20 Май 2021

О трагических днях в Комсомольском

oboznik.ru - Какие были предвестники, признаки начала войны в Чечне?

#война#Чечня#история

В споминая годы службы, больше приходят на память приятные и комичные случаи, но я хочу рассказать историю пострашнее, поэтому постараюсь перейти к ней поплавнее, потому как те события, о которых я расскажу – страшнее некуда. Для начала, пожалуй, о том, как я попал в Чечню.

Призвали меня в армию в возрасте 25 лет, что, в принципе, помогло мне в “завоевании” авторитета, как среди солдат, так и среди офицеров. Кроме того в отличии от остальных “пиджаков”, как в армии называют офицеровдвухгодичников, танки я знал и любил: сказалось обучение на кафедре военных гусеничных и колесных машин.

Любил не только их ремонтировать, но и поездить, пострелять, хотя зампотехи и не должны уметь стрелять. Уже через месяц я слыл лучшим зампотехом полка. Весной 1999 года начался ввод войск под эгидой ООН в Сербию, было принято решение выделить от нашего полка роту танков. Мне было предложено занять в этой роте должность заместителя командира роты по вооружению, на что я с радостью откликнулся. Начали готовить документы, отбирать личный состав. Уже была назначена дата выезда на полигон для боевого слаживания, когда стало известно, что одна из балканских стран отказалась предоставить свое пространство для провоза нашей техники. Вот так остались наши десантники в Косово без танков.

Начались события в Дагестане, и опять мне предложили поехать, я не отказался. Как в последствии оказалось, войска Северо-Кавказского военного округа были до предела не укомплектованы офицерским составом, и сюда со всей страны собирались офицеры для пополнения штатов. Повторюсь, что речь шла только о Дагестане. На сборном пункте в Ростове-на-Дону, нам сказали, что в Дагестане штат укомплектован, но, ребята, не беспокойтесь, навоюетесь вдоволь. Приехали мы (с нашего полка два танкиста – я и командир роты) во Владикавказ, получили роту и стали готовить ее.

Слово “война” еще не звучало, но был приказ готовить технику и личный состав к боевым действиям. 27 сентября 1999 года мы выступили. И начались боевые будни. Было село Танги-Чу, был Бамут (за действия при блокаде и взятии Бамута я был награжден медалью Суворова), был Урус-Мартан (был представлен к медали “За отвагу”, был Очхой-Мортан и, наконец, было Комсомольское (представлен к ордену Мужества). За это время приходилось побыть, что называется: и чтецом, и жнецом. Ездил на топливозаправщике без сопровождения заправлять танки на позициях (танки, как правило, придавались в поддержку пехоте и были раскиданы чуть ли не по всей Чечне). Ездил на “Урале”, наполовину загруженном снарядами, получать двигатель в Грозный, опять же без сопровождения.

Обучал новое пополнение, прибывшее без прохождения “учебки”. Когда было нужно – копал окопы, ремонтировал, ездил, стрелял – в общем, выполнял свою и не сою работу. Рассказать же хочу не об этом, а что и как пришлось испытать и пережить в Комсомольском. Недавно на центральном телевидении был показан фильм про десантников, про то, как они полегли, но не пустили сквозь себя 1500 вакхабитов в Аргунском ущелье. Посмотрел я его и стало мне не то что обидно – стало непонятно, а как же половина 2-й мотострелковой роты (это они написали в Бамуте на развалинах старой школы “РАЗВАЛИНАМИ БАМУТА УДОВЛЕТВОРЕНЫ – 2 МСР”, те кто были там, обязательно помнят), а как же гранатометный взвод, почти в полном составе погибший, как же экипаж моего друга Сани Луценко (зверски убитый, как в фильме “Чистилище”, как же многие и многие другие? Ведь все они погибли почти там же, по крайней мере, от рук бандитов той же банды.

Понятно, что те десантники герои, но и эти простые пацаны, покрытые грязью и вшами, не ударили в грязь лицом. Ну да ладно, это все эмоции, в общем, а мой рассказ о том, как это было с моей точки зрения – точки зрения зампотеха танкового батальона 503-го гвардейского полка. Примерно в январе 1999 года мы блокировали село Комсомольское – попросту окружили его и стали ждать, вышли старейшины и клятвенно заверили нас в своей вечной любви и дружбе. Договорились не трогать друг друга.

Это был удивительный период: проезжая через село, можно было видеть толпы бородачей в комуфлированной одежде с оружием в руках, которые отнюдь не дружелюбно смотрели на нас. Это были так называемые “отряды самообороны”, как бы и не враги нам, но и не друзья. Ожидать можно было от таких всего. В Комсомольском их было немного, в основном они скапливались в Алхозурово, поэтому мы стали закапываться в землю вокруг этих двух селений. Часть нашей пехоты с одним танком была перекинута в Аргунское ущелье, куда 19 февраля начался прорыв боевиков. Начались первые крупные потери нашего полка. 29 февраля под Комсомольским на нас, со стороны гор, вышла группа до 30 человек. Их мы отпугнули, как потом оказалось, это была разведгруппа той самой группировки боевиков до 1500 человек во главе с Гелаевым.

Особо нас настораживало поголовное бегство местного населения из села. Ничего хорошего это не предвещало. Особисты сообщали, что у Гелаева жена родом из Комсомольского, он, видимо, по ней заскучал и по пути в УрусМортан, где он решил сделать новую столицу Чечни, решил ее повидать. Мы стали его ждать. Только вот никто не сказал нам, что боевиков будет так много. В ночь с 4 на 5 марта 2000 года раздались первые выстрелы. Это похоже было на какой-то фейерверк. Боевики, несмотря на большие потери, шли напролом.

Одурманенные наркотиками, они явно ничего не чувствовали, получив даже с десяток пуль в грудь: они роняли автоматы, но продолжали идти вперед, не целясь стреляли из гранатометов, в расчете, если не попасть, так зацепить кое-кого из нас осколками. Первыми встали и полегли ребята из гранатометного взвода 2-й мотострелковой бригады. Они только что заняли позицию, не успели как следует окопаться. Они были обречены, позиции были выбраны начальством неудачно: в глубине ущелья, помочь огнем им никто не мог. Боевики могли и не стрелять – просто массой своего бандитского стада затоптать их. Мы стрелять по этому месту стали только через день – когда ясно стало, что никого в живых из наших там уже нет.

Затем с соседней высоты к нам обратился командир роты пехотинцев за огневой поддержкой. К ним выдвинулся танк лейтенанта Луценко. Но до пехоты он не добрался. Боевики окружили его на узкой горной дороге. Несколькими выстрелами гранатометов остановили его, у танка заклинило башню. Предложили сдаться. Более 5 часов мы слушали, как геройский экипаж вызывал огонь на себя. Разведчики и танк сержанта Ищенко попытались пробиться к ним, что тоже кончилось плачевно: разведка потеряла 4 человека, а танк боевики расстреляли почти в упор. Летали “вертушки”, стреляли артиллеристы.

Мы не теряли надежды спасти наших ребят. Но, бандиты подорвали люки, вытащили экипаж, а дальше все по тому же сценарию, как и в фильме “Чистилище”. Наши позиции (два танка на ходу, один с неисправностью двигателя, один заправщик, два “Урала” со снарядами) оказались в окружении. На 3-й день к нам пробился начальник штаба 162-го танкового полка с “Шилкой”, двумя танками Т-62 и командной машиной. Дембелей в бой мы старались не пускать, формировали офицерские экипажи, точнее экипаж, потому как имелись в наличии командир батальона, я (зампотех батальона), командир роты и прапорщик (командир взвода обеспечения).

Наши Т-72 показали себя с самой лучшей стороны - практически круглые сутки они вели наблюдение, стреляли по врагу. Пока один танк вел огонь – другой пополнял боекомплект, потом наоборот. Ночью вели наблюдение за местностью через ночные прицелы. Из двух Т-61 в боеспособном состоянии оказался только один. Спустя три дня кольцо окружения прорвали, к нам пришла помощь, и самое главное – подвезли боеприпасы. Вокруг невозможно было смотреть, картина напоминала отечественные фильмы про войну: трупы, гильзы, воронки… Село окружили со всех сторон. Началось постепенное сужение кольца. Бандиты ожесточенно сопротивлялись. Но теперь уже они были обречены… Случаев было много всяких, но такой – один…

Андрей Черанев

Другие новости и статьи

« Обычные походы

Радуев спасся бегством »

Запись создана: Четверг, 20 Май 2021 в 19:46 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика