Необходимость жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики
The need to provide housing for servicemen of the Armed Forces of the Kyrgyz Republic
курсант Адылбеков Нуркерим Адылбекович,
курсант специального Финансово-экономического факультета Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва,
e-mail.ru: adylbekovn@list.ru
Реферат. Проблематика обеспечения жильем (предоставление компенсации за наем жилого помещения) выступает в качестве одной из самых острых социальных проблем Кыргызской Республики, которая разрешается в процессе реформирования военной организации государства, которое ориентировано на формирование ее нового облика. Сложная ситуация в жилищном обеспечении военнослужащих Вооруженных сил Кыргызской Республики свидетельствует о наличии комплекса экономическим, правовых проблем в стране.
Ключевые слова: наука, средства, финансирование, финансы, расквартирование, жилье, выплаты, наем.
cadet Adylbekov Nurkerim A.,
cadet of the Special Financial and Economic Faculty of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia,
e-mail.ru: adylbekovn@list.ru
Report. The problem of providing housing (providing compensation for the rental of residential premises) is one of the most acute social problems of the Kyrgyz Republic, which is resolved in the process of reforming the military organization of the state, which is focused on the formation of its new image. The difficult situation in the housing provision of the Armed Forces of the Kyrgyz Republic indicates the presence of a complex of economic and legal problems in the country.
Keywords: science, funds, financing, finance, quartering, housing, payments, hiring.
Как свидетельствует практика, из 16500 военнослужащих Вооруженных сил Кыргызской Республики, нуждающимися в жилых помещениях являются фактически 2500 военнослужащих. В 2015-2016 году, к примеру, на территории города Бишкек было передано только 108 жилых квартир военнослужащим, а в отношении 180 начато строительство. Но, с 2018 года финансирование строительства прекратилось, и стройка была заморожена. Также запланировано на территории города Бишкек в 2017-2020 годах построить 8 жилых домов (по республике 22 жилых дома на 1129 квартир) для военнослужащих, однако, финансирование до настоящего времени не стабильно. [1]
В ч. 1 ст. 1 Конституции Кыргызская Республика [2] признает себя в качестве социального государства. Социальным государством признается модель государства, политика которого целенаправленна на перераспределение материальных благ в силу принципа социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизнедеятельности, сглаживания социальных отличий и помощи нуждающимся. Таким образом, можно отметить то, что Кыргызская Республика, являясь социальным государством, создает условия для полной и всесторонней защиты военнослужащих, т.к. именно они обеспечивают охрану конституционного строя страны и обеспечивают внешнюю безопасность и суверенитет.
В качестве одного из основополагающего приоритета развития военной организации Кыргызской Республики на сегодняшний день выступает обеспечение социальной защищенности военнослужащих. Последняя понимается в качестве реализации социальных гарантий военнослужащих, обеспечение их достойного уровня жизни и социального статуса не только в период прохождения воинской службы, но и после увольнения в запас или отставку.
В качестве самой актуальной гарантии, которая гарантируется государством военнослужащим Кыргызской Республики, выступает гарантия предоставления им жилых помещений.
Необходимо заметить, что количество военнослужащих Вооруженных сил Кыргызской Республики, которые не обеспечены жильем c 2017 года по 2020 год увеличилось с 1600 военнослужащих до 2500, т.е. фактически увеличилось на 56,25 % (диаграмма 1.1). [3] Столь высокие цифры свидетельствуют не только о необходимости существования системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики, но и свидетельствуют о наличии отдельных трудностей, т.е. ее неэффективности и не соответствию действительным потребностям.
В частности, в качестве одной из самых актуальных проблем жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики можно отметить то, что в период с 2017 года по 2020 год из государственного бюджета должны были выделяться денежные средства на строительство жилья для военнослужащих. Однако, их объемы не соответствовали действительности (диаграмма 1.2).[3]
Таким образом, на основе анализа диаграммы 1.2 можно отметить то, что в 2017 году от предусмотренного объема финансирования строительства жилья для военнослужащих Кыргызской Республики выделено только лишь 83,7; в 2018 году – 65,6%; в 2019 году – 84,2%; а на 1 ноября 2020 года – 24,8%.[4]
Наравне с этим, произошло увеличение объемов компенсации за поднаем жилья. В частности, в 2017 году объемы компенсации составили 15000000 млн. сом или 239 580 долларов США, в 2020 году объемы компенсации составили 240 00000 млн. сом или 357 808 долларов США (средний курс за период с 2017 – 2020 год составил 69,8 сом за один доллар США).[5]
Таким образом, можно сделать утверждение о том, что увеличение объемов компенсации за поднаем жилья, не полное обеспечение финансирования строительства жилья для военнослужащих Кыргызской Республики из государственного бюджета, а также постепенное увеличение количества военнослужащих, которые нуждаются в жилье, свидетельствуют о необходимости эффективной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
Осознавая это, выработан целостный комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы социальной защиты военнослужащих на территории Кыргызской Республики. В частности,
- Закон Кыргызской Республики от 1 июля 1992 года № 930-XII «О статусе военнослужащих» - к примеру, в ст. 12 данного нормативного правового акта регламентируются вопросы жилищного обеспечения военнослужащих Кыргызской Республики.[6]
- Закон Кыргызской Республики от 9 февраля 2009 года № 43 «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службе» - данным нормативным правовым актом определяются воинские должности, которым предоставляется право на получение жилых помещений или денежной компенсации за наем или поднайм временного жилого помещения. [7]
- Закон Кыргызской Республики от 7 мая 1993 года № 1194-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих» - в частности, к примеру, в ст. 57 данного нормативного правового акта регламентируются вопросы выплаты пенсий пенсионерам, которые проживают в домах – интернатах. [8]
Таким образом, можно сделать утверждение о том, что посредством данных нормативных правовых актов созданы условия, которые способствуют повышению обеспеченности военнослужащих жильем.
В действующем законодательстве Кыргызской Республики не раскрывается термин «жилищное обеспечение». Жилищное обеспечение военнослужащих является целенаправленной деятельностью управомоченных органов управления и должностных лиц по их снабжению и членов их семей, которые проживают с ними, жилыми помещениями в порядке и по нормам, которые установлены в действующем законодательстве. [9]
Таким образом, можно сделать утверждение о том, что:
- жилищное обеспечение реализуется строго установленным комплексом государственных органов - в силу ст. 12 Закон Кыргызской Республики от 1 июля 1992 года № 930-XII «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями государством в порядке, который определяется Правительством Кыргызской Республики, т.е. можно сделать утверждение о том, что вопросы жилищного обеспечения военнослужащих находятся в ведении исполнительной ветви государственной власти;
- жилищное обеспечение распространяется не только на военнослужащих Кыргызской Республики, но и на членов их семей, которые проживают с ними;
- жилищное обеспечение предусматривает предоставление исключительно жилых помещений – в силу ст. 1 Жилищного кодекса Кыргызской Республики[10] жилым помещением является отдельная единица жилищного фонда, которая предназначается и используется для постоянного либо временного проживания, отвечает установленным технологическим, санитарным и иным обязательным требованиями, которые установлены в законодательстве Кыргызской Республики.
В качестве единиц жилищного фонда выступают: индивидуальный жилой дом или его часть; квартира в многоквартирном доме; коммунальная квартира или комната в ней; комната в доме специализированного жилищного фонда; жилой дом передвижного жилищного фонда.
Содержание жилищного обеспечения раскрывается законодателем, в большей мере, в ст. 10 Закон Кыргызской Республики от 1 июля 1992 года № 930-XII «О статусе военнослужащих». В частности, в ней закреплено следующее содержание жилищного обеспечения военнослужащих:
- обязательное предоставление жилых помещений по прибытию к месту службы (учебы) либо выплата денежной компенсации;
- обязательное обеспечение жилыми помещениями по месту дислокации государственного органа, воинской части, т.е. в черте населенного пункта, где военнослужащий, который нуждается в жилом помещении, ранее состоял на учете;
- обязательная регистрация по месту службы до момента получения постоянного жилого помещения. Им могут предоставляться и служебные жилые помещения.
Необходимо заметить то, что военнослужащие контрактной службы, которые уволены в запас либо отставку, по болезни, возрасту, сокращению штата либо семейным и иным актуальным обстоятельствам, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями в первоочередном порядке. При этом всем обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, которые проходят воинскую службу по контракту, кроме офицеров, в отмеченном порядке осуществляется при условии, если они обладают выслугой двадцать календарных лет и больше. Военнослужащие, которые стали инвалидами в момент выполнения обязанностей по воинской службе и уволенные из-за этого с воинской службы, жилая площадь по выбранному месту проживания предоставляется вне очереди.
Лицо офицерского состава в звании полковник, равного ему и выше, как уволенное в запас либо отставку, так и состоящее на воинской службе, а также командирам воинских частей, преподавателям – военнослужащим военно-учебных заведений, военнослужащим, которые обладают учеными степенями, представляется дополнительная жилая площадь в размере, 12 квадратных метров.
За военнослужащим, который проходит службу на основе контракта, направленным на прохождение воинской службы за территориальные пределы Кыргызской Республики в силу международных договоров и соглашений, а также в высокогорные районы, труднодоступные и отдаленные зоны, занимаемая ими жилая площадь (за исключением служебной жилой площади и находящейся в закрытом либо обособленном военном городке) бронируется на все время пребывания за границей и в отмеченной местности. В качестве обязательного условия выступает наличие выслуги в двадцать календарных лет и больше.
Военнослужащим по месту прохождения воинской службы оказывается безвозмездная финансовая помощь в погашении задолженности по оплате жилья либо по кредиту финансово-кредитных учреждений, который получен на индивидуальное жилищное строительство, приобретение индивидуального жилого дома или квартиры, непрерывно и безупречно проходящим воинскую службу на протяжении пятнадцати лет – в размере пятьдесят процентов, а двадцати календарных лет и больше – в размере сто процентов.
Военнослужащие, которые обладают выслугой в пятнадцать календарных лет и больше, имеют право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы того населенного пункта, в котором они будут проживать после увольнения в запас либо отставку.
Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), а также лица, уволенные с военной службы в запас и отставку по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, семейному положению и другим важным обстоятельствам, имеющие выслугу 20 календарных лет и более, освобождаются от арендной платы на землю.
Лицам офицерского состава, прапорщикам, уволенным в запас или отставку по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов или семейным и другим важным обстоятельствам и имеющим выслугу 20 календарных лет и более, занимаемые или предоставленные им государственные квартиры по избранному месту жительства передаются в личную собственность бесплатно.
За офицерами, призванными на краткосрочную военную службу из запаса сроком на 2 года, а также принятыми на военную службу по контракту сроком до 3 лет, и членами их семей на весь период прохождения этой службы сохраняется жилое помещение, которое они занимали до определения на военную службу из запаса. Они не могут быть исключены из списков на получение жилой площади.
За военнослужащими срочной службы сохраняется жилое помещение, которое они занимали до призыва на службу, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилого помещения. Семьи военнослужащих срочной службы, если в составе семьи нет лиц, имеющих самостоятельный заработок, оплачивают занимаемое ими жилое помещение по существующей минимальной ставке квартирной платы, установленной действующим законодательством.
В случае нарушения прав на жилище, предусмотренных настоящей статьей, военнослужащие, лица, уволенные с военной службы в запас или отставку, и члены их семей имеют право обратиться в суд с иском к соответствующему органу военного управления или иному государственному органу об удовлетворении их законных прав и возмещении ущерба в случае его причинения.
Военнослужащие, обеспечиваемые жилыми помещениями, заключают с государственным органом, в котором военнослужащий проходит военную службу, договор найма жилого помещения. В договоре определяется порядок предоставления жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения договора определяются руководителями государственных органов, в которых военнослужащий проходит военную службу.
При переводе из одного государственного органа в другой военнослужащие, если они уже были обеспечены со стороны государства жильем, не могут претендовать на получение жилья по новому месту службы, кроме случаев улучшения жилищных условий.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие выслугу 10 лет и более военной службы в календарном исчислении, могут реализовать право на жилье путем получения займа на приобретение жилого помещения, на индивидуальное жилищное строительство, в том числе путем участия в долевом строительстве.
Лица офицерского состава и прапорщики, календарная продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Военнослужащие, получившие инвалидность в период исполнения обязанностей военной службы, при вооруженной защите Кыргызской Республики, выполнении международных обязательств Кыргызской Республики по коллективной безопасности или участии в миротворческих операциях, а равно при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий и уволенные в связи с этим с военной службы, реализуют право на жилье в первоочередном порядке по избранному месту жительства независимо от выслуги лет.
За офицером, который призван на краткосрочную воинскую службу из запаса сроком на два года, а также принятым на воинскую службу по контракту сроком до трех лет, и членам их семей, на весь отрезок времени прохождения данной воинской службы сохраняется жилое помещение, которое они занимали до определения на воинскую службу из запаса. Они не могут исключаться из списка на получение жилой площади.
За военнослужащим срочной службы сохраняется жилое помещение, которое он занимал до момента призыва на воинскую службу, и он не может быть исключен из списков очередности на получение жилого помещения. Семья военнослужащего срочной службы в случае, если в составе семьи отсутствуют лица, которые обладают самостоятельным заработком, оплачивают занимаемое ими жилое помещение по действующей минимальной ставке квартирной платы, которая установлена в действующем законодательстве.
В случае наличия нарушений прав на жилище, которые предусматриваются в законодательстве, военнослужащие, лица, которые уволены с воинской службы в запас либо отставку, или члены их семей обладают правом на обращение в суд с иском к соответствующему органу военного управления либо другому государственному органу об удовлетворении их прав и законных интересов на жилые помещения и возмещении ущерба в ситуации его причинения.
В той ситуации, когда право военнослужащих Кыргызской Республики нарушается, право на жилище или денежную компенсацию, они, в силу ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Кыргызской Республики обладают правом судебной защиты их прав и свобод, которые предусматриваются в законодательстве, и получение квалифицированной юридической помощи.
Военнослужащие, обеспечиваемые жилыми помещениями, заключают с государственным органом, в котором военнослужащий проходит военную службу, договор найма жилого помещения. В договоре определяется порядок предоставления жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения договора определяются руководителями государственных органов, в которых военнослужащий проходит военную службу. При переводе из одного государственного органа в другой военнослужащие, если они уже были обеспечены со стороны государства жильем, не могут претендовать на получение жилья по новому месту службы, кроме случаев улучшения жилищных условий.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие выслугу 10 лет и более военной службы в календарном исчислении, могут реализовать право на жилье путем получения займа на приобретение жилого помещения, на индивидуальное жилищное строительство, в том числе путем участия в долевом строительстве. Лица офицерского состава и прапорщики, календарная продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Реализация военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, права на жилье в любой из указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи форм, прекращает дальнейшие правоотношения, связанные с государственным жилищным обеспечением военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Военнослужащие, получившие инвалидность в период исполнения обязанностей военной службы, при вооруженной защите Кыргызской Республики, выполнении международных обязательств Кыргызской Республики по коллективной безопасности или участии в миротворческих операциях, а равно при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий и уволенные в связи с этим с военной службы, реализуют право на жилье в первоочередном порядке по избранному месту жительства независимо от выслуги лет.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военный городок - комплекс зданий и сооружений, расположенный на одном земельном участке, используемый для расквартирования воинской части (учреждения) и размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Военные городки подразделяются на закрытые и открытые. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
Таким образом, можно сделать утверждение о том, что жилищное обеспечение военнослужащих Кыргызской Республики является целенаправленной деятельностью управомоченных органов управления и должностных лиц по их снабжению и членов их семей, которые проживают с ними, жилыми помещениями в порядке и по нормам, которые установлены в действующем законодательстве. В действующем законодательстве предусматривается не только предоставление жилых помещений, выплата денежной компенсации за наем и поднаем временных жилых помещений, но и регулируются вопросы оказания помощи по приобретению жилых помещений военнослужащими, регламентируются вопросы судебной защиты права военнослужащих на жилые помещения, вопросы помощи в оплате коммунальных платежей и т.п. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в совокупности все вопросы жилищного обеспечения военнослужащих Кыргызской Республики имеют для законодателя достаточно существенное значение.
Примечание:
[1]. Официальный сайт Министерства обороны Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mil.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[2]. Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[3]. Официальный сайт Министерства обороны Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mil.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[4]. Официальный сайт Министерства обороны Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mil.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[5]. Официальный сайт Министерства обороны Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mil.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[6]. Закон Кыргызской Республики от 1 июля 1992 года № 930-XII «О статусе военнослужащих» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[7]. Закон Кыргызской Республики от 9 февраля 2009 года № 43 «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[8]. Закон Кыргызской Республики от 7 мая 1993 года № 1194-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
[9]. Гладких А., Хачатрян А., Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих // Ориентир. - 2009. - №7. – С. 11-21.
[10]. Жилищный кодекс Республики Кыргызстан от 9 июля 2013 года № 117 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/.-Дата доступа: 28.11.2020
Другие новости и статьи
« Экономическая сущность основных средств, их оценка и классификация в воинских частях Росгвардии
Зачем Евгений Савойский перевернул фронт? »
Запись создана: Понедельник, 10 Май 2021 в 18:38 и находится в рубриках Новости, Расквартирование войск, Тыл: образование и наука, Финансовое.
метки: жилье, наем, наука, выплаты, финансирование, финансы, расквартирование, средства
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика