15 Апрель 2021

Трансформация права в условиях цифровизации общественных отношений: кризисные явления и новые возможности

oboznik.ru - Социально-духовные проблемы цифровой эпохи

#цифроваяэпоха#цифроваяэкономика#цифровизация

Становление цифрового государства и трансформация права в условиях цифровизации являются ответом на конструирование нового времени и нового пространства, которые мы наблюдаем в последние десятилетия, когда наметились существенные сдвиги в ощущении темпоральных характеристик и широчайшего расширения пространства как для каждого человека, так и общества в целом.

Безусловно, эти явления, с одной стороны, открывают новые возможности, но с другой -заставляют трансформироваться те сферы, которые веками не подвергались серьезным изменениям, а поэтому возможны кризисные проявления, вызванные как неготовностью общества воспринимать новую цифрую реальность, так и невозможностью просчитать все угрозы и риски. Сами понятия «цифровое государство», «цифровая правовая среда» пока не являются устоявшимися, вызывают дискуссии.

В Российской Федерации в настоящее время отсутствует базовый закон, который бы определял понятие цифрового государства, поэтому нормативно-правовым путем закреплены только отдельные его элементы’. Естественно, это сказывается на правовой сфере. В связи с этим большое значение имеют доктринальные источники. Обобщение различных точек зрения относительно цифровизации государственно-правовой сферы позволяет выделить три принципиальных подхода. Во-первых, инструментально-технологический. В этом случае циф-ровизация - это использование законодательной, исполнительной и судебной властью информационно-коммуникационных технологий, а также новый способ взаимодействия органов власти и населения5. Во-вторых, организационно-управленческий.

В этом случае цифровое государство рассматривается как отвечающий современным вызовам способ организации государственной власти, в основе которого лежит использование информационно-коммуникационных технологий6, а также новая форма информационных взаимоотношений таких субъектов, как «государство - государство», «государство - бизнес», «государство - граждане».

В-третьих, процедурно-процессуальный, отстаивающий идею возникновения и развития новой формы демократии - цифровой, при которой становится возможным максимальное участие граждан в государственном управлении, в решении вопросов местного уровня, к примеру, путем онлайн-голосованияя. В любом случае происходит и будет происходить трансформация права в следующих направлениях. Первое - это обеспечение развития цифровой экономики.

По современным подсчетам, к 2025 г. от 40% до половины ВВП в развитых государствах будут создаваться в рамках цифровой экономики, а для этого требуется объединение разрозненных технологий для управления производственными процессами и окружающей средой, что требует соответствующего правового сопровождения, преимуществ, которых никогда не было ранее. К преимуществам данного направления относятся появление нового источника роста ВВП, повышение эффективности взаимодействия государства с гражданами, более эффективное использование существующих ресурсов и создание новых рабочих мест, уменьшение уровня мошенничества при получении государственных услуг, получение больших данных (Big Data) для анализа социальных процессов и т.д.

Если взять российский опыт, то поворотным в этом направлении стал 2017 г., когда сначала была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, а затем программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой среди уровней цифровой экономики были названы платформы и технологии, где формируются компетенции для развития сфер деятельности, и среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, безопасность и кадры. Данные программы являются достаточно затратными на первом этапе.

Так, в Российской Федерации в 2019-2021 гг. из федерального бюджета выделен 101 млрд руб. на федеральный проект «Цифровое государственное управление», реализующийся в рамках национальной программы «Цифровая экономика» под кураторством Минкомсвязи и Минэкономразвития11, однако затем это должно привести к резкому снижению расходов на администрирование и возможности перевода данных средств в другие сферы, в том числе социальную. Второе - специалисты считают, что сейчас возникает уникальная возможность реализовывать на практике принцип народного суверенитета, т.к. никогда еще не было таких условий для улучшения облика современного информационного общества

. Это проявляется в участии населения с помощью информационно-коммуникационных технологий в принятии государственных управленческих решений и повышению их качества12. Третье - развитие цифрового государства подразумевает высокий уровень стандартизации. Так, в 2015 г. был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», в главе второй которого были определены основные направления политики государства в области стандартизации. Это означает, что в каждом финансово обеспеченном документе стратегического характера отныне должен присутствовать раздел о нормативно-техническом регулировании в сфере стандартизации.

Стандартизации подвергнется и правовая сфера, тогда как раньше приоритетными направлениями были унификация, гармонизация и рецепция. Четвертое - цифровизация несколько меняет наши представления о правах человека. В 2011 году на основе доклада спецпредставителя ООН Франка Ла Рю, который был составлен после того, как 3 июня власти Сирии отключили Интернет по всей стране с целью не дать оппозиции координировать свои действия, ООН приняла резолюцию, в которой говорится, что Интернет стал неотъемлемым инструментом реализации прав человека, борьбы с неравенством и развития прогресса, но вместе с тем с его помощью могут происходить нарушение авторских прав, совершаться кибератаки с целью завладения данными и т.д.

Пятое - трансформации в правовой сфере связаны с введением и развитием использования электронной цифровой подписи. Это вносит значительные изменения, например, в область гражданского права. Еще в марте 1995 г. Американская ассоциация юристов разработала типовой договор об электронном обмене данными между торговыми партнерами, а уже в мае того же года в штате Юта был принят первый закон об электронной цифровой подписи. В 1997 г. законодательное закрепление электронной цифровой подписи произошло в Германии, а в 2000 г. - во Франции. В 1999 г. была принята Директива Европейского Союза об электронных подписях16, отмененная с 1 июля 2016 г. В 2000 г. Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ приняла Модельный закон об электронной цифровой подписи17. В 2001 г. появился Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, целью которого было создание помощи государствам в создании системы использования электронной цифровой подписи.

Применение электронной цифровой подписи происходит с учетом специфики национальных правовых систем. Например, в Великобритании принципиальная позиция ограниченного вмешательства государства в частные дела привела к отказу от жесткого государственного регулирования электронного документооборота. Во Франции, напротив, электронная подпись была закреплена в нормах Гражданского кодекса19. Это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают в процессе трансформации правовой сферы, вызванной цифровизацией общественных отношений.

Таким образом, цифровизация существенно влияет на современное развитие права, которое, с одной стороны, способствует данному процессу, обеспечивает его, но, с другой стороны, трансформируется под его воздействием. Существенные изменения наметились в сфере конституционного права, гражданского права, правового регулирования международной торговли и т.д.

Цифровизация открывает новые возможности для демократизации государственно-правовой сферы, более открытого взаимодействия между различными субъектами - государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами, удешевляет многие процедуры. Однако неизбежно могут возникать и кризисные моменты, связанные с вопросами безопасности информации, недостаточной степенью стандартизации, неготовностью населения к переходу в цифровое пространство и т.д.

Трансформация и цифровизация правового регулирования общественных отношений в современных реалиях и условиях пандемии: коллективная монография / Под ред. И.В. Воронцовой. - Казань: Отечество, 2020. - 415 с.

Другие новости и статьи

« Служба в органах внутренних дел не является военной службой или приравненной к ней применительно к положениям пункта 143 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Сергей Филиппович Викулов: мини-мемуары о жизни в Уфе »

Запись создана: Четверг, 15 Апрель 2021 в 14:09 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика