6 Май 2021

«Дюнкерк»: рождение и развитие

oboznik.ru - Дюнкерк и падение Франции

#линкор#дюнкерк#история

Аннотация: в статье рассматривается роль линейного корабля типа «Дюнкерк» в развитии французского линкоростроения. По мнению автора, характеристики «Дюнкерка» были
продиктованы условиями, которые сложились в мире, и являлся вполне удачным решением для возложенных на него задач.

Ключевые слова: Дюнкерк, линейный корабль, линкор, систершип, Страсбург.
Author: Mitin Egor Alexandrovich
Student of the Institute of History, Law and Social Sciences of the Lipetsk State
Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia
Title: Dunkirk: birth and development
Annotation: the article examines the role of the Dunkirk-class battleship in the development
of French battleship building. According to the author, the characteristics of «Dunkirk» were
dictated by the conditions prevailing in the world, and was a completely successful solution for
the tasks assigned to it.
Keywords: Dunkirk, ship of the line, battleship, sistership, Strasbourg.
«Дюнкерк» — знаменитый линкор, иногда его также называют линейным крейсером.

Он и его систершип «Страсбург» создавались как ответ на немецкие «Дойчланды» и были весьма революционными для своего времени, они же стали предтечами более мощных и технологичных кораблей типа «Ришелье». Корабли использовали нетипичную компоновку
в своём строительстве, а именно башни главного калибра располагались не линейно возвышено в корме и на носу, а спереди, в количестве восемь орудий. В настоящей статье мы предпримем попытку установить, какие условия продиктовали внешний вид и тактико-технические характеристики данного корабля.
В 1922 г. в ходе Вашингтонской конференции было установлено водоизмещение линкоров в 35 тыс. тонн.

Необходимо отметить, что на тот момент в мире шли так называемые т. н. «линкорные каникулы» — всем странам запрещалось строить данные корабли, но для некоторых государств, у которых флоты были либо слишком малы, либо устаревшими, делались исключения. Но для Франции было сделано существенное исключение: ее флот не был слишком большим, поэтому государству разрешили заложить два корабля суммарным водоизмещением в 70 тыс. тонн.

К 1930-е гг. стало очевидно, что потенциальные союзники Франции — это Великобритания и США, а следовательно нужно строить корабли, которые могли стать оппонентами Германии (Kriegsmarine) на Атлантике и Италии в Средиземном море (Regia Marina) Здесь же действовали «вашингтонские ограничения», а помимо которых было необходимо противодействовать новым типам крейсеров, порождённым Вашингтонскими соглашениями, с пушками калибра 203-мм, а также быть защищёнными от них.

Кроме 203-мм пушек появились и основные соперники будущего «Дюнкерка» — т. н. «карманные линкоры». Отсюда же родился и концепт «Дюнкерка» с 330-мм пушками, расположенными в носу в четырёх орудийных башнях. Максимальная дальность стрельбы составляла 42 км, а орудийные башни имели широкий угол поворота и не могли стрелять разве что в корму. Всё это нужно требовалось для максимального залпа по преследуемому противнику. Поскольку задачей данных линкоров являлось преследование кораблей потенциального противника, то использование таких кораблей в эскадренном бою не предполагалось.

Что же касается бронирования, то французские военные инженеры придерживались принципа «всё или ничего»: в главном броневом поясе оно составило 225 мм, носовом траверзе — 210 мм, кормовой — 180 мм, броневой палубе — 115 мм. Такое бронирование могло обеспечить защиту от 203-мм и 280-мм орудий, но уступало новым итальянским линкорам типа «Литторио». Эти ошибки были исправлены в его систершипе «Страсбурге», но настоящая революция была произведена в противоторпедной защите. Судостроителями использовался материал «Ébonite Mousse», который при попадании торпеды герметизировал повреждённый отсек и выталкивать из него воду2 .

Показать себя в реальных боевых условиях защита так и не смогла, поскольку все пущенные в последствии по «Дюнкерку» торпеды проходили мимо. Возвращаясь к орудиям, точнее к снарядам, которыми стреляли эти орудия, то их основной особенностью выступал двойной взрыватель. Это конструировалось для того, чтобы он взводился о браню «Дойчланда» и взрывался внутри нее, нанося максимальный урон. Вспомогательный калибр располагался в корме и по бортам в количестве шестнадцать орудий по 130 мм. Зенитное вооружение представляло из себя 37-мм пушки в спарках и 13-мм счетверённые установки, что по меркам 1930-х гг. являлось высоким показателем. Говоря об особенностях конструкции, следует отметить, что в кормовой части, где образовалось свободное место, размещались гидросамолёты («летающие лодки») «Loire 130» в количестве трёх штук. Они использовались как корректировщики и разведчики. Поскольку этот корабль был «преследователем», то французы не поскупились и на энергетическую установку, мощность которой составляла 113 тыс. лошадиных сил и позволяла развивать скорость в 30,5 узлов (по некоторым данным — 31 узел). Для линкора подобного класса такая мощность была очень весомой3 . Здесь же возможно рассказать и о его модернизированном систершип «Страсбург». По основной компоновке он представлял собой тот же «Дюнкерк», но более бронированный, поскольку подразумевалось, что корабль будет противостоять не только «карманным линкорам», но и «Литторио». Поэтому броня оказалась увеличена, составляя 283- мм в броневом поясе, 228-мм и 210-мм — в носу и корме, башни обзавелись 360-мм лбом вместо 330-мм, борбеты –340-мм вместо 310-мм, а траверзы остались те же, 150-мм. Теоретически это могло защитить «Страсбург» от попаданий 380-мм орудий итальянского собрата. Также на «Страсбурге» появилась радиолокационная станция, которая позволяла обнаруживать вражеские самолёты, модернизации подверглись и орудия вспомогательного калибра и зенитные установки.

Если говорить о том, является ли перечисленное развитием «Дюнкерка», то данные изменения — скорее удачная модернизация, которая была необходима в сложившейся тогда обстановке, дальнейшим развитием данной концепции послужат линкоры типа «Ришелье»4 . Обстановка была такова, что французы прекрасно понимали о своих вторых ролях на море, основную работу же на себя возьмут британцы, они же и будут устраивать основные эскадренные сражения. Французские корабли будут скорее охранниками, которым предстоит отгонять и охотится на вражеских «рейдеров». Отсюда и вырисовывается компоновка «Дюнкерка», которая предусматривала ведение огня от носа, способствуя преследованию противника, и полностью исключала применение корабля в эскадренном бою, поскольку в угоду скорости пришлось пожертвовать бронированием корабля. Рассматривая «Страсбург», отметим, что корабли — очень удачная работа над ошибками, которая позволяла французским инженерам подойти к концепции «Ришелье». Настоящая модернизация видится необходимой для понимания жизнеспособности данных кораблей и концепции корабля-«преследователя» в целом. Следовательно, «Дюнкерк» являлся важной вехой в развитии французского флота. Его характеристики были продиктованы условиями, которые сложились в мире, и для возложенных на него задач являлся вполне удачным решением.

Список источников и литературы 1. Балакин С. А., Дашьян А. В., Патянин С. В., Токарев М. Ю., Чаусов В. Н. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005. 256 c. 2. Сулига С. В. Линейные корабли «Ришелье» и «Жан Бар». СПб.: Цитадель, 1995. 46 с. 3. Трактат между Соединенными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией об ограничении морских вооружений («Договор пяти держав») (Вашингтон, 6 февраля 1922 г.) // Хрестоматия по истории международных отношений: в 5-ти книгах. Книга 4: Новейшее время / Сост. Д. В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013. С. 38–39.

Митин Егор Александрович Студент Института истории, права и общественных наук ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия)

Научный руководитель: Уваров Геннадий Владимирович, к. и. н., доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, права и общественных наук ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского

Другие новости и статьи

« Отношение иностранцев к русским во время Второй Мировой войны

Проблема неравенства в «цифровом обществе» »

Запись создана: Четверг, 6 Май 2021 в 17:34 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика