2 Июнь 2021

Разбалансированность внутреннего рынка в СССР в в 1989 г.

oboznik.ru - Семь мифов об СССР
#СССР#история#мифы

Экономическая ситуация в стране в 1989 г. продолжала обостряться. За этот год не выполнен план роста национального дохода на 16,4 млрд руб. Недополучено на 7 млрд руб. продукции промышленного производства, на 8 млрд руб. промышленных товаров народного потребления, на 13 млрд руб. продукции сельского хозяйства. При перевыполнении общего объема капитальных вложений основных фондов недополучено более чем на 10 млрд руб. Возрос объем незавершенного производства по важнейшим видам продукции (первичная переработка нефти, минеральные удобрения, синтетический каучук, серная кислота, сода, магистральные тепловозы, пассажирские вагоны, экскаваторы, автомобили и т.д.) не только в сравнении с 1988 г., но и с 1985 г.

В целом промышленное производство возросло всего лишь на 1,7% против 2,5% по плану. Показатели экономики в течение 1989 г. систематически снижались. Реализация курса на повышение хозяйственной самостоятельности предприятий и регионов не всегда приводила к повышению эффективности производственной деятельности. Отчетливо проявились такие негативные факторы субъективного порядка, как стремление уклониться от рационально обоснованной программы производства продукции, занижение планов предприятий по сравнению с показателями государственного плана. В результате этого невыполнение государственного плана по валовому национальному продукту и национальному доходу составило 12 млрд руб.

Недоиспользование производственного потенциала в промышленности нанесло ущерб государству в размере около 19 млрд руб., а темп прироста производства составил только 1,3%. По отдельным комплексам потери составляют: по топливно-энергетическому – около 1 млрд руб., по машиностроительному – 3 млрд руб., по металлургическому – 1,3 млрд руб., по химико-лесному – 1,8 млрд руб., по агропромышленному – 3,1 млрд руб. Существенное отклонение планов предприятий от государственного плана по производству средств производства в 1990 г. содержит угрозу необратимого разбалансирования материально-вещественных пропорций. В топливно-энергетическом комплексе объемы добычи нефти и газового конденсата, принятые в планах предприятиями нефтяной и газовой промышленности, на 16,4 млн т ниже предусмотренных в расчетах Госплана СССР на 1990 г. и на 7 млн т ниже фактического уровня добычи 1989 г.

В связи с этим не была обеспечена поставка на переработку нефтяного сырья в необходимых объемах и уменьшилось производство моторного топлива суммарно на 10,7 млн т и поставка его по госзаказу на 2,5 млн т. Объем добычи естественного газа производственными объединениями газовой и нефтяной промышленности принят на 11 млрд куб. м ниже расчетов, а объем добычи угля в планах предприятий угольной промышленности соответственно ниже на 14 млн т. Планы предприятий металлургического комплекса ниже расчетов к Государственному плану по прокату черных металлов на 1,6 млн т. Особенно значительное снижение по выпуску проката допустили металлургические комбинаты: Череповецкий – 1060 тыс. т, «Азовсталь» – 399 тыс. т, Макеевский – 135 тыс. т. При этом с целью получения дополнительных возможностей для свободной реализации продукции отдельные предприятия занизили план производства против фактического уровня 1989 г., в том числе Карагандинский металлургический комбинат – на 154 тыс. т и Орско-Халиловский – на 114 тыс. т. Предприятиями Минметаллургии СССР не включены в планы поставки по государственному заказу готового проката в объеме 643 тыс. т и 333 тыс. т стальных труб.

Планы производства на 1990 г. в химико-лесном комплексе приняты ниже расчетных показателей по полиэтилену, полипропилену, полистиролу и поливинилхлоридной смоле суммарно на 78 тыс. т, по автомобильным шинам – на 830 тыс. штук, по лекарственным средствам – на сумму около 100 млн руб. Продолжает оставаться напряженным обеспечение потребности народного хозяйства содопродуктами, по которым предприятия Минхимнефтепрома СССР занизили план на 200 тыс. т. При остром дефиците лесных материалов в стране государственный заказ в 1990 г. не был размещен по деловой древесине на 17,6 млн куб. м, фанере клееной – на 230 тыс. куб. м, древесностружечным плитам – на 204 тыс. усл. куб. м, древесноволокнистым плитам – на 35,3 млн кв. м и газетной бумаге – на 114 тыс. т. В промышленности строительных материалов производство цемента принято предприятиями на 1990 г. ниже расчетов к плану на 600 тыс. т. Кроме того, значительно ниже расчетных объемов предусматривается производство таких необходимых для реализации программы жилищного строительства материалов и предметов домоустройства, как линолеум, радиаторы и конвекторы отопительные, ванны и изделия санитарные керамические.

Предприятия машиностроительного комплекса не заключили хозяйственные договора на поставку по госзаказу многих видов оборудования, и в том числе прокатного оборудования и машин непрерывного литья, заготовок для технического перевооружения металлургических предприятий, грузовых магистральных и пассажирских вагонов, нефтеаппаратуры, буровых установок, экскаваторов, бульдозеров, скреперов и другой техники. На кризисное положение в производстве большое влияние оказывает негативное отношение к его развитию местных органов управления, в руках которых находятся строительные мощности и которые имеют право отвода территории для развития производственных мощностей. Сложилась Ситуация, при которой ввод новых мощностей не обеспечивает даже компенсацию выбывающих производств.

Из запланированных в 1989 г. 552 учтенных Госкомстатом СССР важнейших производственных мощностей фактически введено только 278, или 50,4%. При этом выполнение плана по этому показателю в машиностроительном комплексе, который по своему назначению должен определять научно-технический прогресс в экономике, составило 61,5%. В то же время в 1989 г. более чем на 47% увеличилось количество вновь начинаемых строек, сооружаемых за счет средств предприятий. Более 50% прироста объемов незавершенного строительства образовалось в хозяйствах, подведомственных Советам Министров союзных республик. При этом общий потенциал отраслей уменьшается. Только в химико-лесном комплексе за годы текущей пятилетки были выведены из эксплуатации более 300 предприятий и крупных производств с общим объемом выпуска продукции на 12–15 млрд руб.

Последствия таких действий привели к обострению положения с удовлетворением многих жизненно важных потребностей населения. Так, закрытие с 1 января 1989 г. 13 предприятий и производств, поставляющих сырье для медицинской промышленности, привело к снижению выпуска на 30– 40% основных лекарственных средств (болеутоляющих, жаропонижающих, сердечно-сосудистых) на сумму более 1,2 млрд руб. Решение Верховного Совета Армянской ССР о закрытии ереванского производственного объединения «Наирит» повлекло к прекращению поставок его продукции 700 потребителям, в том числе комплектующих резинотехнических изделий для автомобильных конвейеров машиностроительного комплекса, самолетостроения, специальной техники, работающей в экстремальных условиях, товаров народного потребления. Ущерб народному хозяйству СССР был нанесен на сумму около 14 млрд руб. Кризисная ситуация сложилась и в потребительском комплексе. В государственном плане на 1990 г. производство товаров народного потребления в целом по стране определено в объеме 435 млрд руб., в том числе продуктов питания на 156 млрд руб. и непродовольственных товаров народного потребления на 279 млрд руб. Как показывает статистический анализ, по стране в целом в планах предприятий на 1990 г. производство товаров народного потребления принято на 29 млрд руб. меньше, чем предусмотрено в государственном плане (в том числе продовольствия на 10 млрд руб.).

По действовавшему порядку государственные заказы на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья до колхозов и совхозов не доводились. Они поставляли продукцию по договорам, заключаемым с заготовительными организациями. При этом заключение договоров контрактации на 1990 г. проходило крайне неудовлетворительно. Скота законтрактовано 15,2 млн т (66% к расчетам), молока – 64,2 млн т (83%). Неудовлетворительно велась работа по контрактации скота и молока в Грузинской ССР, Таджикской ССР, Узбекской ССР, Армянской ССР и Эстонской ССР. По зерну при госзаказе на поставку 85,3 млн т законтрактовано 61,1 млн т или 72%. Медленно вели эту работу в Узбекской, Киргизской, Армянской и Эстонской союзных республиках. Чрезвычайная ситуация сложилась в инвестиционной сфере. Произошло снижение ввода в эксплуатацию объектов социальной сферы. Ввод в действие общей площади жилых домов за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств предприятий составил только 96% от плановых заданий. В 1989 г. введено на 3,5 млн кв. м жилой площади меньше, чем в 1988 г. На 2,2 млн кв. м меньше намеченного построено жилых домов в жилищно-строительных кооперативах, на 1,5 млн кв. м – в колхозах. Существенное влияние на ухудшение экономической ситуации в стране оказали забастовки, в результате которых было потеряно свыше 7 млн человеко-дней, а прямые потери продукции (невосполненные потери) составили 8,5 млрд руб.

Важным фактором дестабилизации и обострения социально-экономической ситуации в стране является отмена монополии внешней торговли. С внутреннего рынка многие предприятия стали переориентироваться на внешний рынок. Во имя удовлетворения узковедомственных интересов участились случаи нарушения поставок оборудования и сырья на внутренний рынок, вывозится на внешний рынок (законно и незаконно) ценное оборудование и сырье, заключаются договора о строительстве предприятий, наносящих необратимый ущерб экологии, и т.д. Кризисная ситуация в сфере промышленного производства и производства товаров потребления существенно усугубляется неоправданным ростом денежных доходов населения, которые увеличились в 1989 г. по сравнению с 1988 г. на 63,8 млрд руб., или на 12,9%.

Резкое нарастание денежных доходов началось с 1988 г., именно тогда, когда страна стала переходить на новые условия хозяйствования и новые условия оплаты труда. Приросты денежных доходов за 4 года пятилетки составили в 1986 г. – 15 млрд руб., в 1987 г. – 17,3, в 1988 г. – 41,4, в 1989 г. – 63,8 млрд руб. Подавляющая часть этого ускорения падает на оплату труда рабочих и служащих и особенно кооператоров. Социологические исследования позволяют сделать вывод, что многие кооперативы, работающие по договорам с государственными предприятиями, стали выполнять функции «перевода» безналичных денег в деньги наличные, за счет которых устанавливаются непомерно высокие ставки работникам кооперативов, осуществляются различные криминогенные операции (оплата руководителей предприятий, работников министерств и ведомств, обкомов и райкомов и т.д.). Резкое снижение использования производственного потенциала страны и экономически необоснованный выброс денег в обращение вызвали катастрофическое расстройство внутреннего рынка. Практически дефицитными стали все товары потребления за очень небольшим исключением.

Все это порождает у людей чувство неуверенности и тревоги за завтрашний день, вызывает ажиотажный спрос, стремление превратить деньги в любые виды материальных ценностей. Сложившаяся ситуация обусловлена главным образом серьезными ошибками, допущенными в сфере управления, поспешной реализацией необоснованных, а порой мифотворческих рекомендаций некоторых экономистов, попытками «моментального» перехода к рыночной экономике, отсутствием научно обоснованного сочетания планового и рыночного начал в экономике. С переходом к рынку были необдуманно ликвидированы многие рычаги планового воздействия на регулирование производственных процессов, и, в первую очередь, на отраслевом уровне, а идея народно-хозяйственного планирования в значительной мере стала рассматриваться как порождение авторитарно-бюрократической системы, порочной в своей основе. Упраздненные методы государственного планирования, а с ним и методы административного воздействия на производство, особенно по внутриотраслевому сбалансированию и комплектации, не были заменены действенными экономическими регуляторами.

Сыграл отрицательную роль в функционировании экономики переход на выборность руководителей предприятий, поставивших их в прямую и далеко не всегда разумную зависимость от трудовых коллективов. Образовался вакуум управления, вакуум социально-экономической власти в общественном производстве и распределении. Партийный контроль над материальной сферой был снят. Советы еще не приступили к выполнению этих функций, а министерства оказались отстраненными от оперативного управления производством. В

этих условиях резко возросли роль и масштабы теневой экономики, использование ресурсов коррумпированными и спекулятивными элементами, развился групповой эгоизм. Кризис экономики – это следствие не столько масштабов и характера имеющегося производственного потенциала, объемов ресурсов, квалификации кадров, а в значительной мере форм и методов управления экономикой, отдельных, часто неудачных и научно необоснованных управленческих и экономических решений.

Реформирование России: мифы и реальность. – М.: ИСПИ РАН, 2014.

Другие новости и статьи

« Будни войны

Социальная напряженность в СССР в 1991 г. »

Запись создана: Среда, 2 Июнь 2021 в 18:23 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика