Воспитание патриотизма - неотъемлемая часть подготовки гражданина России
Размышления о развитии и расцвете России (монография)
ГЛАВА 4. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Патриотизм ― важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности страны, мобилизации всех ее сил. Патриотами не рождаются, а становятся в ходе своей деятельности, постепенно проникаясь чувством неотделимости от Родины и высокой ответственности за нее.
Патриотизм ― высший уровень развития человека (проявляется в его осознанной деятельности на благо своего отечества).
В связи с этим в сложившихся условиях воспитание патриотизма следует рассматривать как неотъемлемую часть деятельности по подготовке гражданина России для решения, в первую очередь, наиболее приоритетных задач поступательного развития российского общества.
4.1. Осмысление интернационализма
Сегодня, в условиях демократии, многие вопросы нашей жизни ставятся и решаются у нас по-новому. К сожалению, при этом порой отбрасывается то положительное, что уже было накоплено в России на протяжении ее многовековой истории, например, в условиях совместной жизни и взаимодействия наших народов в составе единого государства. В частности, к таким незаслуженно игнорируемым элементам межнационального сотрудничества относится и интернационализм.
Проявляющееся сейчас в российском обществе предубеждение к слову “интернационализм” и его содержанию объяснимо, но, думается, совершенно не оправданно. В советский период истории страны оно ассоциировалось, да и употреблялось чаще всего в словосочетании “пролетарский интернационализм”. В современной демократической России, с ее многоукладной экономикой, равноправием всех форм собственности, в том числе и частной, и связанных с ними социальных групп, “пролетарский интернационализм” уже не является, как прежде, тем столпом, на котором зиждется политика государства. Однако это вовсе не означает, что сам интернационализм, как таковой, должен быть вообще изжит из общественного сознания и политической практики. Данное суждение отнюдь не является ностальгией по недавнему прошлому, оправданием его, а есть признание вполне объективного фактора, который нельзя не учитывать любому непредвзятому аналитику.
Стоит вдуматься. Ведь под интернационализацией понимаются главным образом объективные процессы, ведущие к созданию межнационального единства. Понятие же “интернационализм” относится к сфере общественного сознания, означает адекватное отражение в последнем тенденций к интернационализации жизни общества.
Иногда путают понятия “интеграция” и “интернационализация”. Между тем интеграция – это образование целого из разрозненных частей, тогда как интернационализация – выход тех или иных явлений общественной жизни за национальные рамки и включение их в структуру жизни других народов.
Надо сказать, что само понимание категории “интернационализм” глубоко исторично. Родившись в прошлом веке прежде всего, как отражение классовых интересов, заключенных в лозунге “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, в конце ХХ столетия она, несмотря на все перипетии, органично вписалась в строй идей общечеловеческого гуманизма. Ее же трактовка, как идеологической конструкции, освещавшей курс на якобы неизбежную мировую пролетарскую революцию, принадлежит теперь прошлому.
Однако утверждение у нас нового политического сознания не может не коснуться и проблем его интернациональной ипостаси. Как это ни парадоксально, но даже в свете нынешнего понимания изменившегося соотношения общечеловеческого и классового, выдвижения идеи о приоритете общечеловеческих прав и интересов интернационалистское сознание, при всех сложностях сегодняшнего бытия, может получить новый импульс к развитию.
Поясним мысль. В наше время все больше людей признает, что переход к цивилизации ХХI века требует уяснения положения о неразделимости и целостности современного мира. Как бы ни были серьезны различия между социально-экономическими системами, культурными традициями, философскими воззрениями, религиозными верованиями, они не способны отменить того непреложного фундаментального обстоятельства, что сегодня обнаруживается все возрастающая взаимозависимость стран и народов, их, если хотите, неразрывность.
4.2. Интернационалистическое сознание в российском обществе
Человечество, как единый, хотя и внутренне еще разобщенный, но все же целостный объект общественного развития, – и ныне точка отсчета, исходный пункт для очерчивания содержания общего сознания.
Аналитики сходятся во мнении, что сейчас, когда приходит конец конфронтационным идеям, понятия “общечеловеческое” и “интернациональное” находятся в процессе все большего сближения. Вот почему можно сказать, конечно с известными оговорками, что общечеловеческое в наши дни – и есть по существу интернациональное. В свете такого подхода и должно трактовать сегодня сущность интернационального.
ХХ столетие со всеми его прогрессивными достижениями, открывшими новые горизонты развития цивилизации, принесло с собой и новые реальные угрозы, поставившие под вопрос само бытие рода людей. Среди них термоядерный кошмар, экологическая катастрофа, прогрессирующее разрушение человеческой личности, как ее духовного фонда, так и самой телесности. Уже это побуждает отодвинуть любые партикулярные интересы и сплотиться для спасения человечества, для создания условий к его подлинному развитию и единению.
Для этого у нас есть экономические предпосылки – сложившийся мировой рынок, экономические отношения. Ни континенты, ни регионы или страны, никто не может сегодня жить в условиях хозяйственной автаркии. Выпадение же из мирохозяйственных связей – это прямой путь к тому, чтобы лишиться достижений научно-технического прогресса, прозябать в отсталости.
Для такого единения есть и политические предпосылки – трезвость политиков, осознавших, что человечество “отвоевалось”, стремление преодолеть “образ врага”, продвинуться к миру, к цивилизованному консенсусу в международных отношениях, отказ от конфронтации в отношениях между государствами.
Для этого налицо и духовные предпосылки. Суть их состоит в нахождении и отборе общечеловеческих ценностей: политической демократии, норм правовой справедливости, художественных богатств, высоких нравственных идеалов, достижений науки, техники и технологии. Среди них религиозные святыни и атеистическое вольнодумство. В этом ряду особое место занимают и вопросы межнационального сотрудничества, укрепления мира и согласия между народами.
То, что способствует выживанию рода людей, отведению термоядерного дамоклова меча, занесенного над человечеством, преодолению разобщенности и отчужденности, осознанию того, что все мы дети человеческие – это, полагаем, и входит в суть современного интернационалистского, коллективистского сознания и мышления.
Это вписывается в рамки общечеловеческих ценностей, а, следовательно, и в рамки дружественных, солидарных межнациональных отношений как их прогрессивный компонент. Ныне все чаще обсуждается вопрос о том, что этнос, как одна из древнейших устойчивых и естественных форм человеческого бытия, несет в себе то, что является основой общечеловеческих ценностей. Иной раз нация (этнос) понимается даже как особая “личность”, а точнее специфический и определенный субъект социального действия. Такая гипотеза представляется продуктивной, хотя и требует дополнительных доказательств.
Вскользь хотим заметить, что политические страсти – это, наверное, одни из самых сильных страстей, сотрясающих наши души. А среди них на одном из первых мест стоят эмоции, связанные с национальным самосознанием. Жизнь постоянно нам об этом напоминает.
Интернационалистское сознание в российском обществе также имеет свои объективные предпосылки.
В экономике – это сложившийся за многие десятилетия целостный государственный народнохозяйственный комплекс, общие характеристики производственных отношений, устоявшиеся связи и взаимозависимости в системе разделения общественного труда, определенный уровень научно-технических характеристик производственных процессов, обмен кадрами, хозяйственное взаимодействие. Вместе с тем обнаруживаются и общие противоречия: между обобществлением производства и усилением относительной хозяйственной самостоятельности регионов; между естественным стремлением национальных субъектов Федерации поставить материальное богатство на службу интересов своих народов и необходимостью считаться с общероссийскими потребностями, потребностями всех народов страны; между курсом на сохранение сильного центра и необходимостью существенно расширить самостоятельность самих субъектов.
В социальной сфере – это коллективистская природа общественной жизни. Говоря об интернационализме, можно рассматривать его именно как проявление коллективистских начал. Объективная заданность этих отношений и отражающего их сознания связана с глубинными и базовыми характеристиками самой социальности. Общество ведь не конгломерат, не “куча” единиц, а всегда некая система, в которой действующие социальные субъекты выступают как элементы, обеспечивающие целостность. Этот тезис полностью относится и к народам.
Правомерно ли считать, что рабочие, крестьяне, предприниматели, интеллигенция – представители самых разных народов России – составляют единую общность более высокого порядка, которую называют российский народ? Если иметь в виду магистральную тенденцию к интеграции и интернационализации всех сфер человеческой деятельности, то, несомненно, да. Но это не та монолитная общность, о которой говорилось в советское время на юбилейных торжествах. Это на практике не утратившее дифференциации, разнородных и нередко противоречивых национальных устремлений содружество социальных групп, народов, каждая из которых в рамках целого сохраняет свою определенность и самобытность.
В современном мире ни один народ, народность, нация не могут быть “сами по себе”, жить в абсолютной замкнутости, самоизоляции. Все мы, даже самые “независимые”, в конечном итоге, зависим друг от друга, живем в многосложной сети взаимозависимости и взаимосвязанности. Это подтверждает и жизнь.
Остановимся подробнее на этом тезисе. Так, взаимозависимость, скажем, в государственно-правовой сфере – это система отношений между народами на принципах федерализма и суверенности национально-государственных образований, определяющая их самостоятельность и одновременно единение в рамках федерации с концентрацией в федеральных органах власти наиболее существенных общегосударственных функций (оборона, внешняя политика, основы экономической деятельности, создание единого правового и информационного пространства и пр.).
А в духовной жизни – опора на общечеловеческие ценности, понимание необходимости единения и сплочения народов России, принцип равноправия граждан, языков, развитие национальных культур, отрицание и отказ от любых видов и форм национальной исключительности, этнической враждебности, шовинистического высокомерия, провинциальной национальной замкнутости.
Конечно, такие предпосылки представляют собой лишь возможность создания коллективистской атмосферы в массовом сознании. В реальной жизни они осуществляются сейчас у нас нелегко и далеко не полностью.
Идеи национального самоопределения народов и их интернационалистского сотрудничества в рамках единого государства явились тем теоретико-идеологическим стержнем, вокруг которого строились конкретные меры по решению национальных проблем и в советский период истории России. Однако притягательность описанных идеалов была значительно ослаблена реальной политической практикой СССР. Болезненные катаклизмы нашей истории, гнет сталинщины, утверждение государственного, административного социализма и его деформаций, застойная полоса показного “благополучия” со свойственным ему разрывом между словом и делом, лицемерие и ложь горбачевской “перестройки” – все это наложило свой негативный отпечаток на характер такого сознания.
Представляется, что отнюдь не демократизация российского общества вызвала нынешнюю тревожную ситуацию в национальных отношениях. Она лишь обнажила то, что подспудно тлело и накапливалось десятилетиями. Сегодня всплески экстремистских умонастроений, националистическое “головокружение”, нагнетание враждебных эмоций могут, однако побудить к выводу о том, что интернационалистское сознание либо уже рухнуло, либо вот-вот исчезнет. Это далеко не так.
4.3. Краеугольные камни бытия
Уже немало в печати, на телевидении было высказываний, в которых злорадно высмеивались “интернационализм”, “патриотизм”, отмывались и гальванизировались идеи националистов – и “отечественных”, и зарубежных. Между тем нельзя забывать, что без коллективистского сознания и воспитания не могут быть решены задачи стабилизации многонационального российского общества, достижения межнационального мира и согласия в стране.
Интернационалистское сознание может рассматриваться в двух аспектах: как общественное сознание определенного содержания и направленности и как сознание индивидуума, проявляющееся в его мировоззрении и на уровне межличностного общения. В первом случае мы имеем дело с сознанием социальных групп, а также народов, народностей, наций, обусловленным как социальными, так и национальными факторами. Оно как бы отражает коренные интересы людей различных национальностей, их солидарность в борьбе за общие цели, приверженность не только национальным, но и общечеловеческим ценностям, умение преодолевать местный партикуляризм и отчуждение к другим народам, проникаться общими устремлениями.
Консолидация в нацию из этнических элементов, ей предшествующих, а также и ее становление заданы во многом экономическими процессами. Однако было бы серьезной ошибкой с нашей стороны недооценивать преемственность исторического развития, культурных традиций, языковой общности, территориальной компактности, становления целостного национального самосознания. Кстати, этот последний признак совершенно напрасно был предан забвению в прежних теоретических построениях.
Нации, как субъект общественного развития, обладают индивидуальными, специфическими чертами. В них диалектично сплетены в органичном единстве общее, единичное и особенное. Перефразируя известный поэтический образ, можно сказать, что каждая нация — это не остров сам по себе, а часть материка. Того материка, который именуется – человечество. И история любой нации – не одиноко журчащий ручей, а живое течение в целостном океане глобальной общечеловеческой истории.
Нам по душе мудрое высказывание великого Л.Н. Толстого: “Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собой”. Это же можно сказать и о народах.
Ему вторит русский философ В.С. Соловьев, который писал: “Как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачей восполнить друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а, наоборот, являя его в предельной полноте. Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого”. Это воистину святые слова, зовущие к единству.
Пути к национальному согласию видятся на платформе уважения личности и прав каждого гражданина, независимо от партийной, религиозной или национальной принадлежности, на платформе терпимости, толерантности, строгости по отношению к любым попыткам сил сепаратизма, разрушения дестабилизировать обстановку, в очередной раз попробовать развалить наше государство. К тому же не следует забывать обобщающего вывода Ф.М. Достоевского: “Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут”.
Сейчас, как и на протяжении всего ХХ столетия, четко прослеживаются две тенденции в национальной сфере. Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений; вторая – ломка национальных перегородок, все возрастающая связь и взаимозависимость народов. Они выступают как две стороны, предполагающие противоречивое развитие межнациональной жизни. Вероятно, ошибкой наших обществоведов является игнорирование выдвинутой в свое время концепции общесоциологического закона развития наций, которая на самом деле более всесторонняя, чем одна лишь ссылка на интернационализацию, характеризует национальные процессы и применима к современному российскому обществу. В частности, такой подход позволяет понять причины противоречивости национального и интернационалистского сознания.
Между тем и сегодня интернационалистский подход к национальным проблемам, умение подчинять их решение общегосударственным задачам, внимательный учет национальных особенностей и сплочение людей различных национальностей, воспитание их в духе подлинного российского патриотизма обогащаются и конкретизируются реальной практикой России, хотя при этом мы стыдливо умалчиваем, что осуществляется все это по существу на интернационалистской, общей основе.
Сознание, преодолевающее национальную разъединенность, отрицающее подозрительность, ксенофобию, является антиподом национализма.
Вообще проблема соотношения национального и интернационального требует специального рассмотрения. В философском плане это противоположности, однако они не обязательно противостоят друг другу, а в определенных условиях вполне сочетаются. Более того, интернациональное не может развиваться иначе как на национальной почве, так что разрыв национального и интернационального губителен для обоих начал. Например, самоизоляция национальных культур приводит к их неизбежному вырождению. В свою очередь, интернациональное вне национального – нечто искусственное и антинародное. Равным образом интернациональное сознание невозможно представить себе вне национального самосознания. Формирование объективного отношения к своей нации, к ее предназначению является лишь ступенькой к дальнейшему переходу на позиции общего, коллективистского сознания.
Учитывая сложную структуру и взаимозависимость компонентов такого сознания, можно понять его противоречивость, имеющую как социальные, так и гносеологические корни. Если социальные корни противоречий заключены в общественных, в том числе национальных и интернациональных, процессах то гносеологический источник противоречий – это присущая национальному сознанию тенденция рассматривать мир сквозь призму ценностей и установок только данной нации. Очевидно, что умение преодолеть эти узконациональные рамки требует особых интеллектуальных и моральных усилий, определенной системы воспитания людей, усвоения каждым человеком опыта и духовных ценностей, принадлежащих не только собственному, но и другим народам.
Рост национального самосознания народов России – это и условие, и примета, и результат происходящих в стране демократических перемен. Однако с учетом невысокого уровня политической культуры населения он подчас идет противоречиво, приводит к перекосам и деструкциям, плодит агрессивность и отчужденность. Фанатизм националистов уже показал себя в “горячих точках” нашей страны как сила грозная и опасная, откровенно деструктивная, к тому же нередко прямо связанная с “теневой” экономикой, коррупционистскими элементами.
Именно поэтому, думается, важная задача заключается в создании действенных государственных, общественных механизмов, обеспечивающих органичное сочетание национальных и интернациональных ценностей и интересов, выступающих как надежная концептуальная основа политики в сфере национальных отношений, существенная черта массового сознания граждан России. Причем ориентация на это не может быть для нас поколеблена ни вспышками эмоций, ни националистическим ослеплением.
Безусловно, коллизии нынешнего периода оказывают влияние на противоречивые процессы развития национального и интернационалистского сознания, обусловленные самим ходом истории, а также имевшими место деформациями. Довлеющим в большинстве случаев становится популистское, проникнутое этноцентризмом или даже национальной исключительностью сознание. Интернационалистское же сознание складывается и создается в напряженных столкновениях различных противоположных сил и течений. Безусловно, у нас будет расти национальное самосознание. Но неизбежен и процесс интернационализации общественной жизни и в условиях рыночной экономики.
Не приходится, однако, рассчитывать на быстрый рост интернационалистского сознания у широких масс населения. Его развитие, в основном, будет зависеть от взаимодействия и учета следующих тенденций.
Во-первых, возникают противоречия между утвердившимися в сознании значительной части общества общероссийскими идеалами и обостряющимся интересом к национальным ценностям, вызванным самим процессом национального развития. Это ведет зачастую к противопоставлению формирующихся элементов общероссийского и национального, местного патриотизма.
Во-вторых, наблюдаются противоречия между новыми подходами российского, воспринявшего национальные устремления, народа и былым “лозунговым” интернационализмом со свойственным ему пренебрежением к национальным ценностям.
В-третьих, налицо противоречия между тенденцией к утверждению равенства всех народов и духом национальной исключительности, замкнутости, противопоставления одной нации другим, а также сепаратистским взглядом и пониманием места своего народа в мире.
В-четвертых, имеются противоречия между разумным, взвешенным пониманием национальных интересов, как важном компоненте сознания, общероссийской идеи, и националистической узостью, ослепленностью, исключающей сочетание национального и общероссийского.
Следовательно, развитие интернационалистского сознания будет зависеть от взаимодействия указанных выше тенденций. Необходимость решительного отказа от затвердевших формул, от скомпрометировавшей себя фразеологии, недопустимость того, чтобы националистический туман помешал вызреванию нового здорового общероссийского сознания, – все это является непременным условием проведения в жизнь современной политики нашего государства.
Оздоровление, гармонизация межнациональных отношений на новой основе должны стать и стали одной из целей такой политики. Мирное сожительство народов, сохраняющих свою самобытность и вместе с тем открытых друг другу, приумножение общего достояния, обеспечение единства нашего общества – сегодня острая необходимость. Без них не могут развиваться и совершенствоваться российский федерализм, укрепляться сила и могущество новой демократической России.
4.4. И дым Отечества нам сладок и приятен
Каково между тем соотношение интернационалистского сознания и патриотизма?
Понятие “патриотическое сознание” заключает в себе отношение субъекта социального действия к той конкретно-исторической общественной и природной среде, в которой он живет, а также к прошлой истории, актуальному настоящему и желаемому будущему. Народ, Отечество – вот основа патриотического сознания.
Интернациональное сознание дает модель отношений между “мы” и “они”, наш народ и другие народы, причем главным образом с позиции их оптимизации и гармонизации, с признанием равенства и достоинства народов, на основе взаимного уважения, учета и признания их законных интересов.
Патриотическое же сознание – это самосознание исторического бытия, жизни, осмысление места своего народа, своей родины.
В энциклопедии 1941 года о понятии “родина” говорится: “Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к Родине – патриотизм – вырастает у сознательных граждан до понимания своей связи со всей страной и народом, с его языком, историей и культурой, до сознательной борьбы с притеснителями и поработителями народа как внешними, так и внутренними, до отдачи всех своих сил и способностей на благо Родины и народа”.
Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности нашей страны, мобилизации всех ее сил. Это и существенная составная духовного достояния личности. Патриотизм характеризует высший уровень развития человека и проявляется в его осознанной деятельности на благо своего Отечества. Он должен представлять и представляет собой по существу одну из наиболее значимых и непреходящих ценностей нашего российского общества и государства.
Чувство патриотизма ярко выражено в любви к своей родине, сопричастности к ее истории, культуре, достижениям, проблемам и составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству, является необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Воспитание патриотизма выступает неотъемлемой частью деятельности по подготовке гражданина России к выполнению социальной и государственной функций.
Патриотизм – это, иными словами, система ценностей, построенных по шкале отношения к Отечеству. Его, как и родную мать, как и эпоху, в которой мы живем и действуем, выбрать нельзя. Но, вступая в жизнь, каждое поколение и каждый человек вписываются, включаются в реальную среду. И в ходе жизни и развития эта среда (природная и социальная), близкая ему по рождению, становится родиной.
В системе социальных и личностных ценностей для подавляющего большинства наших людей чувство родины, патриотическое сознание становятся важнейшей доминантой, смыслообразующим центром духовного мира, одной из отправных его точек. Конечно, как говорит народная мудрость, в семье не без урода. Есть и апатриды, и “летучие голландцы”, и те, кто забыл свое первородство. Но не они характерны для массового сознания. Патриотами не рождаются, а становятся, в ходе деятельности постепенно проникаясь чувством своей неотделимости от родины и высокой ответственностью за нее.
У народов один дом – родина. А родина эта – Россия.
Для национального сознания особенно важна идея родной земли, того ее земного участка, на котором именно этот народ может продлить свою историю, обеспечить свое свободное развитие. Нам вместе с тем чужды мрачные девизы типа гитлеровского: “земля – кровь – раса”. Нет, ни кровь, ни раса, а именно родная земля, отечественная культура, материнский язык, собственная история – вот что питает подлинный патриотизм. Да, поистине у народа один дом – родина.
В повести “Ася” И.С. Тургенев пишет: “Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах. Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. “Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?” – воскликнул я, и мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение”.
Патриотизм – явление конкретно-историческое. Он является одной из высших ценностей, благородным озарением духа, характеристикой сознания, высокочтимой людьми. Существенно значимой социальной функцией патриотизма является его направленность на интеграцию этноса, сплоченность, создание духовной атмосферы целостности. В этом отношении патриотические чувства выступают и как мощный социально-психологический фактор, превосходящий подчас чувства профессиональной, корпоративной, поколенческой и иной социокультурной общности.
Имея в виду эту его особенность, хотим отметить, что границы между разумным патриотизмом и националистическими метаниями весьма подвижны, сугубо конкретны. Особенно важны фиксация таких границ, их условность и динамичность при анализе патриотизма многонациональных, надэтнических общностей.
Не так просто измерить “градус” российского патриотизма. Да, патриотизм – чувство нежное и деликатное. Родину не выбирают, на ней рождаются и умирают.
Отношение патриотического и интернационалистского сознания диалектично. Ориентация, не опирающаяся на развитое полноценное патриотическое чувство, может, полагаем, обернуться национальным нигилизмом, забвением корней, обедненностью. Патриотический же подъем, не связанный с интернационалистскими убеждениями, легко соскальзывает на позиции националистического угара, подозрительной ксенофобии, напыщенного этнического самодовольства.
Для многонационального общества, каким является Российская Федерация, “образ Отечества” выходит за собственно этнические рамки, становится более “социализированным”. Это не только “моя природа”, “мой язык”, “мои песни”, но это и отечество россиян, единство тех, кто устремлен к общим для всех нас целям и ценностям. В прошлом в России чеканили медаль с изображением Екатерины Великой и с девизом “Для блага всех и каждого”. В этом девизе заложена глубокая и верная мысль.
Вместе с тем следует учитывать, как подчеркивает академик Д.С. Лихачев, что “национальное бесконечно богато, и ничего нет удивительного в том, что каждый воспринимает это национальное по-своему”.
Интернационалистские убеждения стихийно, сами по себе, не вырастают. Они рождаются и укрепляются в процессе совместной деятельности разных народов, в их реальном сотрудничестве.
Давно известно, что не на словах, а на деле дружба может иметь место только между равными и равноправными. Там, где есть односторонняя зависимость, подчинение, неравноценность, там нет места честному и открытому единению. Данный тезис правомерен и для отношений индивидуумов, и для отношений народов.
Каждый этнос уникален. Во взаимодействии народы дополняют друг друга. У нас нет угнетения одного народа другим, однако в советский период под завесой кличей о “торжестве интернационализма” сохранялись неравноценность вклада в “общий котел”, неэквивалентность обмена материальными благами и духовными ценностями, хотя и прикрытое, но все же ранжирование культур, политического статуса и т.д.
Вторжение центральных ведомств и лидеров отраслевой экономики в живую ткань национальной жизни, их равнодушие, безразличие к особенностям национального бытия подчас в недавнем прошлом прикрывались риторическими ссылками на “высшие”, “интернациональные” интересы. Это не могло, понятно, не порождать недоверия в целом, в том числе и к такому псевдоинтернационализму, питало настроения замкнутости, подогревало очаги националистических умонастроений. В итоге накапливались несправедливости.
Мы бы отметили и такое обстоятельство. В современной обстановке бурного подъема национального самосознания не уменьшается, однако, а увеличивается значимость пристального внимания к факторам укрепления единства российского народа. В условиях нашей страны подлинные национальные ценности постепенно становятся общероссийскими и даже общечеловеческими. Вместе с тем национальная почва была и остается питательной средой для развития культуры народов России, для их в то же самое время взаимного обогащения.
Нельзя не сделать вместе с тем акцент и на том, что на современном этапе развития национальные отношения в России в целом носят противоречивый характер. Эти противоречия, думается, вызваны как объективными, так и субъективными факторами. С одной стороны, идет процесс духовного и политического раскрепощения наций. После долгих лет сталинщины, подавления прав люди сегодня обретают гражданское и национальное достоинства. Однако наряду с демократическими проявлениями наблюдается, с другой стороны, активизация националистических и шовинистических сил. Рвущиеся к власти олигархические группы на местах и в центре, противопоставляя нации друг другу, вовлекают их в различные конфликты.
Практика показала, что принцип “острие против острия”, одна национальная амбиция против другой приводят лишь к полной безысходности, неистовому ожесточению, постоянной конфронтации. Вот почему задача задач дня состоит в том, чтобы, расширяя национальную свободу, поднимая престиж и достоинство каждого народа, мы вместе с тем наращивали бы и приумножали целостность нашего обновляющегося российского общества. Ныне идет процесс обретения в рамках федерации каждым народом экономической, политико-государственной и культурной самостоятельности. Это огромное достижение демократии. Самостоятельность в то же время не автаркия. Нельзя при этом забывать о взаимодействии, взаимозависимости – решающих чертах современной цивилизации. Причем и в глобальном, и в региональном срезах. Интернационалистское сознание и есть духовное выражение этой взаимозависимости.
Страна наша многонациональна. И именно многонациональность выступает как источник взаимного духовного обогащения, подлинного равноправия народов. Патриотизм в наши дни есть необходимый элемент самосознания как отдельного человека и его этноса, так и сообщества наций. Без него не может быть по-настоящему развитого общего сознания.
При любых спорах есть один оселок, на котором проверяется подлинная позиция. Это вопрос о целостности России, жизни нашей федерации свободных и суверенных народов, о сепаратизме. На путь сепаратизма в нынешней конкретно-исторической ситуации могут толкать нас лишь те, кто поддался воздействию националистического угара, националистических сил, сбился с верного пути. И этим силам конфронтации нужно давать решительный отпор.
Интернационалистское сознание не есть нечто однажды и навсегда данное, застывшее и неподвижное. Оно тоже продукт истории хотя и не по всем линиям совпадает порой с современным видением проблем. Несомненно, и то, что массовое сознание “дорастает” до высот подлинного общего понимания не фронтально, не сразу, а разновременно и разнопланово. В одних слоях или группах народа, в тех или иных этносах уровень такого понимания может быть неодинаков. Наверное, в интернационалистском воспитании существенна задача, чтобы интернационалисты каждой нации прежде всего сами выступали против “собственного” национализма.
В современных условиях, когда идет бурный подъем этнического самосознания, иной раз перехлестывающий через край, очень важно сохранить в умах людей образ единой родины россиян. Нельзя не отметить в связи с этим, что действия сепаратистских элементов, криминальных структур и националистического протекционизма по существу крайне опасны, ибо ведут к развалу России на груду “малых” отечеств.
Следует иметь в виду, что сохранение страны осуществимо и через учет национального многообразия, а не вопреки ему, как кое-кто утверждает. В данном случае унитарность пагубна. Как хорошо, поэтично сказано народом: “Нельзя все звезды слить в одну Луну”. Небо тогда померкнет.
Национальное самосознание – естественный процесс, которого не следует опасаться. Важно научиться сочетать его с усилением коллективистского, интернационалистского воздействия.
Утверждение общего понимания происходящих процессов требует верной позиции и в хозяйственно-экономических делах, отрицающей как гипертрофию централизма, так и раздувание регионализма. Расширение прав субъектов Федерации не должно повлечь за собой “рассыпание” целостного социального организма страны на “уделы” и “княжества”, замкнутые атомарные единицы. Сознательные граждане России решительно выступают против сепаратистских движений, призывающих к разрушению многонационального демократического Российского государства.
Таким образом, патриотизм и интернационализм – это не антагонизмы. Они не ранжируются, а взаимно проникают, обогащают друг друга. Поэтому формирование интернационалистского сознания – дело всех, кому близки патриотические устремления. Особая роль здесь принадлежит интеллигенции, от гражданской зрелости которой и глубины понимания коренных интересов своего народа и нашего многонационального сообщества в целом зависит общий благоприятный климат в нашей стране.
См. также:
ГЛАВА 3. СКОРРЕКТИРОВАННЫЙ КУРС ― ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
См. далее:
ГЛАВА 5. ПАТРИОТИЗМ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
Об авторе:
Хубулава Ное Михайлович, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования России, заведующий кафедрой экономики и информационной технологии Московского инновационного университета (МИУ), г. Москва.
e-mail: nmhubulava@mail.ru
Другие новости и статьи
« Минобороны возвращает офицерские погоны гражданскому персоналу
Патриотизм и интернационализм в современных условиях России »
Запись создана: Воскресенье, 25 Апрель 2021 в 9:10 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность.
метки: наука, общество, патриотизм, Россия, развитие, экономика
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика