21 Апрель 2021

Как идеология решила судьбу первых советских тракторов

oboznik.ru - Как идеология решила судьбу первых советских тракторов

#тракторы#транспорт#хозяйство#технологии

Все знают, что первыми тракторами в СССР были «Фордзоны», выпускавшиеся по лицензии Форда. Но это – не совсем так. До «Фордзонов» были созданы иные конструкции, но они проиграли не из-за технического несовершенства или параметров, а по идеологическим причинам

Трактор для единоличника

Ещё в ходе Гражданской войны, в 1918 году, «отец» отечественного тракторостроения Яков Мамин встретился с Лениным и получил от того горячую поддержку, пусть и на словах – ресурсов не было, страна воевала сама с собой.

По окончании Гражданской войны Мамин выпускает трактор «Гном» (с 1924 года – «Карлик»). Машина состояла из 300 деталей (у «Фордзон-Путиловец» их было в 10 раз больше) и ломаться в ней было решительно нечему. Никакого гидро-, пневмо- и электрооборудования. Как и ещё два первых советских трактора, «Запорожец» Леонарда Унгера и «Коломенец-1» Евгения Львова, «Карлик» был воплощением концепции максимальной простоты и доступности для единоличного хозяина: простая конструкция; ремонтопригодность в сельских условиях; двигатель, работающий на любом топливе (вплоть до сырой нефти или её смеси со скипидаром).

Подобный трактор широко использовался для нужд селянина: пахота, привод мельницы, молотилки, насоса, пилы, функции небольшого тягача.

Все три трактора были простыми, дешёвыми, но крайне производительными. Основное их преимущество – нетребовательность к топливу, тогда как американские или немецкие трактора работали на дефицитнейших бензине, керосине или дизельном топливе. Кроме того, импортной технике была нужна развитая рембаза и опытные трактористы.

В СССР выпускали и копии немецких тракторов, оставшихся в стране после Гражданской войны. Точнее, их закупила ещё Российская империя, до Первой мировой, но на тот момент они были достаточно передовыми для того, чтобы их копировать.

Малые серии копий тракторов «Эмерсон», «Фаулер» и американского «Хольт» выпускались в Москве, Петрограде и Нижнем Новгороде. Сельское хозяйство потихоньку насыщалось «железными лошадками». Но в 1922 году комиссия Госплана по тракторостроению приходит к выводу, что эти трактора непригодны для эксплуатации: некачественная сборка, дороговизна, сложное обслуживание.

В 1923 году «Хольт» с разгромным счётом проиграл соревнования «Запорожцу». В частности, на вспашку десятины «американец» потратил 36 кг керосина, «Запорожец» - 30 кг сырой нефти. Два года спустя «Запорожец» обыграл и «Фордзон-Путиловец».

Колхоз – дело добровольное

Но именно «Фордзон-Путиловец» стал первым массовым советским трактором. Потому что лучше соответствовал политике партии и правительства.

Можно встретить утверждение, что «Запорожец», «Карлик» и «Коломенец-1» выпускались кустарно, малыми сериями, от того и не вышли на орбиту. Так что мешало наладить промышленное производство этих тракторов, тем более, что они превосходили по параметрам этот самый «Фордзон-Путиловец»?

oboznik.ru - Как идеология решила судьбу первых советских тракторовДело в том, что эти три трактора были рассчитаны на использование в единоличном хозяйстве, фермерском, как сформулировали бы сейчас. А партия приняла решение о коллективизации и создании колхозов. Для запашки колхозных полей силёнок у «Карлика», «Запорожца» или «Коломенца-1» было маловато. Да и на них приклеили ярлык «кулацкой техники», а с таким лейблом будущего нет – ни у людей, ни у механизмов.

Колхозы победили не в экономической, а в идеологической борьбе. И мощности советской экономики должны были обслуживать именно коллективные хозяйства, а не «кулаков и подкулачников», которых, к тому же было решено извести как класс.

Колхозы поглощали трактора в массовом порядке. Составляя до 1925 года в АПК 7,3%, а в валовом производстве сельхозпродукции – чуть больше 1%, коллективные хозяйства получили 33% тракторов из выпущенных 7313 единиц.

Незавидно сложилась судьба Мамина, его в прямом смысле слова, гоняли по всей стране, не давая выпускать трактора, шла газетная травля. Как частный её случай в балаковской газете «Красный набат» в июне 1922 года сообщалось, что безо всякого участия какого-то там Мамина завод начал выпуск тракторов «Титан», плод местных инженерных гениев, забыв упомянуть, что трактора эти попросту собирались из запчастей «Гнома», имевшихся на складе. Мамина выживают, и он уезжает в Республику немцев Поволжья, где открывает завод по производству «Гномов», но берут их плохо, уменьшается потребительская база усилиями колхозных активистов и чекистов. Вскоре и сама Республика немцев Поволжья подвергается разгрому. В Балаково (Саратовская область), естественно, никаких «Титанов» никто больше не выпускает – запчасти-то кончились! Но никому нет до этого дела, на повестке дня стоит победное шествие «колхозного» трактора «Фордзон-Путиловец».

В 1925 году СНК принимает решение о прекращении производства «Карликов», «Запорожцев» и «Коломенцев-1»: единственной моделью, которую должны были выпускать в СССР до пуска новых тракторных заводов, был «Фордзон-Путиловец».

За всё время производства было выпущено порядка 900 «Запорожцев», от 500 до 800 «Карликов» и 231 «Коломенец-1».

«Фордзон» был слишком сложен и дорог для единоличного хозяина, которого иначе как «кулак» больше и не именовали. А вот колхозам, особенно с их льготными кредитами и налоговыми послаблениями – в самый раз. Более того, сформировали МТС – машинно-тракторные станции, обслуживавшие несколько колхозов.

«Фордзон-Путиловец» продержался на пьедестале не очень долго. Его сменили копии американских «Интернациональ 15/30», «Катерпиллера» и «Фармолла», выпускаемые Сталинградским, Харьковским, Челябинским тракторными заводами и перепрофилированным Кировским (ранее – Путиловский). К слову, Яков Мамин работал на Челябинском тракторном заводе на рядовой должности, умер в 1955 г. Леонард Унгер, создатель «Запорожца», был отстранён от работы на родном заводе, арестован в 1933 году, дали 5 лет лагерей, но в 1937 расстреляли.

Несчастливо сложилась и судьба конструктора «Коломенец-1» Евгения Львова.

Константин Барановский, специально для oboznik.ru

Другие новости и статьи

« Цифровизация образования как процесс расчеловечивания обучения

Некоторые экономические аспекты развития Российского общества (без моделей) »

Запись создана: Среда, 21 Апрель 2021 в 13:46 и находится в рубриках Гражданская война, Межвоенный период, Транспорт.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика