Приоритеты в экономике
Размышления о развитии и расцвете России (монография)
ГЛАВА 11. ПРИОРИТЕТЫ В ЭКОНОМИКЕ
В условиях пневманитнового типа, главными задачами следовало бы считать:
- прогрессивная инновационная структурная политика;
- активизация инвестиционной деятельности;
- аспекты ценовой политики.
11.1. Прогрессивная инновационная структурная политика
Значительные возможности для продвижения России к современной модели высокотехнологичной, эффективной и открытой экономики призвана создать прогрессивная инновационная структурная политика. Основные приоритетные ее направления на среднесрочный период видятся в:
+ создании, освоении и распространении техники и технологий, приводящих к кардинальным изменениям в технологическом базисе ведущих отраслей экономики, выдвигающих нашу страну на новые передовые высоты в мире по этим позициям;
+ научно-техническом обеспечении ключевых направлений в социальной сфере жизни общества (развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды и др.);
+ фундаментальных и прикладных исследованиях, обеспечивающих развитие производств новых технологических укладов и сохранение передовых отечественных научных школ.
Государственная инновационная политика должна быть подкреплена целым рядом экономических, организационных и правовых мер.
В финансово-кредитной сфере следовало бы осуществить:
- сохранение в основной части бюджетного финансирования приоритетных научно-технических программ с учетом изменения масштабов цен и проводимых мер по социальной защите научных и инженерно-технических работников;
- формирование системы фондов с целью поиска и обеспечения множественности источников финансирования, включая зарубежных инвесторов, в том числе на основе создания и развития системы государственного предпринимательства в инновационной сфере.
В области организации научно-инновационной деятельности предстоит проработать проблемы создания системы национальных научно-технических центров с возложением на них задач по проведению важнейших фундаментальных и прикладных исследований; развития сети технополисов, технопарков и других структур для формирования рыночной инфраструктуры научной и инновационной деятельности; организации эффективной государственной системы выбора и реализации научно-технических приоритетов и “критических” технологий.
Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить созданию и использованию механизма взаимодействия с крупными коммерческими структурами по формированию системы негосударственных источников финансирования масштабных инновационных проектов и программ, эффективному включению научно-технического потенциала при разработке и реализации региональных программ, внедрению федерального фонда поощрения регионального научно-технического прогресса с максимальным использованием электроники и других современных технологий.
В области межгосударственного сотрудничества со странами СНГ следовало бы продолжить работу по развитию сложившихся связей на основе соглашений о научно-техническом сотрудничестве, о прямых научно-технических контактах, о совместном использовании научно-технических объектов и сотрудничестве в области подготовки научных кадров.
11.2. Активная инвестиционная политика
Главным инструментом реализации приоритетных задач призвана служить активная инвестиционная политика. Переход к росту должен сопровождаться расширением источников внутренних накоплений. Осуществление активных структурных преобразований потребует увеличения доли фонда накопления в используемом национальном доходе. Думается, что стратегия государственного инвестирования будет реализовываться в нескольких направлениях.
Первое направление ― инвестирование для решения социальных задач. Получать инвестиционную поддержку в первую очередь должны жизнеобеспечивающие и социально значимые отрасли и производства. Следует стимулировать инвестирование в здравоохранение, образование, в подготовку и переподготовку кадров, повышение экологичности экономики, достижение нормативной степени чистоты и безопасности всех видов производств. Уровень здравоохранения, например, у нас сейчас крайне низкий и совершенно не отвечает современным требованиям, а ведь речь идет о главном богатстве страны ― человеке, его здоровье и жизни.
Важным аспектом видится содействие и стимулирование инвестиционной активности нарождающегося предпринимательского “слоя”, особенно малого и среднего бизнеса, способного в сжатые сроки создать новые рабочие места и ослабить напряженность на потребительском и инвестиционном рынках, увеличить конкурентность экономики.
Вторым направлением инвестирования следует считать приоритетные сферы непосредственно структурной политики. В первоочередном порядке должны поддерживаться отрасли ТЭК, АПК, конверсируемые оборонные производства, фундаментальная наука, жилье и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, инновационная деятельность. По мере преодоления общего спада производства на первое место следует выводить задачи поддержки отраслей, определяющих перспективный облик экономики. Основной областью инвестирования видятся также отрасли машиностроения, обеспечивающие углубление переработки исходного сырья, снижение его потерь, а также поддерживающие эффективность самого инвестиционного процесса.
Как нам думается, поддержку должны получать, прежде всего, конкурентоспособные на мировом рынке, а также импортозамещающие и ресурсосберегающие производства и технологии. Важно проявить заботу о создании условий для большей привлекательности недостаточно развитых регионов страны для иностранного капитала на основе различного рода льгот и государственных гарантий на вложенный капитал.
Третье направление ― поддержка становления институционных инвесторов, инвестициональных рыночных структур, в частности:
= дальнейшее развитие акционерных обществ, фондовых бирж, техническое оснащение банков и других элементов рыночной инфраструктуры, развитие на этой основе рынка ценных бумаг и недвижимости;
= дальнейшее наращивание системы ипотечного кредитования на основе залога недвижимого имущества;
= содействие развитию конкуренции путем направления государственных инвестиций, привлечения частных инвесторов в отрасли с высокой степенью монополизации.
Четвертое направление ― обеспечение возвратности бюджетных инвестиций с целью ослабления нагрузки на федеральный бюджет и свертывания низкоэффективных инвестиционных проектов; содействие на рыночных принципах быстрому вовлечению в хозяйственный оборот ресурсов незавершенного и законсервированного строительства.
В качестве источников финансирования структурной переориентации должны быть предусмотрены средства как из государственного бюджета, так и внебюджетные: собственные средства предприятий, кредиты банков (в том числе льготные), внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. Первостепенное значение, думается, имеет стимулирование максимальной эффективности использования инвестиций.
11.3. Основные приоритеты в экономике
1. Формирование мощной отечественной экономики, как базы общего развития.
2. Повышение доли социально-потребительского сектора в экономике, превращение его в комплекс, являющийся важной составной частью российской экономики, имеющей социальную ориентацию.
3. Снижение энерго и ресурсоемкости мероприятий и программ структурного преобразования экономики.
4. Целенаправленное формирование высокотехнологичных производств с целью выхода на рынок высоких технологий и интеллектуального продукта.
5. Развитие комплекса первичной переработки сырьевых ресурсов, преследующего цель повышения глубины переработки и качества продукции; на этой основе будут возрастать как общая эффективность российской экономики, так и экспортный потенциал добывающих отраслей.
6. Формирование высокоэффективного агропромышленного комплекса, достаточное продовольственное обеспечение населения, преодоление зависимости от продовольственного импорта, социальное возрождение села.
7. Изменение территориальных пропорций развития и размещения производительных сил с учетом нового геополитического положения России и экономических условий и тенденций выравнивания уровня жизни различных регионов и природных зон, развитие районов нового освоения и техническое перевооружение освоенных.
8. Создание и развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств с целью совершенствования структуры экспорта и рационализации импорта.
Деятельность правительства по реализации целей и задач развития экономики должна, по нашему мнению, сосредоточиться на формировании и осуществлении комплекса согласованных мер в области институциональных преобразований, а также реализации кредитно-финансовой, социальной, инновационной, инвестиционной, региональной, национальной и внешнеэкономической политики.
11.4. Цена, как экономическая категория
Мощным двигателем экономического роста, как известно, является конкуренция. Именно она двигает экономику вперед, используя такой действенный механизм, как механизм ценообразования. Однако следует осознавать, что ценообразование в условиях девальвации национальной валюты имеет свои особенности.
Цена — это всего лишь обменный эквивалент, то есть при этом товары и услуги обмениваются на деньги. Если балансовое уравнение не сбалансировано, тогда ситуация подскажет, как надо действовать: ограничить услуги, ограничить движение капитала, товары реализовать подороже или производить больше товара и т.д. В любом случае есть основание утверждать, что цена товара вполне может быть выше или ниже, чем себестоимость выпускаемой продукции. Ярким примером установления цен в условиях увеличения добычи нефти является раскручивание спирали понижения цен на нефть, в итоге имеем девальвацию рубля.
Итак, цена — это действительно экономическая категория. На цену оказывают давление не только экономические составляющие (технология, ресурсы и другие), но и политические составляющие.
В настоящее время, в связи с понижением цен на баррель нефти в России, происходит раскручивание спирали цен на товары не только первой необходимости, но и на товары широкого потребления. В результате экономика находится в неблагоприятной ситуации, даже на грани стагнации. Поэтому требуется разработать инструменты, механизмы, алгоритмы ценообразования, позволяющие определить тот барьер, выше которого цена товара не должна повышаться. Наши исследования дают основание утверждать, что цена товара в г. Москве, а также во многих других объектах России пока что не должна повышаться. Поскольку отсутствуют объективные предпосылки.
Исследования дают основание утверждать, что необходимо стабилизировать цены.
Если бы в России удалось хотя бы стабилизировать цены, это в перспективе дало бы мощный импульс выйти на новый уровень экономического развития, то есть достичь конкурентных преимуществ, более основательно найти свою нишу в ВТО, заслужить глубокое уважение стран Запада, стран Центральной и Восточной Европы!!!
Под стабилизацией цен следует понимать обеспечение последовательного, умеренного темпа роста цен на товары потребления. Самое главное, темпы роста цен должны быть ниже темпов роста технико-экономических показателей, в частности, товарной продукции, прибыли и т.д. А самое важное ― добиться снижения затрат на единицу товарной продукции, прибыли и т.д. Если это удастся, прогресс обеспечивается. В противном случае экономика будет малопривлекательной и даже неконкурентоспособной.
Действительно, исследования, проведенные во многих предприятиях, дают основание утверждать, что сдерживающим, т.е. лимитирующим фактором все же является стабилизация цен.
Вывод 1. В случае выбора стратегии стабилизации цен, появляется возможность увеличить выпуск продукции.
Вывод 2. В результате улучшения качественных характеристик продукции, стабилизации цен, выбранные объекты будут более конкурентоспособными. Возрастет выпуск продукции, следовательно, и товарооборот, улучшится профессиональный уровень специалистов, появится возможность активизировать инновационную, инвестиционную активность и т.д.
См. также:
ГЛАВА 10. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: ФРАГМЕНТ ИДЕОЛОГИИ РОССИИ XXI ВЕКА
Об авторе:
Хубулава Ное Михайлович, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования России, заведующий кафедрой экономики и информационной технологии Московского инновационного университета (МИУ), г. Москва.
e-mail: nmhubulava@mail.ru
Другие новости и статьи
« Общечеловеческие ценности и национальные интересы: фрагмент идеологии России XXI века
Аналитико-прогностический аспект развития России »
Запись создана: Четверг, 29 Апрель 2021 в 15:06 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность, Финансовое.
метки: наука, общество, патриотизм, Россия, развитие, экономика
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика