8 Май 2021

Положительные и отрицательные аспекты цифровизации образования: взгляд педагога

oboznik.ru - Россия в информационной войне
#образование#цифровизация#обучение

Рассмотрены положительные и отрицательные стороны процесса цифровизации образования. Особое внимание уделено отрицательным сторонам, поскольку они приводят к возникновению рисков, негативно влияющих на развитие как самой системы образования, так и на человека, общество, экономику. Рассмотрены возможные пути решения выявленных проблем и рисков цифровизации образования. Ключевые слова: цифровизация образования; качество; дистанционные образовательные технологии; электронное обучение; риски; возможности.

В мире происходят стремительные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, влияющим на все сферы хозяйственной деятельности [5]. Процесс цифровизации относится к научно-техническим преобразованиям. Образование — одна из сфер, для которой необходим, важен процесс цифровизации [9], который должен внедряться настолько своевременно, насколько это востребовано происходящими в обществе изменениями, во всей экономической системе как на государственном уровне, так и на мировом. Как любая инновация, процесс цифровизации системы образования имеет плюсы, минусы, возможности и риски [1; 10].

Положительные стороны способствуют развитию, в то время как отрицательные моменты, или риски необходимо контролировать, сводить к минимуму или вовсе не допускать, т.е. управлять ими. Положительные стороны цифровизации — это, в первую очередь, доступность образования, которую провозглашают федеральные документы [7], определяемая доступом к учебным и учебно-методическим материалам, поиску необходимой учебной, научной и др. информации, образовательным программам; возможность выстраивания индивидуального плана освоения образовательных программ обучающимися [10]; возможность удаленной работы, самостоятельность, основанная прежде всего стремлением к знаниям, необходимостью освоения конкретных учебных модулей или нужных дисциплин, в том числе вырабатывающая твердость характера и прочие качества специалиста. Важной положительной стороной цифровизации является избавление от большого объема бумажных носителей разного рода информации (учебных изданий, книг, тетрадей, документов и т. п.) и их замена на электронные, что приводит к экономии ресурсов.

Положительным можно считать некоторое упрощение работы преподавателей с обучающимися, хотя в процессе адаптации к цифровизации упрощение еще не настолько значительно. Некоторые считают, что стоимость обучения при дистанционной и электронной формах меньше, хотя в настоящем времени данный вопрос представляется спорным. Следует сказать, что в условиях возникшей пандемии (COVID–19) у многих студентов возник вопрос о снижении стоимости обучения (очной формы). Но, во-первых, данная мера (перевод на дистанционную работу) является вынужденной для вузов, а у преподавателей ввиду резкого перехода на дистант объем работы только увеличился, в связи с чем, стоимость обучения не может быть снижена, по крайней мере, в ближайшем будущем. ВШЭ проведено исследование реакции обучающихся при переходе на дистанционную форму обучения, где исследованы вопросы стоимости обучения [8].

Возможно в процессе развития и внедрения новых форм обучения, накопленного опыта реализации образовательных программ в условиях цифровизации стоимость обучения станет существенно ниже. Отрицательные стороны, риски цифровизации образования следует рассмотреть подробнее, поскольку они оказывают негативное влияние на функционирование и развитие системы образования, результат освоения образовательных программ обучающимися, функционал других участников образовательного процесса и т. п. Поставленный вопрос рассматривается автором с точки зрения педагога, работающего в системе высшего образования. К недостаткам электронного образования можно отнести в первую очередь риск получения отрицательного результата, поскольку в настоящее время опыт онлайнобразования, электронного и дистанционного формата обучения пока еще недостаточный, в том числе нет возможности сравнения с чем-то подобным для анализа сложившейся ситуации.

Автором было выполнено исследование процесса цифровизации системы профессионального образования в регионе на основе статистических показателей (применения дистанционных технологий, электронного обучения), где было выявлено низкое число образовательных программ вузов и СПО, применяющих данные новые технологии в обучении [3, с. 283–291]. При внедрении новейших форм обучения (поскольку дистанционное и электронное обучение в большей мере применяется для заочной формы и в вузах на сегодняшний день имеется некоторый опыт), важным вопросом является качество подготовки специалистов [см., например, 10], который еще следует изучать, анализировать и внедрять мероприятия по его повышению. К явным недостаткам можно отнести «сухой характер» новых форм обучения, который обычно носят электронные версии учебников, пособий, книг и других учебных материалов. Следует сказать, что в условиях развития инноваций, наоборот, требуются люди (специалисты) с креативным, неординарным мышлением. Обучение, образование и воспитание реализуется через общение преподаватели и обучающихся, а компьютер, электронный носитель информации не имеет функции воспитания и образования.

К тому же слово является только источником информации и подавляющее большинство слов (в русском языке — особенно!) носит многозначный характер. Человек эмоционален и, находясь в аудитории (на лекции, семинаре и т. п.), восприятие (вербальное и невербальное) преподаваемого лектором материала имеет важное значение [6]. К тому же в аудитории у обучающегося всегда есть возможность задать лектору вопрос, уточнить что-либо, что, несомненно, дает студенту определенную степень уверенности в усвоении новых знаний. При самостоятельном изучении учебного материала с электронных носителей подобных условий нет. Возможность задать вопрос имеется, но в электронном виде и обучающемуся потребуется некоторое время на получение ответа на поставленный вопрос. В подобных условиях творчество, креативность обучающегося скорее всего будет заметно снижена. Таким образом, при сведении творчества к низкому уровню произойдет снижение умственной активности обучающихся, что по сути мы (преподаватели и не только) уже можем наблюдать в настоящее время. Современному студенту нет нужды над чем-то задумываться, размышлять, самостоятельно добывать информацию, поскольку у него в руках всегда есть средство для доступа в Интернет, где по запросу можно найти необходимые сведения, в том числе и готовый ответ на поставленный вопрос.

Это приводит к еще большему ослаблению мышления, что для развития личности и формирования определенных компетенций специалиста имеет только отрицательный результат. Еще одной негативной стороной цифровизации можно назвать снижение социализации в обществе в результате внедрения информационной системы. Что также влияет на развитие личности в процессе общения, обмена мнениями, взаимодействии. Далее следует сказать о проблеме физического развития, где в первую очередь изменяются в сторону ухудшения зрение и мелкая моторика. Можно полагать, что данную проблему возможно решить за счет развития технологий, в результате развития которых безопасность технических средств может быть доведена до высокого уровня. Но, тем не менее, влияние на физиологическое состояние организма человека, строение его костной системы, суставов и мышц пока видится только как отрицательное.

Отрицательной стороной является возможность абсолютного контроля как обучающихся, так и их родителей, педагогов. Следствием абсолютного контроля становится тотальный контроль общества, что заметно скажется на самостоятельности обучающегося, а, следовательно, и на его творчестве, креативности и других качествах. В условиях широкого внедрения цифровизации изменится и функция преподавателя. Преподаватель станет в большей степени консультантом, тьютором, контролером выполнения заданий и т. п. [1]. То есть деятельность преподавателя станет более упрощенной, «обездушенной». Многие функции преподавателей и других профессионалов смогут заменить роботы и виртуальные системы, что само по себе в настоящее время является проблемой, пока не имеющей решения.

Приведенные выше отрицательные стороны, риски цифровизации образования не исчерпаны, поскольку процесс цифровизации начался относительно недавно и оценить все отрицательные стороны новой — цифровой — системы образования будет возможно только спустя некоторое время (десятилетия). Названные отрицательные стороны, риски, следствия во многом относятся к изменениям физиологического состояния человека, но данное его состояние (человека, а в целом и общества) приводит и будет приводить к негативным экономическим аспектам.

В современных условиях появилось новейшее научное направление — социоэкономика, которое имеет, с одной стороны, экономическую основу, с другой — социальную. Исследования специалистов в сфере социоэкономики свидетельствуют о том, что социальные начала имеют порой гораздо большую значимость в хозяйственной деятельности, чем экономические [4; 11; 12]. По их мнению, одно без другого в условиях новой экономики существовать не может, т.е. экономика и общество являются взаимообусловленными. Представленные автором вопросы являются проблемными, над которыми следует задуматься и искать ответы уже сейчас, применяя креативность и творческий подход. В качестве ответа на некоторые вопросы в сфере рисков и проблем цифровизации образования сегодня можно привести, например, предложенную А.А. Вербицким «психолого-педагогическую теорию контекстного образования» [1].

Данная теория развивается в научной школе автора, обосновывающей необходимость перехода к практико-ориентированному непрерывному образованию при условии его опоры на фундаментальное содержание наук и широкие возможности человека как субъекта развития, в том числе имеющего огромные возможности этого развития на основе возможностей цифровых технологий. Причем цифровые технологии требуют именно интеллектуальной составляющей человека. Следует сказать, что процесс цифровизации общества и всех сфер хозяйственной деятельности неизбежен и этот процесс приведет к трансформации рынков услуг. В ближайшем будущем цифровая система образования сложится, но уже сейчас очень важно учесть аспекты ее функционирования, которые можно переносить на цифровую платформу и те, которые не следует (хотя бы на первое время, возможно в будущем ситуация изменится). Важно, что в мире пока еще не создано «педагогической или психолого-педагогической теории цифрового обучения» [1].

Многие специалисты, педагогические работники определяют низкую результативность единого государственного экзамена и предлагают вместо него вернуть прежнюю форму проверки итоговых знаний будущих абитуриентов. Это, по мнению специалистов, будет способствовать формированию фундаментальных знаний обучающихся, позволяющих развиваться таким чертам как креативность, творчество, самостоятельность. В настоящее время российские специалисты имеют хорошую возможность сравнить качество знаний выпускников советской средней общеобразовательной школы и современной, где знания современных школьников, в последствии студентов, оставляют желать лучшего. И еще важный аспект: российская система образования модернизируется в основном по «западному образцу», когда для нашей страны собственная система образования имеет хорошие шансы для развития, генерации новых идей в условиях перехода к новому технологическому укладу [2].

Библиографический список 1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. №1(6). 2. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М.: Книжный мир, 2016. 3. Ефимова Е.Г. Пространственная организация региональной системы профессионального образования: дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2019. 4. Задорожный Г.В. О методологических основаниях познания и становления социальной экономики // Соціоекономіка: зб. наук. пр. Донецьк: ІЕП НАНУ, 2010. 5. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. №8. С. 107–113. 6. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М.: Ай Кью, 1992. 7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 8. Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом: I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14 мая 2019 г.). URL: https://ino-online.usue.ru/public/land/ connectToWebinar.php. 9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: Сер. колл. монографий / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: ИД Высшей школы экономики, 2019. 10. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. №1(97). 11. Шабанова М.А. Социоэкономика: от парадигмы к новой науке // Общественные науки и современность. 2006. №1. 12. Этциони А. Социоэкономика: дальнейшие шаги (1991) / пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. Т. 3. №1. С. 65–71.

Е.Г. Ефимова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Другие новости и статьи

« Цифровизация образования: проблемы развития

Понятие и специфика, классификация воинских перевозок и принципы их организации »

Запись создана: Суббота, 8 Май 2021 в 11:13 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Управление тылом.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика