1 Апрель 2021

Образование СССР. Советский государственный аппарат

oboznik.ru - Строительство основ социализма в СССР. Индустриализация страны в конце 1920―1930-х гг.
#СССР#история#историяроссии

Важным событием рассматриваемого периода стало образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Создание СССР положило начало новому этапу развития российского государства в форме федерации союзных республик. Ко времени образования единого советского государства после окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовался ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). 27 декабря 1922 г. был подписан договор между четырьмя республиками (РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией) о создании нового государства – Союза Советских Социалистических Республик, а состоявшийся 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Высшим органом власти в союзном государстве стал Верховный съезд Советов.

В период между съездами Советов верховную власть в стране осуществлял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из двух обладающих равными правами палат: Союзного Совета (формировался всеми республиками, пропорционально их населению) и Совета Национальностей (по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от автономных областей). Руководящим органом ЦИК СССР был Президиум ЦИК. Высшим исполнительны и распорядительным органом союзного государства стал Совет Народных Комиссаров СССР, а с 1946 г. – Совет Министров. Все эти положения были закреплены в принятой 31 января на II Съезде Советов Союза ССР Конституции СССР.

В соответствии с Конституцией 1924 г. были установлены народные комиссариаты: общесоюзные, образованные только в Союзе: по иностранным делам; военным и морским делам; внешней торговле; путей сообщения; почт и телеграфов, объединенные, создаваемые одновременно на союзном и республиканском уровнях (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции).

В ведении республиканских находились вопросы, не входившие в компетенцию Союза и объединенных наркоматов (просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, юстиции и др.). Параллельно с созданием СССР проводились административно-территориальные реформы, имевшие важное значение для совершенствования системы государственного управления в стране. В Российской Федерации утвердилась так называемая трехзвенная система – район, округ, область (край), а в остальных союзных республиках – двухзвенная система (район, округ). В конце 20-х гг. в процессе сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров в результате победила линия, направленная на свертывание НЭПа.

Эту линию непосредственно отстаивал И. В. Сталин, который благодаря умелой аппаратной игре сумел значительно укрепить свои позиции в высших эшелонах партийной элиты и потеснить других не менее известных последователей В. И. Ленина, боровшихся за власть. В процессе развернувшихся в партии дискуссий по вопросу об источниках накопления для решения вставшей по окончании восстановительного периода и проведения модернизации была отвергнута позиция Н. И. Бухарина, который выступал за необходимость продолжения НЭПа с целью сохранения союза с крестьянством. И. В. Сталин противопоставил этой позиции нашедшую поддержку в массах и в партии установку на быстрое построение социализма в одной стране, которое должно было сопровождаться вытеснением частного капитала из всех отраслей народного хозяйства и переходом к уравнительному распределению.

В связи с этим предполагалось концентрировать все материальные и финансовые ресурсы в руках государства и провести с его помощью ускоренную индустриализацию. Важной задачей стало перестроение сельского хозяйства в сторону создания высокотоварных коллективных хозяйств (коллективизация). Осенью 1927 г. для ликвидации возникшего хлебозаготовительного кризиса впервые после длительного перерыва были использованы чрезвычайные меры по отношению к крестьянству: в деревню для изъятия хлеба у крестьян были отправлены 30 тыс. членов партии, местным партийным работникам разрешалось применять к крестьянам, не сдающим хлеб, меры уголовного воздействия. В годы НЭПа практически ничего не изменилось во взаимоотношениях партии и государства: Советы по-прежнему являлись исполнителями партийных решений.

В условиях поэтапного господства правящей партии в стране отсутствовала политическая оппозиция, что ставило партийное и советское руководство вне критики и лишало власть возможности выработки и принятия эффективных политических решений, основанных на учете различных, в том числе альтернативных точек зрения и интересов. Принятая VIII Чрезвычайным Верховным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Конституция СССР объявила о завершении построения основ социализма, формирования единоукладной плановой экономики и утверждения социалистической собственности как основы советского строя, разгроме кулачества и победе колхозного строя. Были отменены существовавшие в первых советских конституциях ограничения в избирательных правах, вводилось всеобщее, прямое и равное избирательное право, что, однако, не меняло существа дела в условиях сохранения однопартийной системы, которая не предполагала проведение альтернативных выборов. Кроме того, Конституция СССР 1936 г. внесла существенные изменения в систему высших органов власти.

Так, прекратила существование прежняя система съезда Советов. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР, первые выборы в который были проведены в декабре 1937 г. В круг его полномочий входили: принятие и внесение изменений в Конституцию СССР, утверждение государственного бюджета и государственных планов экономического и социального развития, принятие в состав СССР новых союзных республик, образование новых автономных республик и автономных областей. По аналогии с прежним Союзным ЦИК Верховный Совет СССР состоял их двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей, в равной мере определенных правом законодательной инициативы. Основной формой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созываемые согласно Конституции два раза в год. Верховный Совет СССР на совместном заседании обеих палат избирал Президиум Верховного Совета СССР в ставе 37 человек (председателя, 11 заместителей в соответствии с числом союзных республик, секретаря и 24 членов Президиума). В новой Конституции предусматривались процедуры, обеспечивающие согласованное взаимодействие палат Верховного Совета СССР. При возникновении разногласий между палатами создавалась согласительная комиссия на паритетной основе. В случае если палаты и после этого не приходили к единому мнению, Президиум Верховного Совета СССР мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы, (но таких прецедентов ни разу не было). Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти и управления оставался Совет Народных Комиссаров СССР, осуществлявший управление отраслями народного хозяйства через наркоматы, комитеты и комиссии. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. была изменена и система местных Советов. Прежние Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся. Были упразднены съезды Советов. Распорядительными органами на местах, как и ранее, являлись исполкомы Советов.

Главным отличием Конституции 1936 г. было законодательное закрепление в ней положения о руководящей роли в политической системе советского общества Коммунистической партии (ст. 126 Конституции), обладающей теперь государственной властью не только де-факто, но и де-юре. В 30-е гг. XX в. завершается процесс сращивания партийного и государственного аппарата. Прежде всего, это выражалось не только в окончательно утвердившемся в это время номенклатурном принципе подбора и расстановки кадров на руководящие посты в государстве, который обеспечивал личную зависимость назначаемых от тех, кто находился наверху управленческой пирамиды. Например, вопросы планирования и организации производства решались не в наркоматах или Госплане, а в определенных отделах ЦК и Политбюро партии. Кроме этого, получила дальнейшее распространение практика совмещения партийных и государственных должностей. Тяжелым испытанием для партии стали организованные сталинским руководством в 1936–1939 гг. политические процессы над лидерами внутрипартийной организации, закончившиеся физическим уничтожением крупных партийных и государственных деятелей, многие из которых были ближайшими соратниками В. Ленина.

С началом репрессий исчезают дискуссии в партии, затухает политическая жизнь и устанавливается под видом партийного «единства» единомыслие партийных рядов. Государственное управление в 30-х гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона. Что касается системы государственного управления, то она строилась на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭЛРО, ГПУ и др.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руководства с преобладанием одного из них. Вместе с тем переход к производственно-отраслевому и территориальному принципам управления сопровождался дроблением, разукрупнением практически всех наркоматов. С целью установления контроля над вновь создаваемыми наркоматами и координации их деятельности власть была вынуждена создавать новые бюрократические надстройки. В ноябре 1937 г. для оперативного руководства народным хозяйством при СНК СССР на правах постоянной комиссии был образован Экономический совет (ЭКОСО). СТО прекратил свою деятельность. Основной функцией ЭКОСО СССР, разделившегося вскоре на многочисленные отделы и подотделы, являлась проверка выполнений решений правительства по хозяйственным вопросам. В конце 30-х гг. с целью снижения отрицательного эффекта растущей бюрократизации и в связи с усилившейся внешней опасностью и угрозой военного нападения на СССР, получает развитие практика создания чрезвычайных органов, не предусмотренных Конституцией и наделяемых особыми полномочиями.

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник / под общ. ред. Д. В. Пожарского ; И. А. Андреева [и др.]. – Москва : Академия управления МВД России, 2020. – 404 с.

Другие новости и статьи

« Становление советской государственной системы управления

Правовое регулирование ведения боевых действий »

Запись создана: Четверг, 1 Апрель 2021 в 18:57 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика