25 Апрель 2021

Патриотизм и интернационализм в современных условиях России

Размышления о развитии и расцвете России (монография)

oboznik.ru - Патриотизм и интернационализм в современных условиях России

#экономика#общество#развитие#наука#патриотизм

ГЛАВА 5. ПАТРИОТИЗМ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Патриотизм — высший уровень развития человека. Патриотами не рождаются, а становятся в ходе своей деятельности, постепенно проникаясь чувством неотделимости от родины и высокой ответственности за нее. В связи с этим в теперешних условиях воспитание патриотизма выступает неотъемлемой частью деятельности по подготовке гражданина России к выполнению социально-экономических и иных задач.

Патриотизм — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности страны, мобилизации всех ее сил, становится важнейшей доминантой, смыслобразующим центром духовного мира.

Межнациональные отношения в России в будущем во многом будут определяться национальным самочувствием именно русского народа. Для этого необходимо формирование и распространение идей духовного единства, межнационального согласия и мира, культивирование чувства российского патриотизма.

Россия исторически формировалась как многонациональное государство. Все народы нашей страны совместным трудом многих поколений создавали экономическую мощь государства, сохраняли, приумножали его духовный потенциал, формировали единую многонациональную культуру.

Сейчас как никогда необходимо единение наших народов, мобилизация их воли на преодоление трудностей, выпавших на долю Отечества. Любые попытки противопоставления по национальному признаку надо расценивать как антиконституционные, антизаконные, оскорбляющие честь и национальное достоинство Россиян.

5.1. Патриотизм и интернационализм в истории и современности России

Всегда ли мы задумываемся о глубинном смысле этих слов, достаточно часто употребляемых в разговоре или в письменной речи? Какое значение имеют они сегодня для нас, таких разных по возрасту, по своим профессиональным занятиям, по национальной принадлежности? Кем бы мы ни были, мы принадлежим России, являясь ее гражданами. А вот являемся ли мы патриотами своей страны или интернационалистами, а может быть и теми, и другими, нам предстоит разобраться. Именно в этом и состоит цель настоящей статьи.

Что такое “патриотизм”? Какое место он занимает в системе ценностей взрослых людей и какое место он должен занимать в системе ценностей поколения, идущего нам на смену?

В.И. Даль называет патриотом “любителя отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника”. На современном языке патриотизмом (от греческого “патрис” — Отечество) называют систему нравственных идей и принципов, а также соответствующих чувств, содержанием которых является любовь к Отечеству, к Родине. То есть осознание человеком себя частью Родины, отождествление интересов Родины со своими личными интересами. Если говорить о патриотизме как качестве личности, то он проявляет себя в любви к Родине, к земле, где родился и вырос, в гордости за исторические свершения своего народа, в готовности служить ему в процессе созидательного труда, в бережном отношении к его истории, к его культурному наследию, к обычаям и традициям, к своим родным местам, готовности защищать Родину от ее врагов.

Понятие “патриотизм” порой сопоставляют с понятием “национализм”. И действительно, понимая национализм как политическую идеологию, базовым принципом которой является любовь к своему этносу, народу, нации, мы должны акцентировать свое внимание на том, что основная составляющая национализма — признание приоритетов интересов своей нации перед интересами других. Следует признать, что определенные нации действительно играют центральную государствообразующую роль в соответствующих государствах, как это имеет место, например, в России. В статье “О национальной гордости великороссов” В.И. Ленин прямо заявлял: “…Мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим, во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения с соседями на человеческом принципе равенства, а не унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегии…”.

Выступая за целостность государства и равноправие наций, В.И. Ленин писал: “Мы хотим добровольного союза наций, — такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, — такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии”. Такой союз утверждал истину, что ни один народ в мире не может считать, что он выше, способнее других народов.

После кончины В.И. Ленина, его сторонники выступили за незамедлительное развертывание в стране социалистического строительства, опираясь при этом на всесторонний и глубокий анализ международной обстановки, на веру в русский и другие народы, их способность к преодолению трудностей, к единению во имя общего дела. В ходе обострившейся борьбы различных течений народы России понесли значительные жертвы. Но, благодаря твердой позиции руководства страны, были заложены основы общества социальной справедливости, ее экономического и военного могущества…

Организаторы натиска на русский и другие народы Советского Союза, как известно, в роли их могильщика определили главаря нацизма и фашистского рейха Адольфа Гитлера. Эта акция в значительной степени была задумана, подготовлена и спровоцирована правителями ведущих империалистических государств того времени, чрезвычайно обеспокоенных успехами СССР. Активное участие в этом натиске приняли и эмигрировавшие на Запад лидеры белого движения (генералы Краснов, Шкуро и др.). После вторжения немецко-фашистских войск в нашу страну Краснов, например, приветствовал нападение нацистской Германии на СССР, откровенно заявляя: “…только полное разделение России на ее составные части раз и навсегда избавит Европу от вечной опасности разрушения со стороны Московии…, что их (русских) необходимо запереть в рамках старого Московского княжества…”. В 1942 году он предложил немецкому командованию помощь в формировании казачьих частей в составе вермахта.

Решающая роль русского народа при отражении и сокрушении гитлеровского нашествия неоспорима, о чем свидетельствует тот факт, что на 1 января 1943 года в общем количестве безвозвратных потерь в советских вооруженных силах 90% составляли русские. Отдавая дань полководческим талантам Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и его заместителя Г.К. Жукова в организации сокрушения вылазки воинствующих русофобов, отметим, что именно благодаря сложившемуся единству советского народа и стойкому руководству страной и Вооруженными Силами фашистские палачи вместе с их прихвостнями были не только остановлены на пороге их торжества, но и обращены вспять и разгромлены.

Глубоко осознавая главенствующую роль русского народа в одолении врага, руководство страны по достоинству оценило не только его вклад в это общее дело, но и вклад других народов, исходя из того, что боевой дух и мощь советских вооруженных сил зиждились на единстве и сплоченности всех национальностей, составляющих советский народ, их готовности самоотверженно сражаться за единую Родину — СССР.

Ситуация для русских и веками создававшегося ими государства резко обострилась в начале 90-х годов, с момента провозглашения Госдумой 12 июня 1991 года суверенитета России. Этим актом фактически был дан сигнал и повод к сепаратизму в союзных и автономных республиках, к геноциду в них русских. Апофеозом антисоветско-русофобской вакханалии явился танковый расстрел 4 октября 1993 года Верховного Совета РСФСР и тысяч защитников существовавшего конституционного строя.

Разрушение СССР с опорой на перерожденцев и антисоветчиков-русофобов привело к тому, что на исходе XX века русский народ оказался разделенным на земле бывшего великого государства. Против русских развернулся геноцид как в самой России, так и за ее пределами. Дошло до того, что граждане лишены права на самоидентификацию. Стать ей 26 Конституции РФ декларировано право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Однако Постановлением правительства РФ от 08.07.1997 года № 828 указание национальности в паспорте — основном документе гражданина — исключено. После добровольно-принудительного отречения Б. Ельцина на исходе 1999 года от президентства у русского народа появилась надежда на соответствующее его исторической роли и современной значимости внимание. По крайней мере — на прекращение едва ли не узаконенного его унижения и преследования. Однако под надуманным предлогом и изобретенным русофобами “русским фашизмом” преследования стали еще больше нарастать. С целью “узаконивания” этих преследований в уголовный кодекс и была включена упомянутая 282-я статья, по которой подлежат наказанию действия, “направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам… расы, национальности, языка, происхождения…, совершенные публично или с использованием средств массовой информации…”. Любой протест против несправедливости стал подводиться под эту статью. Что же побудило на такие действия власть имущих? Как оказалось, по переписи 2002 года в России русских насчиталось более 80%. Русофобы насторожились, возник вопрос: что же делать с таким множеством потенциальных “экстремистов-фашистов”, если их не сократить? Нисколько не задумываясь, лица во власти, назвавшиеся “этническими русскими”, убрали из государственной статистики русских как объект учета, в том числе учета их рождаемости и смертности. Поистине, нельзя унижать народ без тяжелых последствий.

Все народы России вдруг лишились самоидентификаций или по нации — “россияне”. И чукчи, и якуты, и марийцы, и татары, два десятка кавказских этносов, белорусы и украинцы, как и евреи с русскими и чувашами. Но татары отнеслись к этому по-другому. Посчитав изъятие из паспорта и других документов ненавистной кому-то “шестой графы” угодной кому-то махинацией, татары отстояли свое право указывать в паспорте свою национальность — татарин. Каждый волен сам определять национальную принадлежность. Добиваться лишения самоидентификации — это преступно. Вклад каждой нации и национальности советского государства в его строительство и защиту общеизвестен. Скрыть его невозможно, как и облика, и природного свойства национальности, проявляющегося в делах и поступках. И все же произошло то, что многие великие деятели русского да и других народов и представить себе не могли — русский народ, освоивший громадные территории, создавший могучую державу, сыгравший решающую роль в разгроме ее врагов, — окажется при более чем 80% численности оставшегося после раздробления державы населения ее ядра — России, лишенным своего исторического имени, подогнан под некое “россиянство”; запевалы антисоветизма и русофобства и стали всячески извращать и корежить историю и достижения народов России, хулить и оплевывать их победы, достижения в социально-экономической, научно-технической, военной и культурной областях.

Понятия патриотизм и национализм взаимосвязаны, но патриотизм — явление более общее и широкое, а “здоровый”, разумный национализм входит в патриотизм как его составная часть. Следует отметить, однако, что в своих крайних, гипертрофированных, формах порой национализм неизбежно вырождается в нацизм, в котором он сопряжен с идеями национального превосходства, национальной исключительности (то есть шовинизма), а также национальной, культурной и религиозной нетерпимости (то есть ксенофобии). Поскольку названием “национализм” нередко прикрываются нацисты, то эти понятия часто путают. Нацизм по своей сути несет антипатриотическую функцию, поскольку порождает вражду нации с другими народами, а в больших, многонациональных государствах еще вносит разлад в гражданское общество этого государства.

Исходя из этого, патриотизм рационально рассматривать во взаимосвязи с противоположностью нацизма — интернационализмом. Причем, неверно отождествлять интернационализм с антинационализмом и антипатриотизмом. Интернационализм (от латинского “inter” — “между” и “natio” — “народ”) — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями, признание изначально равного права разных наций на свое существование и развитие, но не идея обязанности какого-либо народа пожертвовать своим развитием ради другого народа или даже всего человечества. Это готовность помогать другим нациям в их развитии, готовность делиться с ними своими культурными и научными достижениями, но без отрицания своих национальных ценностей и без подавления чужих национальных ценностей. Интернационализм — это убежденность в относительности большинства национальных различий и в неизбежности взаимодействия и частичного слияния наций, но — на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не на основе геноцида против какого бы то ни было народа.

Существуют различные варианты интернационализма. Выдвинутый в марксизме пролетарский интернационализм обозначает международную солидарность трудящихся в борьбе против эксплуататоров. Пролетарский интернационализм Маркса и Энгельса не был утопией. Он проистекал из того факта, что капитализм развивается как мировая система, выходя за пределы национальных экономик и рынков, создавая одно единое, неделимое и взаимосвязанное целое — мировой рынок.

Следующий вид интернационализма — социалистический интернационализм — это особый тип межнациональных отношений, складывавшийся и развивавшийся на основе дружбы, равноправия, взаимоуважения, всестороннего братского сотрудничества, политической, экономической, военной и культурной взаимопомощи наций и народностей, ставших на путь построения социализма. Социалистический интернационализм противопоставлялся, с одной стороны, нацизму, понимаемому как идеология национальной замкнутости и враждебности, с другой же стороны — космополитизму, понимаемому как отрицание любых национальных корней.

В наше время термином “интернационализм” обозначается также идеология, предлагающая определенную альтернативу глобализации. Появившийся не так давно термин “глобализация” понимается нами, как процесс и результат формирования и развития единого мирового (глобального) пространства (экономического, политического, технологического, информационного, социокультурного, образовательного и пр.). Наиболее интенсивно развивается экономическая составляющая глобализации, обеспечивающей ускорение оборачиваемости капитала и представляющей собой высшую стадию развития капитализма. Основным следствием экономической глобализации является свободная торговля, свободное движение капитала, простота перемещения человеческих и производственных ресурсов, международная стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов в масштабах всей планеты. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Глобализация способствует сокращению экономической, политической и культурной независимости государств. С одной стороны, под давлением международной интеграции, возрастающей вследствие технического прогресса, правительства современных государств делегируют все больше полномочий международным организациям, таким как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счет роста частных капиталов и сокращения государственного вмешательства в экономику возникает и увеличивается политическое влияние крупных бизнесменов и транснациональных корпораций. Огромное влияние в современном мире имеют международные клубы олигархов. Все они в разной мере осуществляют глобальное капиталистическое руководство, в итоге сложного и непрерывного взаимодействия вырабатывая общее направление влияния на международную экономику, политику и культуру. Эти явления мировой политики в 90-х годах XX века получили названия “governing without government” (”правление без правительства”) и “global governance” (”глобальное руководство”, “глобальное управление”, “всемирная власть”). Главное явление глобального капитализма — образование транснациональных корпораций (ТНК). Они качественно отличаются от монополий. Если конкуренция между монополиями еще включала в себя элементы свободного рынка, то ТНК создают конкуренцию, сравнимую с уровнем противоборства государств. В ТНК процесс накопления капитала доходит до крайних пределов. 500 самых крупных транснациональных корпораций сосредоточили в своей власти четверть общемирового производства товаров и услуг, треть экспорта промышленной продукции и три четверти торговли технологиями и управленческими услугами. Вырастая за рамки наций и государств, ТНК вмешиваются в отношения между государствами и диктуют им свою политику.

Следует особо подчеркнуть, что в процессах глобализации международное взаимодействие и единение происходит не в интересах народов, а в интересах олигархов и транснациональных корпораций. В противовес глобализму в мировой практике возник феномен интернационального антиглобализм, организаторы и последователи которого проповедуют международную социальную солидарность и взаимовыгодное сотрудничество всех народов.

В современных условиях, когда возрастает чувство национального достоинства каждого народа России, необходима серьезная работа по воспитанию людей в духе общероссийского патриотизма и интернационализма, дальнейшего укрепления единства многонационального народа России. У правительства не должно быть более важной задачи, чем поддержание высочайших стандартов нравственного поведения своих людей с учетом того положения, что зачастую любовью и доверием они дарят только тех, кто говорит на жаргоне их страсти, но ненавидят всякого честного человека, говорящего с ними на языке разума для его же просвещения и облагораживания.

Необходимо деловито и спокойно проанализировать имеющиеся проблемы и недостатки, выработать научно обоснованные методы их устранения, оперативно разъяснять значение тех или иных процессов в жизни нашей многонациональной страны. Важно учитывать, что интернационализм — это не только мировоззрение, но и политика в области национальных отношений, это не только теория, но и практика взаимоотношений национальностей, это научное выражение единства всех сознательных граждан, это не только нравственный принцип, этика взаимоотношений между разными нациями, но и чувства единства народа России. Такое сознание необходимо не только поддерживать, но и настойчиво воспитывать всеми доступными формами и методами.

В интернациональном воспитании граждан и, в особенности, подрастающих поколений надо правильно и четко толковать вопросы расцвета и сближения российских наций. Оба процесса имеют объективный характер. Вполне закономерно, что идет всемерный расцвет наций и их сближение, взаимное обогащение национальных культур. Вполне логично утверждение, что без расцвета не может быть их сближения; логично и то, что сближение создает новые условия для еще большего расцвета каждой из них. Интернациональный обмен своими достижениями — это необходимый стимул и условия дальнейшего социального экономического и духовного прогресса каждой нации. Сближаясь, нации вовсе не утрачивают своего национального профиля. Интернациональное вовсе не означает отрицание национального. Наоборот, интернациональное складывается из национального во всех явлениях жизни и деятельности различных национальностей.

В интернациональном воспитании важно разъяснять все то, что объединяет народы, сближает их и, наоборот, решительно разоблачать и отбрасывать все то, что ослабляет связи народов, что тормозит укрепление братской дружбы народов, что тянет их назад. Важно помнить, что проявления национализма, национальной ограниченности и шовинизма не исчезают автоматически с повышением уровня демократизации страны. Для упрочения братских отношений между людьми важно иметь в виду, что в борьбе с проявлением национализма, национальной ограниченности прежде всего необходимо избегать в практике жизни выпячивания национальных и иных особенностей, требующих всякого рода снисходительства, пониженной ответственности отдельных национальностей перед страной. Учет национальной специфики не означает придания ей самодовлеющего характера, иначе получится, что мы демократизацию пытаемся приспособить к национализму.

Необходимо аргументирование, научно разоблачать националистические и шовинистические проявления среди интеллигенции, молодежи. Следует отказаться от всякого рода оправданий причин тех или иных националистических суждений, тенденций великодушно закрывать глаза на проявления различных форм национализма.

В основе непримиримой борьбы против националистических пережитков важны конкретные мероприятия, способствующие укреплению дружбы народов, братских отношений между нациями, нужны поддержка и всесторонняя популяризация прогрессивных интернациональных традиций, а также умелое сочетание на практике национальных и интернациональных интересов.

Представляется глубоко ошибочным отрывать национальное от интернационального, раздувая национальное различие, консервируя отсталое, отжившее только потому, что оно “национально”. Истинно, все новое, что взращено в нашей жизни по социальной сущности своей, оно одновременно национально и интернационально.

Когда мы говорим о духовных проблемах России, на первом плане имеем в виду вопросы патриотического воспитания, которые составляют единое целое с интернациональным воспитанием. Патриотизм связан с моралью и политикой. Патриотизм характеризует и систему взглядов; отсюда он представляет собой не только волю и социальную психологию, но и идеологию. В общероссийском патриотизме сочетаются верность передовым традициям всех наций и преданность единой и неделимой России. Поэтому любые отклонения от идеи патриотизма связаны с недостатком интернационального воспитания. В этой работе мы должны всмотреться в зеркало прошлого истории и вести патриотическое воспитание людей с детского возраста упорно, кропотливо и доходчиво. Патриот может ненавидеть что-то из Отечества своего, но не как враг, которому приятно видеть негативы его, а как друг, которому обидно за это.

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы тема общероссийского патриотизма в сочетании с интернациональным воспитанием постоянно находилась в центре внимания нашей печати, радио и телевидения. Они должны воспитывать в массах людей чувство принадлежности ко всей многонациональной российской семье. Важно шире привлекать к патриотическому воспитанию ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда с их гражданским мужеством и духом патриотизма.

Когда ставится вопрос о культурном возрождении России, то, по существу, это есть проблема коренного изменения быта, психологии и отношений людей на интернациональной основе. Поэтому быт нельзя отделять от духовных запросов людей, ибо последние также характеризуют уклад жизни человека, особенно в условиях демократии, когда богатства духовной культуры полностью поставлены на службу людей. Однако справедливо замечено, что демократия — это государственное устройство, которое определяет, чего стоит его народ.

Быт нельзя сводить только к личной жизни или к отношениям в семье. В быту находят непосредственное место проявления общественной жизни, так как бытовая жизнь человека так или иначе связана с жизнью других людей, коллективов, всего общества. Повышение уровня культуры быта — это важный участок интернационального воспитания. Надо вести активную работу по повышению культуры быта, внедрению прогрессивных обычаев, развивать подлинно народные традиции.

В интернациональном воспитании видится важным правильное понимание вопросов о языках народов России. Важно разъяснять, что в нашей стране главной линией языкового развития становится двуязычие, то есть свободное владение представителями тех или иных наций национальным языком и русским. Национальные языки имеют неограниченные возможности для своего развития, и языковая общность на базе родного языка остается важнейшим признаком нации. Что касается русского языка, то он является языком межнационального общения и сближения, он стал естественным и неотъемлемым фактором языкового развития всех наций.

Укрепление такой роли русского языка происходит параллельно с расцветом национальных языков, не в ущерб этим языкам. Всякое противопоставление этих двух сторон единого процесса языкового развития в условиях нашей многонациональной страны было бы ошибочным.

Раздумья об истории России, перспективах ее развития приводят к мысли, что Россия является и должна развиваться как федеративное государство с укрупненными региональными административно-территориальными образованиями. Только такая Россия может стать и единой, и сильной. Программа социально-экономического, культурного развития каждого региона и каждого округа должна быть делом всей России.

В период расцвета административно-командной системы невозможно было ни в какой форме выразить мысль о перестройке вообще, а о территориально-государственной — тем более. Наша пропаганда озвучивала лишь формальные идеи интернационализма, обволакивая их патокой иллюзий о полной гармонии всех национальных интересов. Органы власти и общественные организации хлопотали над реализацией многочисленных мероприятий, разрабатываемых на основе и в точном соответствии с постановлениями, распоряжениями, декретами, спускаемыми сверху. Весь многочисленный и тяжеловесный идеологический аппарат сверху донизу занимался искусственной подгонкой всей жизни под принятые там, на гребне партийной власти, постановления. Было правилом начинать изложения многочисленных отчетов со слов: “В соответствии с постановлениями ЦК КПСС от…”. В них в розовом свете рисовались взаимоотношения людей разных наций. Если и бывали взрывы в межнациональных отношениях, то их выдавали за результаты “отдельных недостатков и узких мест” в идейно-воспитательной работе. И безапелляционным считалось доказательство, что национальный вопрос у нас решен. Для скептиков же добавляли: “В том виде, каким он достался советской власти”. Время же показало, что даже 4 которую мощно используют национал-карьеристские, сепаратистские элементы, создавая национальное недовольство Россией. Думается, что активная интернационалистская деятельность представительных и исполнительных органов власти, воздействие на сознание людей, обманываемых националистами, буде только на пользу национальному развитию. Националистическим, сепаратистским кругам, в основе которых заложены не национальные, а карьеристские интересы, только на руку невмешательство государства в национальную жизнь вообще. Единство народов России, ее монолитность — это гарантия против обмана народов и вовлечения их в пресловутые национал-сепаратистские игры. Нельзя забывать ту истину, что при любых политических переменах лишь невежественный народ всегда оказывался в плену у честолюбивых интриганов, которые обманывали его громкими фразами и всякими посулами.

Сегодня остро ощущается потребность в многообразной организационной работе по совершенствованию межнациональных отношений. Люди нуждаются в том, чтобы им раскрылось лицо всяких мастей национал-карьеристов, экстремистов-сепаратистов, пытающихся под лозунгами демократизма и независимости толкать миллионы людей России на раскол, обрекать их на одиночество и нищету. В жизни мы не раз убеждались и в том, что порой человек лишь на словах провозглашает здравые и честные мысли и сам меньше всего подтверждает их своими действиями. И называется это краснобайством. Люди нуждаются в том, чтобы они ясно и четко представляли наиболее подходящие им пути и формы организации территориально-национальных формирований, которые бы упрочивали единство российского общества и создавали бы для каждого малочисленного народа благоприятные условия самовыражения и развития культуры, традиций, обычаев.

5.2. На пути становления Российской державы

Важно помнить всем поколениям народов России особенность становления Российской державы. Суть ее в том, что она собирала саму себя и вокруг себя земли, разбросанные на огромных просторах. “Она их собирала, — писал историк Грановский, — осваивала и защищала. И, дай Бог, нам, новому поколению, так их защищать”.

За многовековое существование Российского государства много раз менялась его форма. Но не менялась его суть. Оно всегда оставалось верным своему предназначению— быть стабилизатором человеческой жизни на огромных просторах между двумя океанами.

Мы с величайшим удовлетворением и гордостью за нашу Россию можем утверждать ее решающее значение в исторической судьбе народов всего мира. Когда бы и кто бы ни пытался изменить это предназначение судьбы России, тот всегда и неминуемо терпел провал и даже гибель. Россия же выполняла свою историческую миссию.

Русский этнос — крупнейший народ Российской Федерации — 82 процента состава ее населения, является основным государство образующим. И вполне закономерно, что от его состояния в основном и зависит положение Российской державы. Русский народ уже много веков неотделим от всех других народов России, что также являются уже государство образующими. Поэтому вполне закономерно, что роль русского народа как систематизирующей нации определяет весь процесс развития многонациональной системы народов России, не позволяет русской идее замыкаться на национальных проблемах одного только русского народа. Эта роль требует отражения в ней всего комплекса вопросов, связанных с существованием многонационального Российского государства.

Именно поэтому национальные проблемы других народов — это проблема и русского народа. И в этих условиях интернационализм является тем объединяющим началом, которое обеспечивает сочетание между собой национальных идеологий отдельных народов России, согласование их национальных целей и интересов.

Для новой демократической фазы развития русской идеи интернационализм является особенно важным. Он отвечает коренным интересам русского народа. Именно классики русской идеи обосновывали пути укрепления Российской государственности, формы управления ею. Эти формы, как и управления обществом не должны, не могут расшатывать устои нашего государства. У нас же получается как-то странно: как что не ладится — сразу же выставляем свой диагноз: наследие прошлого; начинают выставлять периоды сталинских, хрущевских, брежневских лет управления. А оттуда обычно доносятся стоны да разгул или шум аплодисментов. А вслед за этим обычно выносится приговор прошлому, характеризуя эти периоды как времена произвола, репрессий, волюнтаризма, застоя и еще чем-то. Но почему мы забываем, что это время наших отцов, дедов. Зачем кощунствовать, оскорблять память поколений, которые ситцевую Россию превратили в индустриальную, свершили культурную революцию, первыми появились в космосе, выстояли перед фашистской армадой, разгромили ее, освободили мир от коричневой чумы.

Сегодня идет процесс экономических преобразований в стране. Но почему мы при этом забываем, не осознаем, что до сих пор страна живет за счет тех самых периодов, которые предаются анафеме? Надо признаться, и в том, что у нас небрежно обходятся с наследством прошлых поколений. Да, были в прошлом и страдания, и горе, и слезы. Все это, конечно, не забывается. Но здесь излишни чьи-либо истерические возгласы. Но никак нельзя забывать того, что была все времена братская дружба между людьми, между народами. Не было никаких значительных межнациональных противостояний, конфликтов. Не было!

Но какие же ныне неведомые силы сотрясают наше общество всякими противоречиями? Думается, что всему причина — потеря рычагов управления. Как важно было убедиться в том и как важно это понять и ныне, что без сильного федерального центра не может быть и никогда не будет единства страны. Ни у кого из нас не должно возникать сомнения относительно безусловности приоритета федерального правительства над властными структурами отдельно взятого субъекта федерации. Не должно быть и духа вопроса о праве административного самоопределения и, тем более, о праве “выхода”. Он должен быть снят со всех законодательных актов страны.

Безусловно, этнические интересы в стране должны учитываться в национальном развитии нашего государства. Однако удовлетворение этнических интересов не должно вести к ослаблению, а тем более, к разрушению целостности российской государственности.

С национальными правами народов России должны сочетаться приоритет общегражданских прав, свобод и обязанностей личности. Содействие определенной административно-территориальной самостоятельности должно быть лишь в рамках целостности российской государственности. Все межнациональные, территориальные конфликты должны решаться только мирным путем. Недопустимо, чтобы не было государственного воспрепятствования любым попыткам реализации национальных интересов за счет ущемления интересов других народов.

Таким образом, важнейшими проблемами в определенной степени еще остаются у нас такие, как дальнейшее совершенствование национально-территориально-государственного устройства Российской Федерации, а также роль и место в национальном сообществе каждого проживающего на ее территории этноса. Сложность этих проблем лежит в основе межнациональных конфликтов, дестабилизирующих мир и правопорядок в российском обществе.

Распад СССР вызвал не только развал советской государственности, но и дезинтеграцию исторического ядра страны. Народы России устремились к национальным уголкам, провозглашая свой суверенитет от “центра”. Антироссийская политика отдельных лжепатриотов, националистов и национал-карьеристов их вдохновляет и поддерживает в отстаивании собственной “державности”.

“Парад суверенитетов” в основном направлен на то, чтобы Россия теряла свой статус федерального государства и превращалась в конфедерацию бывших автономий, краевых и областных территорий. Единство и суверенность России “размывается” суверенитетами десятков субъектов Федерации. А это, естественно, ведет к разрыву традиционных экономических, социальных, культурно-бытовых и иных связей народов, испокон веков, населявших российские земли.

В международно-правовых отношениях право нации на самоопределение бесспорно, когда нация, как правило, отождествляется с гражданством страны. Но плохо, что тем самым для этносов бывшей Российской империи был открыт путь к своей государственности в единой стране. В результате такая политика привела к тому, что ныне право нации на самоопределение трактуется чаще всего “титульными” нациями бывших автономий как право на национальный сепаратизм. В итоге его проигрывает все общество, в том числе и сама “коренная часть населения”.

Бесспорно, что обеспечить существование России как стабильного и демократического полиэтнического государства может только взвешенная и тщательно продуманная стратегия устройства Федерации.

Единство народов России складывалось веками. Такое многовековое братство не приемлет никакого насилия над собой, никакой раздробленности, никакого сепаратизма. Эту дружбу, это единство нужно только укреплять дальше во всех рамках, всеми методами и силами.

Принципы построения российского федерализма заключается в сочетании территориального принципа (края, области) с национально-государственным (республики) и национально-территориальным (автономная область, автономные округа). Их можно только совершенствовать, но не игнорировать. Игнорирование приводит к различным конфликтам в вопросах национальных и региональных отношений. Это — принцип единства в многообразии.

Сложны проблемы Отечества. Но все они, безусловно, разрешимы. У нас всегда существовало понимание национальных чувств всех народов, живущих в России. Великий русский народ всегда отличался тем, что он не только умел с другими народами налаживать не просто дружеские, но и глубоко солидарные отношения. В этом один из источников его национальной особенностей и силы, которая всегда помогало нашей многонациональной Родине с честью выходить из множества тяжелых исторических испытаний, которые выпадали на долю России.

В братском единстве со всеми другими народами страны многомиллионный, системообразующий в многонациональном Российском государстве русский народ может достигать своих национальных целей, сохранять и укреплять государственность, могущество и силу нашего общего Отечества.

См. также:
ГЛАВА 4. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

См. далее:
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КУРС ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

oboznik.ru - Патриотизм и интернационализм в современных условиях РоссииОб авторе:

Хубулава Ное Михайлович, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования России, заведующий кафедрой экономики и информационной технологии Московского инновационного университета (МИУ), г. Москва.

e-mail: nmhubulava@mail.ru

Другие новости и статьи

« Воспитание патриотизма - неотъемлемая часть подготовки гражданина России

Социально-ориентированный курс оздоровления экономики »

Запись создана: Воскресенье, 25 Апрель 2021 в 9:34 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика