1 Май 2021

Россия вперед!

Размышления о развитии и расцвете России (монография)

oboznik.ru - Россия вперед!

#экономика#общество#развитие#наука#патриотизм

ГЛАВА 14. РОССИЯ ВПЕРЕД!

14.1. Касается всех и каждого

Совершенно неожиданно ХХ век оказался веком неслыханно обострившегося национализма. В странах, столетия живших в мире, то тут, то там вспыхивают национальная рознь, вражда, которые порой достигают неслыханной раньше степени взаимного озлобления. В то же время в ХХ веке все более проявляют себя обе тенденции: к распаду крупных полиэтнических государств, руководимых национальной идеей, и к раздроблению человечества при этом на мелкие национальные единицы. Данные процессы не обошли стороной и нашу страну.

Нынешняя ситуация в России в развитии национальных отношений, как межнациональных, так и внутринациональных, сложна и противоречива. И напряженность происходит на фоне кризисных явлений в социально-экономической области, неурегулированности ряда национально-территориальных проблем, неполной контролируемости миграции, трудностей восстановления исторической справедливости в отношении незаконно репрессированных в прошлом народов, недостаточного использования эффективных механизмов обеспечения прав малочисленных народов и национальных меньшинств и т.д.

Когда-то нас поразила своей глубиной и парадоксальностью мысль: “Нет ничего столь крепкого, что не могло бы быть разрушено слабейшим”. Самую отменную дамасскую сталь в конце концов точит и ломает вначале еле заметная точка ржавчины. Так, крупнейшее государство ― Советский Союз ― было расшатано, а затем этот колосс на глиняных ногах рухнул на глазах у изумленных современников.

Августовские события 1991 года резко подтолкнули начавшийся процесс распада СССР. Вскоре эти же явления дезинтеграции начали охватывать и Российскую Федерацию. Вовремя их удалось приостановить. Очевидно, что в случае дальнейшего неконтролируемого развития событий в этом направлении, нарастания межнациональных споров, нетерпимости и других негативных проявлений, вероятность которых в будущем нельзя исключать по мере реализации требований националистов о “суверенизации”, могут возникнуть особые трудности, что способно даже поставить под вопрос целостность страны, ее статус как суверенного государства. Этого нельзя допускать.

Национальные отношения обладают взрывной силой. Это как кипящий чайник, из носика которого выплескивается вода. Мы видим эти струйки, но совершенно не замечаем того, что бурлит внутри. А все потому, что порой крышку не снимали с чайника, не заглядывали, что там внутри происходит. Даже если на носик надевали свисток.

Национальный вопрос болезненный, трудный. Ведь он заключается в том, чтобы научить столь сложно организованные общности, какими являются нации, жить вместе, не поступаясь своей индивидуальностью. Но убеждены, что его ни в коем случае нельзя решать на почве ненависти, взаимных попреков. Нужно превратить силы отталкивания в силы доверия, мира и сближения, уметь понять друг друга, чтобы жить вместе и даже для того, чтобы разойтись. Применение силы ведет только к следующему, более тяжелому кризису, полагает известный ученый и публицист И.Р. Шафаревич. Важно в полной мере сознавать, что национальная ненависть вполне может стать той спичкой, которая подожжет наш дом. По подземным толчкам, которые слышатся порой, можно судить о том, какой разрушительной силой она способна стать, вырвавшись наружу.

Наивно думать, что кто-то сумеет ввести национальную стихию в желательные для всех нас рамки. Здесь следует быть крайне осторожным и мудрым: ведь национальный вопрос может стать вопросом самого дальнейшего существования народов. Стоит также иметь в виду, что истинных противоречий между нациями совсем немного и зачастую они не принципиальные. По существу, разногласия имеются не между отдельными национальностями, а между идеей национализма и людьми, которым эта идея враждебна.

Известно, что современное состояние межнациональных отношений ― это в определенной степени и следствие общего кризиса той общественно-политической системы, которая определяла прежде основы национальной политики в нашей стране. Налицо у нас и невысокий уровень политического, культурного и правового сознания части общества. Это, конечно, затрудняет цивилизованное решение накопившихся в национальной сфере проблем. Сказываются также трудности и противоречивость процесса преодоления авторитарно-бюрократического наследия, незавершенность демократических преобразований.

Кстати, представляется, что предшествовавшая Советскому Союзу Российская империя применяла весьма гибкие способы и формы государственного устройства своих многочисленных народов, известные мировой истории. Для нее в меньшей степени был характерен жестокий национальный гнет, присущий другим империям. Национальное угнетение здесь было и оставалось, но исходило оно не от какой-либо отдельной нации, а от высокопоставленных представителей ― держиморд, угнетавших и свой собственный народ.

Более того, сущность “имперства” России вообще мало походила на колониальные империи. Расовые и этнические особенности многих этносов не помешали вовлечению их разноукладных социальных и иных организмов в новую общность, сложившуюся в результате добровольного, вынужденного или насильственного присоединения этих народов к Российскому государству. К тому же за многовековую историю ни один народ как окраин, так и центра не исчез с лица земли под русским владычеством. Это уникальный “случай” в мировой цивилизации.

Вместе с тем угнетение народов имело место. Скажем, если основной административно-территориальной единицей в царской России была губерния, то после Октябрьской революции “малым” народам и национальным меньшинствам как будто бы воздавалось должное. Территории стали носить исконное название. Затем оказалось, что при территориальном размежевании границы национальных образований резались просто, как говорится, “по-живому”, проводились так, что одна часть народа оставалась в их пределах, другая ― в соседних. В результате сложился смешанный состав населения при минимуме национальной однородности.

Представляется, что нельзя было в стране с таким большим числом национальностей проводить сколько-нибудь устойчивые внутренние границы только по национальному признаку. Не может быть так: сколько племен ― столько и государств. С абсолютизации права на самоопределение, его гиперболизации (правда, не столько на деле, сколько на словах), думается, и началась у нас в стране смута, которая то затухает, то возобновляется в разных формах до сих пор.

И.В. Сталин, олицетворявший собой государство, с его мнимой заботой о подданных, в нарушение этого права одним своим словом решал судьбы целых народов, насильно перемещая их по стране, словно скот, с пастбища на пастбище. Этим был накрепко завязан тот самый национальный гордиев узел, который мы так мучительно сейчас пытаемся разрубить.

Казалось бы, одним из завоеваний новой, не полностью еще сформировавшейся демократии стали признание важности национального интереса в системе российских общегосударственных ценностей, открывшаяся возможность реального национального развития народов, которую совсем недавно можно было представить себе разве что только в мечтах. Однако не всем это по душе. В результате мы сталкиваемся порой с проявлениями неприязни, подозрительности во взаимоотношениях недавних братских народов и даже доходим до войны крови.

Мы сами своими необдуманными действиями, порой некомпетентным вмешательством растаптываем желанные ростки демократии, не сумев их любовно и сообща выпестовать. Деятельность национальных “героев” будет оценена по достоинству лишь тогда, когда в помыслах о национальном суверенитете превыше всего будут поставлены права человека, причем независимо от национальности, и когда это на деле станет проявлением чести, уважения, а не личных амбиций.

Берем смелость утверждать, что в отношениях между народами зарождаются и складываются как доброта и взаимоподдержка, так и зло, нетерпимость. История хранит немало фактов сострадательной участливости к народам, подвергшимся стихийным бедствиям или губительным эпидемиям. Но она знает и целый ряд примеров, когда недоверие и подозрительность между людьми перерастали в разрушительные войны. Впрочем, это не только история, но и горестная быль наших дней.

Думается, что нечеткость, расплывчатость прежних законов явились ахиллесовой пятой бывшего Союза. От этого и пошло его расползание, как говорится, по швам.

И вот в разных частях СССР прокатился смертоносный вал вооруженных конфликтов, запылали их очаги. В Грузии пролилась кровь абхазцев, осетин, грузин. Молдавия пыталась подавить противодействие населения Приднестровья. Армения и Азербайджан уже не первый год ведут необъявленную войну за Карабах. Междоусобные столкновения произошли на среднеазиатской земле. Пожарище войны переметнулось через границы России и дало о себе знать, например, жестоким побоищем между ингушами и осетинами. Грянула кровавая чеченская война. И каждое из этих столкновений оставило за собой страшный след: кругом смерти, разрушения, страдания и ожесточение.

Кто-то, наверное, ответит за эти кровавые события, за смерть десятков, сотен тысяч людей. По данным печати, в одном только Таджикистане погибло около ста тысяч человек (больше, чем в войне с Японией в 1945 году, и примерно в четыре раза меньше, чем в США в годы второй мировой войны).

Императору Тиберию принадлежит изречение: “Хороший пастух должен стричь овец, а не сдирать с них кожу”. Почему же современные политики и управленцы не следуют этому правилу?

И все-таки где же таилась и кем приберегалась та критическая масса, которая взорвала мир в нашем обществе? Легче всего, конечно, свалить происшедшее на деспотичный режим прошлого, подавлявший народы, на произвол в решении национальных вопросов. В этом есть доля правды, но вся она, скорее всего, заключена в том, что в национальном движении, в основе своей здоровом, над разумом возобладал дух национализма, замешанного на экстремизме и борьбе за власть. Национальное высокомерие, нетерпимость, этническая претенциозность пролегли между людьми, веками жившими в мире и согласии. И теперь едва ли быстро будут возведены прочные мосты через эту пропасть.

Чечня явилась доказательством того, как много вреда может нанести грубая, необдуманная “дипломатия” даже внутри собственной страны, невнимательное, некомпетентное отношение к народам, игнорирование их национальных особенностей. Свыше сотни тысяч мирных жителей, солдат и офицеров российской армии погибло в кровавой войне, которая велась под лозунгом “наведения конституционного порядка”. Стерты с лица земли город Грозный и многие другие населенные пункты. Более полумиллиона стали беженцами и вынужденными переселенцами. Укоренились межнациональная рознь, ненависть, межродовые кровавые схватки даже внутри одной и той же нации. Это результат в основном грубой политики, действий отдельных некомпетентных руководящих работников, вынесенных ходом перестройки на гребень безраздельной власти.

Вооруженные конфликты, бессмысленные жестокие побоища между народами ― это суровый приговор политике, которая оказалась несостоятельной. Признавать данное утверждение по известным причинам мало кому хочется. Но надо. Во имя справедливости. В интересах нравственного здоровья многонационального российского общества.

Национальные вопросы являются сложными и деликатными. Они охватывают различные сферы человеческих отношений: экономическую, социально-политическую, идеологическую и культурную. Ясно, что сегодня необходимы консолидированные усилия наций по решению комплекса общероссийских проблем. Ни один народ не может сказать, что это его не касается.

14.2. “Русская” тема

Особое место в формировании общероссийского сознания занимает правильный взгляд на историю страны, ее народов, начиная с самого многочисленного и цементирующего нашу общность ― русского народа. В целом представляется, что на нынешнем этапе одной из важных в сфере национальных отношений у нас является проблема его национально-культурного развития. Русский народ сыграл основополагающую роль в создании Российского государства, в деле социально-экономического и национально-культурного развития других народов Российской империи и бывшего СССР и продолжает оставаться становым хребтом государственности. Благодаря ему в стране сохраняются уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Философ Н.А. Бердяев отмечал: “Россия ― самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас производит впечатление чего-то нерусского, наносного… Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже ― увы! ― чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность… Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им как нечистью. Она исповедовала исключительно национальные идеалы”.

“Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает…, ― завещал Ф.М. Достоевский. ― Судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким все открытым умом, и все это в самом привлекательном гармоническом соединении. А если притом и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее всего более сам, и верит, что все это ― лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно воссияет когда-нибудь вечный свет”. В другой раз он указывал на “простодушие, чистоту, кротость, широкость ума и незлобие русского народа в противоположность всему изломанному, фальшивому, наносному и рабски заимствованному”, на “фантазию как русское решение вопроса”.

В настоящее время русский народ сам нуждается в осуществлении комплекса мер по социально-экономической и национально-культурной поддержке. К концу ХХ века он подходит во многом утратившим свою целостность, разделенным на части государственными границами, катастрофически сокращающимся по своей численности, ущемленным в ряде случаев как в самой России, так и за ее пределами. Из-за глубокого экономического кризиса государство не в состоянии обеспечить сносные условия жизни граждан, в том числе и русским, переехавшим из стран СНГ и Балтии.

Межнациональные отношения в России и в будущем во многом, как представляется нам, будут определяться национальным самочувствием именно русского народа. Понятно, что его национально-культурное развитие не может быть направлено на ущемление национальных интересов других этносов, а наоборот, вместе с ними должно способствовать дальнейшему укреплению Российского государства и, в конечном счете, является задачей не узконациональной, а в полном смысле слова общегосударственной.

Определенные меры по реализации задач национально-культурного развития русского народа в последние годы принимались. Назовем федеральную целевую программу “Русский язык”, ряд федеральных законов. Разрабатываются проекты новых федеральных законов, в частности, “О государственном языке Российской Федерации”, “О порядке предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации”. Подготовлена Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении зарубежных соотечественников.

“Русская” тема неоднократно обсуждалась на парламентских слушаниях в Госдуме. Важно теперь разработать и принять Концепцию федеральной комплексной программы национально-культурного развития русского народа, ускорить принятие Концепции госполитики в отношении зарубежных соотечественников. Это благотворно скажется на межнациональных отношениях в стране. Русский вопрос призван объединять, а не разъединять народы страны.

Когда мы слышим, а гораздо реже и наблюдаем, проявления собственно русского национального самосознания, то должны рассматривать их как закономерный и в целом позитивный процесс. К тому же нужно отметить, что русское самосознание не несет национальной ограниченности, которая вообще не присуща русскому человеку. Оно и не может быть “чисто русским”. Ведь в России этот этнос локально не обособлен, как многие другие. Он не имеет сугубо определенного компактного ареала размещения. Уже в силу этого у нас нет условий для зарождения чисто русского ограниченного, переходящего в национализм сознания.

Как замечает Ф.М. Достоевский, “русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?” “Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению, ― продолжает он, ― и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз. Лишь одному только русскому духу дана всемирность, дано назначение в будущем постигнуть и объединить все многоразличие национальностей и снять все противоречия их”.

Русским ограниченным, переходящим в национализм сознанием ныне постоянно стращают нас русофобствующие элементы, приклеивая всяческие ярлыки, доходя даже до обвинений в “фашизме”. Это, конечно, явно провокационные действия, оскорбительные для русского народа, столько вынесшего горя от подлинного фашизма. Такие сознательно навязываемые передержки ведут в итоге к натравливанию народов нашей страны друг на друга. Причем “забота” этих элементов и лицемерна, и презрительна. Ибо главное для них разыграть “национальную карту”, разрушить Россию.

Русский народ разбросан на огромной территории, перемешан с другими этносами, народами. В большом количестве он и сейчас проживает в государствах бывшего СССР. И разумеется, русские ― не кочевой народ и не захватчики жизненного пространства. Им своего вполне достаточно, даже с избытком.

Не в таком уж далеком прошлом со стороны русского народа требовалась безвозмездная помощь, порой даже сопряженная с определенными жертвами. Иначе в небольшой исторический срок невозможно было бы вырвать из хозяйственной отсталости многие народы Советского Союза. Необходимо, чтобы отношения содружества и взаимопомощи, несмотря на нынешние сложности бытия, сохранялись.

Переосмысление характера отношений между русским народом и иными народами, безусловно, предполагает и преодоление среди отдельных слоев населения негативного отношения к “неблагодарным инородцам”, якобы живущим за счет других. Равным образом не оправданы какие-либо претензии на верховенство одного народа над другим. Вместе с тем, было бы несправедливо забывать об историческом вкладе русских людей в экономическое развитие страны, в дело укрепления дружбы народов, плодотворного воздействия русской культуры и языка на другие народы. Думается, что не нужно и абсолютизировать тезис о том, что Россия была “тюрьмой народов”, “совдепией”. Ведь кроме самодержавного национального гнета был накоплен и большой ценный опыт совместного мирного проживания многих народов страны, различных по своей истории, культуре, языку, религии, традициям и обычаям, сохранивших вместе с тем свою самобытность, особенности.

В прошлом, а особенно сейчас, жизненный уровень русского народа порой был ниже, чем у многих других народов. Можно даже вести разговор о колониализме русского типа. Вряд ли кто-либо будет утверждать, что, например, в период коллективизации, русские меньше пострадали от депортации и притеснений, чем другие народы. Они обвиняются демократами и националистами всех мастей в “великодержавном шовинизме”. Это чепуха на постном масле. Ибо, скажем, подавление русской национальной культуры началось уже тогда, когда любое проявление национальной самобытности других народов еще активно поддерживалось.

Еще с прошлого века либеральное общественное мнение объявило русский патриотизм реакционным, для русских ― позорным, для всех ― опасным. Как пишет И.Р. Шафаревич, и так до сих пор русское национальное сознание живет под неусыпным враждебным присмотром, как преступник, сосланный под надзор полиции. Сегодня отдельные “господа” исподтишка, а нередко и уже в наглую твердят о русском национализме, явно стремясь погреть руки и поднабить собственные карманы на национальной вражде и распрях. В. Гроссман в повести “Все течет” говорит о русской душе как некоей квинтэссенции несвободы, “вечной рабе”. “История человечества ― история развития свободы, ― резюмирует он, ― а вот русская история ― развитие несвободы”. Обидны, незаслуженны и несправедливы эти слова.

Народы нашей страны благодаря русскому народу на самом деле спаяны общей историей, практикой совместного труда, мирного сожительства. Все это наделило нас уникальным опытом, которым не обладают другие. И здесь мы находимся неизмеримо дальше и выше на историческом пути, чем иные народы, которые мы привыкли только “догонять”. Выстраданный нами кровавый опыт накладывает на русских, другие нации России и особые моральные обязательства. Мы сейчас способны увидеть и сказать миру то, что никто не в состоянии: указать выход из национального лабиринта, в котором сейчас заблудились и мы, и человечество. В этом наша историческая миссия.

14.3. Власть и ее авторитет

Несколько лет назад в Москве и Санкт-Петербурге были проведены социологические исследования. В ходе их звучал и такой вопрос: кому принадлежит власть в стране? Так респонденты отвечали, как правило, что после президента и правительства властью у нас, оказывается, обладает мафия. Кое-кто говорил, что когда речь заходит о распределении мест в ее структуре, то мафия играет здесь далеко не последнюю роль, а порой и первую.

Но дело даже не в этом, а в самом принципе. Ведь у нас Конституцией определены и закреплены высшие органы законодательной и исполнительной власти в государстве, тогда кому же понадобилось прибегать к “исследованию” общественного мнения по положению, закрепленному самым главным законом страны? Да затем, думается, затеяли подобное, чтобы посеять семена раздора в умах людей, внушить им, что власть не выражает интересов народа, что в ней оказалось немало недобросовестных людей. Неудивительны поэтому и звучащие у нас много лет и постоянно, особенно в СМИ, наскоки и критика в адрес Госдумы страны. Высшее собрание российского народа, не стесняясь, называют “сумасшедшим домом”. Утверждается даже, что там разговаривают лишь на “лагерном языке”, и что Россия вообще “сошла с ума”, избрав такой парламент. Всем понятно, что Россия, конечно же, не “сошла с ума”, а вот за рассудки руководителей отдельных средств массовой информации невольно засомневаешься.

Было бы, разумеется, самонадеянным заявлять, что в практической деятельности госаппарата, да и Госдумы РФ, нет серьезных недостатков, и их работники не нуждаются в критических замечаниях и советах. Но зачем же прибегать к этим неизменным попыткам навешивать оскорбительные ярлыки на чиновников, которым и без того, какое положение занимают они в системе власти, не стоит выпячивать свое я. Не яканием, не звучными речами следует утверждать себя на службе и свою ответственность перед обществом, а только делами, каждодневным, упорным трудом на общее благо.

14.4. Время и люди

Совсем недавно Россия представляла собой могучее государственное объединение. По признанию одного авторитетного ученого, она “сделала для простого человека больше, чем какая-либо другая страна в истории”. Российский народ, будучи в братском союзе с другими народами СССР, являлся стойким защитником мира.

Конечно, как это ни горько сознавать, но мы должны все-таки считаться с нынешним геополитическим положением в мире нашего Отечества. Былой России уже нет. Есть новая страна, территория которой составляет менее половины СССР. Конечно, Россия была и остается государством, представляющим часть двух континентов на географической карте. На ее земле, в недрах которой залегает немало богатств, проживает 145 миллионов человек, представляющих 177 наций.

Любопытна и география размещения населения. В европейской части страны, к примеру, плотность населения на 1 кв. км около 70 человек, а в республике Алтай ― 2 человека.

Несравнимы и климатические условия. На юге мягкий теплый климат, горы, леса, озера. Южане поставляют стране различную промышленную и сельскохозяйственную продукцию, пушнину, лес, мед и другое. Для северян родная среда ― это неоглядные снежные просторы, долгая зимняя ночь с метелями и морозами, короткое лето с чахлой растительностью и яркими цветами, порой даже без запаха. Но у них есть такие несметные богатства, хранящиеся под мерзлой землей, как нефть, газ, золото, редкие металлы. Суровый Север, по существу, подземная кладовая России. И эти богатства принадлежат всем народам России. Судьба распорядилась так, что российская земля стала исторической родиной для многих народов, тысячелетиями корнями, сросшимися с ней.

Будущее каждого человека, этноса, как и всего нашего сообщества, в решающей степени зависит от того, насколько в отношениях между отдельными людьми и народами будет господствовать дух доброты и согласия.

Мы часто слышим такие слова: “Мой народ”, “Заявляю от имени всего своего народа”. Сразу представляешь, что оратор говорит от имени миллионного или, по крайней мере, многотысячного народа, уполномочившего его на это. “От имени всего телеутского народа, ― сообщает он, ― считаю …”. И пусть телеутов всего несколько сот человек, но это полноценная нация, имеющая свой язык, свои обычаи, как и те, которые насчитывают миллионы человек. Она имеет свою историю, идущую из глубин веков.

Да, наверное, те или иные этносы безвозвратно затерялись в толще века. Но в памяти человеческой остались победные походы более сильных племен над слабыми и выживание их с родных мест.

Мы часто слышим с трибун и читаем в прессе о “северных народах», «народах Северного Кавказа”. Речь идет о тех малочисленных и относительно малочисленных народах, которые живут на своих исконных территориях, любят край далеких и близких предков, искренне верят и вправе верить, что Россия в отношении к ним будет проявлять искреннее уважение, равное со всеми другими нациями, содействовать в создании материальных ценностей и в одинаковом распределении общих доходов. Подлинные представители этих гордых народов не милостыню ждут от Российского государства, а справедливую плату за труд. И горько видеть, когда в своей среде появляются вдруг лидеры, которые спекулируют на чувствах народов и пытаются настраивать их на постоянное иждивенчество. Порой они от имени своих народов заявляют, что предпочитают быть чьими-то колониями, нежели субъектами Российской Федерации. Иногда пытаются даже пугать Россию, что, де, им достаточно использовать дух недовольства вот таких “обиженных народов” и те в раз повернутся спиной к России. Вряд ли подобные незадачливые горе-лидеры сознают, что тем самым оскорбляют память прошлых поколений этих народов, что истинные представители вовсе не уполномочивали их на такую позорную миссию. Ведь подлинные патриоты всегда с Россией и в России на века.

Собирание России никогда не сопровождались завоеванием народов. Известно, что на этих огромных территориях не было самостоятельных государств. Словом, Россия строилась не так, как другие страны. Она органически присоединяла к себе все, что к ней прилегало, а затем осваивала все эти пространства и заселяла их.

И еще одна историческая особенность судьбы России. Пока Европа занималась образованием, развитием, Россия сдерживала бесчисленные орды завоевателей, надвигавшихся на Западную Европу. Цари российские, народ, не ведая ни о каких геополитических теориях, интуитивно ощущали высшее ее назначение.

В прошлом Россия была единой, сильной державой, единым, сильным государством. Эта державность ― объективная необходимость, вытекающая из геополитического положения нашей страны, состава ее населения, из того огромного пространства, которое она занимала.

Почему сегодня мы об этом вспоминаем? Да потому, что некоторые “теоретики” очень уж склонны ставить вопрос чуть ли не о физическом существовании России. Вместе с распадом Советского Союза как державы кое-кому ныне видится и развал России, которая собиралась тысячелетним трудом многих поколений россиян, их отвагой, героизмом, терпением.

История России уже не раз подтверждала: как только ослабевает государство, начинает рушиться все остальное. В 1917 году рассыпалась, прежде всего, держава. Были разрушены традиционные российские государственные структуры. Вот они и являлись тем стержнем, на котором держалась конструкция единой страны. То же самое можно сказать и о нынешнем положении. Рухнула советская держава после того, как разрушились ее несущие конструкции. Кто бы и как к ней относился, сколько бы недостатков в ней ни было, но именно на ней держались политические и общественные институты, национальные отношения.

14.5. Россия – целый мир

Что спасет страну? Как говорят ― лишь свободный рынок, новая экономика. Думается, что это заблуждение. Экономика является только составной ее частью, тесно связанной всеми своими действиями и с государственностью, и с политическими, общественными институтами, и с национальными отношениями, и с религией, и с общественным сознанием. И если кто-то захочет попытаться на фоне всеобщей разрухи построить экономику как нечто отдельное, то из этого ничего не получится.

Россия имеет свои традиции, историю, свое мировоззрение. Это целый мир с его несметными богатствами, огромнейшим людским потенциалом, со своими богатейшими традициями. В таком народе должно пробуждаться сознание национальной гордости, стремление использовать собственные силы для сохранения великой державы. В мире есть, конечно, и другие державы. Но историческая миссия России ― держать цивилизованное равновесие между Западом и Востоком. Только сохраняя эту роль, она может быть всеобщей опорой, щитом региональной и глобальной безопасности. Только в качестве великой страны Россия может выполнить свое предназначение на планете.

Но есть, к сожалению, и другая сторона вопроса. Мы видим, что пока справедливые тревоги малочисленных народов зачастую тонут в трибунном словословии. Многие чиновники разных рангов только и делают, что демонстрируют свою осведомленность о наличии в России 177 наций. Они как бы пытаются ошеломить людей своей высокой компетентностью, подчеркивая особо, что 150-миллионное население страны, живущее в 89 субъектах Федерации, имеет разные соотношения на этой территории: у какой-то нации ее больше, у другой ― меньше.

Порой создается впечатление, что за шумными спорами, пересыпанными наукообразными терминами и затуманенными иностранными словами, теряется, пропадает сам человек. И голос жителей российских окраин, похоже, не достигает ушей их лидеров. Между тем, люди скромны в своих требованиях. Они взывают: помогите со строительством жилья, школ, медицинских учреждений, решите проблемы трудоустройства, транспорта и т.д. То есть требуют самое обычное, элементарное.

Так не лучше ли национальным лидерам вести дело так, чтобы несметные богатства нашей единой для всех Родины ― России поставить на службу всем ее гражданам, а достоинство каждого человека оценивать не по его национальному происхождению, а по его вкладу в общую пользу россиян? Уверен, что да!

Однако некоторых из “лидеров”, видно, заботят большие проблемы ставшего модным с некоторых пор самоопределения или суверенитета. Представим себе на минуту, что все народности, этнические группы приобретут статус самостоятельных государств. Это же получится создание царств на горошинах. И, как ни странно, подобные иллюзии существуют до сих пор. Почти в каждой из таких народностей появляются “отцы наций”, проповедующие идею абсолютной, безоговорочной самостоятельности.

Из интегрирующего такое самоопределение превращается в фактор, сдерживающий единение людей, расчленяющий их по этническому признаку. И это порой выдается за заботу о чистоте нации. Между тем в стремлении к такой “чистоте” ущемляются элементарные интересы представителей других этнических меньшинств.

Наша жизнь, к сожалению, полна примеров подобных жестокостей. Теперь кровавые деяния именуют формами проявления средневековья. Напрасно, однако, кивают на ту далекую эпоху: не было в ней тех жестокостей, которые совершают люди нынешнего, так называемого “цивилизованного” века. Наши предки жили вместе, роднились, многие имели общие корни происхождения. Сегодняшние политиканы в дикой схватке пытаются решать спорные вопросы, которые их мудрые предки с успехом разрешали мирно.

14.6. А судьи кто?

Ныне кто только не берется выступать в роли судей. Даже те, кто вообще не знает ни традиций, ни обычаев враждующих народов. Они считают, что это ответная реакция людей на резкое изменение порядков в нашей общности, сложившейся за многие десятилетия, образа жизни, личностных взаимоотношений. Но факт остается фактом. Свыше 70 лет наши народы в своих взаимоотношениях соблюдали традиции интернационализма. Границы между национальными образованиями не были границами между людьми. Все производимое в любом уголке России было общим достоянием всех россиян.

Сейчас же то тут, то там разгораются конфликты. Люди по этническим признакам отгораживаются друг от друга, пытаются силой оружия разрешать надуманные споры. Началась грубая ломка быта, интернационалистского фундамента экономики, культуры и вообще всей нашей жизни.

Кое-кто неустойчивость нынешнего положения объясняет тем, что под воздействием чрезмерной централизации управления обществом, ввиду игнорирования местных особенностей происходило большое перемещение и движение людей. Этот закономерный процесс в условиях единого государства был вызван экономическим развитием страны и естественным передвижением рабочей силы в районы освоения природных богатств. Люди находили себе тут место для более полной реализации своих возможностей по приобретенной специальности, профессии. Но вот парадокс. Именно в этом вроде бы прогрессивном явлении была заложена база для осложнений, которые на определенном этапе перерастали в открытую враждебность. Дело в том, что здесь формировались новые группы населения по национальным признакам, образуя национальные меньшинства по отношению к коренным жителям данной местности. Следовательно, зарождались противоречия между ними. К тому же во вновь образуемых группах населения были и такие, кто своим поведением и образом жизни вносил разлад в устои общества.

Карьеристы-экстремисты используют межнациональные отношения в то звено, взявшись за которое можно, оказывается, развалить все общество. А на развалинах его пытаются создать подобие государств, где лидеры царствуют и утоляют жажду своей власти, играя судьбами сбитых с толку соотечественников. А если они провалятся? Ну и что. Останутся награбленные миллионы. С ними можно неплохо жить и с приставкой “экс”, причем и у себя в стране, и за рубежом. Но разве допустимо так рассуждать и действовать?

14.7. Все же наступит прозрение

Хотелось бы верить, что все же наступит прозрение. Люди, прозрев, наверняка остановят разрушительные действия сепаратистов и предотвратят грядущую катастрофу ― плод необузданного воинствующего национализма.

И все-таки, почему растущему национальному самосознанию обязательно должно сопутствовать образование собственной, изолированной от всех государственности? Ведь такой способ удовлетворения потребностей растущего этнического самосознания ничего, кроме межэтнических стычек, не несет. Жизнь подсказывает, что есть и другие пути, и формы реализации права нации на самоопределение. Федерализация, к примеру, дает широкое поле для самовыражения, самостоятельной деятельности любого этноса в руках единого государства. Она не отрицает суверенитет. Напротив, предоставляет возможность самоопределившемуся этносу решать все проблемы, касающиеся его жизни. Полномочия же, отражающие интересы всего сообщества, остаются за федеративным государством.

Это же относится и к тем, кто имеет компактные территории расселения этноса. Там, где этнические группы малочисленны, и они не располагают компактной территорией, тоже можно успешно решать всю совокупность проблем, связанных с потребностями растущего национального самосознания в области культуры, языка, литературы, истории, религии.

И вообще, почему мы зациклились на одних и тех же формах организации жизни национальностей и этносов: республика, автономная республика, автономная область? И все никак не можем вырваться из этого заколдованного круга.

Раздумья об истории России, перспективах ее развития приводят к мысли, что она должна быть федеративным государством с крупными региональными административно-территориальными образованиями и национальными округами в них. Только такая Россия может стать и единой, и сильной. А гипертрофированная идея суверенитета каждой нации, да еще и с правом на отделение ― это невообразимый тупик.

См. также:
ГЛАВА 13. ШИРОКИЙ КРУГОЗОР РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБОГО РАНГА (ЭРУДИЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТАЛАНТ) ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

См. далее:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

oboznik.ru - Россия вперед!Об авторе:

Хубулава Ное Михайлович, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования России, заведующий кафедрой экономики и информационной технологии Московского инновационного университета (МИУ), г. Москва.

e-mail: nmhubulava@mail.ru

Другие новости и статьи

« Союзники США по НАТО: надёжа как на ёжа

Премия за своевременный возврат (сбор) и сохранность держаной деревянной тары »

Запись создана: Суббота, 1 Май 2021 в 17:14 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика