1 Апрель 2021

Становление советской государственной системы управления

oboznik.ru - О причинах крушения СССР и фальсификации истории
#СССР#наука#история

Согласно Конституции РСФСР 1918 г. высшая власть в республике формально принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который избирался из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Исполнительным органом съезда Советов являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избираемый съездом Советов в составе не более 200 членов. ВЦИК назначал правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК), основной функцией которого являлось общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Рассматривая начальный этап формирования советской государственной системы, следует остановиться на тех сложных условиях, в которых происходило становление новой советской государственности и которые не могли не повлиять на характер и особенности развития государственного управления в Советской республике.

Гражданская война и последовавший после ее окончания переход к новой экономической политике (НЭП) сопровождались крупномасштабными перестройками системы центральных и местных органов власти. Исследователи отмечают наличие в этот период двух разнонаправленных векторов государственной политики: централизации (1918–1919 гг.) и децентрализации (1920–1925 гг.) власти. Централизация власти осуществлялась в рамках утвердившейся еще в годы Гражданской войны военно-коммунистической модели управления и являлась следствием реализации большевистской доктрины обобществления собственности и управления государством.

Децентрализация власти и управления была продиктована проводимой политикой «военного коммунизма», хозяйственной разрухой и неразберихой в системе государственного управления, равно как и новыми задачами, которые встали перед центральным правительством в условиях перехода от войны к миру. И в том и в другом случае перестройка системы управления осуществлялась в условиях однопартийной системы, установившейся с лета 1918 г., после того как партия левых эсеров, поднявшая мятеж против власти, решением V Всероссийского съезда Советов была исключена из состав Советов всех уровней.

События Гражданской войны заставили большевиков принимать меры, направленные на усиление возникших в ходе революции чрезвычайных органов государственной власти и управления, особенность которых состояла в единстве военной, политической и хозяйственной деятельности. К числу таких органов относились Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), созданная при Совнаркоме 15 декабря 1917 г., и Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет, РВСР), учрежденный постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. ВЧК и ее органы были наделены чрезвычайными полномочиями и работали в непосредственном сотрудничестве с НКВД и наркоматом юстиции.

Особое место в системе созданных чрезвычайных органов управления занимал Совет рабочей и крестьянской обороной, созданный под председательством В. Ленина в ноябре 1918 г. По решению VI Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов, состоявшимся в декабре 1918 были распущены комитеты бедноты (комбеды). Реализация на практике военно-коммунистической модели управления потребовала создание системы сверхцентрализованных хозяйственных органов, известной в то время под названием «системы главкизма». При ВСНХ были созданы главные комитеты (главки), которые концентрировали в своих руках управление отраслями промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, а также распределением изготавливаемой продукции.

Главки делились на «продуктовые» по видам производимой продукции (Главуголь, Главтабак и т. п.) и «отраслевые» (Главтранс-губтранс (транспорт)). С введением в стране НЭПа начинается процесс демократизации общественной жизни. Были упразднены чрезвычайные органы власти и управления, укреплены законность и правопорядок, что нашло выражение сначала в сокращении компетенций и круга действий ВЧК и ее органов, а затем и в ее реорганизации. 6 февраля 1922 г. ВЧК была окончательно упразднена, а вместо нее было образовано Главное политическое управление Наркомата внутренних дел (ГПУ).

Одновременно была повышена роль Рабоче-Крестьянской инспекции (РКИ), созданной в 1920 г. в качестве основного органа государственного контроля Советской Республики. Произошли изменения и в чрезвычайном законодательстве времен Гражданской войны. Оно заменялось гражданским законодательством, созданием законодательных кодексов в различных отраслях права, что только способствовало формированию единого правового поля государственного управления. Была проведена судебная реформа, создана прокуратора РСФСР как высший орган правового надзора.

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник / под общ. ред. Д. В. Пожарского ; И. А. Андреева [и др.]. – Москва : Академия управления МВД России, 2020. – 404 с.

Другие новости и статьи

« Государственное управление в начале XX в.

Образование СССР. Советский государственный аппарат »

Запись создана: Четверг, 1 Апрель 2021 в 18:47 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика