в конце концов, было принято, и 8 октября 1941 года Председателем Наркомата обороны был подписан совершенно секретный приказ №0099 о формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии.
Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный (самолет Як-1), бомбардировщиков (предполагалось использовать ближний бомбардировщик Су-2, но впоследствии было принято решение вооружить пикирующим бомбардировщиком Пе-2) и легких бомбардировщиков (У-2).
Два первых полка были смешанными, и только третий, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. В первые два полка попадали уже имеющие солидный опыт летной работы. А юные и неопытные, только что закончившие аэроклуб, попадали в третий. Считалось, что летать на У-2 – легче легкого. По иронии судьбы этот полк был первым отправлен на фронт. Вся организационная работа поручалась Марине Расковой. Но для того чтобы создать боевой полк, нужны были еще и штурманы, и техники, и механики. И тогда Центральный Комитет комсомола объявил по Москве призыв девушек, желающих добровольно пойти на фронт.
А немецкие войска уже подходили к столице. Позднее, когда стало ясно, что людей на три полка недостает, такой же комсомольский призыв был объявлен в Саратове, близ которого проходило формирование полков. Сотни девушек, от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к плоскости самолета, не державших в руках оружия, пришли в армию по этому призыву. Среди них были студентки и ткачихи, воспитательницы детских садов и школьницы.
Какими они были? Мечтательницами и фантазерками на тоненьких каблучках. С легкомысленными локонами и строгими русскими косами. Серьезные и хохотушки. Нежные и суровые. Девочки, только что оторвавшиеся от маминого тепла, и уже опаленные войной летчицы. Жены, проводившие на фронт любимых. Матери, оставившие детей бабушкам. Такие разные в личном и такие одинаковые в главном - желании воевать. Но умение приходило только с боевым опытом, слава рождалась в беспощадных боях.
Говоря о легендарном оружии Великой Отечественной войны, чаще всего вспоминают бронированный штурмовик Ил-2, непобедимый Т-34, грозную «Катюшу». Но, есть один уникальный самолет, который служит великолепной иллюстрацией того, почему мы называем русское оружие и русскую армию лучшими.
<<< Самолет По-2 (У-2)
Это летающая парта, небесный тихоход По-2 (У-2). Но нужно было еще найти наиболее эффективное ему применение и научиться им пользоваться.
Первоначально самолет назывался У-2. «У» – учебный, «2» - двухместный. Гениальный по своей простоте и надежности самолет был создан в 1927 году гениальным авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым. Каждый, из сконструированных им впоследствии самолетом можно в не меньшей степени назвать гениальными и легендарными, это разведчики Р-Z и Р-5, истребители И-5, И-15, И-15 бис, И-16, И-153, и т.д. Изначально самолеты в Советском Союзе, как это было принято в большинстве стран, назывались по их предназначению: У – учебный, И – истребитель, Р – разведчик, Б – бомбардировщик, ДБ – дальний бомбардировщик. Однако в соответствии с постановлением ГКО, принятым в декабре 1940 г., и приказом наркома авиационной промышленности от 9 декабря 1940 года устанавливался иной порядок присвоения наименований самолетам. Название должно было включать первые буквы фамилии конструктора (конструкторов) самолета и четный номер для военно-транспортных и бомбардировочных самолетов. Наименование вводилось приказом наркома авиационной промышленности: «Як» – Яковлев А.С., «Ту» – Туполев А.Н., «Ил» – Илюшин С.В., «По» – Поликарпов Н.Н. В 1944 году очередь дошла и до самолета до У-2.
До Великой Отечественной войны самолет массово выпускался и использовался во всех отраслях народного хозяйства. Он был почтовым, санитарным, сельскохозяйственным, на колесном шасси, на поплавках, на лыжах. По некоторым данным было выпущено более 33 экземпляров. Вероятно, их было выпущено значительно больше, так как неучтенный выпуск этих самолетов был организован на многих авиапредприятиях страны Советов.
С 30 июля 1944 года в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 935, с целью увековечивания памяти тов. Поликарпова Н.Н., его стали именовать Поликарпов-2, По-2. По схеме самолёт У-2 — одномоторный двухместный биплан расчалочной конструкции. Общая длина самолёта — 8 метров. Вес пустого самолета 750 кг. Нормальный полётный вес учебного самолёта составлял 1012 кг. На У-2 был установлен хорошо зарекомендовавший себя пятицилиндровый, воздушного охлаждения мотор М-11 максимальной мощности у земли 110л. с., на высоте 1670 м — 90 л.с. Максимальная скорость —120 км/ч, крейсерская — 100км/ч, посадочная — 60-70 км/ч. Разбег и пробег — 80-120 м. Современный автомобиль обгонит его без труда.
Вставляют взрыватели в бомбы
К самолёту подвешивались 4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут. >>>
Не поражает воображение. Простенький, если не сказать примитивный самолетик из фанеры и с полотняными крыльями и хвостовым оперением, простой в управлении и что немаловажно — очень дешевый в производстве. Если бы немцам до войны показали этот самолет, и сказали, что это бомбардировщик, они бы плакали от смеха. Потом они тоже плакали. Но уже по другой причине.
Низкая скорость затрудняла атаку вражеским истребителям. Скорость сваливания у «Мессершмидта» была равна максимальной у По-2 при попутном ветре. В бою это означало, что атакующий истребитель не мог «сесть на хвост» и вынужден был нарезать вокруг петли, видя цель в зоне атаки на очень короткое время.
А с учетом того, что летчик По-2 благодаря той же низкой скорости мог «чесать» буквально над самой землей, то немец при малейшей ошибке «обнимал» русскую березку. Это если вообще после первого захода находил цель. Благодаря простоте управления, опять-таки низкой скорости и отменной маневренности, летчик По-2, заметив, что внимание со стороны противника превышает его скромные возможности, мог сбросить скорость до шестидесяти, и спокойно «пилить» по просеке. Именно по просеке, а не над ней, любуясь проплывающими на расстоянии метра ветвями деревьев и изредка поглядывая вверх, где мечется немецкий истребитель.
Немецким зенитчикам По-2 тоже активно не нравился. Во-первых, из-за того, что шум его двигателя можно было расслышать только тогда, когда он уже был над самой головой. И к тому времени, когда стволы разворачивались в нужную сторону, По-2 с издевательской неторопливостью скрывался за деревьями.
И это если повезло. К менее везучим «небесные тихоходы» в гости наведывались группой. Поначалу первым выходил «провокатор», который кружась вокруг надоедливой «мухой», изображал из себя самолет разведки. Поскольку с высоты верхушек сосен, все позиции были отчетливо видны даже ночью, а следом за «ведьмой», с соответствующими последствиями, наведывалась «чума», бронированный штурмовик Ил-2, то не отпустить разведчика надо было любой ценой.
Но когда позиции ПВО расчехлялись, на них, бесшумно подкравшись с тыла, обрушивались остальные. Тот факт, что самолеты могут подкрадываться, да еще и бесшумно, вгонял немецких зенитчиков в когнитивный диссонанс и уныние. В еще большее уныние вгонял тот факт, что русские умудрялись подвешивать к этому куску летающей фанеры вполне взрослые ФАБ-50 и ФАБ-100 (фугасная авиабомба) Если добавить, что цифра — это вес, то причины уныния становятся очевидными. А с учетом того, что один По-2 мог нести четыре первых бомбы или две вторых, становятся понятны и масштабы уныния.
Две сто или четыре пятидесятикилограммовых авиабомбы, на каждом самолете (Приложение 3), которые он может с неприятно высокой точностью, благодаря низкой скорости и высоте полета, уложить в капонир или траншею, как правило означают, что всего пары По-2 хватит для того, чтобы сравнять позиции ПВО с землей.
А в немецких окопах По-2 не любили особенно. После дневных налетов бронированных штурмовиков Ил-2 нервы у немцев и так были расшатаны до предела, а тут еще этот ночной кошмар! Главной проблемой была манера летчиков По-2 подходить к цели с выключенными двигателями, сбрасывать бомбы и, включив мотор, уходить на полегчавшем самолете, от ответных «комплиментов» со стороны разбуженного, и поэтому очень злого противника.
<<< Комиссар полка Е. Рачкевич, командиры эскадрилий Е.Никулина и С. Амосова, комиссары эскадрилий К. Карпунина и И. Дрягина, командир полка Е. Бершанская
А злиться немцам было с чего — внезапность нападения не давала времени разбежаться по укрытиям, точность бомбометания не оставляла шансов даже серьезно укрепленному блиндажу, но самым неприятным был тот факт, что По-2 могли делать по десятку вылетов за ночь (рекорд был -18!). Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Кто тут может выспаться после дневного кошмара!
Чтобы окончательно деморализовать врага, советские авиаконструкторы непрерывно совершенствовали боевые возможности самолета. Максимальный полетный вес ночного бомбардировщика довели до — 1400 кг. А вес пустого самолета – 750 кг. Таким образом, По-2 поднимал в воздух столько, сколько весил сам. Часть этого, конечно, приходилось на летчика и топливо, но оставалось еще достаточно. В зависимости от версии, бомбовая нагрузка варьировалась от 200 до 300 кг, и в этот диапазон входило много чего интересного — помимо упомянутых ФАБ-100 и ФАБ-50, при бомбометании использовались ампулы, снаряжённые зажигательной смесью «КС».
Кроме этого, использовались зажигательные бомбы ЗАБТООтш (с термитными шарами) и ЗАБ-50 (с твёрдым горючим), осколочные АО-2,5, АО-10 и с 1943 АО-25-35, реактивные снаряды. А позже для повышения живучести самолета, как оборонительное вооружение биплана в 1944 году установили скорострельный авиационный пулемет ШКАС.А это струя смертоносного свинца в 1800 выстрелов в минуту. Так что, учитывая ассортимент, гадания на тему того, что этой ночью сыпется им на голову, доставляли немцам немало «увлекательных» минут. Они пытались обзывать вредный самолет «кофемолкой» и «швейной машинкой», «ночным фельдфебелем», «фанерным посылочным ящиком», но это давало до обидного мало удовлетворения, потому, что с одной стороны догорают позиции ПВО, с другой — склад боеприпасов, за спиной — мост. А впереди горит рассвет, который означает, что сейчас тех, кого не добили ночью, прибьют штурмовики.
Ил-2 и По-2. Два вестника смерти для врагов. Первый ждали днем и называли «Черная Смерть» или «Мясник». Закованные в броню Илы обрушивали на немецкие окопы огненный шквал, перемешивая живое с мертвым, жгли машины, разбивали доты и артиллерийские позиции.
Следует заметить, что немецкое «Черная смерть» - «Schwarze Tod». И переводится это как «Чума». После визита Илов немецкие окопы правда весьма сильно напоминали средневековый город, по которому прошлась его тезка. Ирония в том, что в Средние века верили, что чуму насылают ведьмы. И советская крылатая чума тоже шла рука об руку с ведьмами. Ночными ведьмами. А роль метлы у них выполнял По-2.
А если серьезно - по ночам летали потому, что у По-2 не было ни брони, ни скорости, ни высотности. Но то, что для самолетов — недостаток, в руках советских летчиков стало неоспоримым достоинством.
Можно сколько угодно заниматься подсчетами, сравнивая километры в час, скороподъемность, толщину брони и калибры орудий. Это второстепенно. Важно мастерство, мужество и воля к победе.
Можно, дойти до абсурда, доказывая, что немецкий танк «Тигр» - шедевр танкостроения, а самый массовый истребитель «Messerschmitt- Bf.109» — лучший истребитель той эпохи. На здоровье. А мы их «сделали» на «посылочном ящике» с крыльями. Побеждает не оружие, а воин. Сельскохозяйственный инвентарь в руках ниндзя стал легендой, которую с почтением берут нынешние мастера боевых искусств. А в руках наших солдат легендой стала трехлинейка, простой и массовый Т-34 и По-2 который, уступая по ТТХ всем противникам, был для врага ночным кошмаром.
Почему? Потому, что наше дело правое и победа будет за нами.
См. далее: Женщины 46 авиационного полка на страже Отечества
2. Другого такого полка не было
Литература:
1. Ракобольская И. 46-й Гвардейский // Славные дочери советского народа. М., 1948.
2. Ракобольская И. «Пока стучит сердце». Дневники и письма Героя Советского Союза Евгении Рудневой. М., 1954; 1958; 1995.
3. Магид А. Гвардейский таманский авиационный полк. М., 1956; 1960; 1966.
4. Чечнева М. Самолеты уходят в ночь. М., 1961.
5. Чечнева М. Боевые подруги мои. М., 1967; 1975.
6. Чечнева М. Повесть о Жене Рудневой. М., 1978.
7. Чечнева М. Ласточки над фронтом. М., 1984.
8. Кравцова Н. От заката до рассвета. М., 1969.
9. Кравцова Н. Вернись из полета. М., 1971; 1979.
10. Кравцова Н. За облаками солнце. М., 1982.
11. Кравцова Н. Повести. Избранное. М., 1982.
12. Кравцова Н. Повести. М., 1990.
13. Аронова Р. Ночные ведьмы. М., 1969; 1980.
14. Литвинова Л. Улица Татьяны Макаровой. М., 1976.
15. Литвинова Л. Летят сквозь годы. М., 1983.
16. Сумарокова Т. Пролети надо мной после боя. М., 1988.
17. В небе фронтовом: Сборник воспоминаний советских летчиц. М., 1968; 1971.
18. Ракипов Ш. Звездные ночи. Казань, 1983.
19. Голубева-Терес О. Летная книжка. Саратов, 1981.
20. Голубева-Терес О. В ночном небе. Страницы из летной книжки. М., 1988.
21. Голубева-Терес О. Из лабиринта памяти: Документальные повести. Саратов, 1997.
22. Голубева-Терес О. Птица в синей вышине. Саратов: ИЦ «Добротея» ГП «Саратовтелефилиал», 2000.
23. Гельман П. О боях, пожарищах и друзьях-товарищах. М., 1995.
24. Воробьев В., Хижняк А. и др. Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. М.: ИНЭС, 2003.
25. Noggle A. A Dance with Death.Soviet Airwomen in World War II.Texas Univ. Press, 1994.
26. Myles B. Night Witches. The Untold Story of Soviet Women in Combat.Chicago, 1990.
27. Rossi M. «Le streghedellanotte». Storia e testimonianzedell’aviazonefemminile in URSS (1941-1945).Edizioni Unicopy, 2003.
28. Kasimira. Women in air war the eastern front of World war II. Nepean, Canada, 1997.
29. Pennington R. Wings, women, war. University press of Kansas, 2001.
30. https://histrf.ru/biblioteka/b/kto-takiie-nochnyie-viedmy
Другие новости и статьи
« Дополнительные фронтовые лагеря для военнопленных. 1945 г.
Другого такого полка не было »
Запись создана: Понедельник, 29 Март 2021 в 15:21 и находится в рубриках Аэродромное, Вторая мировая война, О патриотизме в России, Тыл: образование и наука.
метки: авиация, бомбардировщик, женщины, женский полк, ввс, наука, патриотизм
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика