29 Март 2021

Другого такого полка не было

oboznik.ru - Другого такого полка не было

#война#авиация#полк#наука#женщины#бомбардировщик

Женщины 46 авиационного полка на страже Отечества

30 апреля 1943 года полк стал Гвардейским

There was no other such regiment

Титов Богдан Ашматулаевич,

курсант финансово экономического факультета Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва;
e-mail.ru: bon333@list.ru

Хижняк Александр Витальевич, кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии им. Г.К. Жукова,

доцент Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва;
e-mail.ru: izdatelstvo-fa@yandex.ru

Зарубецкий Александр Михайлович, кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии им. Г.К. Жукова, доцент,

заведующий кафедрой Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва;
e-mail.ru: avganistan1986@yandex.ru

Булыгин Алексей Владиленович, кандидат экономических наук, доцент,

независимый автор;
e-mail.ru: pilot58@mail.ru

Реферат. Работа под девизом «Первым делом самолёты» посвящена истории создания и вкладу в Победу женщин 46 авиационного полка ночных бомбардировщиков. Легендарный феномен - авиационный женский полк ночных бомбардировщиков, летавших на самолете По-2. Его тактико-технические данные: «броня» – фанера вперемежку с перкалью, а его вооружение минимальное. И это против самолетов из дюраля и брони, против скорострельных пушек и пулеметов! Женщины воевали на этом самолете. И как воевали! Виртуозное владение простым и даже заурядным оружием помноженное на уникальные качества женского характера: скрупулезное отношение к делу, предусмотрительность, осторожность, и безграничное терпение так характерные русским женщинам.
Ключевые слова: авиация, женщины, летчицы, авиационный полк, война, история.

Titov Bogdan A.,

Cadet of the Faculty of Finance and Economics of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia;
e-mail.ru: bon333@list.ru

Khizhnyak Alexander V., Candidate of Economic Sciences, laureate of the State Prize named after G. K. Zhukov,

Associate Professor of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia;
e-mail.ru: izdatelstvo-fa@yandex.ru

Zarubetsky Alexander M., Candidate of Economic Sciences, laureate of the State Prize named after G. K. Zhukov, Associate Professor,

Head of the Department of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia;
e-mail.ru: avganistan1986@yandex.ru

Bulygin Aleksey V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

independent author;
e-mail.ru: pilot58@mail.ru

Report. The work under the motto “Planes first” is dedicated to the history of the creation and contribution to the Victory of the women of the 46th aviation regiment of night bombers. A legendary phenomenon is the women’s aviation regiment of night bombers flying the Po-2 aircraft. His tactical and technical data: “armor” - plywood mixed with percale, and his weapons are minimal. And this is against aircraft made of duralumin and armor, against rapid-fire cannons and machine guns! Women fought on this plane. And how they fought! Masterly possession of simple and even ordinary weapons multiplied by the unique qualities of the female character: a scrupulous attitude to business, foresight, caution, and boundless patience are so characteristic of Russian women.
Keywords: aviation, women, pilots, aviation regiment, war, history.

oboznik.ru - Другого такого полка не было
Полк готовится к перелёту в Москву для участия
в Параде Победы

К сожалению, перкалевые самолётики на парад не пустили… Но признали, что они достойны памятника из чистого золота! >>>

В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк - 46-й гвардейский, Таманский, дважды орденоносный ночной бомбардировочный авиационный полк (нбап), летавший на самолетах По-2. Сложно найти во всей нашей авиации другой полк, летавший на По-2, который за три года боев сумел бы сделать 24 тысячи боевых вылетов
Полк, в котором 25 летчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза и Героя России. Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов, и в результате его состав удвоился, несмотря на потери. Полк, для которого строили деревянные взлетные полосы прямо на раскисшем грунте, в котором обслуживали полеты бригадным методом. Такого полка больше не было.

А уж женского - не было точно! В этом полку мужчин не было. От техника до командира полка - одни только женщины. В основном девочки от 17 до 22 лет.

Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники — все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. В 1942 г. Приказом командующего ВВС было введено денежное поощрение за качество работ по ремонту авиационной техники, что улучшило его качество.

Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того, чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. Тогда она могла стать инструктором аэроклуба, командиром отряда, пилотом пассажирского лайнера. А таких в Советском Союзе были единицы.

А штурманами у них стали в основном студентки вузов - математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в краткие перерывы между боями проводились философские и тактические конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи. В этой части прошли всю войну десять студенток Московского государственного университета. Двое погибли. Пяти было присвоено звание Героя Советского Союза.

Штурманом полка и штурманами трех эскадрилий были студентки мехмата МГУ, начальник штаба и начальник оперативного отдела - тоже студентки Московского университета. Их всех объединяли особый азарт, взаимное уважение и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин.

oboznik.ru - Другого такого полка не было<<< На полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год. Полк летал с «аэродрома подскока» - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках.

В мае 1942 года формирование полка закончилось и девушки вылетели на фронт. Командующий 4-й Воздушной армией генерал Константин Андреевич Вершинин предупредил – если встретят неласково – особенно не расстраивайтесь. Все-таки женский полк на войне не совсем обычно. И правда, шутники-мужчины их сразу окрестили «Дунькиным полком», по имени командира Евдокии Давыдовны Бершанской. Все девушки и без того прекрасно осознавали, что на них смотрят через «большую лупу». Понимали, что везде и во всем должны быть безупречны и кристальными.

Полк прошел с боями от Донбасса, через Сальские степи и предгорья Кавказа при отступлении Южного фронта, через Кубань и Крым с наступающими фронтами, Белоруссию и Польшу, дошел до Восточной Пруссии, Германии и окончил войну севернее Берлина.

Немецкие солдаты говорили, что летчиц на По-2 трудно сбить, потому, что они «Ночные ведьмы». Почему же их так называли?

Существует несколько версий.

Поначалу их называли «ночной фельдфебель»: в дневное время солдаты Вермахта не знали, куда спрятаться от своих фельдфебелей (старшин). А в ночное время наши девушки заставляли их прятаться по всем щелям.

Самолёт По-2 был лёгкий, летал на низкой высоте и практически не был заметен немецким радарам. А тактика была очень простой: перед целью лётчицы глушили моторы, самолёт беззвучно планировал, они бросали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Поэтому немцы называли их «Nachthexen» (Ночные ведьмы).

oboznik.ru - Другого такого полка не было

Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше. Сгорели в воздухе.

Из письма офицера вермахта домой: «Эти самолеты, фанерные посылочные ящики, в которых сидят «ночные ведьмы», не дают нам жить! Мы не может зажечь огонь ни в печке, ни в маленьком костре. Нас тут же бесшумно забрасывают бомбами, кассетами с зажигательной смесью и даже гранатами. Они находят нас постоянно, поэтому мы вынуждены всю ночь сидеть в траншеях и даже ограничивать себя в курении: они видят даже огонек сигареты. Железный крест и премия в 2 тысячи рейсхмарок за уничтожение этого самолета, по-моему, недостаточно».

Зато пехотинцы называли этот самолет старшиной фронта, а девушек, летавших на нем, - небесными созданиями.

Летчики других авиаполков ласково обращались к нам «сестренки». А галантные французы из эскадрильи «Нормандия» называли девушек «прелестными колдуньями».

Все-таки их особое отношение к делу, продуманность, предусмотрительность, осторожность, терпение, скрупулезность, если хотите женская хитрость, и сказалось в конечном итоге на более качественном выполнении боевых заданий в отличие от мужчин. Мужчины действовали более решительно, иногда с лихачеством, а это подчас вело к неоправданным потерям. В свою очередь, девичий полк был тем соединением, который оказывал огромное влияние, в том числе и воспитывающее на тех же мужчин. Женский полк первым в дивизии получил наименование «Гвардейского». И к некоторому удивлению летчиков-мужчин других полков вполне заслужено. К концу войны в полку было 23 Героя Советского Союза – это из всех 28 женщин-авиаторов страны, удостоенных этого высокого звания.

oboznik.ru - Другого такого полка не было
Новороссийск взят!

Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова. Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле, снабжая их продовольствием и одеждой, почтой. >>>

Весь состав полка был женский. Летчики уже имели опыт работы, инженеры, старшие техники и большинство механиков также, а штурманы и вооружены были из вновь обученных девушек, пришедших по призыву комсомола. Поначалу были созданы две авиаэскадрильи (АЭ) а самолетов было всего 20 (концу войны в полку было уже 45 самолетов). Всего полк состоял из 115 человек.

У-2 (с 1944 года – По-2) - учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для летчика и штурмана. До войны на этих машинах летчики проходили исключительно первоначальное обучение. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час, а реально 90-100 км/ч. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. Не было прицелов, они придумали их сами, сами сконструировали и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, но суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

Уже с первых дней Отечественной войны По-2 начал приносить армии огромную пользу. На нем вывозили раненых, он служил для связи с партизанами в тылу противника, для разведки. Устойчивый в полете, легкий в управлении, По-2 не нуждался в специальных аэродромах и мог сесть на деревенской улице или на опушке леса.

Особенно успешным оказалось ночное бомбометание с предельно малых высот по переднему краю противника. Конечно, днем воевать на нем было невозможно - он представлял собой отличную мишень, а вот ночью малая скорость позволяла поражать цели в ближнем тылу противника с точностью, недоступной для других самолетов того времени. С наступлением темноты и до рассвета По-2 непрерывно висели над целью, сменяя друг друга, методично, через каждые 2-3 минуты сбрасывая бомбы на врага. Поэтому во время войны на всех фронтах всегда участвовали несколько полков на самолетах По-2.

Однако - всегда есть свое «однако» - ночью без радио, без защиты и прикрытия, при полной маскировке на земле надо было точно выйти на цель и поразить ее; без приводных прожекторов найти свой аэродром, где посадочная полоса обозначалась чаще всего фонариками или кострами. Летчики говорили: «надо сесть по огоньку папироски командира полка».

Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. Единственным стрелковым вооружением на борту были пистолеты ТТ. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены бортовым оружием - пулеметами. Правда применение 7,62 мм пулемета ШКАС девушки считали его крайне неудобным для стрельбы в заднюю полусферу от возможных атак истребителей противника: нужно было отстегнуть привязной ремень, снять лямки парашюта, развернуться и встать коленями на этот же парашют. Притом, что самолет постоянно маневрирует и выполняет порой очень сложные эволюции.

Являясь изначально учебным, самолет имел двойное управление – для курсанта и инструктора. Управлять им мог как летчик, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Целесообразно развеять миф о потерях. Летали они настолько эффективно (у немцев практически никто не летал по ночам), что за всю войну в вылетах погибло 32 девушки (Приложение 7). По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда получали боевые задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - стоять на ногах они не могли.

Введенные в годы войны новые добавочные выплаты денежного довольствия были связаны с боевой деятельностью военнослужащих и зависели от ее результатов. Была введена выплата денежных вознаграждений летному составу за сбитые самолеты противника, уничтоженные самолеты на аэродромах, успешную бомбардировку объектов противника и успешное выполнение заданий по разведке.

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести и ни одна из них не попала в плен. В то же время немцы на Голубой линии яростно сопротивлялись, огонь был очень плотным. В одном из вылетов в небе на глазах подруг сгорели четыре экипажа.

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это очень неохотно — парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина.

Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали летчиков-мужчин соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах». И на этих встречах обращались друг к другу: «братики» и «сестрички».

Бывало и так, что на глазах летчика гибли боевые подруги. Их самолеты, сбитые зенитным огнем или ночным истребителем, загорались в воздухе и огненным факелом падали на землю. Но живые возвращались за новым бомбовым грузом и летели снова на ту же цель, в тот же ад.

Да, настоящий героизм на войне заключается не в сиюминутном движении души, а в непрерывном преодолении страха и усталости, помноженном на мастерство, в непрерывном и тяжелом труде.

Кто-то сказал: война - это подвиг самоотречения, когда воин совершает то, что кажется немыслимым и невозможным. Но, как бы ни было тяжело, девушки всегда рвались в бой, дрались за право вылетать первыми, чтобы успеть сделать больше вылетов.

Особую роль в жизни полка сыграла его командир - Евдокия Давыдовна Бершанская. В 1942 году ей было 29 лет, а девушки в полку называли ее промеж себя «бабушкой» или «старухой».

Именно ей принадлежит большое количество невероятных в ту пору инноваций. Например, в жуткую распутицу, когда самолеты просто тонули в раскисшем грунте, девушки строили деревянные взлетные полосы; спали в самолетах, ожидая команду на взлет, что экономило 30-40 минут; летая парами – один самолет уводил прожектор в сторону, а второй гарантированно его подавлял, поэтому немецкие прожектористы, иногда просто боялись включать прожектора.

Как командир, всю войну Евдокия Давыдовна защищала и оберегала их, как мать защищает своих дочерей. По воспоминаниям уже ветеранов легендарного полка – это был незаменимый командир.

По-2. Самолет из учебника истории. Каких-то два десятка лет отделяют его от братьев Райт! Его тактико-технические данные потешны, «броня» – фанера вперемежку с перкалью, а его вооружение – дерзость… И это против современных скоростей, против самолетов из дюраля и брони, против скорострельных пушек и пулеметов! И все же они должны воевать на этом самолете. Еще как воевали!

oboznik.ru - Другого такого полка не было

Выдающиеся летчицы: Т. Макарова, В. Белик, П. Гельман, Е. Рябова, Е. Никулина, Н. Попова

Легендарный феномен - авиационный женский полк ночных бомбардировщиков, о котором так много написано и у нас, и за рубежом, снято большое количество фильмов, в т.ч. и художественных сложился в необычайно эффективный симбиоз: виртуозное владение простым и даже заурядным оружием, помноженный на уникальные качества женского характера: скрупулезное отношение к делу, предусмотрительность, осторожность, и безграничное терпение так характерное русским женщинам.

Вот что писал в своих воспоминаниях военный летчик из полка «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр: «…Русские летчицы, или «ночные ведьмы», как их называют немцы, вылетают на задания каждый вечер и постоянно напоминают о себе. Подполковник Бершанская, тридцатилетняя женщина, командует полком этих прелестных «колдуний», которые летают на легких ночных бомбардировщиках, предназначенных для действий ночью. В Севастополе, Минске, Варшаве, Гданьске - повсюду, где бы они не появлялись их отвага, вызывала восхищение всех летчиков-мужчин.

Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».

Лучшей концовкой исследования представляется запись из дневника одной из лучших и любимых летчиц Жени Рудневой (погибла 9 апреля 1944 года в возрасте 23 лет, звание Героя Советского Союза присвоено посмертно): «СМЕЛОСТЬ - это отличное знание своего дела плюс разумная голова на плечах и все это умноженное на жгучую ненависть к врагу. Да, я знаю, женщина может все! Но и сейчас, когда ночами во сне мы снова видим огненный столб от догорающего самолета, нас особенно остро пронизывает чувство: этого не должно больше быть! Мы хотим, чтобы наши дети и внуки никогда не видели, как горят их друзья в самолетах и танках, никогда не задыхались в горящих городах, чтобы земля для них оставалась зеленой, прекрасной, мирной.
Но для этого нельзя забывать о том, что было!».

6b_46nbp.jpg..6d_46nbp.jpg..oboznik.ru - Другого такого полка не было

командир эскадрильи Евдокия Андреевна Никулина; командир звена Нина Захаровна Ульяненко; штурман эскадрильи Евдокия Борисовна Пасько

6a_46nbp.jpg..oboznik.ru - Другого такого полка не было

лётчицы Руфина Гашева и Наталья Меклин; штурман эскадрильи Екатерина Васильевна Рябова

См. также: Женщины 46 авиационного полка на страже Отечества
1. Идея создания женских авиационных полков

Литература:
1. Ракобольская И. 46-й Гвардейский // Славные дочери советского народа. М., 1948.
2. Ракобольская И. «Пока стучит сердце». Дневники и письма Героя Советского Союза Евгении Рудневой. М., 1954; 1958; 1995.
3. Магид А. Гвардейский таманский авиационный полк. М., 1956; 1960; 1966.
4. Чечнева М. Самолеты уходят в ночь. М., 1961.
5. Чечнева М. Боевые подруги мои. М., 1967; 1975.
6. Чечнева М. Повесть о Жене Рудневой. М., 1978.
7. Чечнева М. Ласточки над фронтом. М., 1984.
8. Кравцова Н. От заката до рассвета. М., 1969.
9. Кравцова Н. Вернись из полета. М., 1971; 1979.
10. Кравцова Н. За облаками солнце. М., 1982.
11. Кравцова Н. Повести. Избранное. М., 1982.
12. Кравцова Н. Повести. М., 1990.
13. Аронова Р. Ночные ведьмы. М., 1969; 1980.
14. Литвинова Л. Улица Татьяны Макаровой. М., 1976.
15. Литвинова Л. Летят сквозь годы. М., 1983.
16. Сумарокова Т. Пролети надо мной после боя. М., 1988.
17. В небе фронтовом: Сборник воспоминаний советских летчиц. М., 1968; 1971.
18. Ракипов Ш. Звездные ночи. Казань, 1983.
19. Голубева-Терес О. Летная книжка. Саратов, 1981.
20. Голубева-Терес О. В ночном небе. Страницы из летной книжки. М., 1988.
21. Голубева-Терес О. Из лабиринта памяти: Документальные повести. Саратов, 1997.
22. Голубева-Терес О. Птица в синей вышине. Саратов: ИЦ «Добротея» ГП «Саратовтелефилиал», 2000.
23. Гельман П. О боях, пожарищах и друзьях-товарищах. М., 1995.
24. Воробьев В., Хижняк А. и др. Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. М.: ИНЭС, 2003.
25. Noggle A. A Dance with Death.Soviet Airwomen in World War II.Texas Univ. Press, 1994.
26. Myles B. Night Witches. The Untold Story of Soviet Women in Combat.Chicago, 1990.
27. Rossi M. «Le streghedellanotte». Storia e testimonianzedell’aviazonefemminile in URSS (1941-1945).Edizioni Unicopy, 2003.
28. Kasimira. Women in air war the eastern front of World war II. Nepean, Canada, 1997.
29. Pennington R. Wings, women, war. University press of Kansas, 2001.
30. https://histrf.ru/biblioteka/b/kto-takiie-nochnyie-viedmy

Другие новости и статьи

« Идея создания женских авиационных полков

Применение авиации по тыловым частям противника »

Запись создана: Понедельник, 29 Март 2021 в 19:01 и находится в рубриках Аэродромное, Вторая мировая война, О патриотизме в России, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика