Государственное управление в начале XX в.
В начале XX в. основным вопросом оставался вопрос о судьбе самодержавия и о необходимости проведения в жизнь политической реформы. Заявление императора Николая II о намерении продолжать прежний курс на укрепление самодержавия только усилило наметившийся еще раньше раскол между верховной властью и либеральными общественными силами, которые требовали перемен.
Вместе с тем консервативный курс самодержавной власти способствовал радикализации общества, распространению революционных настроений. В процессе общественной дискуссии, а также борьбы разных общественно-политических сил, сложились четыре основных варианта решения назревших проблем государственно-политического развития страны: радикальный, либеральный, консервативный и реакционный. В апреле 1902 г. на пост министра внутренних дел был назначен В. К. Плеве.
В 1904 г. после его убийства эсерами-террористами министром внутренних дел был назначен П. Д. Святополк-Мирский, который объявил курс доверия между властью и обществом, подготовив записку на имя императора «О мерах к усовершенствованию государственного порядка». События 9 января 1905 г., вошедшие в историю как «Кровавое воскресенье», последовавший за этим рост забастовочного движения, заставили даже представителей умеренных кругов общества требовать от правительства поиска выхода из сложившегося внутриполитического кризиса. 17 октября 1905 г. в обстановке обострившейся ситуации и под давлением оппозиции император подписал подготовленный Манифест, в котором обещал даровать населению гражданские права и свободу слова, собраний, организаций. По новым положениям был значительно расширен круг избираемых в Государственную думу.
Сам факт создания первого в России законодательного парламентского учреждения имел важное значение для развития российской государственности, так как впервые широкие слои населения получили право представлять свои интересы во власти. После издания Манифеста произошел еще ряд изменений в системе государственного управления. В частности, изменения касались компетенции высших органов государственной власти. Был реформирован рядом указов императора Совет министров, который становился постоянно действующим органом. На должность премьер-министра – главы правительства был назначен С. Ю. Витте. 20 февраля 1906 г. императорским указом «Об изменении Учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы» и другими закреплялись изменения в компетенции и составе Государственного совета. Члены его избирались сроком на девять лет. 23 апреля 1906 г. за четыре дня до открытия I Государственной думы была принята новая редакция Основных законов Российской империи, юридически закреплявшая новый государственный строй. Статья 7 гласила, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.
Таким образом, формально власть императора перестала носить абсолютный характер. С первых дней работы Государственной думы проявилось противостояние ветвей власти, связанное с нежеланием власти найти общий язык с новым парламентом. Положение было осложнено и деструктивной позицией, занимаемой по отношению к правительству левым большинством. Дело в том, что из всех политических сил, представленных в I Государственной думе, партия кадетов была в большей степени подготовлена к законодательной деятельности, так как в ее состав входили юристы, адвокаты, профессора университетов.
Партия кадетов являлась ведущей либеральной партией в России, выступавшей за последовательный курс обновления страны на принципах парламентаризм и демократии. Спустя неделю после открытия Думы депутатами партии кадетов было составлено обращение к правительству, бросившее, по сути, вызов власти: введение всеобщего избирательного права, ликвидации Государственного совета, установление личной ответственности министров и др. Позиция кадетов во многом предопределила судьбу I Государственной думы и императорским манифестом она была распущена 8 июля 1906 г. Такая же участь ожидала и II Государственную думу. Хотя между кадетами и октябристами наметилось определенное сближении во взглядах на почве общего стремления сохранить Думу. В центре конфликта II Государственной думы оказался аграрный вопрос. Кроме этого, депутаты отвергли требование правительства осудить революционный терроризм, на чем настаивал П. А. Столыпин. Созыв III Думы был назначен на 1 декабря 1907 г. Одновременно с этим был опубликован манифест императора об изменении Положения о выборах, имевший целью ограничить доступ к депутатским мандатам нежелательных для власти элементов.
Данная мера противоречила Основным государственным законам 1906 г., в соответствии с которыми император не мог без получения предварительного согласия обеих палат парламента менять избирательный закон. События 3 июня 1907 г. вошли в историю под названием третьеиюньского государственного переворота. Мало чем отличалась по своему составу и IV Государственная дума, начавшая свою работу 15 ноября 1912 г. Вместе с тем в условиях обострившегося военно-политического кризиса в государстве, оказавшимся втянутым в Первую мировую войну, вновь произошло усиление противоречий между народными представителями и верховной властью.
Февральская революция 1917 г. завершила период либерального реформаторства и ознаменовала крах думской монархии, открыв новый этап в развитии российской государственности. 26 февраля 1917 г. был принят указ о приостановке сессии Государственной думы. Была упущена последняя возможность перевести начавшуюся революцию в мирное русло, а уже 27 февраля был создан Временный комитет Государственной думы по восстановлению порядка и связям с учреждениями и общественными деятелями во главе с М. В. Родзянко (председателем III–IV Государственной думы). Группа рабочих, активистов-меньшевиков совместно с депутатами меньшевиками приступили к созданию Совета рабочих депутатов. Сформированный ими Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов провозгласил себя штабом революции и предложил рабочим выбирать представителей в Совет. Петроградский Совет рабочих депутатов дал согласие на передачу власти Временному комитету Государственной думы.
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник / под общ. ред. Д. В. Пожарского ; И. А. Андреева [и др.]. – Москва : Академия управления МВД России, 2020. – 404 с.
Другие новости и статьи
« Воевать по-суворовски: подвиг 6 роты псковского десанта
Становление советской государственной системы управления »
Запись создана: Четверг, 1 Апрель 2021 в 18:42 и находится в рубриках Новости.
метки: история, госуправление, управление
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика