Правовое регулирование ведения боевых действий
Правовая регламентация ведения вооруженных конфликтов включает в себя и правила поведения, предписания, устанавливающие порядок использования определенных средств и методов ведения войны. Средства ведения боевых действий – это оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами воюющих государств, для нанесения вреда или поражения противнику, т. е. другими словами, «это то – чем воюют». Методы ведения боевых действий – это сам порядок использования средств ведения боевых действий, т. е. «это то – как воюют».
В ст. 35 «Основные нормы» Дополнительного протокола № 1 сформулированы основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при выборе средств и методов ведения боевых действий: – в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства войны не является неограниченным; – запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания; – запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причиняют обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Кроме того, в соответствии со ст. 75 «Основные нормы» этого Протокола запрещается в любое время и в любом месте следующие действия, независимо от того, совершают ли их представители гражданских или военных органов:
а) насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц: убийства; пытки всех видов, будь то физические или психические; телесные наказания; увечья; б) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное или оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; в) взятие заложников и коллективное наказание; г) угрозы совершения любого и вышеуказанных действий. Как и методы, средства ведения вооруженных конфликтов делятся на разрешенные (правомерные) и неразрешенные (неправомерные). Впервые официальный запрет на использование определенных видов вооружения был сформулирован в СанктПетербургской декларации 1868 г., в которой было запрещено при ведении боевых действий использовать «… снаряды, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом … так как … употребление такого оружия без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает их смерть неизбежной … и … употребление подобного оружия противно законам человеколюбия». Вторая Гаагская мирная конференция 1907 г. установила норму, согласно которой «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю». Современное международное право запрещает использовать в вооруженных конфликтах химическое и бактериологическое оружие.
16 декабря 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, предусматривающая всеобъемлющее и эффективное запрещение и уничтожение этого бесчеловечного оружия и содержит положения, предусматривающие меры контроля за выполнением этого запрещения. Значительно позднее только с принятием в 1977 г. Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 г. международному сообществу удалось договориться о запрещении крайне жестоких видов обычного вооружения. В 1980 г. в Женеве была подписана Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
Дополнительно к Конвенции были приняты три протокола, запрещающие «применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеноских лучей» (Протокол № 1); запрещающие или ограничивающие применение мин и мин-ловушек (Протокол № 2); запрещающие или ограничивающие применение зажигательного оружия (Протокол № 3); Об ослепляющем лазерном оружии – (Протокол № 4); По взрывоопасным пережиткам войны – (Протокол № 5). Приходится констатировать, что на сегодняшний день в международном праве нет специального запрещения на производство, накопление и использование в военных целях ядерного оружия. Но это не означает, что его применение не ограничено нормами права. Во-первых, наряду с договорным правом (Гаагские и Женевские конвенции) действуют принципы обычного права, запрещающие нападение на гражданское население, использование оружия неизбирательного действия и вообще нападения неизбирательного характера. Во-вторых, продолжает действовать принцип соразмерности, запрещающий применение оружия, причиняющие излишние страдания, к числу которого, несомненно, относится и ядерное оружие.
В-третьих, действует так называемая «оговорка Ф. Ф. Мартенса», предписывающая даже при ведении боевых действий «исходить из законов человечности и требований общественного сознания» и ряд договоров, регулирующих некоторые аспекты деятельности, связанной с наличием ядерного оружия1 . Не выработаны универсальные нормы, исключающие применение так называемых новых видов оружия массового поражения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т. д.). Но это не означает возможность их общего применения в условиях вооруженных конфликтов различного характера. Международное сообщество уже давно осознало потенциальную и естественную возможность создания новых видов оружия, в условиях научно-технического прогресса во всех сферах жизни. При подписании Дополнительного протокола № 1 это было учтено.
В Протоколе говорится, что «при изучении, разработки, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств и методов ведения войны Высокая Договаривающаяся сторона должна определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещение, содержащееся в настоящем Протоколе или в каких-либо других нормах международного права» (ст. 36 «Новые виды оружия»), т. е. фактическому запрету подлежит применение и использование нового оружия, действие которого противоречит принципам договорного и обычного права, принципам соразмерности и человечности, требованиям общественного сознания»
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник / под общ. ред. Д. В. Пожарского ; И. А. Андреева [и др.]. – Москва : Академия управления МВД России, 2020. – 404 с.
Другие новости и статьи
« Образование СССР. Советский государственный аппарат
«…300 человек наших бойцов находятся в окружении без пищи, патронов и снарядов, просят помощи» »
Запись создана: Четверг, 1 Апрель 2021 в 19:10 и находится в рубриках Новости.
метки: боевыедействия, право
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика